Православный джихад

Источник: Отрок.ua

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Чтобы убить человека, нужно сильно разгневаться и взять в руку камень. Чтобы убить миллионы людей, нужно сначала придумать теорию. И кто бы подумал, что из невинных опытов по измерению формы и объёма черепа вырастут концентрационные лагеря. Кто бы подумал, что из-за одной кабинетной ошибки богослова могут разгореться религиозные войны...

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 593 px. Размер файла 166429 b.
 Духовная брань монаха. Фрагмент внутренней росписи храма монастыря Петру Вода
Духовная брань монаха. Фрагмент внутренней росписи храма монастыря Петру Вода

Би-би-си показывает фильм о человеке. Главный герой — маленькая девочка по имени, допустим, Мэри. Ребёнок с двумя прорезавшимися зубками, одетый в платьице, пускает слюни и ходит на четвереньках. Голос за кадром объясняет: лет за семьдесят жизни слюнные железы Мэри выработают столько-то (называется число) тонн слюны. Каждый день в течение семидесяти лет её почки будут перегонять и очищать столько-то (называется число) ванн крови. Её ногти, если их не стричь, выросли бы на десятки метров. Из волос можно было бы сделать два или три каната для занятий физкультурой...

Весь этот бред длится в начале минутами, затем часами, и человек в этом наукообразном бесовском мареве предстаёт странной машиной, производящей слюну, сопли, кал, мочу, перегоняющей кровь, выращивающей волосы и, в конце концов, сгнивающей в земле безо всякого остатка, без надежды на воскресение, без всякой попытки уцепиться за вечность. Если бы Би-би-си снимало такие фильмы во времена Гитлера, фюрер взял бы эту компанию на денежное довольство, как одно из подразделений геббельсовской пропаганды. Более человеконенавистнических опусов людям никогда не выдумать. По сути, это киноучебник по догматическому человекоубийству. Поскольку, если не сказать, что эта слюноточащая и калообразующая тварь способна писать стихи, молиться и сострадать всему живому; если не сказать, что это существо создано ради преображения для будущей вечности, — то не останется ни одного аргумента против массового и безжалостного уничтожения этого самозваного царя природы. А этого-то как раз и не сказано.

***

Без мысли о Творце, более того, при отказе от Творца человек не имеет ценности. По сути, война против веры — это идеологическое человекоубийство. Не сразу, но уже в ближайших поколениях эта анти-вера родит из себя невиданные жестокости и убийства, поставленные на конвейер. Люди немало поиздевались друг над другом с тех пор, как расплодились за пределами райского сада. Но до эпохи «исторического материализма», то есть до времён догматического безбожия, люди не придумывали фабрик смерти и не ставили кровопролитие на промышленный поток.

Гитлеровцы не просто жгли людей в камерах или травили газом. Они сначала брили их, чтобы волосы использовать на утепление подводных лодок, и вырывали золотые коронки, чтоб переплавлять на слитки для рейха. И сам пепел сожжённых рассыпали по полям в качестве удобрений. Дьявольская экономика.

Скифы, если верить Геродоту, так относились к лошадям: в шкуры одевались, мясо ели, кости жгли и выделывали из них иглы, резцы... В желудке варили жидкую пищу, кровь коней пили на длинных переходах. Безотходное производство. Но то лошади, а это — люди. Чтобы поступать так с людьми, нужно сначала в уме уравнять их с лошадями. Эту услугу оказала атеистическая философия.

***

Даже для отлова или уничтожения бессловесных животных нужны человеку не только ловушки, силки и патроны. Нужны ещё хитрость, смекалка, опыт, практические знания. Тем более для уничтожения человека одним оружием не обойтись. Нужно создать идеологическую базу, придумать оправдания своим действиям. Это — умная брань. Чтобы защитить и сохранить человечество, Церкви нужно вести умную борьбу. Победишь — выживешь. Проиграешь — на место теоретиков придут каратели.

Прежде чем над широкой рекой раскинется мост, прежде чем по его бетонной спине побегут автомобили, нужно создать этот мост в голове. Люди в очках, не похожие на титанов, будут рассчитывать будущую конструкцию и испишут циферками и буковками какие-то бумаги. А потом уже поедет техника, наступит время кранов, арматуры, камней, цемента. Если те худенькие люди в очках ошибутся, если какая-то циферка с какой-то буковкой перепутаются, мост рухнет. Ошибку в расчётах нельзя будет компенсировать ни лишними подпорами, ни добавочными нормами материала. «Умная» ошибка приведёт к тому, что погибнет труд, а может быть, погибнут и люди.

Думать нужно правильно. И о человеке, и о Боге, и о мире. Это тяжёлое занятие дал Бог человеку, чтобы тот упражнялся в нём (Еккл. 1, 13).

***

В классическом исламе есть красивая идея о джихаде языка.

Я, не смущаясь, пользуюсь этим термином, поскольку мы живём в мире, в котором слова и понятия смело выдёргиваются из разных культурных контекстов. Никого не коробит словосочетание «арабский террорист-камикадзе», хотя это настоящие «сапоги всмятку». Мы произносим «мекка туризма», «крестовый поход против большевизма», «моё кредо», при этом не вдумываясь в точный смысл слов «кредо», «Мекка», «крестовый поход» и в плотное смысловое облако, сопутствующее этим понятиям. Поэтому и я смело буду пользоваться словом «джихад» — не для того, чтобы сотрясать воздух элементами арабской лексики, а, напротив, для того, чтобы вскрыть серьёзный смысл, в этом слове содержащийся.

Итак, джихад — это усилие, напряжённый целенаправленный труд, который может выражаться также и в войне. Но война — не главный и не единственный смысл слова «джихад». Джихад руки, например, — это наказание виновных (заключение вора под стражу, телесное наказание отцом ребёнка за серьёзный проступок). Джихад языка — это смысловая борьба, при которой со зла срываются маски, добро поощряется и восхваляется, а зло клеймится. Родители, учителя, священники, учащие добру и ограждающие от зла, ведут настоящую войну, причём священную. Ведут джихад, если угодно. Переведи старика через дорогу, не смейся над калекой, наведи порядок в своей комнате, поделись бутербродом с другом на перемене... Не лги, встань перед старшим, помни Господа. Вы думаете, это просто слова? Это оружие, это стрелы, пущенные в лукавого, а учащий этому детей взрослый человек — воин, стоящий на защите всего мира. Он не обязан говорить то, что всем нравится. Иногда его слова кого-то гладят против шерсти.

Назовите «прерывание беременности» убийством нерождённого человека, «ваучерную приватизацию» — грабежом, и сомнений в том, что вы вступили в войну, у вас не останется. Вас назовут реакционером, фанатиком, религиозным экстремистом. Вас обзовут и чужие, и свои, что ещё сильнее усложнит ситуацию и родит много боли и недоумения. Но истина стоит того, чтобы раз за разом зажигать свечу правильного понимания жизни. Свет этой свечи не разгонит всю тьму, но уничтожит абсолютность тьмы, а это — уже победа.

***

Есть хитрый термин — свобода слова. За ним скрывается право говорить, говорить, говорить до тех пор, пока слова не отделятся от смысла. Так бывает в детской игре, когда сто раз повторённое слово как бы развоплощается и, теряя смысл, становится звуком, просто звуком. Люди, живущие в атмосфере «свободы слова», первым делом утрачивают способность анализировать услышанное. Информация подаётся в виде готового фастфуда. Затем утрачивается желание и способность вслушиваться в чужой голос. Чужой голос становится фоновым явлением. Затем членораздельная речь становится подобной потоку эстрадных песен, звучащих отовсюду, песен, где даже носитель языка слышит лишь «а-а-а-а», «о-о-о-о», сопровождаемые телодвижениями исполнителей. Уже нет «В начале было Слово». Нет даже гамлетовского «слова, слова, слова». Свобода слова неумолимо движется к свободе междометий. И на некотором этапе этой свободы (назовём её сквозь слёзы вершиной человеческого развития) речь исчезает, превращаясь в «му», «гав», «мяу» и «ку-ка-ре-ку». Сам же человек становится на четвереньки и, никого не стесняясь, обнюхивает рядом стоящего на четвереньках бывшего человека под хвостом. Поскольку явление носит массовый характер, никто особо не мучится совестью, видя себя таким же, как все, не хуже и не лучше. Сама совесть объявляется «средневековым пережитком», притом слово «средневековый» понимается лишь одним человеком из десяти.

