• вовлечение государств региона в «управляемый диалог» по правилам, которые заданы Брюсселем;
• стимулирование выгодных Западу изменений в СНГ;
• обеспечение бесперебойных поставок в Евросоюз нефти и газа.
Наибольший интерес у Брюсселя по-прежнему вызывает Украина, хотя ЕС не в состоянии а) включить в свой состав всю ее территорию, б) предоставить гражданам Украины безвизовый выезд на территорию Евросоюза, в) выделить крупные средства на реконструкцию газотранспортной системы Украины.
Бедность собственными энергетическими ресурсами вынуждает Евросоюз достаточно прагматично подходить, например, к сотрудничеству с богатыми углеводородами государствами Средней Азии и Закавказья, спокойно «забывая» о существующих там проблемах в сфере демократии и прав человека. Главное для Брюсселя - найти и обеспечить альтернативу поставкам российских нефти и газа в Европу. Особая задача «Восточного партнёрства» - контроль над транзитной инфраструктурой на территории Украины, Белоруссии, Молдавии и Приднестровья, посредством которой осуществляется транзит энергоносителей из России на Запад. «Восточные партнеры» рассматриваются Евросоюзом как:
• источник ресурсов, включая трудовые,
• рынки сбыта не самой лучшей продукции из ЕС,
• зона транзита российских энергоносителей под контролем Евросоюза,
• буфер между Россией и объединенной Европой.
Слабым местом западных идеологов проекта «Восточного партнёрства» является то, что для большей части стран, намеченных ими в «восточные партнёры», экономические отношения с Российской Федерацией и ее экономическая поддержка носят стратегический, жизненно важный характер. Именно поэтому Кабинет министров Украины 21 ноября принял решение приостановить процесс подготовки к заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Вспомним: одним из путей диверсификации поставок энергоносителей Европа хотела бы видеть нефтепровод Одесса – Броды – Плоцк - Гданьск, открывающий доступ к азербайджанской и иранской нефти Каспийского региона. Однако этот нефтепровод, первоначально задуманный для транзита каспийской нефти в обход России в Центральную Европу и порты Балтийского моря, не даром строился 5 лет. А потом еще 3 года оставался незагруженным. В конце концов, пришлось запустить его в реверсном режиме в партнерстве с Россией (через терминалы украинского порта Южный).
Проблема импорта энергоносителей, альтернативных российским, осложняется для Евросоюза и тем, что часть постсоветских государств постепенно теряет статус транзитных. Это наглядно продемонстрировали еще несколько лет назад энергетические саммиты в Кракове (2007), Вильнюсе (2007) и Киеве (2008) ещё до того, как у России появились Северный и Южный потоки. Заодно можно вспомнить, что весной 2013 года ряд стран-членов ЕС вопреки европейскому энергетическому законодательству и полноправному членству Украины в Энергетическом сообществе (с марта 2013 года) отказались разрешить транзит газа из Европы в Украину…
Имеется также целый ряд других факторов, не позволяющих говорить всерьез об инкорпорации в Евросоюз экономики Украины. Один из ключевых моментов – украинская экономика, в структуре которой так же, как и в Белоруссии, сырьевые сектора играют меньшую роль, чем в РФ и Казахстане, характеризуется наибольшей энергоемкостью из всей этой четверки. По данным Международного энергетического агентства (IEA), она превышает энергоемкость российской экономики на 40%, что приводит к низкому значению продуктивности использования первичных ресурсов.
Европейцы, как стало видно в последнее время, совсем не спешат избавляться от своих промышленных предприятий, и потенциальные конкуренты в лице промышленных гигантов Украины им абсолютны не нужны. Поэтому образование зоны свободной торговли ЕС – Украина будет равнозначно остановке многих украинских предприятий, лишению миллионов людей рабочих мест и в перспективе парализует инфраструктуру многих городов Украины, замкнутую на крупные предприятия.
Наконец, в рамках задуманной «ассоциации» ЕС ставит перед Украиной целый ряд практически немыслимых и технически невыполнимых условий вроде приведения национального законодательства в соответствие с европейским, ликвидации государственного статуса железных дорог, отказа от действующих технических стандартов и внедрение всего корпуса западно-европейских техстандартов. Что касается последнего, то это в общей сложности более 20.000 стандартов – от размеров нарезки болтов-гаек до разновидностей дорожных знаков и ширины колеи железных дорог, которые в ЕС существенно (85 мм) отличаются от функционирующих в СНГ.