Варненский и Великопреславский митрополит КИРИЛЛ дал интервью греческому агентству церковных новостей Amen, в котором рассказал о проблемах с преподаванием Закона Божия, отношениях с церковью Македонии, униатском вопросе и прекращении диалога с инославными со стороны БПЦ.
В ходе разговора Варненский владыка опроверг слухи об особых отношениях между Болгарской церковью и Московской патриархией, об ухудшении отношений с Константинопольской патриархией и заявил, что БПЦ поддерживает однаково близкие отношения со всеми поместными Церквами.
— Есть ли отчуждение между Церковью и государством в Болгарии?
— В эпоху до коммунизма Болгарская церковь была очень тесно связана с государством. Но во времена коммунистического режима появилась трещина между Церковью и государством, которая существует и по сей день. Несмотря на это, мы на хорошем пути. Отношения Болгарской патриархии и государства находятся на удовлетворительном уровне и с каждым годом становятся все лучше. Государство уже помогает путем известных дотаций, прежде всего при постройке храмов. Кроме того надо отметить, что государство и местные власти значительно помогают нам, предостваляя безвозмездно участки под строительство новых церквей. А правительство уже видит в Церкви важного партнера и участника в усвоении средств по европейским программам; до недавнего времени это было не так. Вместе с тем мы ждем от правительства понимания нашей просьбы о включении вероучения в обязательную школьную программу.
— Слышен ли голос Церкви в современном болгарском обществе?
— Церковь имеет определяющую роль в духовном возрождении болгарского народа. Путем ежедневной проповеди и передач по радио и телевидению Церковь приближается к верующим. Почти в каждом приходе есть катехизаторские курсы. При больших храмах городов созданы духовные центры, в которых проводятся семинары и лекции, в том числе и с участием представителей других Православных церквей. Например, в Варне в последние 12 лет мы проводим каждый сентябрь Неделю православной книги – этот форум постепенно сделался важным общегородским событием, привлекающим не телько тысячи православных верующих, но и архиереев из Сербии, России, Румынии, Чехии, Афона. Что касается социальной миссии, то в нашей епархии она сосредоточена в основном в двух центрах помощи молодым людям, зависимым от наркотиков. В этом году вылечившиеся ребята участвуют в Европейской программе “Обучение спасителей”, помогающей им обрести профессиональную альтернативу и не возвращаться более в наркотический капкан.
— Что стало с преодолением внутреннего раскола в Болгарской церкви?
— Мы нашли решение этой проблемы. Как вы, может быть, знаете, в 1998 году в Софии состоялся Всеправославный собор, который принял покаяние многих приверженцев раскола; таковых сегодня осталось очень мало. Как и в прошлом, их поддерживают некоторые политики. Но несомненно, что своими действиями они поставили себя вне канонической Болгарской церкви и Православия. Вот почему в 2004 году тогдашний премьер-министр Болгарии Симеон Сакскобурготский устранил их из церквей и храмов, незаконно захваченных ими. Горстка оставшихся “фанатов” раскола думала, что сможет добиться чего-то через Европейский суд по правам человека в Страсбурге, но из его последнего решения стало ясно, что раскольники могут претендовать только на компенсацию за нарушение их человеческих прав. Надо отметить и то, что те, которые отделились от канонической Болгарской церкви, уже расколоты и между собой. По одной дороге пошел Иннокентий, по другой – Гервасий.
— Есть ли у вас общение с церковью в Скопье?
— Нет, официального общения у нас нет. Поскольку она не признана корпусом Православных церквей, для нас она схизматична. Еще с самого начала Болгарская патриархия ясно заявила, что не согласна с тем, чтобы эта церковь называлась “Македонской церковью”. Претензии этой церкви на это наименование отражаются и на ее взаимоотношениях с остальными Православными церквами. Это серьезный и деликатный вопрос как для церкви в Скопье, так и для значительной части Православных церквей. Было бы хорошо, если бы он вошел и в сферу активного внимания Сербской патриархии, к которой принадлежит Скопье, дабы в конце концов была найдена золотая середина.
