МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. Строительство нового храма на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве невозможно без сноса нескольких построек, которые не имеют архитектурно-исторической ценности, тогда как новый храм монастырю остро необходим, заявил РИА Новости во вторник наместник обители архимандрит Тихон (Шевкунов).
Ранее представители общественности высказывали опасения в связи с планируемым сносом зданий XIX -XX века, относящихся к Сретенскому монастырю, и возведением на их месте собора Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке. Освящение собора запланировано на февраль 2017 года. В конце сентября эксперты рабочей группы комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия согласились с необходимостью сноса шести зданий под строительство нового храма.
ПОСТРОЙКИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЦЕННОСТИ
«Да, сносится несколько строений, которые не являются памятниками архитектуры и никогда не были памятниками. Эти здания, построенные в конце XIX — начале XX века, были доходными домами монастыря, монахи здесь не жили. Каждое из этих строений по нескольку раз перестраивалось, аутентичных не осталось ни одного. Эти строения сносятся для того, чтобы на этом месте возвести храм, который совершенно необходим монастырю», — сказал архимандрит Тихон.
Он отметил, что монастырь пошел на снос этих построек «не от хорошей жизни — просто нет другой земли», а предлагавшиеся некоторыми представителями общественности альтернативные варианты строительства нового храма неподалеку от Сретенского монастыря, на месте разрушенных когда-то церквей, мало осуществимы.
«Мы прекрасно понимаем озабоченность обликом Москвы, поэтому мы отвергли все проекты, представленные на конкурсе, в которых храм выходил на линию улицы «Рождественский бульвар». Хотя нам разрешен снос еще одного здания, которое находится на Рождественском бульваре, мы не будем этого делать, и реконструируем это здание, чтобы сохранить историческую линию улицы. А новый храм будет в глубине двора, как и сносимые здания, которые не имеют архитектурно-исторической ценности», — добавил собеседник агентства.
СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ
Архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что новый храм Сретенскому монастырю необходим не только потому, что многочисленные верующие вынуждены молиться на улице из-за нехватки места в единственном уцелевшем храме обители, но и от того, что из-за частых богослужений при большом скоплении народа страдают древние фрески этого собора.
«Настоящий памятник архитектуры — и памятник древний — это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В этом соборе находятся уникальнейшие фрески рубежа 17-18 века, последние, пожалуй, фрески в древнерусском стиле, которые написаны в Москве. Это единственный храм монастыря, и каждый день там происходит три или четыре богослужения, многие из них — при полном скоплении людей, что, конечно, не может не влиять на памятник, на фрески», — добавил представитель Русской церкви.
Он считает, что с появлением нового храма на территории Сретенской обители богослужения в старом соборе сократятся в четыре раза, что положительно скажется на его состоянии. Наместник также пообещал, что инициаторы строительства храма Новомучеников и исповедников Российских на крови сделают все, чтобы «сохранить особый старый дух» московской обители. «Сейчас идет большая работа по переработке проекта. Мы делаем все, чтобы этот новый храм вписался в исторический облик монастыря», — отметил священнослужитель.
Сретенский монастырь был основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а в конце 1925 года был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. К 1917 году в монастыре было три храма, а до настоящего времени сохранился только один — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
А может сделать новый храм не столь помпезным и малых размеров, тогда богослужения будут в двух храмах и проблему можно считать исчерпанной. Много народу собирается только в праздничные дни, в будни нет надобности вести службу в 2-х храмах."
Раньше люди жили в маленьких домах и строили большие величественные Храмы, сейчас в новых спальных районах вырастают едва заметные маленькие церквушечки среди больших-пребольших домов - это так символизирует духовное состояние нашего общества в динамике... А может вообще молельные палатки поставить индивидуальные, чтобы скромно без помпезности и по количеству человек.
Как велико Божие величие - разве мы не должны Творцу всех и вся строить и здания величественные?
И еще, Храм Христа Спасителя строили всем миром. Разве мы не поможем строить и этот Храм, куда можно пожертвовать на Храм?
