Святитель Иоанн Златоуст — человек, услышавший биение сердца Церкви

26 ноября Русская Православная Церковь празднует память великого святителя и вселенского учителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Имя его знакомо каждому православному христианину, ведь на протяжении большей части церковного года в храмах совершается Божественная литургия по чину святителя Иоанна Златоуста.

Святитель Иоанн родился в середине IV века в Антиохии — в четвертом по величине городе Римской империи, в центре Сирии. Здесь же он стал священником.

В конце столетия, в 398 году, святитель Иоанн был избран епископом Константинопольской кафедры. Некоторым он казался суровым, замкнутым и даже высокомерным человеком. Но это было далеко не так. Вернее, он действительно был суровым — в аскетическом подвиге воздержания и молитвы, замкнутым — не любил увеселений и праздных компаний, «высокомерным» — применяя прежде всего к самому себе «высокую меру» христианской жизни. И он никогда не требовал от других того, чего не исполнял сам.

Святитель Иоанн Златоуст стал одним из самых плодовитых церковных писателей. В русском переводе собрание его творений представляет собой двенадцать больших томов, каждый из которых разделен на две (а некоторые и на три) книги. Большая часть творений святителя — это устные проповеди, записанные писцами и затем отредактированные им самим.

Особое внимание святитель Иоанн Златоуст уделял экзегезе — объяснению смысла текстов Священного Писания. Подробнейшие толкования на некоторые ветхозаветные книги — Бытие, Псалтирь, книгу Иова, книгу пророка Исайи, а также на большую часть новозаветных книг — Евангелия от Матфея и Иоанна, книгу Деяний, толкования на все послания святого апостола Павла — стали настоящей сокровищницей духовной мудрости, которой может воспользоваться каждый христианин при изучении Библии. Ведь и сам святитель Иоанн от всего сердца желал, чтобы каждый верующий мог знать и понимать эту Книгу.

Самым главным творением святителя Иоанна Златоуста является чинопоследование Божественной литургии. Почему именно его роль в этом деле столь велика? Ведь из церковной истории нам известны имена тех, кто составил песнопения, по сей день звучащие во время богослужений. Ответ на этот вопрос прост, но предполагает осознание того особого места, которое занимает Божественная литургия среди всех церковных служб.

Одному литургисту принадлежат потрясающие слова: «В Литургии мы слышим биение сердца Церкви». Как человек не может жить без сердца, так и Церковь невозможно представить без Литургии, потому что ее нет без Христа. А Святых Тела и Крови верующие причащаются именно во время Божественной литургии, и Церковь являет себя в ней, в Святых Дарах. Литургия становится и откровением Царства Божия.

В начале Божественной литургии все верующие слышат возглас священника: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». И это знак того, что сейчас же изменяется время и пространство — прихожане стоят в конкретном храме, который становится горницей Тайной вечери, в которой идущий на вольные страдания и смерть Господь Иисус Христос совершил первое причащение апостолов…

Литургия — проявление единства Церкви Христовой. Эту мысль лучше всего выразил безымянный автор одного из древнейших христианских текстов «Дидахэ» («Учения двенадцати апостолов»), написанного еще в апостольские времена: «Как был этот Хлеб преломленный рассеян по горам и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие». Все верующие, причащаясь Тела и Крови Христовых, становятся едины с Господом и друг с другом, прославляя Христа «едиными усты и единым сердцем».

Божественная литургия есть свидетельство того, что христианство не является религией для отдельного индивида. Нельзя быть христианином вне Церкви. Нельзя быть христианином без Литургии. Наверное, многим из нас приходилось слышать распространенное выражение: «Я верю, но в храм не хожу». «Не хожу в храм» — значит, не причащаюсь Тела и Крови Христовых…

Но давайте представим семью, один из членов которой вдруг сказал бы остальным: «Я не буду больше жить с вами в одном доме, не буду с вами общаться, мне больше не интересны ваши радости и горести. Хотя, может быть, я и буду иногда приходить в ваш дом, но только тогда, когда никого не будет, чтобы никто не мешал мне». То же самое происходит, когда человек «верит, но в храм не ходит». Причащение Тела и Крови Христовых становятся своеобразной проверкой нашего христианства. Причащение — это всегда подвиг предстояния перед Христом. С чем мы придем к Нему? Митрополит Антоний Сурожский писал: «Литургия совершается ради тела Христова, живого организма… Поэтому первое ее действие — собирание народа, не толпы, а общины, которая стоит перед лицом Божиим и только тогда может стоять достойно перед Божиим лицом, когда эта община есть организм любви…». Литургия являет нам любовь Христову.

Какова же была глубина веры и любви ко Христу святителя Иоанна Златоуста, принявшего на себя подвиг составления чинопоследования Божественной литургии? Конечно, он использовал те литургические тексты, которые существовали до него, но при этом создавал и свои. Сегодня в храмах возносятся те же молитвы, которые возносились самим святителем Иоанном шестнадцать веков назад.

…Лучшим почитанием памяти святителя Иоанна Златоуста будет наше участие в Литургии, причащение Святых Тела и Крови Христовых. Ведь не для себя великий проповедник составлял молитвословия, которые мы слышим в храме,— для нас. Для тех, кто приходит в дом Божий, чтобы стать участниками Тайной вечери Христовой.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Заветы жизни св. Иоанна Златоустого Заветы жизни св. Иоанна Златоустого
Священномученик Иоанн Восторгов
Зависть к его дарованиям и высокому положению, ненависть к нему за обличения греха и нечестия сплели Златоусту терновый венец страданий. Сама жена царя и окружающие ее суетные женщины, обличаемые богачи, низлагаемые за беззаконие и нечестие епископы и клирики, – все, соединившись вместе, достигли того, что Иоанна Златоуста судили судом неправедным, лишили кафедры и сослали в далекое изгнание.
Один день в мире свт. Иоанна Златоуста Один день в мире свт. Иоанна Златоуста Один день в мире свт. Иоанна Златоуста Один день в мире святого Иоанна Златоуста
Священник Иоанн Валентин Истрати
Какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, сколько утомительной бесполезности, выплеснутой на экраны и в сердца и имеющей видимость бытия.
Житие святителя Иоанна Златоуста Житие святителя Иоанна Златоуста Житие святителя Иоанна Златоуста Житие святителя Иоанна Златоуста
В своем слове Патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×