“Распадись, я тебя умоляю” - называется статья Олега Кашина в “снобе”, в которой он уверяет, что “распад России уже произошел” потому что “Люди должны понимать, что объединяет их на этой территории. Ничего этого у России уже нет”. Евгения Альбац в эфире “Эха Москвы” говорит о том, что Сибирь неизбежно отделится и будет поглощена Китаем: “Я, честно говоря, не вижу особой проблемы, и если Россия разделится по Уральскому хребту. Я думаю, что это неизбежно”. Профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев призывает передать российскую Арктику под международный контроль, многие голоса выступают за то, чтобы избавиться от Кавказа и Якутии и зажить нашей урезанной, зато чисто русской страной, в общем, как сказал поэт, ширится, растет заболевание.
Уже ряд депутатов государственной думы, встревожившись, предлагают карать по закону призывы к расчленению России. Такое желание понятно, но, возможно, лучше прибегнуть к другому - к выяснению вопроса о том, “что объединяет людей на этой территории”. Потому что этот вопрос важен не только с точки зрения территориальной целостности России, но и с точки зрения ее нормальной жизни как страны.
Но скажем несколько слов о распаде. Мировой (и достаточно горький) отечественный опыт говорят о том, что распад государства - это бедствие, это лютая смерть для одних, изгнание для других и обнищание - для тех, кому удалось избежать первых двух вариантов. Правда, конечно, будут немногие, которые сказочно обогатятся и приобретут великое могущество на чужих бедах - но таких будет очень немного. Уйди Россия с Кавказа - и он погрузится в войну всех со всеми, тлеющие национальные и религиозные конфликты немедленно перейдут в горячую фазу, в которой победят силы, наиболее сплоченные, безжалостные и имеющие подпитку из-за рубежа. То есть исламские экстремисты, которые отнюдь не станут сидеть на завоеванном Кавказе тихо. Оставшаяся же Россия заполнится беженцами, как русскими, так и, в еще большей степени, нерусскими. Урезанной она, конечно, станет - только вот “чисто русской” едва ли.
Начни этнически русские регионы изобретать себе какие-нибудь “сибирские языки” (Шасливой мужык, которой не хоит на вече варначников/Ешшо не торчит на путе греховодников/Ешшо не сидит в усборишше покрутчиков) и создавать независимые государства, это приведет - в самом гуманном варианте - к распаду экономических связей, в более реалистическом - к ожесточенным конфликтам из-за границ, которые тут же явятся улаживать зарубежные друзья.
В общем, распад России несомненно принес бы великие бедствия населяющим ее людям - до чего тем, кто этот распад обсуждает как нечто желательное и неизбежное, нет никакого дела. Некоторым потому, что пересиживать эти бедствия они будут на безопасном расстоянии от наших снегов - тот же Кашин сейчас пребывает в Швейцарии - некоторым потому, что они, на самом деле, не ожидают никакого распада, а просто фрондируют - ах, какие мы противники режима! Ах, как смело мы бросаем вызов казенному патриотизму!
Другое дело, что при этом люди показывают, что их враждебность обращена не на режим как таковой, и не на лично Путина, а на Россию. Они не желают, чтобы Путин ушел, а Россия была мирной, сильной и процветающей. Они желают именно распада России и бедствий ее народу.
Но как можно на это реагировать? Сажать тех, кто развивает такие идеи, в тюрьмы? Это отчасти можно понять эмоционально, но вряд ли это практично. Сторонники распада непопулярны и выполняют роль прививки. Есть вещи, которые люди не ценят, пока им не придет в голову мысль, что они могут их лишиться.
Мы действительно можем лишиться России и люди действительно должны понимать, что объединяет их на этой территории.
А объединяет нас культура, история и вера. Россия возникла и существует как православная страна. Такие слова обязательно вызовут протест у части аудитории - потому что у нас (как и в Западной Европе) довольно популярны некоторые ложные и разрушительные идеи на этот счет.
Одна из них - это то, что обращение к религиозной традиции, которую не все разделяют, вызовет отчуждение и противопоставление. Не почувствуют ли люди, которые связаны с другими традициями, себя гражданами второго сорта? Опасения эти чаще высказывают люди не- или антирелигиозных убеждений, а не сами представители неправославных религиозных общин, но рассмотрим их подробнее.
