В продолжение темы «Миссия в повседневности»
И мы должны свидетельствовать, насколько сможем, — так же: как словом, если слово востребовано, так и без слов, своими делами, образом жизни.
Для этого-то и надо быть добрым христианином. То есть поставить Христа в центр своей жизни, поместить Его в самое свое сердце и жить так — сверяя каждый свой шаг, каждый поступок с Евангелием. Это можно сравнить с состоянием влюбленности в молодости — с влюбленным человеком невозможно говорить ни о чем, он все определяет своей любовью, вот так и мы должны определить себя своей любовью ко Христу. Если Он станет для нас всем, тогда нам захочется быть с Ним, а для этого Ему подражать. Да, мы, будучи людьми страстными и грешными, не можем быть такими, как Христос, но мы можем уподобляться Ему в наших поступках: в любви, кротости, прощении, терпении. Тогда все в нас понемногу встанет на свои места, и наша жизнь будет нашим свидетельством о Нем. А если этого нет — мы можем быть превосходными ораторами, сильными полемистами, но это нам не поможет, мы не принесем подлинного свидетельства миру. И красота богослужения, благолепие храмов не поможет в этом деле, если мы не будем добрыми христианами.
Конечно, идя к этой цели, мы столкнемся с собственным грехом, увидим свою немощь, косность, омертвелость наших сердец. И здесь надо помнить, что нет универсального приема на все случаи жизни. Церковная жизнь настолько богата, она предлагает нам огромный арсенал средств, приемов, с помощью которых мы можем воздействовать на себя самих. Прежде всего это — участие в богослужении, в Таинствах Церкви, молитва, чтение Священного Писания, прибегание к духовному опыту святых. Наше свидетельство, наша повседневная миссия зависит, таким образом, от нашего собственного внутреннего труда, от нашего прилежания в нем, от нашей последовательности.
Люди часто спрашивают у священника совета, как вести себя на работе, где-то еще: сообщать окружающим о том, что ты верующий, православный человек, или, напротив, стараться это скрыть? А если сообщать, то как? Скрывать веру мы, конечно, не должны. Но ничего такого специально, искусственно — чтобы привлечь к нашей вере внимание окружающих — делать не надо. Надо просто быть христианами: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме, — так говорил Спаситель (Мф. 5, 14–15). Но если уж сравнивать себя со свечой, то не надо нам самим себя куда-то ставить. Господь нас поставит куда надо. А нам нужно просто быть во всем добрыми христианами. Есть врачи, которые принципиально не делают абортов, а когда их спрашивают, почему так, они спокойно отвечают: по религиозным убеждениям. Вот это и есть их миссия. И когда человек отказывается от застолья, от участия в «корпоративе» в пост, и его тоже об этом спрашивают, и он со смирением, с кротостью, ни в коем случае не осуждая окружающих, объясняет причины своего отказа — это тоже миссия. Я не претендую здесь на абсолютную истину, на единственно верную оценку, но лично мне очень жаль, если человек объясняет свой отказ болезнью печени, скажем, и боится сказать, что он православный христианин. Да, можно столкнуться с непониманием, с обидными насмешливыми репликами. Но мы не должны притворяться не такими, какие мы есть, то есть не православными христианами, а кем-то еще.
Когда окружающие узнают о человеке, что он стал верующим, ему нередко задают вопросы, причем разные. Должны ли мы быть к этим вопросам готовы, уметь на них отвечать? Об этом нам сказал апостол Петр: [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Вот именно — с кротостью и благоговением. Без вызова, без кичливости и нервозности. Потому что, если православный в ответ на заданный вопрос начинает заводиться и нервничать, бесы торжествуют победу, а у того, кто задал вопрос, создается впечатление: верующий сам не уверен в том, что он говорит. Ведь агрессия всегда от неуверенности.
Вместе с тем не в каждом разговоре надо участвовать. Если вы видите, что ваш ответ собеседнику нужен только для того, чтобы навязывать свою точку зрения, если вас пытаются спровоцировать — диалог нужно прекращать. Я согласен с протоиереем Владимиром Вигилянским — священники не должны участвовать в тех ток-шоу, у которых есть уже заранее заданная цель; организаторам которых не нужна Истина. Священнику на этих ток-шоу все равно не дадут ничего сказать, а если он что-то сказать сумеет, то это вырежут. Но если это не публичная дискуссия, и мы видим, что собеседник готов нас услышать, — тогда и у нас появляется возможность привлечь человека к Церкви — привлечь своей кротостью и любовью.
Не нужно никому ничего навязывать. Мы не можем привести кого-то к Богу и в Церковь. Мы можем только помогать человеку на этом пути — настолько, насколько Господь даровал нам талантов, и насколько это Господу угодно, и насколько сам человек это нам позволяет.
Наша миссия на самом деле в каждом нашем поступке. Я за рулем всегда в подряснике, и если я буду нарушать правила, плохо себя вести по отношению к другим водителям — это будет антимиссия. Если священник в пылу раздражения позволяет себе некорректные высказывания — какой шум поднимается, это мы наблюдали. И это тоже антимиссия. Недаром говорят, что плохой священник с успехом заменяет два советских института диалектического материализма и атеизма. Но и мирян это касается в той же мере. Мы должны быть очень внимательными к своим словам и поступкам, помня, что в любой момент можем — или привлечь ближнего нашего к Церкви Христовой, или оттолкнуть.
Журнал «Православие и современность» № 31 (47)
Руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии