17 ноября 2013 года в столице Княжества Лихтенштейн городе Вадуц председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял участие в работе международного коллоквиума, который был посвящен теме «Глубокий кризис в Сирии — новые шаги». Митрополит Иларион выступил на коллоквиуме с публикуемым ниже докладом.
Уважаемые участники коллоквиума, дамы и господа!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить самую страшную гуманитарную катастрофу последних десятилетий — трагедию народа Сирии. Сегодня там происходит подлинный геноцид (не побоюсь этого слова) христиан и других религиозных меньшинств, представляющий собой целенаправленную политику экстремистских и террористических сил.
Мы сознаем, что сирийский конфликт — не просто конфликт, происходящий в одной конкретно взятой стране. Это продолжение процессов, которые творятся в целом ряде стран Ближнего Востока, где набирают силу радикальные элементы, расшатывающие межконфессиональный мир. Там, где они приходят к власти и берут ситуацию под контроль, жертвами становятся религиозные меньшинства, в том числе, христиане.
Показательным является пример Ирака, где при режиме Саддама Хусейна проживало 1,5 миллиона христиан. При помощи внешней военной силы его режим был свергнут якобы во имя «демократии». Однако одним из результатов этих событий стало гонение на христиан, в результате которого их число составляет сегодня по разным оценкам от 150 до 250 тысяч человек. Практически не осталось христиан в Ливии. Очень тяжелые времена переживают христиане в Египте: в период правления «Братьев-мусульман» участились поджоги храмов, нападения на священнослужителей и мирян. В результате этого многие христиане были вынуждены покинуть страну.
Сообщения о пытках и убийствах христиан приходят и из других регионов мира — из Нигерии, Пакистана, Афганистана, Индии. В Косово оскверняются религиозные святыни, разрушены многие храмы, христиане лишены возможности посещать могилы своих родных и молиться Богу на земле своих предков. Однако главным очагом преследований христиан остается Ближний Восток.
Дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке является следствием не только гражданского противостояния, но и того, что ведущие мировые державы имеют в этом регионе свои политические и экономические интересы. Некоторые страны разжигают здесь межконфессиональную вражду, что приводит к тяжелейшим последствиям для региона. Когда западные державы вооружают головорезов и убийц, похитителей людей и экстремистов, это невозможно оправдать никакими политическими целями. Заложниками политики западных государств оказываются местные христиане.
События, происходящие сейчас в Сирии, вызывают глубочайшее беспокойство и тревогу за судьбу христианства в этой стране. Сирия — колыбель христианства. Именно здесь в I веке возникли одни из первых христианских общин и появилось само именование — «христиане». Христиане являются коренным населением этой страны и на протяжении двадцати столетий жили там. После того, как в Сирию пришел ислам, в течение многих веков христиане и мусульмане жили мирно, вплоть до последнего времени. Сирия являла миру пример межрелигиозного согласия. Сегодня этот межрелигиозный баланс нарушен.
Сейчас в тех регионах Сирии, где власть берут в руки радикальные силы, христиане становятся их первой мишенью. Разрушаются и оскверняются христианские храмы, убивают и похищают христианских священнослужителей. Разрушению подвергаются иной раз и мусульманские святыни. Достаточно упомянуть ущерб, причиненный боевиками террористической организации «Джебхат ан-Нусра» Большой омейядской мечети в Алеппо. Десятки, сотни тысяч христиан были вынуждены покинуть страну или стать беженцами внутри страны. Эта гуманитарная катастрофа, которая затрагивает не только христиан, но и очень многих умеренных мусульман, продолжает развиваться. По разным оценкам уже более двух миллионов людей покинули страну.
С началом военных действий религиозные меньшинства в Сирии столкнулись с жестокой агрессией со стороны боевиков. С тех пор каждую неделю мы получаем новости о том, что бандитами разрушен христианский монастырь или храм, похищен и убит священнослужитель, изнасилована христианка, семьи христиан изгнаны из своих домов. Радикалы поставили целью полностью уничтожить христианство в Сирии. Мы принимаем боль и страдания христиан Сирии как свои собственные, потому что по опыту наших отцов знаем, что такое война и преследования за христианскую веру.
В рамках объявленной ими «священной» войны экстремисты пытают и убивают православных священников. Похищают и священников, и епископов, и женщин-христианок, и молодых людей; и никто не знает, где эти люди и что с ними. Лидеры боевиков прямо призывают убивать священников и монахов, ломать кресты, не оставлять никаких следов присутствия христиан.
В рамках этого доклада я не имею возможности перечислять факты разрушений христианских святынь и собственности. Хотел остановиться на гуманитарном аспекте сирийского кризиса.
Эпицентрами нынешних кровавых событий в Сирии стали именно те города и районы, в которых христиане еще недавно составляли до половины населения. Это, прежде всего, Хомс, в котором проживали десятки тысяч христиан, и где сегодня их осталось лишь несколько десятков и почти превращенный в руины Алеппо.
Многие из сирийских христиан, в том числе священники, регулярно похищаются с целью выкупа, подвергаются жестоким убийствам, которым предшествуют пытки с требованиями отречения от веры. При освобождении захваченных повстанцами городских кварталов и сельских поселений нередко обнаруживаются массовые захоронения зверски замученных христиан.
При этом сами христиане занимают нейтральную позицию в гражданском противостоянии, возвышая свой голос лишь в защиту мира. Духовенство разделяет бедствия со своим народом, пытается оказывать посильную помощь страждущим, не жалея ради этого своей жизни.
Конечно, преследованиям подвергаются не только христиане, но также и алавиты и сторонники умеренного суннитского ислама, включая его авторитетных лидеров. Вспомним гибель в результате террористического акта в Дамаске видного исламского богослова имама Рамадана аль-Бути. В самом начале гражданского противостояния в Сирии от рук экстремистов погиб сын верховного муфтия этой страны Ахмада Бадр-эд-Дина Хассуна.
Во многих районах Сирии разразилась настоящая гуманитарная катастрофа — разрушена инфраструктура и люди лишены элементарных условий человеческого существования. От этого страдают, прежде всего, самые беззащитные слои населения, мирные сирийцы вне зависимости от их вероисповедания.