О духовном смысле преодоления Смуты

В очередном выпуске программы «Слово пастыря», который вышел в эфир в канун праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл размышляет о духовном значении событий 400-летней давности, когда в России была преодолена Смута.

Доброе утро, дорогие телезрители!

Мы выходим в эфир в канун замечательного события. Завтра 4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери, День народного единства — наш общенациональный праздник, который установлен в честь освобождения Кремля, а затем Москвы и всей России, от польской интервенции, преодоления Смуты. В этом году мы празднуем 400-летие этого великого события. Я хотел бы несколько слов сказать именно по этому поводу.

Что произошло 400 лет тому назад? Произошло избавление страны, народа нашего от погибели. Мы были на волосок от исторической трагедии, от уничтожения страны, от потери ее суверенитета, от ассимиляции Православия католичеством — в общем, от национального уничтожения.

История хорошо известна. После смерти Иоанна Грозного началась череда проблем, связанных с желанием тех или иных боярских кланов добиться власти, войти во власть, — особенно после смерти Федора Ивановича, сына царя Ивана Грозного. Не буду рассказывать вам про все эти исторические перипетии — и прочитать об этом можно, да и многие из вас все это хорошо знают.

Важно другое. Что же произошло с нашим народом, что враг дошел до Москвы, не встречая практически никакого сопротивления, и вступил в Кремль? Что произошло с нашим народом, когда в Смоленск из Москвы было направлено посольство — делегация, состоящая из бояр, с просьбой к королю Сигизмунду посадить на царство в Москве его сына Владислава? Ведь инициатива-то исходила из Москвы. Конечно, военная инициатива происходила из Польши, и на русскую землю пришли польские войска, но кто их пригласил в Москву? Кто перед ними открыл этот путь? Те самые бояре, элита, которая считала, что возведение на Московский престол королевича Владислава будет неким модернизационным проектом для России. Мол, новая власть — западноевропейская, образованная; армия гораздо сильнее московской, лучше вооруженная; европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним — и западная трактовка христианства…

Все это воспринималось многими как путь к модернизации страны. Но лучшие люди в Москве, в России понимали, что это будет не модернизация, не прогресс в государственной, общественной, экономической, военной сферах, а это будет потеря суверенитета, потеря независимости, исчезновение страны. Именно эти люди понимали, что речь идет не об улучшении жизни народа, не об укреплении государства, а о полном демонтаже государственной и народной жизни.

И, может быть, самый главный вопрос, на который мы сегодня должны отвечать в связи с празднованием 400-летия Смуты: как это могло произойти? Почему русские люди, бояре, вроде бы ответственные за судьбу страны, — почему они сознательно пошли на все эти поступки, которые можно квалифицировать как просто предательство? Ведь они не думали, что предают страну, Родину — они считали, что делают великое и благое дело.

Все это очень перекликается и с нашим сегодняшним днем. Многим импонирует заимствование иных образцов общественного, политического развития, отказ от своей самобытности, от своей веры, которая для тех, кто предлагает этот отказ, представляется косной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству. Все это присутствует и сегодня. Но совершенно очевидно, что 400 лет назад нашлись люди — Патриарх Гермоген, который отказался подписать воззвание, призывающее русский народ склониться перед Владиславом; Минин и Пожарский, которые в ответ на призывы Патриарха Гермогена подняли ополчение; жители многих регионов России, поддержавшие это ополчение, — и все они понимали, что речь идет не о благе страны, а о ее погибели.

После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия получила второе дыхание, огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоения новых земель. Будто некая пружина, которая сдерживалась, произвела мощное движение, огромной силы толчок, и Московия превращается в великое государство от моря и до моря, от океана до океана, сохраняя свою самобытность, свою веру и одновременно развивая экономику, укрепляя политические основы жизни, содействуя общественному развитию нации.

