Убеждать не надо. Надо помогать

«Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется… что от нас, от наших усилий что-то зависит, и мы начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, и делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым… Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку,— дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других, и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати результата не будет никакого; вернее, будет, но противоположный».

Прошу прощения за длинную цитату — она из давней проповеди протоиерея Димитрия Смирнова. Проповедь задела меня потому, что я не раз и не два задавала себе вопрос — мучительный, как все наивные вопросы,— почему у меня не получается переубедить — его, ее, их?.. Почему я никак не могу разобрать завалы банальных заблуждений и привести своего заплутавшего ближнего туда, куда надо, а именно — в православный храм? Почему ближний упрямится? Почему он мне не верит? И на что он, глупый, обижается?!

За вопросами следовал целый список «диагнозов», иначе говоря, претензий к этим самым упорствующим ближним: гордость; самоуверенность; страх расстаться с мнимой свободой; нечистая совесть и бессознательное сопротивление раскаянию; инертность, пассивность, безволие; наконец, просто лень.

Тормоза у меня, впрочем, срабатывали: я не могла не видеть, что мои упорствующие в большинстве своем не глупее и, как минимум, не хуже меня. А как максимум, заметно получше.

Постепенно я поняла: искреннее, казалось бы, желание привести своего ближнего в Православие — это очень коварная вещь на самом деле. Оно очень легко вводит нас в соблазн осуждения, а заодно — высокомерия и самодовольства. Рассуждая о том, почему один человек в Церковь приходит, а другой нет, увлекаясь этими рассуждениями, мы и не замечаем, как поскальзываемся. Однажды мне в голову пришла мысль, показавшаяся замечательной: «Если человек действительно ищет истину, если он по-настоящему честен с самим собой, он, пусть не сразу, пусть после каких-то поисков, но все равно придет к Православию». Но следом за этой мыслью пришел и отрезвляющий вопрос: что же это получается? Я, значит, сама с собою честна, а вон тот человек, ныне уже покойный, в Церковь так и не пришедший,— был нечестен? Вправе ли мы вообще об этом судить?

Это на самом деле загадка: почему один человек становится верующим и четко определяет свое вероисповедание, другой выбирает «просвещенный» агнос­тицизм, а третий заявляет, что Бога, во-первых, нет, а во-вторых, если и есть, что из этого?.. Это расхождение наших дорог не обусловлено никакими различиями в характерах, моральных кодексах или интеллектуальных уровнях. Перед тайной нужно смириться. Смириться и перестать мучить себя бесконечными «Почему?..» Господь ведает, почему и отчего.

Это с одной стороны. С другой — вера ведь не версия. Если мы христиане — значит, мы исповедуем веру, а не используем в своих духовных интересах версию, чисто субъективно выбранную нами из многих иных: «Вот это мне, пожалуй, по душе». От нас ведь хотят именно этого — чтоб мы, как говорится, не претендовали на истину в конечной инстанции: «Ходите, пожалуйста, в свою православную церковь, но не думайте, что те, кто ходит не в нее, неправы». При этом предполагается, что истины как бы и нет, во всяком случае, она никому не известна, потому никто не должен претендовать на обладание ею. «Единственное, на чем можно и нужно настаивать, говорят обычно в таких дискуссиях,— на том, что все возможные мировоззрения, кроме, разумеется, деструктивных и социально опасных, имеют равное право на существование»

Право — как в юридическом смысле, так и в моральном — они действительно имеют, и Церковь никогда на это право не покушалась. Но из этого не следует, что мы не должны, во-первых, воспринимать свою веру как веру истинную (иначе ведь невозможно!), во-вторых, защищать ее от ложных суждений и толкований, в-третьих, рассказывать о ней другим — то есть быть ее миссионерами. Если мы не можем или не считаем себя вправе это делать, тогда мы подобны соли, потерявшей силу (см.: Мф. 5, 13). Просто здесь нужно видеть золотую середину, иначе говоря — выработать норму поведения.

«Так, а ты в церкви-то бываешь? Когда в последний раз исповедовался? Ни разу?! Ну, слушай, так не пойдет!..» — это агрессия, это попытка схватить человека за руку и затащить в храм силой (довольно распространенная в подобных случаях фраза «Никак его не затащу!»).

