Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Древо жизни

Помню, как в детстве мне хотелось иметь рамку для фото в виде посеребрённого ветвистого дерева. Чтобы на каждой ветке висела небольшая овальная рамочка для портрета. В то время такие рамки стоили дорого. В них каждая деталь была сделана, как мне казалось, с мастерством Микеланджело: древесная кора, маленькие тонкие листочки, завитушки на концах ветвей... Я представляла, как вырасту, отыщу где-то в архивах (обязательно в архивах!) затерянные фотографии моих прапрапрабабушек и дедушек — и торжественно вставлю их в наше семейное дерево.

    

Раму в форме дерева мне так и не подарили. Но желание достойно представить свою родословную меня не оставляло. Когда мне было лет 12, я сочла, что пришло время действовать. И втайне от родителей решила приготовить им подарок: воссоздать на плакате нашу генеалогию, используя фотографии из домашнего альбома. Мне казалось, что, просто лёжа в фотоальбоме, эти снимки никому ни о чём не расскажут. А вот если я их аккуратно вырежу, наклею в определённом порядке, да ещё и обрисую вокруг цветочками и орнаментом, — это будет совершенно другая песня! И благодарные потомки будут с радостью рассматривать наше семейное древо...

Но пока вместо благодарных потомков моё произведение с удивлением рассматривали родители. Для них это был ещё тот сюрприз, если учесть, что многие снимки существовали в единственном экземпляре. После этого доступ к старым фотографиям был мне строго-настрого запрещён.

Прошло время, я стала ходить в храм. Моё желание изучить свою родословную усилилось ещё больше. С неофитским запалом я представляла: а что, если среди моих дальних предков были священники или даже монахи! Мне тогда казалось, что это гарантировало бы мне какие-то бонусы для вхождения в Царство Небесное...

И я начала расспрашивать бабушек и дедушек, записывать их воспоминания. Постепенно узнавая жизнь своих родственников, я понимала, что, наверное, святых в нашем роду нет (хотя это известно только Одному Богу). Однако среди моих предков были достойные и праведные люди, которым пришлось жить в трудное время, и вера их была такой, что никакие испытания не смогли её сломить. Думая о жизни моих родных, я вспоминала слова апостола Павла: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13, 7).

Мой прапрадед Никифор был подкидышем. Усыновила его зажиточная и бездетная семья одного крестьянина. У прапрадедушки были золотые руки: за что бы ни взялся, всё ему удавалось. Он был землепашцем, садоводом, плотником, столяром, бондарем (мастером по изготовлению бочек), а также преуспевающим пчеловодом с пасекой в сто ульев. В его хозяйстве насчитывалось около ста голов разной скотины. Прапрадедушка никогда не сидел без дела и такое же трудолюбие воспитал в своих пятерых детях.

Семья была православной — не просто по букве, но и по духу. На свои средства дед Никифор построил храм. Он самостоятельно устроил небольшой примитивный завод по изготовлению красного обожжённого кирпича из местной глины. Из этого кирпича дед Никифор вместе с сыном Григорием соорудил большой просторный дом с хозяйственными постройками; из него же они построили сельскую церковь, где долгое время сам Никифор был старостой. Храм сохранился до наших дней, в его ограде находятся две могилы — моих прапрадедушки и прапрабабушки.

Когда наступила революция, прапрадедушкина семья, точно так же, как семьи всех трудолюбивых крестьян, подпала под категорию «кулаки». Имущество отобрали, а всё семейство с детьми и внуками выставили на улицу. Дом, который построил дед Никифор, был добротный, красивый, поэтому в нём решили разместить сельсовет. Который, кстати говоря, находится там до сего дня.

К семье церковного старосты коммунисты решили применить особые меры. Жителям села было запрещено под страхом смерти принимать дедушкину семью на ночлег в свои дома. Много лет семья встречала рассветы на полу чьего-то хлева или сарая.

Деду Никифору в то время было уже за 60, и его не репрессировали. А вот его сыну Григорию повезло меньше. У Григория была большая семья — семеро детей. Жена умерла после трудных родов. Двое детей умерли ещё в младенчестве, а пятеро остались сиротами после смерти матери. Дед Гриша, понимая, что детям нужна мать, женился на молодой девушке Марии. Не прошло и нескольких месяцев после свадьбы, как началось раскулачивание.