Если это процесс управляемый (а что-то говорит мне именно об управляемости этого процесса), если кто-то стоит не на четвереньках, а на двух ногах и наблюдает из укрытия за человеческой массой, «доразвившейся» в результате «свободы слова» до хлебания из миски, то он, сей таинственный наблюдатель, может праздновать победу. Он может теперь эту животную массу убивать, дрессировать, может ставить над ней опыты. Потерявший свой природный облик и достоинство человек; человек, добровольно ставший в один ряд с животными, согласившийся считать себя «только животным», пусть прямоходящим и пользующимся орудиями труда, — такой человек и отношения к себе заслуживает лишь как к животному.

Вот вам и воплотившиеся прозрения Оруэлла и Хаксли с Замятиным. Вот вам и римейк на тему «Архипелаг ГУЛАГ». Наше время так любит римейки. Вот вам и фраза «Это не должно повториться», написанная детской рукой на листочке в клеточку. На листочке, зажжённом от дорогой зажигалки и брошенном в пепельницу, стоящую на письменном столе одного из закулисных представителей мировой элиты.

***

Говорят, что Мухаммед, вернувшись с битвы, сказал: «Мы совершили малый джихад. Теперь займёмся большим». Это означало: «Мы воевали и победили. Это — малая война. Теперь будем бороться с собой, со своими недостатками. Это — большая война, большое усилие».

Мы, восточнославянская православная цивилизация, никогда не были никому рабами. Мы победили во многих войнах и смирили хазар и татар, Наполеона и Гитлера. Перечень битых нами врагов занимает долгие страницы справочной литературы. Но то был «малый джихад». Теперь нам предстоит борьба за истину, умная борьба в войне, которую никто не объявлял, но которая, тем не менее, ведётся. Пока мы проигрываем в этой войне. А пленных на этой войне не берут. В ней воюют на полное уничтожение.

Прославить Бога и защитить человека — вот задача православной цивилизации, богочеловеческой цивилизации по своему призванию. Не надо откапывать дедовскую винтовку. На той войне, которая ждёт наших усилий, нужно не стрелять, а молиться; не разбираться в устройстве гранатомёта, а обладать умением объяснить Символ веры и вскрыть тайную ложь в заманчивой на первый взгляд идее.

Это наш джихад, наш великий православный джихад.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Отрок.ua

24 июня 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Алексей29 декабря 2011, 00:07
полнейший бред...уже давно ни с кем не воюет за сферы влияния,а вот то что православная церковь теряет свои позиции на своей же территории-это точно!!!
Ксана 8 сентября 2011, 18:15
Очень интересно. Получается, все семь лет, что я преподавала, водила студентов в музей в свое личное время, рассказывала о волонтерах в детских онкоцентрах, напоминала о Дне Победы, умоляла не влезать в политические авантюры.... получается, все это время я тоже была "на передовой". Значит, я была права, это была не "блажь", как многие говорили, а простая житейская необходимость.