Но если мы слышим от ближнего что-то вроде: «Бог должен быть в душе, зачем все эти обряды?» — мы должны уметь ответить. Тактично, не атакуя, не унижая — но твердо и уверенно, чтоб человек почувствовал доверие к нашим словам и интерес к ним. И, разумеется, кратко, потому, что долгая речь — насилие над вниманием собеседника. Иногда вполне достаточно произнести: «Да, когда-то я и сам(а) так думал(а)». Заодно вспомнишь, что сам такой был, и остынешь.

Конечно, я знаю все это чисто теоретически, а практически вести себя в подобных ситуациях почти не умею. Научиться трудно. Почему? Не потому ли, что в нас мало любви? «Учить людей нельзя, их надо кормить физически и душевно» — так писал великий христианин безбожной эпохи Сергей Фудель. А мы ведь не тем озабочены, чтоб человека поддержать, чтоб ему помочь, а тем, чтоб его поправить. Чтоб он не портил нам погоды и не причинял душевного дискомфорта. Мы видим ошибки и заблуждения ближних, но не видим тех бед, тех болезней, симптомами которых эти ошибки на деле являются. Человек говорит, что не доверяет «этим попам»,— мы возмущаемся его несправедливостью и не думаем о том, что человек этот с неких пор вообще никому не доверяет. Он боится доверять, он уже заранее вооружается недоверием — против всех и вся, и особенно — против тех, кому ему очень хотелось бы довериться на самом деле. Попробуйте-ка вылечить его от этой болезни! Это куда сложнее, чем возмущаться его неправотой и обрушивать на него гневные контрдоводы.

Любовь обучать не надо, она изначально все, что ей нужно, умеет. А мы неумелы от нелюбви, от эгоцентричности. Как говорит (см. начало) отец Димитрий, по своему образу хотим всех переделать, а не по образу Божию.

Нам бы успокоиться. Перестать нервничать из-за чужого упрямства и неразумия. Потому что эта нервозность — от того, чему посвящена процитированная в начале проповедь, а именно от маловерия. Сами мало верим, а хотим, чтоб от нашей веры, как от огня, загорались другие… А вообще-то ведь нужно, чтоб загорались.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир! 28 января 2022, 21:45
Мне этого наверное и не хватало для понимания чего то важного...
наталья 5 октября 2018, 12:17
хочу получать вашу рассылку спасибо
Игорь27 марта 2018, 08:08
В точку!
Михаил28 января 2014, 10:14
А помощь-милосердие? Когда помогаеш-заботишся о немощных. При том при всём этими делами на тебя изливается благодарность людская и благодать Божья, чего наоборот не получаешь, когда делаешь дела "по дому", и близкие не благодарят, а ты желаеш-ждёш.А может дело в том, что мы практически не умеем привлекать, увлекать, общаться, делать дела милосердия с любовью, чтобы от этого нашу душу наполняла радость-благодать-счастье, с членами общины-Церкви своего-родного храма, и наше мессионерство с людьми не пришедшими к Богу - просто разговоры?
Евгении - а может за тем пост, молитва, храм-Церковь, чтобы не возводить человека в Бога: ждать и надеять от него милосердия, помощи, сочуствия, любви, - и когда не получаем, не просто разочаровываемся в нём, а очень часто ненавидим его.
Дмитрию - а может потому что бесы трепещут перед Богом, как враги его, а мы должны трепещать как дети перед родителями, которых, несмотря ни на что, мы продолжаем любить, потому что когда они с нами нам спокойно-не страшно, мы радостны, мы счастливы
людмила25 июня 2013, 16:16
Спаси Господи, Марина! И не стоило извиняться за длинную цитату, она - как раз то, что мне нужно было в данный момент. Наступило просветление мозгов и большое облегчение (а то все время думаешь, что ты должен что-то сделать, например, чтобы племянник причащался, и эта мысль не дает покоя, а тут батюшка прекрасно объясняет, что как раз наоборот - просто надо оставить людей в покое и не давить на них). Всех Вам благ! :)
Дмитрий20 марта 2013, 10:58
Евгения:Братья и сестры, поделитесь опытом, пожалуйста. Что бы Вы ответили на вопросы типа "зачем все эти обряды, когда Бог в душе" или "зачем вы себя мучаете, ничего не едите в тот свой пост"?
Меня "зацепили" слова сказанные мне батюшкой,что бесы тоже веруют и трепещат
Евгения 8 августа 2011, 13:01
Братья и сестры, поделитесь опытом, пожалуйста. Что бы Вы ответили на вопросы типа "зачем все эти обряды, когда Бог в душе" или "зачем вы себя мучаете, ничего не едите в тот свой пост"?

