![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157051.p.jpg?mtime=1391146722)
Уранополис – уютный и аккуратный городок. Отсюда утром 27-го октября в субботу на пароме "Святой Пантелеймон" мы ушли морем вдоль берега в Русский монастырь, где и должны были заночевать. Паром - это такой корабль, только вместо привычного острого носа у него большая откидная дверка, куда заходят люди и въезжают грузовики. Довольно приличный по размеру, надо сказать, паром – три палубы. Когда заходили, местная команда кассиров-таможенников светских людей отправляет по одной лесенке, священников по другой. Так что мы с отцом Сергием оказались на разных палубах, хотя потом встретились на верхнем уровне.
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157052.p.jpg?mtime=1391146774)
Отец Сергий - священник из Коломны, и хоть я его называю на "Вы", отношения у нас самые дружеские. Благодаря ему я начал посещать Храм, и очень рад тому, что у нас выпала возможность поехать на Афон вместе.
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157053.p.jpg?mtime=1391146838)
Идем морем… Красота! Вода чистейшая. Пассажиры на ходу кормят чаек, некоторые из них прямо на лету выхватываю печенье из рук. Главное пальцы вовремя убрать, иначе оттяпают - клювы-то как клещи. Я так думаю, половина пассажиров едет на Афон впервые, их сразу видно. Да я и сам такой - только вдали на берегу показались стены первого из монастырей - все дружно защелкали фотоаппаратами и телефонами. Остальная часть пассажиров спокойно и с достоинством продолжает неторопливо разговаривать или просто дремать. Фотографируем красоту, радостно как-то на душе, хорошо!
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157054.p.jpg?mtime=1391146881)
Спустя примерно пару часов подходим к русскому монастырю Святого Пантелеимона. Издалека все очень по-русски и как-то даже по-московски: высотные корпуса архондариков (это так называется гостиница для паломников), тут же грузовики, бульдозеры, экскаватор, и высокие краны. Стройка...
Уже потом после заселения, пытаясь "вдохнуть всей грудью" благодатную тишину монастырского воздуха я понял, что это произойдет не сегодня. Звуки самые что ни на есть бытовые: работает отбойник, где-то жужжит плиткорез, рычит бульдозер.
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157055.p.jpg?mtime=1391146940)
На Афоне паломники, как правило, проводят в монастыре не больше одной ночи. На следующий день отправляются в следующий монастырь. О ночлеге надо заранее звонить и договариваться.
У нас в диамонтирионах (внутриафонских паспортах) был указан монастырь св. Пантелеимона, т.е. жить мы там могли хоть до конца поездки. Но у нас были свои планы, хотя планировать на Афоне что-либо бесполезно: Хозяйка горы Афонской – Пресвятая Богородица все Сама решит, направив вас по тому маршруту, который вам нужнее всего. Кстати, так получилось и с нами.
В холле архондарика познакомились с протоиереем Александром Ториком, автором трилогии о Флавиане. Он здесь с группой своих паломников чуть ли не на 3 недели. Оказалось, у нас с ним одинаковые смартфоны, я попытался помочь ему настроить навигацию. Стояли на балкончике и разбирались в карте.
Русский монастырь порадовал нас своей очередью на заселение (чуть более двух часов, причем в очереди было три человека). Зато поселили нас с о.Сергием в двухместный "номер" с шикарным видом на море. Повезло мне, что я со священником еду в компании. Остальные, менее льготные паломники ночуют в казарме, очень напоминающую армейскую.
![Вид из нашего окна](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157056.p.jpg?mtime=1391146993)
Кинули вещи, пошли по территории погулять, и сразу же мне кто-то из монахов предложил помочь что-то куда-то отнести. Ну как тут не согласиться?
Вечерняя служба (сегодня суббота) началась в восемь вчера (это по греческому времени, а вообще в монастырях время византийское, разница часов в пять). Все очень торжественно и в темноте - только пара свечей горит. Да и вообще ночью темно здесь - берегут электричество, только дежурка горит, чтобы не упасть со ступеней.
После трапезы отстоял три часа в очереди на исповедь к о.Макарию, он духовник всего монастыря. Причем священнослужители и монахи подходят на исповедь без очереди, мы же, русские паломники, терпеливо читали правила и каждый про себя настраивался.
Исповедовался, благословился, надо идти в номер – спать. Время часов десять, а службу обещали рано, только я не понял когда. О.Сергий предложил прогуляться к морю, по темноте. Взяли фонарики, пошли к воде. Ветер сильный, море штормит... Погуляли и спать.
Не спалось ни капли. Наверное перенервничал. В два часа ночи заколотили к колотушку и по коридору кто-то прошел, громко призывая нас вставать на молитву.
Служба была очень торжественная и на русском языке. Часть прихожан стоит в центре, часть сидит в стасидиях. Кто не в курсе - это такие деревянные стулья с откидным сиденьем и подлокотниками. Установлены они по периметру собора. Службы длинные, поэтому можно облокотиться или присесть в уголочек где потемнее. Монахи все черные, только бороды в темноте сверкают. Хорус (такой большой светильник вокруг главного паникадила) раскачали, все движется, плывет, хор чудесно все это поддерживает, причем с левого и с правого клироса, поочередно. Стерео! И 3D никакого не надо - все как в фантастическом сне. В какой-то момент показалось что даже воздух в храме другой - как кисель густой. В общем, что тут описывать - сами побываете и все увидите. Мы причастились. Потом трапеза и в путь.
Да, еще. Записки подал, еще в начале службы, их у меня много-премного оказалось, все на русском языке, целая пачка. Если будете подавать записки с именами в русском монастыре - запаситесь деньгами, одно имя - 0.5 евро. А в других монастырях записки за пожертвование (сколько дашь). В следующий раз я напечатаю имена на принтере, на русском и отдельно латиницей. Кто владеет греческим - пишите по-гречески, вас поймут.
Кажется сил после причастия прибавилось и хватило на пеший переход в 15 км по горной дороге в Кариес (это административный это центр Афона). Вышли втроем: я, отец Сергий и Дмитрий, архитектор из Минска. И коллега, и земляк в одном лице. Идем по горной тропинке, между какими-то садами.
![На фото протоиерей Александр (Торик) с отцом Сергием и Димой из Минска](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157057.p.jpg?mtime=1391147074)
Идем дальше, и все время в гору. По дороге к нам примкнул еще один Дмитрий, абхазский москвич с двумя тяжелыми сумками. Так мы и шли в гору, по очереди сменяя друг друга. Никогда не берите сумки в горы - лучше рюкзак. Неудобно.
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157058.p.jpg?mtime=1391147148)
Тропа петляет по горам, слева лес, справа обрывы и море. Вся дорога усыпана мелкими каштанами, говорят даже очень съедобными. Всю дорогу разговаривали. Пока шли – майки хоть выжимай. Влажно и тепло, несмотря на ноябрь. Спустя пару часов такой ходьбы нас догоняет микроавтобус "Мерседес". Тормозим его, залезаем. Ехали буквально 5 минут и выгрузились у Андреевского скита.
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101570/157059.p.jpg?mtime=1391147198)
Заходим в скит и поднимаемся в храм. Нас встречает монах, как звать я не запомнил, но очень добродушный и радостный. Мы направляемся к иконам, и о.Сергий предлагает помолиться. Батюшки облачаются, молимся. Затем монах выносит нам главную святыню скита - часть главы апостола Андрея Первозванного. Надо же: приложились к святому, который лично знал и свидетельствовал Иисуса Христа!!! Где еще такое возможно? В радостном расположении духа покинули скит и направились к административном центру Афона.
Продолжение следует…