11 сентября 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Патриарха Сербского Павла. Он родился в день Усекновения главы святого пророка Иоанна Крестителя и за два дня до праздника новомучеников Ясеновацких. Родное село Святейшего Патриарха находится недалеко от Ясеноваца, сильно пострадавшего в войну в 1990-е; разрушена и церковь, в которой крестили Патриарха. Он не понаслышке знал о страданиях сербов в Славонии – этому и посвящена его проповедь и обращение к папе Римскому Иоанну Павлу II, которые мы публикуем ниже.
***
Патриарх Сербский Павел (Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года (по н.ст.), на праздник Усекновения главы святого пророка Иоанна Крестителя, в славонском селе Кучанцы (в теперешней Хорватии) в крестьянской семье. Он рано остался без родителей: отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и умер, когда мальчику было три года; вслед за отцом умерла и мать. Гойко вырастила и воспитала тетя.
Гойко окончил семинарию, затем поступил на богословский факультет в Белграде, а позже – на медицинский факультет, проучившись здесь до второго курса. Богословский факультет он закончил до того, как началась Вторая мировая война, но ему, тем не менее, пришлось заниматься и тяжелым физическим трудом, разбирая руины после бомбежек, и работать грузчиком в доках, чтобы прокормиться. Тяжелый труд ослабил его с детства хрупкое здоровье, и он был вынужден принять предложение своего школьного друга – настоятеля монастыря Святой Троицы и в 1942 году уехать в этот Овчарско-Кабларский монастырь, провести там два военных года, пережить болгарский террор в тех краях.
В 1943 году он работал воспитателем и преподавал Закон Божий беженцам. Тогда же его младший брат Душан погиб от рук усташей. В своих «Воспоминаниях и размышлениях. Без осуждения, искренно, отечески» Патриарх называет этот страшный период переломным:
«Когда в мою Славонию пришла усташская власть, мне, благодаря диплому богословского факультета, удалось вернуться в разрушенный Белград. Сначала работал на расчистке руин, но не мог вынести физических нагрузок и заболел. Я нашел убежище в сербских монастырях (Вуян, Святой Троицы, Благовещения и Рача). Отец Юлиан сначала повез меня в монастырь Вуян, там меня оградили от тяжелых послушаний, и я целиком отдался чтению. Летом 1945 года отец Юлиан отвез меня в монастырь Благовещение, где я принял окончательное решение о монашестве, потому что быть мирским священником и всего себя посвятить этому возвышенному служению не мог: у меня открытая форма туберкулеза, и было очевидно, что этот призыв не для меня, а я, с детства лишенный родителей, не могу иметь семью».
Проповедь после молебна о невинных жертвах, пострадавших от хорватской агрессии
После падения Западной Славонии[1] Его Святейшество Патриарх Павел служил в храме святого Саввы на Врачаре молебен о невинных жертвах, пострадавших от хорватской агрессии. После молебна Патриарх обратился к народу с проповедью:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Врачарский костер и Пакрац и Окучаны связывает одно и то же иезуитское намерение – огнем и мечом истребить всё сербское, и не только в Западной Славонии.
Послезавтра, если Бог даст, в день сожжения мощей святого Саввы, мы будем служить в монастыре Моштаница. Сегодня, в канун этого дня, мы собрались здесь, чтобы отслужить молебен в храме нашего духовного отца, мощи которого превратили в пепел… Врачарский костер 400 лет назад и Пакрац и Окучаны 4 дня назад связывает одно и то же иезуитское намерение – огнем и мечом истребить всё сербское, и не только в Западной Славонии. После сотен тысяч убитых во Второй мировой войне погром пришел снова 1 мая 1995 года в западную часть Славонии, которая могла выстоять даже во Второй мировой войне в квислинговой Независимой Державе Хорватской, а сейчас стирается с лица земли наследниками этого усташского государства, сегодня признанными во всем мире.