Вообще, порой, к примеру, в пост, думаешь не о Боге и душе, а о том, как избежать нападок "друзей" и близких и как ответить на извечный вопрос: "Зачем тебе это всё надо? Ты что, грешная такая?"
Тарас27 июля 2011, 02:56
Спасибо! Эта статья - то,что я искал. Действительно,больная тема
Наталия 26 июля 2011, 22:15
Читала и видела себя.
Спаси Господи за очень полезную и актуальную статью.
Матвей26 июля 2011, 18:11
Вопрос важный, а статья не о чем.
Леван26 июля 2011, 18:06
Спаси Господи за актуальную статью!
Тема очень знакома...
Татяна26 июля 2011, 15:25
Спасибо!!!!!!!!!! Как актуальна и злободневна эта статья.
Людмила26 июля 2011, 14:57
Мы живем в такое время,когда понятие греха, помыслов,души понятны только верующим.Когда человек имеет крышу над головой,пищу,одежду, нет войн,преследований,притеснений.Этого многим хватает и искать чего-то большего как бы не зачем.Плюс гордыня,мирская суета,соблазны.Люди гибнут,сами того не замечая.И смотреть на это равнодушно нельзя,но и насильно мил не будешь.Нужна молитва,терпение,огромный труд души и вера в помощь Божию.Эта проблема,увы, не обошла и меня стороной.Так что борюсь, на моей стороне Бог.
Осначёва Екатерина26 июля 2011, 10:35
На мой взгляд, это влияние т.н. коллективной ментальности в стране, которая заменила собой ощущение народом соборности, а в нашем наукограде это особенно чувствуется. Задача действительно сложная - объяснить хорошим людям, для чего им нужны вера, церковь. Они перестали ощущать потребность в Боге, в покаянии, откровении помыслов, а многим, особенно среди тех, кому за 30, церковность и вовсе чужда в силу их атеистического воспитания. Сложно бывает ответить даже вроде бы считающим себя верующими родственникам, для чего "мучить" детей в церкви и в паломнических поездках. Что же касается российской интеллектуальной элиты, часть которой некогда была сосредоточена в нашем городе, то не только их воцерковление, но даже сочувственное отношение к церкви и верующим представляется большой трудностью. Знаний и опыта мирянина тут явно недостаточно.
Ксения26 июля 2011, 00:39
Всё совершенно верно. Я сама загорелась огнём веры от людей, которые мне ничего абсолютно не навязывали, а просто были спокойны и уверены в себе, без всяких нравоучений несли с почётом свою веру, как настоящие христиане, подавая пример своим достойным поведением, а не сентенциями. А те, кто заставлял, как раз и не вызывал ни капли доверия, да. Теперь и сама стараюсь не навязывать свои чувства, мысли, а просто живу. Люди вокруг стали замечать, что я меняюсь и тянутся следом сами.
Я сама себе часто говорю одну фразу, когда вижу, что кто то упорно не хочет воцерквляться:у каждого свой путь. Мне никто на моём многотрудном пути (без малого 12 лет) не мешал. Сколько же этому человеку то нужно, чтобы прийти к Богу?...Прочитаю Иисусову молитву о нём и всё) Другой помощи, наверное и не надо)
Виктор25 июля 2011, 16:08
На цитату можно сказать только одно:
Слава Богу, что Апостолы так не думали.

Мы близких хотим привести в Церковь не потому, не верим, а потому что не хотим, чтобы близкие, которых мы любим, погибли. И это - нормально.
Елена25 июля 2011, 14:35
Спаси Бог! очень больная тема!.....
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×