Наша миссия — быть добрыми христианами

В продолжение темы «Миссия в повседневности»

Ответ на вопрос, в чем заключается наша повседневная миссия, на самом деле очень прост: в том, чтобы везде и всегда быть добрым христианином. Ведь что такое миссия? Это неотрывная часть нашего христианского служения, она не может существовать отдельно от всего прочего. Миссия — это наше свидетельство миру о Христе. Она может быть разной. Cловесной или не требующей слов. Ведь когда-то одного взгляда святого подвижника, одного его присутствия было довольно, чтобы обратить иных ко Христу. А бывало и так: все шумят, кричат, осуждают, ругают кого-то или что-то, а святой молчит. И его молчание вдруг оказывается сильнее всяких слов.

И мы должны свидетельствовать, насколько сможем, — так же: как словом, если слово востребовано, так и без слов, своими делами, образом жизни.

Для этого-то и надо быть добрым христианином. То есть поставить Христа в центр своей жизни, поместить Его в самое свое сердце и жить так — сверяя каждый свой шаг, каждый поступок с Евангелием. Это можно сравнить с состоянием влюбленности в молодости — с влюбленным человеком невозможно говорить ни о чем, он все определяет своей любовью, вот так и мы должны определить себя своей любовью ко Христу. Если Он станет для нас всем, тогда нам захочется быть с Ним, а для этого Ему подражать. Да, мы, будучи людьми страстными и грешными, не можем быть такими, как Христос, но мы можем уподобляться Ему в наших поступках: в любви, кротости, прощении, терпении. Тогда все в нас понемногу встанет на свои места, и наша жизнь будет нашим свидетельством о Нем. А если этого нет — мы можем быть превосходными ораторами, сильными полемистами, но это нам не поможет, мы не принесем подлинного свидетельства миру. И красота богослужения, благолепие храмов не поможет в этом деле, если мы не будем добрыми христианами.

Конечно, идя к этой цели, мы столкнемся с собственным грехом, увидим свою немощь, косность, омертвелость наших сердец. И здесь надо помнить, что нет универсального приема на все случаи жизни. Церковная жизнь настолько богата, она предлагает нам огромный арсенал средств, приемов, с помощью которых мы можем воздействовать на себя самих. Прежде всего это — участие в богослужении, в Таинствах Церкви, молитва, чтение Священного Писания, прибегание к духовному опыту святых. Наше свидетельство, наша повседневная миссия зависит, таким образом, от нашего собственного внутреннего труда, от нашего прилежания в нем, от нашей последовательности.

Люди часто спрашивают у священника совета, как вести себя на работе, где-то еще: сообщать окружающим о том, что ты верующий, православный человек, или, напротив, стараться это скрыть? А если сообщать, то как? Скрывать веру мы, конечно, не должны. Но ничего такого специально, искусственно — чтобы привлечь к нашей вере внимание окружающих — делать не надо. Надо просто быть христианами: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме, — так говорил Спаситель (Мф. 5, 14–15). Но если уж сравнивать себя со свечой, то не надо нам самим себя куда-то ставить. Господь нас поставит куда надо. А нам нужно просто быть во всем добрыми христианами. Есть врачи, которые принципиально не делают абортов, а когда их спрашивают, почему так, они спокойно отвечают: по религиозным убеждениям. Вот это и есть их миссия. И когда человек отказывается от застолья, от участия в «корпоративе» в пост, и его тоже об этом спрашивают, и он со смирением, с кротостью, ни в коем случае не осуждая окружающих, объясняет причины своего отказа — это тоже миссия. Я не претендую здесь на абсолютную истину, на единственно верную оценку, но лично мне очень жаль, если человек объясняет свой отказ болезнью печени, скажем, и боится сказать, что он православный христианин. Да, можно столкнуться с непониманием, с обидными насмешливыми репликами. Но мы не должны притворяться не такими, какие мы есть, то есть не православными христианами, а кем-то еще.

Когда окружающие узнают о человеке, что он стал верующим, ему нередко задают вопросы, причем разные. Должны ли мы быть к этим вопросам готовы, уметь на них отвечать? Об этом нам сказал апостол Петр: [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Вот именно — с кротостью и благоговением. Без вызова, без кичливости и нервозности. Потому что, если православный в ответ на заданный вопрос начинает заводиться и нервничать, бесы торжествуют победу, а у того, кто задал вопрос, создается впечатление: верующий сам не уверен в том, что он говорит. Ведь агрессия всегда от неуверенности.

Вместе с тем не в каждом разговоре надо участвовать. Если вы видите, что ваш ответ собеседнику нужен только для того, чтобы навязывать свою точку зрения, если вас пытаются спровоцировать — диалог нужно прекращать. Я согласен с протоиереем Владимиром Вигилянским — священники не должны участвовать в тех ток-шоу, у которых есть уже заранее заданная цель; организаторам которых не нужна Истина. Священнику на этих ток-шоу все равно не дадут ничего сказать, а если он что-то сказать сумеет, то это вырежут. Но если это не публичная дискуссия, и мы видим, что собеседник готов нас услышать, — тогда и у нас появляется возможность привлечь человека к Церкви — привлечь своей кротостью и любовью.

Не нужно никому ничего навязывать. Мы не можем привести кого-то к Богу и в Церковь. Мы можем только помогать человеку на этом пути — настолько, насколько Господь даровал нам талантов, и насколько это Господу угодно, и насколько сам человек это нам позволяет.

Наша миссия на самом деле в каждом нашем поступке. Я за рулем всегда в подряснике, и если я буду нарушать правила, плохо себя вести по отношению к другим водителям — это будет антимиссия. Если священник в пылу раздражения позволяет себе некорректные высказывания — какой шум поднимается, это мы наблюдали. И это тоже антимиссия. Недаром говорят, что плохой священник с успехом заменяет два советских института диалектического материализма и атеизма. Но и мирян это касается в той же мере. Мы должны быть очень внимательными к своим словам и поступкам, помня, что в любой момент можем — или привлечь ближнего нашего к Церкви Христовой, или оттолкнуть.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как православному человеку провести отпуск Как православному человеку провести отпуск
Илья Молёв
Как православному человеку провести отпуск Как православному человеку провести отпуск
Беседа с православным миссионером Ильей Молевым
Всё началось с Монголии. Я отправился в эту страну три года назад – недели на две или три. Моей целью было ходить по местным протестантским общинам и рассказывать им о Православии…
Достоинство миссии Достоинство миссии
Сергей Худиев
Достоинство миссии Достоинство миссии
Сергей Худиев
Мы не можем предлагать товар, который соответствует запросам потребителя — у нас просто нет такого товара. У нас есть вечное и неизменное слово Божие.
«Каждый из нас должен стать апостолом» «Каждый из нас должен стать апостолом»
Миссия в Конго
«Каждый из нас должен стать апостолом» «Каждый из нас должен стать апостолом»
Беседа с архимандритом Теологом (Хризантакопулосом), миссионером в Конго
Светлана Хмелева
Александрийская Церковь уже многие десятилетия ведет успешную миссию в африканских странах. Миссию в Конго возглавляет архимандрит Теолог (Хризантакопулос). «Недостаточно просто просвещать, надо еще и показывать, как жить по-евангельски», – уверен отец Теолог.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×