И для меня, и для многих других здесь больше нет ничего, что было, когда я пришел на этот свет. Уничтожена церковь, в которой меня крестили, – кому-то было особенно важно стереть всякий след, родину, происхождение теперешнего Сербского Патриарха. Но свое происхождение, свою память мы, христианский народ, носим с собой, как крест Христов, по слову Христа: «Кто хочет идти за Мной, пусть возьмет крест свой». Следовательно, нам суждено нести крест.
Гибель и поражения тяжелы, но преходящи, спасение приходит только к тем, кто верит в грядущую правду Божию, ибо знают Его слово: «Не оставлю тебя и не отступлю от тебя». Будем молиться Ему, Спасителю нашему, чтобы в том, что с нами случилось, мы не перестали быть людьми. Как всегда, когда сербам было тяжко, они из последних сил держались, не падали духом, не предавались малодушию, ибо это цель тех, кто хочет нас сломить, добить и разрушить настолько, чтобы сербы пошли против сербов. Выше голову, братья мои и дети во Христе, по-отечески прошу вас: перестанем обвинять друг друга, ибо знаем, откуда приходит зло и еще может прийти. Никто не избежит ответа, всё в свое время встанет на свои места. Мы здесь собрались на молитву за упокой душ, убитых в новом усташском вторжении, об исцелении раненых, о спасении плененных, об избавлении от мук, о крове над головой для изгнанных и беспризорных и за всех пострадавших в этой полувековой войне, которая велась под видом мира и которая сейчас показала истинное лицо во всем его ужасе. Помолимся здесь и в среду, в день святого Саввы, рядом с Ясеновацем, ибо не случайно вторжение в Ясеновац произошло именно сейчас, чтобы сделать невозможным наш молебен и поминовение погибших в месте самого большого страдания Второй мировой войны, от которого мировая общественность отводит взгляд, чтобы не видеть его. Мы помолимся рядом с этим святым местом, где лежит больше убитого народа, чем сегодня живет в некоторых европейских странах. Отпоем мертвых – не для того, чтобы призвать к мести и ненависти, но чтобы предостеречь живых, тех, от кого были скрыты эти преступления или кто хотел верить в то, что их не было. Мы будем молиться и за наших врагов, которые считают себя победителями. Помолимся за них, ибо они не ведают, что творят, не знают, какие беды они сеют своему народу, который не будет иметь мира, пока братская кровь вопиет из земли.
Ненависть отравит людей, если Божественная истина не выведет из тьмы, не освободит от нечистых сил, которым они служат, если они искренне не покаются – не перед нами, но перед Богом, живым и вездесущим. Пусть воскресший Господь спасет нас и всех людей доброй воли, ибо мы все дети Божии. Христос воскресе!
Обращение Патриарха Павла к папе Римскому Иоанну Павлу II
Ваше Святейшество!
В качестве главы государства Ватикан Вы первым в Европе и в мире признали суверенность и независимость Хорватии и Словении, а до этого приложили большие дипломатические и политические усилия для того, чтобы Вашему примеру последовали и многие другие европейские страны. При этом Вы пользовались не только государственными механизмами Ватикана, но и организмом, структурами и институциями Римско-католической церкви, в которой, опять же, Ваша уважаемая личность является не только первым по чести епископом, или патриархом, но теоретическим и практическим первосвященником и реальным и абсолютным главой.
Независимо от того, как экклесиология православных христиан относится и оценивает эту двойственность Вашей общественной деятельности и взаимопроникновение таких разнородных величин, как Церковь и государство, мы упоминаем об этом здесь не ради богословской полемики или, не дай Бог, запрограммированного нравственного осуждения, но только для того, чтобы подчеркнуть огромную меру Вашей ответственности перед Богом и перед историей.
Мы удивлены тем, что Ваше Святейшество не предусматривает права на собственную государственность и для сербов сербских краин.
Я не отрицаю Вашего права как государственного деятеля действовать в интересах Вашего государства, но прошу Вас использование церковного авторитета в политических целях рассматривать и в свете Богоявления, которое в эти дни празднуют обе наши церкви – в свете явления Того, Который как Человек не имел, где главу приклонить, и Который платил налог римскому кесарю. Также не оспариваем право хорватского и словенского народов на собственную державность, вне югославских границ и вне государственного объединения с нами, сербами, но мы удивлены тем, что Ваше Святейшество не предусматривает это же право и для сербов, которые в сербских краинах являются автохтонным народом, составляющим большинство, и которые никогда не были гражданами хорватского государства до 1941 года, как и чудовищного нацистского государства НГХ [Независимого Государства Хорватия].