Вот вы и жертвуйте чем хотите, там, на Украине. А Москва пожертвовала абсолютно всем, скоро совсем не останется хоть сколько нибудь старых строений.
А я все удивлялась, где же строить храм, если места нет. Оказывается, ответ прост - очередной снос....
Мне, как коренной жительницы Москвы, это больно
Ольга,поверьте,Россию я люблю не меньше чем Украину. Поймите,спасение живых храмов(человеческих душ) намного важнее,чем сохранение построек материальных.Ведь Храм же строить будут,а не колизей. Тем более,если другого выхода нет. Не будет же множество людей,прихожан Сретенского монастыря,молиться на улице,зимой в 35 градусный мороз. Человек и спасение его души для Бога гораздо важнее,чем постройки,пусть даже самые лучшие. Понимаю Вашу боль,но и Вы поймите других,которые стремятся ко Христу. Кто знает,сколько еще человек получит возможность спасения в будущем,в новопостроенном Храме. Пусть спасаются,не будем препятствовать замыслу Божьему о них. Это будет памятник Новомученикам.
Вот вы и жертвуйте чем хотите, там, на Украине. А Москва пожертвовала абсолютно всем, скоро совсем не останется хоть сколько нибудь старых строений.
А я все удивлялась, где же строить храм, если места нет. Оказывается, ответ прост - очередной снос....
Мне, как коренной жительницы Москвы, это больно
Не стоит тратить время на эти объяснения с "общественностью"...
Надо строить, и не во дворе, а на улице, чтобы храм был виден отовсюду, - это немолчная проповедь. Пока есть возможность, её нельзя упускать, во дворах ещё успеется построить".
Родион Николаевич, если мы будем вести себя и действовать как большевики - то тогда давайте не будем возмущаться и удивляться, что не всем москвичам нравится то, что мы делаем. И может не успеться во дворах храмы построить - создадим революционную обстановку... и будем в тундре строить, а не на улице... (шутка). Надо тратить время на общественность, договариваться и попытаться перетянуть её на свою сторону! Обязательно надо.
Люблю Сретенский монастырь, и Москву старую люблю.
И хочу сказать, что проект выбран ОЧЕНЬ не однозначный!
Вся надежда на то, что ещё переработается 100раз (как это и бывает!).
И что Вы будете делать? Пойдете и будете убивать всех, кто выступает против строительства храма или негативно оценивает ситуацию в современной Русской Православной Церкви?
Согласна с ЕЛЕНОЙ.УКРАИНА, но... О.Тихон - москвич, а это дополнительно усложняет его положение... В Москве, особенно в центре, снесли столько зданий... Жалко. Многим москвичам даже и не важно, что будут строить - лишь бы не сносили старые постройки.
Вариант сохранения и реконструкции здания на Рождественском бульваре, построения храма на 2-ой линии, сохранения исторической линии улицы - самый оптимальный и наименее болезненный.
Помощи Божией Вам, дорогой о.Тихон и крепости духа.
Держитесь! С нами Бог!
Бог в помощь в Богоугодном деле!
Жаль, что среди иных победителей не оказался проект творческого коллектива "Архитектурные мастерские "Классика"". Это, по-видимому, второй проект, в котором высветилась образно идея названия - храм во имя новомучеников и исповедников российских. Не так как в победившем. По иному. Но блеснула.
Спасибо! Теперь бы построить...
Александр Владимирович Арутюнян.
Надо строить, и не во дворе, а на улице, чтобы храм был виден отовсюду, - это немолчная проповедь. Пока есть возможность, её нельзя упускать, во дворах ещё успеется построить.
Не думаю, что провокация. Скорее всего, люди искренне беспокоятся. Учитывая, сколько в Москве за последние 20 лет было снесено старых зданий, их опасения вполне понятны.
Очень хочется верить, что эти опасения действительно беспочвенны.
Нельзя же во всем видеть одни лишь провокации и козни недругов (да еще и проплаченные).
Простите.