Этот сентябрь - первый, за семь лет, когда я не работаю по специальности (по семейным обстоятельствам). Мне комфортно, спокойно, у меня больше времени и меньше нервотрепки, но все-таки чего-то не хватает. Пойду, помолюсь за коллег, за тех, кто сейчас на передовой. :-)
Валерий20 августа 2011, 10:39
Очень нужная и правильная статья. И слово "джихад" очень даже к месту. Напрасно его здесь критикуют. А "православный джихад" - это вообще-то черносотенство. В Русском Православии вообще сильны традиции радикализма. Те же старообрядцы себя сжигали. О черносотенцах я уже упомянул. А ещё были воинственные православные казаки. Да и не стоит забывать о кавказских православных народах. Так, что не надо прятаться под юбку тёти толерантности... Она нам не родная тётя...
Зинаида 3 августа 2011, 14:34
Отлично! О.Андрей, Вы как всегда на высоте. Храни Вас Бог!
Светлана. 2 августа 2011, 23:35
Хвалить не хочу.Зачем? И так всё понятно. Просто хочется снова жить. Трудиться там, где Господь поставил.Поднять голову, укрепить ослабевшие колени и вспомнить, что надо всё-таки идти против ветра, ну хотя бы брести, если маловато пока сил на полноценную борьбу.
"Вы думаете это просто слова? Это оружие, это стрелы, пущенные в лукавого, а учащий этому взрослый человек - воин, стоящий на защите всего мира".
Ну вот и будем воевать. Ради тех, кто нам дорог. Спасибо.
Сима25 июля 2011, 08:05
Спасибо! Порадовали,вдохновили,помогли определиться. И слово Джихад здесь хорошо.Давно пора встать с уютного кресла.Ещё раз спасибо.
Яна 6 июля 2011, 12:39
согласна с Людмилой. Слово ДЖИХАД в сочетании с православными словами, понятиями мыслями очень режет слух. о. Андрей, конечно, большая умничка, но что-то как-то не по себе от статьи. именно из-за употребления этого слова.
Константин 4 июля 2011, 01:53
Смысл все же, джихад или борьба или еще как-то, остается одним " наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миропровителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных." (ЕФ. гл. 6.) Спаси Господь и Божия Матерь!
Людмила 3 июля 2011, 20:29
Удручена! Нельзя выставлять в заглавие и рядом слова Православие и джихад.А "православный джихад" - это уже понятие? Не мне учить эрудированного миссионера, но о борьбе с грехом - множество ценных мыслей у св. отцов, начиная с В/З.Недавно прочла:'Принятие ложного учения - убийство души'(свт. Василий Великий).Православие - религия радостная. Помните, у А.П.Лопухина:"Аллилуиа - обязанность радоваться.А в статье:'джихад руки, языка; война малая, война великая'...Мороз по коже! Мы безусловно должны бдеть о своем внутреннем состоянии, о спасении, должны "побивать младенцев о камень" (пока помыслы греховные не переросли в грехи действительные).Это называется на современном русском - постоянный самоконтроль, но никак не джихад.
С прискорбием. Раба Божия Людмила.
Андрей 1 июля 2011, 19:22
Что мне нравиться в от. Андрее, так это простота и легкость в его проповедях. Спаси Вас Господи от. Андрей!
Александр29 июня 2011, 11:31
Пасомых много, а настоящих пастырей мало, особенно во светской власти. (вертикаль - упрощ.иерархия).
Уничтожение зла и ненависти, любовь к ближнему - вот что нам заповедано.
А у если кто и хочет истребить в нас доброе и навязать ложные идеалы, посеять злобу и непримирение, то если мы с Богом, то и них ничего не выйдет. Ибо Бог сильнее диавола.
И как бы не вкладывались силы тьмы в глобалистские организации, системы информационного контроля, финансовые институты, "государственных менеджеров непокорных стран", покупку СМИ и тиражирование ложных жизненных установок, поставление в зависимость национальных корпораций - они будут все равно слабее, если мы будем с Богом.
Будем едины, и православные должны друг друга проводить во власть, не из корысти. А во имя того, чтобы делать много добрых дел во власти будучи.