Современная независимая Хорватия, по словам ее президента Франьо Туджмана, не исключает НГХ и период 1941–1945 годов со страшным геноцидом против православных сербов из континуитета хорватской державности. Этот факт она доказала и делами, до сегодняшнего дня включительно. Поэтому с глубоким сожалением должны констатировать и то, что Ваше Святейшество своей безграничной поддержкой борьбы за создание данного государства приняло на себя – и, не спрашивая согласия, возложило и на сотни миллионов римо-католических верующих мира – ответственность за все те средства и все те методы, которые использовались и используются сейчас носителями власти, армией и полицией уже международно признанного хорватского государства. Ответственность за каждую слезу сербских и хорватских детей, которые в военной трагедии бывшей Югославии остались без дома, без детства, очень часто и без родителей; за каждый вздох сербов и хорватов, православных или римо-католиков, верующих или соблазненных, которые стали беженцами, душевными и физическими инвалидами, или убийцами, или жертвами, или тем и другим одновременно.
Ваше Святейшество, Вы, первый славянский папа в истории и суверен государства Ватикан, показали, что Вы в состоянии ради цели, которую считаете важной, благословить и освятить средства, которыми пользовались носители молодой хорватской демократии, недавние последователя хорватского коммуниста Иосифа Броз Тито и исторические наследники нацистского преступника Анте Павелича, при большом участии многих клириков Римско-католической церкви в Хорватии. Мы же верим, что дерево познается по плодам, а цели оцениваются по средствам, которые им служат.
Мы знаем о многих римо-католических священниках, монахах, теологах и боголюбивых верующих в Хорватии, в Словении и во всем римо-католическом мире, которые в противоположность Вам, Ваше Святейшество, своими высказываниями и конкретными христианскими поступками отказались взять на себя ответственность за то, что делалось вчера и что делается сегодня в Хорватии. Не только по отношению к сербам, но и к хорватам, если те не полностью лояльны и послушны демократическому порядку бывшего титовского генерала, заявившего, что счастлив, потому что его жена не сербка и не еврейка.
Поэтому данное обращение адресовано в первую очередь к ним, а потом уже к Вам, ибо в трагедии, которая происходит в наши дни, мы убедились, что ни политика государства Ватикан, ни дипломатия Вашей Курии, ни горькие плоды странной этики, которая продемонстрирована миру, ни Ваша деятельность за признание хорватской государственности не в состоянии уничтожить дух той Церкви, которая в I тысячелетии христианской истории была «председательствующая в любви» и украсила небо бесчисленными мучениками, святыми епископами и подвижниками благочестия.
Вы, Ваше Святейшество, самым убедительным образом показали духовную и богословскую несостоятельность догмата о непогрешимости папы.
В заключение примите и нашу теплую благодарность, что Вы самым убедительным образом, на деле и как никто до Вас, определенно показали духовную и богословскую несостоятельность догмата I Ватиканского собора о непогрешимости папы, таким образом сблизив между собой православную и римско-католическую экклесиологию, de facto ослабили унию и способствовали реальному межцерковному диалогу наших сестринских церквей.
Жаль, что это обращение не видели многие в России и других странах- не сомненно, что очень многие верующие и не верующие поддержали бы предложение патриарха Павла обратиться к президенту Америки с просьбой не бомбить мирных людей...
Печально, что католический предстоятель не поддержал это благое и жизненно важное предложение.
Действительно слова Спасителя "... кровь на вас и на ваших детях"...- можно отнести к безмолвию в ответ на просьбу о помощи .
Теперь настал черед Украины, юго- востока испить чашу скорби и бед.
Что скажет нынешний Папа своим пасомым( униатам, католикам),поднявшим оружие на своих братьев?
К миру на Украине пока призывает только наш святейший патриарх Кирилл.