Хамские карикатуры на Муххамеда рисовали (а потом их горячо защищали) отнюдь не православные - и вообще не верующие люди, а воинствующие секуляристы, требовавшие себе права невозбранно издеваться над любыми религиозными убеждениями. В европейских городах христианскую символику требуют удалять, как правило, не мусульмане, а тоже воинствующие секуляристы, под предлогом заботы - после всех карикатур - о “чувствах мусульман”.
В том, чтобы оскорбить и оттолкнуть членов различных религиозных общин секуляристы не имеют себе равных, и это не случайность. Для них принципиально важна возможность издеваться над чужой верой, это обязательная часть их идеологии.
Для верующего человека понятно чувство благоговения перед святыней, благовоспитанности, уважения - и поэтому Церковь выступает против того, чтобы оскорблять и уничижать чьи-либо искренние верования - даже если мы их не разделяем. Поэтому часто повторяемый секуляристкий лозунг - только сильное “светское” (т.е. секуляристкое) государство может обеспечить межрелигиозный мир - просто неверен. Лидеры религиозных общин в нашей стране поддерживают между собой самые дружеские отношения - и делают это без помощи секуляристов.
Секуляризм приветствует хамские нападки на чужую веру при отвержении своей; Церковь же призывает хранить свою веру и уважать соседей, которые верят иначе.
Другое возражение исходит с противоположной стороны - некоторые верующие люди полагают, что вера есть только и исключительно вопрос личного спасения, а обращение к ней, когда речь идет, скажем, об укреплении страны, есть профанация. За таким взглядом стоит, отчасти, верное соображение - Христос умер и воскрес не затем, чтобы укреплять то или иное земное Царство, но чтобы привести верующих в Свое.
Однако это не означает, что благодеяния Христа человеческому роду носят исключительно потусторонний характер. Те нравственные стандарты, которые в наше время все люди европейской культуры воспринимают, как само собой разумеющиеся, восходят к библейской картине мира и христианкой проповеди. Европейская цивилизация есть результат действия христианской закваски в среде европейских народов. Попытки удалить эту закваску во имя “научного атеизма” (как у нас) или реконструированного язычества (как в Германии) привели к хорошо известным результатам. Для христианина уйти из общественной жизни - значит оставить ее во власти антихристианских и разрушительных сил.
Поэтому ради сохранения нашей страны нам не нужно стесняться того, что мы православные и живем в православной стране. Это именно то, “что объединяет нас на этой территории”. Не только людей лично верующих - но тех, кто не имея личной веры, готов с уважением относиться к традиции, сформировавшей наш народ и нашу культуру.
Посмотрите историю.Были славянские племена,которых объединили общим названием-Русские.Русские стали увеличивать свою территорию.Многие народы в то время сопротивлялись,но подчинились и,что важно,"не прогадали". Русские не уничтожали народы. Традиции,вера народов (тут и мусульманство и буддизм и язычество и т.д.) сохранена по сей день.Русские не загоняли людей в резервации, переживая с другими народами все тяготы истории,помогая им в развитии. Другие нации уважали русских и сами становились Русскими в могучем Государстве. С другими народами русских объединяет общая тысячелетняя история Совместного строительства и Совместной защиты Государства,Совместные горести и Великие Победы! Об этом Совместном "пути" не должно забывать ни русским, ни другим народам России.
неужели Сергей думал, что на сайт Православие.ру заходят люди, желающие распада России. чего нас убеждать-то? чего ломиться в открытую дверь? много свободного времени?
а вот почему - когда страна в тяжелом положении и действительно недалеко от распада - на Всемирном русском народном соборе обсуждаются какие-то космические проблемы, никак не связанные с нашей жизнью и с реальными вызовами?
от-это вопрос! да еще почему на этом соборе русский народ назван российским? это вообще непонятно.
вот это нам интересно обсудить - для того и сайты нужны. на самом соборе-то не довелось побывать, а том можно было бы попытаться приземлить шествующих к мировым вершинам.
но видимо такого обсуждения не дождаться нам...
Все, что есть в Уголовном кодексе основано на практике, и подобные речи классифицируются как преступление против национальной безопасности. Сажать, конечно, пользы мало, а вот наказание в виде общественных работ...
Вспоминается фраза из "Служебного романа": да на тебе пахать надо, Олег Кашин!