Вот и сегодня мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения условий бытия нашего народа. Речь идет не о том, чтобы уходить в изоляцию, отказываться от опыта других, отказываться от взаимного обмена, от того чтобы быть страной открытой в экономическом, научном, культурном смысле слова. Речь идет о том, что не могут приноситься в жертву всему этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность, и, что самое главное, не могут разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни народа. Вот тогда любое совершенствование общественных отношений, науки, искусства, образования — то, что мы сегодня называем словом «модернизация», — будет содействовать и улучшению жизни людей, и усилению основ нашего государства.

Празднуя 400-летие окончания Смуты, мы должны сделать выводы из всего того, что произошло 400 лет назад, и не наступать вновь, как говорят, на те же грабли. Мы должны вдохновляться великим примером Патриарха Гермогена, Минина и Пожарского, тех мужественных защитников Родины, которые, подняв мощное народное движение, освободили страну от иноземных интервентов и заложили основы замечательного развития народной жизни и совершенствования Российского государства.

Мы завтра будем праздновать этот праздник. Начнем мы это празднование с богослужения, которое будет совершено в Успенском соборе Московского Кремля. Специально в честь праздника из Санкт-Петербурга будет привезен чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, который по повелению государя императора Петра I был направлен из Москвы в новую столицу — Санкт-Петербург. Мы будем молиться перед этим образом Царице Небесной о том, чтобы Она покрывала землю нашу, чтобы укрепляла веру нашего народа, чтобы помогала сохранить всегда независимой, устойчивой жизнь нашего Отечества, и верим, что Царица Небесная приклонит милость ко всем нам.

Ну, а что касается отношений с Польшей. По милости Божией в этом году, во время моего посещения Польши, вместе с руководством Католической Церкви Польши, которая является в этой стране Церковью большинства, мы подписали Совместное послание к народам России и Польши. Много чего было в истории — и Смутное время, и Наполеоново нашествие, и потеря Польшей своего суверенитета, и тяжелейшие события, связанные с историей ХХ века, когда страдали русские от поляков и поляки от русских, — большой груз негативных эмоций, связанных с нашей общей историей. Но этими негативными эмоциями нельзя жить постоянно. Два славянских народа, которые живут бок о бок, не могут эти негативные эмоции, происходящие из прошлого, налагать на жизнь сегодняшнего дня, и тем более не могут, руководствуясь этими эмоциями, тормозить развитие отношений между странами и народами.

Осознание того, что пора перелистнуть страницу, что нельзя бередить постоянно раны, нанесенные историей, было продемонстрировано и Русской Православной Церковью, и Польской Католической Церковью, что и привело к подписанию того документа, о котором я только что сказал. И поэтому, перелистывая тяжелые страницы прошлого, мы освобождаем себя от этого негативного эмоционального груза и открываем свой ум и свое сердце к тому, чтобы по-братски строить отношения с соседней Польшей, особенно принимая во внимание то, что христианские принципы человеческой жизни и в Польше, и в России не просто уважаются большинством, но именно с таким образом жизни наши народы связывают свое благополучие. И в этом смысле вражда минувших веков сменяется сегодня возможностью совместно отстаивать христианские ценности в Европе и содействовать тому, чтобы два народа строили свою жизнь, сохраняя верность евангельским заветам.

На этом я заканчиваю нашу передачу, и пусть Божие благословение пребывает с вами.

Смотри также
Народная монархия.
Выход России из Смуты был уникальной политической технологией
Народная монархия.
Выход России из Смуты был уникальной политической технологией