— Некоторые утверждают, что в последние годы отношения между Болгарской патриархией и Вселенским престолом не очень гладкие…
— Нет трений в отношениях между Патриархами Максимом и Варфоломеем. Даже наоборот, общение наших церквей на очень хорошем уровне. Болгарская церковь признает и поддерживает Вселенского патриарха в его инициативах по распространению Православия в мире и вкладе в решение экологических проблем. Во время недавнего визита Патриарха Варфоломея в Болгарию по приглашению Пловдивского митрополита Патриарх Максим и Святейший Синод выдвинули Патриарха Варфоломея на титул почетного доктора Софийского университета. Он стал и почетным гражданином Пловдива. Напомню и то, что Вселенский патриарх уже является почетным доктором университета Бургаса.
— И все же в церковных кругах говорят о более тесных связях с Русской церковью, нежели с Вселенской патриархией…
— Не давайте веры слухам. Как мы сотрудничаем с Фанаром и с остальными Православными церквями, так и с Московской патриархией. У Русской церкви огромные духовные достижения и очень хорошо подготовленные в богословском плане архиереи – такие, как Киевский митрополит Владимир и нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который является сильным иерархом и ревнителем Православия.
— Каковы связи Болгарской церкви с Ватиканом? Остается ли уния источником проблем?
— Конечно. В Болгарии 85% православных и 10% мусульман, а остальные 5% – униаты, католики и другие. Униаты занимаются прозелитизмом по всей стране, выдавая себя за православных, и к сожалению успевают вводить в заблуждение несведущих людей. Мы, в качестве официальной церкви Болгарии, следим внимательно за проблемой, которая в последнее время принимает тревожные размеры – и ставим ее в наших разговорах с Ватиканом, требуя немедленного прекращения этой нечестной деятельности.
— Участвуете ли вы в межрелигиозном диалоге?
— Болгарская церковь устранилась как от межхристианского диалога, так и от Всемирного совета церквей после 1992 года (точнее после 1997 года – ред.), так как в нем участвуют множество раскольников и идолопоклонников. Показателен факт, что Всемирный совет церквей превратился во Всемирный совет церквей и не-церквей, как говорил профессор Конидарис.
— А как обстоят дела с исламом и болгарскими мусульманами?
— Слава Богу, в Болгарии нет проблем с исламом. Могу сказать, что взаимная терпимость и уважение среди религиозных общин являются отличительной чертой современной Болгарии. Уверяю вас, что Болгарская церковь поддерживает их (мусульман – ред.) в деле восстановления мечетей. Они тоже помогают нам при строительстве церквей. В некоторых местах они приходят в храмы, зажигают свечи и выказывают уважение к святыням, например в храме Св. пророка Илии в селе Александрово нашей епархии. Может быть, это покажется вам странным, но некоторые мэры-мусульмане помогают нам больше, чем мэры-атеисты. Когда, разумеется, в дело вмешивается политика, все меняется.
— На каком уровне находятся ваши контакты с Греческой церковью?
— Еще с 1975 года (усилия в этом направлении начались еще в 60-е годы, но первый наш стипендиат поступил на учебу в Грецию в 1972 году – ред.) налицо обмен студентов между богословскими учебными заведениями. Я сам изучал с 1976 года греческий язык и богословие в Афинах и надеюсь, что и другие будут следовать по моим стопам. Духовные связи Греческой и Болгарской церквей расширяются все более, в том числе и через посещения греческими архиереями и клириками Болгарии, куда они приносят св. мощи для поклонения, подобно мощам св. Магдалины, которые прибыли в Болгарию из Святой Горы.
— Вернемся к отношениям с обществом. Обращаются ли к Церкви молодые люди?
— Могу сказать, что сегодня мы наблюдаем возрождение Православия в Болгарии. С 2000 года налицо тяготение молодых людей к Церкви. Приходят целыми семьями и исповедуются. Особенно в Великий пост тысячи верующих заполняют храмы. Даже во времена коммунизма было постоянное число верующих в Церкви. Были и такие, которые не приходили из-за того, что боялись коммунистической власти. Сейчас, однако, наступила свобода и многие христиане жертвуют деньги на то, чтобы восстановились старые или воздвиглись новые храмы там, где во времена коммунизма они были заброшены или разрушены.
— В заключение нашего разговора скажите, пожалуйста, несколько слов о Вашей епархии.
— Я руковожу епархией Варны и Великого Преслава с 1989 года. Население Варны близится к миллиону, а православных 700 тысяч человек. Я счастлив служить в этом историческом городе (Великом Преславе – ред.), который являлся некогда второй столицей Болгарии после Плиски.