Антониий27 июня 2011, 17:17
Отец Андрей, спасибо за статью!
"Но истина стоит того, чтобы раз за разом зажигать свечу правильного понимания жизни. Свет этой свечи не разгонит всю тьму, но уничтожит абсолютность тьмы, а это — уже победа."
На эту строчку пришли в голову слова из песни
"В мире ослеплённых тьмой
Может солнцем показаться
Пламя от свечи" (с) М.Пушкина
Гость27 июня 2011, 13:55
Спаси Вас Христос, отец Андрей! "Пробила" статья до слёз!
Марина27 июня 2011, 01:02
Грандиозно! Какая мощная мысль и как лаконично изложена. Снимаю шляпу. Но, что характерно... Распечатала, дала почитать некоторым знакомым (православным, воцерковлённым). Не поняли. Даже не дочитали до конца. Привыкли, что всё разжуют, объяснят, в рот положат. Виноваты ли они в этом? Нет. Так приучили. Мыслить самостоятельно в Церкви - не обязательно. И таких из нас большинство. А напишите, пожалуйста, статью про "внутрицерковный православный джихад". Спасибо.
Фотиния26 июня 2011, 19:49
Спаси Вас Господи, отец Андрей! Повторяю эти слова каждый раз по прочтении ваших статей-размышлений-наставлений.
Александр26 июня 2011, 00:40
Спаси Господи за умную статью! Надеюсь, что найдутся и другие умные люди, которые всё так вот взвешенно и чётко разъяснят людям в чём смысл их жизни и что делать.
Александр26 июня 2011, 00:39
Спаси Господи за умную статью! Надеюсь, что найдутся и другие умные люди, которые всё так вот взвешенно и чётко разъяснят людям в чём смысл их жизни и что делать.
Рустик25 июня 2011, 16:20
Очень уважаю отца Андрея за его глубокие статьи-проповеди, и вижу, что это уважение разделяют со мной многие, но меня смущает и очень расстраивает, когда отец Андрей как-то особенно тепло относится к Исламу, считает его "родственным" христианству, почитающим единого Творца. Неужели такой глубоко копающий батюшка, как отец Андрей, не видит, что все эти правильные мусульманские установки, малые и большие джихады, все эти, переработанные под тысячу и одну ночь, христианские истины преследуют лишь одну, главную цель, увести от Единственного Спасителя, от Христа? Какая польза человеку от того, что он уйдет за самым замечательным лидером, с точки зрения этого мира, но пройдет мимо Христа? Ислам ведь именно этим и занимается. Я вырос и сейчас живу среди мусульман, большинство из них очень хорошие люди, дорогие для меня люди, моя кровь и плоть, но они слушать ничего не хотят о Спасителе, Он для них хороший парень и не более. Но ведь это беда и беда именно для мусульман, мы же их предаем, когда заигрываем с истиной? Может кто-нибудь знает как связаться по электронке с отцом Андреем? Мое мнение, лишь мое мнение, но отец Андрей, это уважаемый духовный лидер и его слушают тысячи и будет очень печально и страшно, если хоть кто-то соблазниться от его слов и пройдет мимо Христа.
Виктор25 июня 2011, 15:51
Ах батюшка, не перестаю восхищаться Божьим промыслом в ваших устах. Так бывает,что дает Господь глагол не только для чтения Евангелия. Берегите этот дар и не закапывайте.Спаси Христос!!!
Лариса25 июня 2011, 14:57
согласна с Александром , статья вскрывает нарыв западной цивилизации, а чтоб читали - распечатывайте , давайте читать своим прихожанам , ведь не у всех есть доступ к информации
Виктор25 июня 2011, 01:51
Все вроде хорошо, но можно было обойтись без "джихада", без "классического ислама" (классический ислам - это ваххабизм), и сомнительных историй про Мухамеда.

"""Мы, восточнославянская православная цивилизация, никогда не были никому рабами. """

Что-то ужасно напоминает...
Под татарами мы все-таки были, и ярлык на княжение просили.
Татьяна25 июня 2011, 01:06
Потрясающая статья, меткая.... Но меня лично смущает употребление слова "джихад"... Хоть и о. Андрей пояснил выбор этого слова, но все же оно взято из исламской культуры, где это понятие также подразумевает убиение неверных, что уж совсем не относится к христианству.... Да и вообще, я считаю нельзя перенимать исламские термины или понятия... После того, как я прочла о различиях христианства и ислама, я была шокирована, насколько не добра их религия, она не истинна.... Поэтому любой термин оттуда я принимаю лично отрицательно. Это мое личное мнение, никого этим не осуждаю, упаси Бог! Но можно и найти наши обычные русские слова с тем же значением - борьба, война, непринятие, отвержение.. Я лингвист по образованию, и для меня слово, язык, речь - это не просто способ общения. Слово имеет большое влияние на человека и обладает огромной силой. Спасибо большое за статью!!! Храни нас всех Господь!
Вячеслав24 июня 2011, 23:33
Не согласен. Разве мало слов для обозначений борьбы с собой и со своими страстями? Почему беруться слова из лексикона грабителя и педофила????? И к ним присовокупляется слово "православный". Давайте тогда говорить об аурах вокруг храмов, о карме священнослужителей...
Александр Вл.24 июня 2011, 23:28
"Но истина стоит того, чтобы раз за разом зажигать свечу правильного понимания жизни. Свет этой свечи не разгонит всю тьму, но уничтожит абсолютность тьмы, а это — уже победа."
Красиво и мужественно. Вдохновляет.
Светлана24 июня 2011, 21:54
Очень интересно!Отец Андрей у вас всегда замечательные и познавательные статьи.
Александр24 июня 2011, 20:37
Как верно расставлены акценты!Но как довести смысл до широких масс?Вообще это очень злободневная тема,вскрывающая нарыв западной цивилизации.Хотелось бы,чтобы автор не ограничился этой статьёй,буду ждать дальнейших публикаций.
Константин24 июня 2011, 20:03
Как Всегда ,у отца Андрея ,Замечательно !
Вера24 июня 2011, 16:14
Неожиданно!
СергейП24 июня 2011, 14:42
Я бы про винтовку не забывал бы-иногда надо
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×