Артемий Ермаков
В 1610 году Смута достигла своей высшей точки. Московское государство фактически прекратило свое существование. Свергнутый царь Василий Шуйский пленником отправился в Польшу, в Москве правил польский комендант полковник Александр Гонсевский, вне Москвы – кто хотел. Никем не контролируемые польские банды объединялись с русскими казаками и грабили. Не дождавшиеся выплаты жалования шведские наемники захватили Новгород и весь Русский Север.
«Безгосударево время» «Безгосударево время»
Елена Лебедева
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается как государственный праздник. Церковное торжество воедино слилось с национальным: ведь победу 1612 года историки сравнивают только с 1812 годом и с 1941 годом. Смута опалила Москву своим пламенем, но в столице сохранились места и памятники, ставшие свидетелями тех далеких и страшных событий, когда Москва превратилась в гигантское поле битвы за Россию.
Патриарх Ермоген и смутное время Патриарх Ермоген и смутное время
Владимир Жилкин
Время патриаршества Ермогена (1606-1612 гг.) приходится на период Смутного времени. У страны в те годы не стало ни государственной власти, ни боеспособной армии. Были разрушены все структуры управления, все сословные и хозяйственные связи. Бояре и дворяне, купцы и посадские, крестьяне и холопы, ратные люди и казаки - все были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и просто шкурные интересы.
Комментарии
Павел К.25 мая 2021, 15:27
При Петре возникла тенденция заменить живую семью русского православного царства протестанской( диктатура государства, бюрократии в отношениях с Церковью) рабско-крепостнической машиной . Дворяне получили привилегии по факту рождения ,а не за особые заслуги перед Отечеством (исключения были конечно) .Где памятники царю Алексею ? Зато Петр 1 любим и большевиками и дворянами.Русский человек своей душой тянется именно к православному народному царству и служит так ,как будто оно уже есть .
М21 июля 2019, 15:07
С праздником!
Надежда 5 ноября 2018, 17:55
Многая и благая лета нашему Патриарху.
Пусть плюют, пусть клевещут душевнобольные на него, а мы - русские люди, - все - за него.
Может, мы и молчим, и не выходим на митинги, но мы - у себя дома, в Святой Православной Церкви, - что ж тут кричать вокруг.
Держитесь и знайте, русский народ - с Вами, Ваше Святейшество.
простой православный человек20 июля 2013, 23:05
Многая и благая лета нашему Патриарху.
Пусть плюют, пусть клевещут душевнобольные на него, а мы - русские люди, - все - за него.
Может, мы и молчим, и не выходим на митинги, но мы - у себя дома, в Святой Православной Церкви, - что ж тут кричать вокруг.
Держитесь и знайте, русский народ - с Вами, Ваше Святейшество.
Павел12 июня 2013, 23:33
Спасибо вам Святейший Патриарх Кирилл.
Как необходимо это знать каждому русскому человеку!
Спаси Господи!
Татьяна24 ноября 2012, 14:19
Спасибо! Как это необходимо знать Благодарю вас!Слава тебе Господе!
Ксения 7 ноября 2012, 19:30
вот за эти-то искренние и верные слова, а еще за то, что слишком уж откровенно и неудобно наш Патриарх порой говорит, и причем проводит очень уж четкие параллели, и ненавидит его вся русофобская либерастня. Многие Вам лета, наш любимый Патриарх Кирилл!
Елена.Украина 6 ноября 2012, 00:41
Человек должен делать для спасения других все,что от него зависит.А то,что будет не в его силах,сделает Сам Бог. Блаженны миротворцы...
Артем 5 ноября 2012, 18:15
Видите ли Алекс...Ежели,что то,кому то,приказывают из РОНО,значит это "что то"-одобрено там,где начинается "вертикаль власти".Как,не нужно быть стратегом,чтобы понять,что происходит,когда неприятель стягивает к твоим границам войска,с одновременным осмотром местности,так и не нужно быть политологом,чтобы понять,что произойдет при вводимом тотальном "ржаче" (смешным должно быть все от былин до истории),массовом ввозе уже не нужной, чужой мужской рабочей силы,феминизации всего и вся и нулевом финансировании культуры на местах.Есть десятки других факторов...,но...нас так долго кормили о необходимости "жестких вертикалей","партиями большинства" и "твердых руках",что уже не верится,что этот бардак делают "враги".Это делают не враги.Прекрасных слов,сказано уже так много,что есть большие сомнения в их эффективности.И те,кто создают странные "православномусульманоиудейские" организации по развитию патриотизма ,уверен,об их эффективности такого же мнения.Этот народ болен-а с больным обращаются особым образом,если хотят его конечно вылечить,а красивые слова,при плохом обращении-мало значат. Иосиф Виссарионович знал,что в войне за него будет сила,которая может спать в снегу при 20 градусном морозе,питаясь при этом подножным кормом.О чем думает нынешняя "симфония" мне неведомо.На ум приходит только "после нас хоть потоп",хотя,может они и правда верят,в то,что мусульмане и иудеи смирятся "под руку" православия,как основной религии.
