—
Ваше Блаженство, какова, на ваш взгляд, особенность
эпохи, в которую мы живём, каковы главные проблемы
человека сегодня?
— Проблемы у человека во все времена после грехопадения одни и те же: заботы житейские и борьба со страстями и искушениями ради спасения бессмертной души. Меняются формы хозяйствования, политические системы, а человек остаётся тем же и точно также нуждается в спасительной помощи Божьей. При этом, действительно, каждая эпоха имеет свои особенности, ставит свои вопросы и вызовы перед Церковью и каждым христианином. Сегодня это секуляризация (обмирщение), которая пытается занять освободившееся место воинствующего атеизма и которая пытается сделать людей, по слову Откровения Иоанна Богослова, «ни холодными, ни горячими», заботящимися только о земном. И воспитывается такое отношение к жизни современным обществом рекламы и безудержного потребления.
— Православный человек нередко оказывается перед лицом выбора между представлениями, санкционируемыми светским общественным сознанием, и велением своей христианской совести. Как в этих условиях сохранять и возогревать в себе верность принципам веры?
— Христианин должен жить во Христе и Христом, молиться Богу и посещать церковь, регулярно читать Евангелие и пытаться воплощать библейские и евангельские заповеди в своей повседневной жизни. Принципы веры недостаточно только возгревать в себе — на них нужно строить жизнь, ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26).
— История нашей страны сложилась так, что немалая часть её граждан была воспитана вне Церкви, без веры. Но при этом многие такие люди стараются жить по совести — по сути, соблюдая библейские заповеди. Как сообщить этим людям о спасительности христианства и спасительности жизни в Церкви?
— Сегодня такое время, когда никто не мешает нам проповедовать. Но для разных категорий людей нужно подбирать свои слова и при этом никогда не лукавить, ничего не делать искусственно или наигранно. Нужно быть искренним и полагаться не на свои знания или умение убеждать, а на помощь Духа Святого, Который научает каждого из нас, как и что говорить, и Который влияет не на разум, а на душу и сердце человека. И тогда может произойти самое, казалось бы, невозможное обращение или вразумление. А людей старшего поколения, независимо от степени их воцерковления, нужно искренне уважать, и нужно помогать им.
— Сегодня нередко говорят, что молодёжь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна. Порой не исключение и церковная молодёжь: куда ей пойти вне храма, чем заняться? А если и создаются где-то православные организации для молодых, то тут же срабатывает возрастное отторжение любой формализованной деятельности — подобные организации кое-где уже окрестили православным комсомолом. Что же может объединить верующую молодёжь?
— Объединять верующих должна Евхаристия. Всех, независимо от возраста и социального положения. И это общение в таинствах и литургия («общее дело») может продолжаться общими делами и братским общением во внебогослужебное время. А чтобы не было формализации, не нужно создавать организаций для молодёжи, православная молодёжь сама должна объединяться для доброделания, просветительского и социального служения. Кстати, это могут делать не только молодые люди.
— Часто первые шаги молодых людей в храме бывают невероятно трудны. Одна из проблем — как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения? Ваше Блаженство, что вы могли бы посоветовать нашим молодым современникам?
— Побольше слушать и поменьше говорить. Побольше — учиться и поменьше — поучать. Должно пройти время, чтобы ваши старые друзья убедились, что ваш приход в Церковь — не сиюминутное увлечение, а сознательный жизненный выбор. Научитесь искренне любить своих друзей независимо от их отношения к вере и Церкви, старайтесь им помогать и поддерживать. И искренне молитесь, чтобы благодать Божья коснулась и сердец ваших друзей.