Григорию заблаговременно предлагали уехать, но он отвечал: «Я всегда поступал с людьми честно, никого в селе не обидел. Работал в поле вместе с рабочими, обедал с ними за одним столом. Меня не тронут». Но оказалась, что доброта и порядочность были как раз той причиной, по которой прадедушку отправили на Соловки. Это было начало 20-х годов. Соловецкий архипелаг ещё не был тем страшным местом, о котором писал Солженицын. Тогда там располагался СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Условия содержания были не столь жёсткими, и дедушке удалось бежать. Когда он вернулся в родное село, его встретили так: «Ты вернулся? Ну так давай ещё раз съезди!». И отправили на Соловки во второй раз.

Всё это время молодая жена деда Гриши, оставшаяся с пятью детьми на руках и престарелыми родителями, ходила по селу в поисках заработка. Ночевала на заднем дворе, если добрые люди приютят, а то и под открытым небом. Несмотря на все тяготы, она никогда не теряла надежды и веры в Бога. Пытаюсь представить себе её жизнь в эти годы и думаю: а смогла бы я так? Легко верить, когда всё хорошо, светло и радостно, а вот верить Богу во время такого испытания, — думаю, не каждому под силу.

Рассказывали, что бабушка Мария была очень красивая. За все эти трудные годы она не обозлилась на людей, не возроптала, но до конца жизни сохранила мягкий миролюбивый характер и любовь к Богу.

Не знаю, каким чудом дедушка Гриша выбрался из места заключения во второй раз. Трудно представить, сколько нужно было иметь здоровья, чтобы с Соловков на перекладных добраться до Чернигова. Вернувшись, дедушка на этот раз не стал дожидаться, когда его отправят по третьему кругу, а сразу же собрал всю семью и уехал на юг. Там с большим трудом им удалось найти угол. В маленькой комнатке ютилось девять человек. Спали и на столе, и под столом, и на стульях. И были счастливы, что все живы и все вместе!

Семья была работящая, поэтому вскоре им удалось купить земли и построить дом. Закончили его как раз в мае 1941 года. Только заселись — началась война, немцы пришли. Дом строили для себя, не жалея сил, поэтому и вышел он опять «самый файный на селе». Немцы, недолго думая, всю семью выгнали на улицу, а сами разместились в доме. И снова для деда и его детей началась цыганская жизнь. В дальнейшем они прошли ещё много испытаний, но, несмотря на это всё, дети выросли верующими, и в вере воспитали потом своих детей. Даже в самые трудные и голодные времена на праздник Пасхи в доме всегда пеклась маленькая пасочка. Её дарили гостям.

Дед Гриша умер в 85 лет. Каждый день он молился в своей комнатушке перед иконами. Если где-то в селе умирал человек, он всегда шёл туда со своей старенькой потёртой Псалтырью и предлагал почитать над умершим псалмы. В советском селе многие его не понимали и почитали за чудака. А он отвечал просто: «Если я о них сейчас не помолюсь, кто же о них помолится?».

Вспоминая дедушку Гришу, я верю, что он и сейчас молится обо всех нас.

Александра Гавриш

Источник: Отрок.ua

29 декабря 2014 г.

Рейтинг: 8.5 Голосов: 52 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Ирина 3 января 2015, 00:48
Спасибо за рассказ!
А мои дедушка и бабушка мерились на скалке, чтобы определить, кто пойдет в пасхальную ночь на службу, а кто останется на хозяйстве дома. А служба проходила в на кладбище, потому что храм был уничтожен, и люди стояли на службе среди могил своих близких вокруг маленькой избушки- часовенки. А когда я родилась, именно мой дедушка Петр на стоял на моем крещении: "Ты ребенка в веру приведи"- сказал он моей маме. Для меня это как завет. Царствие им небесное, сумевшим в страшное время устоять в вере! Нам бы устоять!
Р.Б. Наталия30 декабря 2014, 05:45
Господи, упокой душу раба Божия Григория.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×