Артем 5 ноября 2012, 16:50
Честно говоря не изучал историю с эстонцами,кроме того,что от голода по мызам ,которые принадлежали немцам,мерли до той же середины 19 века (уж не знаю с потрохами ли Петр купил Эстонию или нет)...Но при чем здесь Эстония и "замечательное развитие" не знаю.И флот начал строится при Петре в "колыбели русского флота" Воронеже.А "струги" ходили по волнам и до Алексея Михайловича.Ни моим детям,ни детям моих знакомых не приказывают праздновать хеллоуин,как и смотреть канал СТС в принципе...Но просмотр телевизора гораздо легче осуществить,чем даже раз в год подготовиться к пусть модному,но уверяю вовсе не такому уж ожидаемому и популярному празднику.
Игорь 5 ноября 2012, 02:19
Речь идет о том, что без целостности государства и политической стабильности нет и быть не может национальной культуры,истории и самобытности народа, тем более такого народа как русский. Это понимали Патриарх Гермоген, Минин и Пожарский и те мужественные защитники Родины, которые подняли мощное народное движение. Это понимает, будем надеятся, современная высшая иерархия - что страна не выдержит еще одну порцию реформ по увеличению свобод и демократизации страны. К сожалению, выросло поколение артемок, которым вообще здесь все не нравится...А потому. что не так как в загранице...
Алекс. 5 ноября 2012, 01:19
Артём. А в Европе конечно же крестьян продавали как людей? Смешно. Конечно, шведы шведов и немцы немцев не продавали за что им зачёт. Но что они делали с теми же Эстонцами которые даже не на ровне с собаками были, пока Пётр 1 не купил Эстонию со всеми потрохами. К самому Петру кстати отношение тоже не однозначное, заигрался он кое в чём касаемо Православной церкви за что и порицаем бывает частенько. А по поводу развития, Российский флот начал строиться как раз таки в царствование Алексея Михайловича,( при котором кстати не было вынесено ни одного смертного приговора) а вот промышленного размаха в кораблестроении достигли благодаря Петру 1. По поводу Русского народа согласен целиком и полностью, так о том же и Патриарх говорит. А по поводу "хелоуина" статья тоже в цель. Хотя тема эта действительно немного раздута, есть вещи в нашей жизни и пострашнее, отечественное телевидение к примеру. Только вот канал СТС из РОНО не приказывают смотреть, а "хелоуин" праздновать приказывают.
Александр 4 ноября 2012, 23:15
Мне,в первую очередь,и нравится Православие за память о своей истории,за мудрое понимание всего происходящего.А Святейший Патриарх-эрудированный,мудрый и сильный проповедник.Он-за неповторение исторических ошибок.За Мир,за братское взаимопонимание.А такое служение может делом и словом выполнять только Пастырь Добрый.
Артем 4 ноября 2012, 20:57
Интересно,о каком "замечательном развитии" идет речь,ежели крестьян продавали как скот, наравне с собаками и лошадьми до середины 19 века...?И не Петр ли Алексеич стал вводить "европейские уровни" "общественного и политического" развития общества...?И до сих пор считается "Великим реформатором"?
А речь сейчас идет о том,что не может приноситься в жертву целостности государства и политической стабильности национальная культура,история и самобытность народа.Причем такого народа как русские.Что сейчас и происходит.При молчании "высшей иерархии",под предлогом "недопущения смуты".

P.S.Нет,ну три темы подряд о хеллоуине это уже слишком...Загляните на канал СТС,посмотрите программу "Даешь молодежь"-это на порядок страшнее...Хотя кому охота связываться...Вдруг в наш век модернизации кто нибудь заговорит о "мракобесии".Хеллоуин.. в натуре блин...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×