22 февраля 2015 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви и ко всем присутствующим в храме.
Ваше Блаженство, Блаженнейший Иоанн, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую Блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Иоанна X, который в этом году вновь посетил Русскую землю и предстоял сегодня за Божественной литургией; а также тех архипастырей и пастырей, кто принял участие в нашей соборной молитве. Вместе мы причастились от единой Чаши, обновив братское общение наших Церквей в святой Евхаристии.
Завтра наступает Святая Четыредесятница, и сегодня мы готовимся к этому времени сугубого поста и молитвы. В народе сегодняшнее воскресенье называют Прощёным. В этот день мы по благочестивой традиции просим прощения друг у друга и у каждого, кого мы могли огорчить.
Все мы слышали, что было сказано в сегодняшнем Евангелии: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Каждый верующий знает наизусть слова молитвы «Отче наш»: И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:9). Один из египетских подвижников, авва Силуан, обличая злопамятного, говорил, что если держать зло на ближнего, то тогда пришлось бы молиться: «И не остави нам долги наши, якоже и мы не оставляем должникам нашим». Но какой верующий человек дерзнет сказать такое Богу: не прощай мне моих грехов? Прощение, забвение обид ― это основополагающее условие христианской жизни и богообщения: ни молитва, ни благодарение Богу без покаяния невозможны. Все начинается в религиозной жизни человека с покаяния, со слова «прости», обращенного к Богу и к ближним нашим.
Прощение часто воспринимают как благодеяние, дар ближнему. Но прощение ― это благодеяние в первую очередь нам самим. Ненависть сковывает и калечит человека, ломает ему жизнь. Она словно расщепляет его восприятие мира, делает это восприятие двойственным и неполным. Прощающий человек сам себе дарит свободу и здравие души. Жить прощая ― это значит и жить проще: без вражды и злобы, с ясной неомраченной совестью, с благодарностью к Богу и любовью к людям.
Мы все стремимся к правовому и справедливому устроению человеческого общества, когда всякое нарушение закона имеет свое воздаяние. У Божественной справедливости тоже есть свои правила ― они выражены в заповедях Божиих ― и свое воздаяние. В основе общественной справедливости лежит общественный договор, взаимные договоренности о правах и обязанностях, формулируемые в светских законах, и ценностная основа этого договора и этих законов согласуется или должна согласоваться с универсальной Божественной справедливостью. В основе же Божественной справедливости неизменно пребывает любовь. Наш Небесный Отец относится к нам как к Своим детям и готов нам прощать наши ошибки и прегрешения ― правда, лишь в том случае, если мы сами готовы прощать другим.
Прощение ― это восстановление сыновних уз с Богом, а также возможность вспомнить, что все мы принадлежим к единой человеческой семье, где не должно быть разделений на «ближних» и «дальних», где не нужна система опознавания «свой-чужой». Мы ― одна семья: не в целях самосохранения, не потому, что принадлежим к одному биологическому виду, а потому, что все мы ― пусть иногда заблудшие, но дети Небесного Отца, и все мы в Нем ― братья и сестры, и у нас у всех есть высокое призвание о Господе ― быть просто людьми. Хорошо и справедливо ― соблюдать закон и требовать его соблюдения от других. Но заставить себя позабыть личную обиду или причиненный себе ущерб гораздо сложнее, и в этом — начало подлинной, небесной справедливости и Божественной правды.
Отцы говорят, что вне Бога нет ничего, ведь зло не имеет сущности. Мы, христиане, знаем, что человек может сохранить и умножить свои добрые качества, лишь пребывая в Боге; что общность людей может созидательно развиваться лишь с помощью Божией. Если человек утратил способность прощать, значит он отторг себя от Бога и обречен на самоуничтожение, на небытие. Если все общество разучилось прощать, оно не жизнеспособно. Долго ли продержится общество, переполненное ненавистью до краев, словно чаша ― смертельным ядом? Ненависть ― самый непрочный фундамент для человеческого общежития.
Еще год назад, Ваше Блаженство, прибыв к нам с мирным визитом, Вы с горечью говорили мне о тех бедах и скорбях, что постигли наших православных собратьев и братский народ Сирии и Ливана. Мы всегда сострадали Святой Антиохийской Церкви, мы оказывали и будем оказывать посильную помощь страждущим и не перестаем молиться о них. Но теперь война и раздоры пришли и к нам, в наш большой дом, на Украину, столь близкую моему сердцу, где льется кровь и слезы.
Все чада Русской Православной Церкви молятся о мире и благосостоянии, о спасении и благополучии своих братьев и сестер на Украине, и я верю, что мир, справедливый мир, вернется на Украинскую землю. Знаем, что труднее всего уврачевать души людей, покалеченные гражданским конфликтом и ненавистью. Иногда на это уходят долгие годы. Если мы хотим блага и процветания для Украины, для России, для всех наших народов, для Сирии, Ливана и наших братьев на Ближнем Востоке, мы должны, прежде всего, научиться прощать, как бы ни было тяжело. С этого начинается духовное возрождение и преображение и человека, и общества, и всей человеческой семьи.
От всего сердца желаю мира и процветания Древнему Антиохийскому Патриархату и окормляемому им благочестивому народу.