«Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»

Александр Архангельский — о современной школе и новой программе по литературе

Мила Дубровина

Источник: http://melfm.ru/

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский. О своем участии в написании учебника, о нововведениях в школьной программе по литературе и том, стоит ли идти в гуманитарии в 2016-м году, он рассказал Миле Дубровиной на сайте mel.fm.

Фото: facebook.com/arhangelskiy Фото: facebook.com/arhangelskiy
    

О преимуществе современных учебников над советскими

С той предметной областью, которая меня, увы, очень рано перестала интересовать, всё было не так уж и плохо: математика, физика, география и астрономия, которой сейчас практически нет, в СССР преподавались на высоком уровне. Но с литературой, историей, тем более обществоведением, не говоря уже про ИЗО и музо — никаких плюсов я в советской школьной системе не вижу. И дело не только в том, что тогда в школе к ним подвёрстывалась идеология. Само преподавание этих предметов, за пределами опыта учителей-новаторов, методически никуда не годилось. А тем, кто говорит, что в советской школе были замечательные учебники, советую попробовать их перечитать. Лучше перед сном — действует как снотворное. Скучища.

Какие бы ни были гуманитарные учебники сейчас — они могут нравиться или не нравиться — по сравнению с советскими это как небо и земля. Но почему же, будучи дуболомной по методам, советская школа была подчас продвинутой по результатам? Потому что начётничество искупалось альтернативностью: параллельно существовала система внешкольного образования и воспитания. Это была именно система, в отличие от современных разрозненных кружков, часто платных, в крупных городах. Вопреки всем мифам, тотально управляемая школьная модель и относительно свободная внешкольная прекрасно друг друга дополняли, и на этом балансе обеспечивалась возможность выбора. То есть всё штучное, нестандартное, по интересам ты добирал после уроков во дворцах пионеров, домах юных техников. Кстати, именно это помогло мне увлечься литературой.

Моя покойная мама из лучших побуждений чуть было не отбила у меня всякую охоту к литературе. Мечтая вырастить меня человеком культурным, она заставляла писать рецензии на прочитанные книги. Это кончилось тем, что я перестал читать, чтобы не писать эти самые рецензии. И на какое-то время увлёкся математикой. Зато потом, как все нормальные люди, я начал сочинять стихи.

    

Есть даже такой феномен в школьной психологии: сам пишу, других не читаю.

Это был мой случай: сам писал, а читать не хотел. И пошел я во Дворец пионеров записываться в кружок рисования, а заодно, по необъяснимой прихоти, записался в кружок литературного творчества к Зинаиде Николаевне Новлянской. Она и развернула меня к литературе, а в 1980-м я сам уже начал вести кружок в том же Дворце.

Почему история и география умирают

Судя по собеседованиям, которые мы не первый год проводим в Вышке, могу твёрдо сказать, что география как массовый предмет умерла. А история как набор фактов близка к состоянию комы. И вообще всё, что нужно запоминать, нынешние выпускники школ знают плохо. А соображают в разы лучше: многие умеют быстро соотнести разнородные элементы и дать разумную интерпретацию нового материала. То есть аналитические способности выросли, а в том, что касается конкретных знаний, всё печально.

Если продолжать тему сравнения с СССР, то тогда всё было ровно наоборот. Иногда говорят: ну и пусть, главное, чтобы понимали, а информацию найдут в интернете. Но какая-то база, ориентиры и в прошлом, и в настоящем должны быть. История, строго говоря, — это карта времени: надо представлять, что с чем соотносится, что чему предшествовало, что за чем следовало, как одно связано с другим. А географическая карта — карта пространственных соотнесений. Значит, мы угодили в мир, где ничто ни с чем не соотносится, но при этом всё словно бы просвечено рентгеном.

О работе над учебником по литературе

У нас с соавтором, директором подмосковной гимназии «Образ» Татьяной Смирновой, сейчас полубезумное состояние: вычитываем гранки, вёрстки, сверки всей учебной линии по литературе общей школы. Обязаны успеть к осени, потому что близится грифование, и в какую секунду оно будет назначено, мы не знаем.

Работа для меня необычайно важная. Но при этом необходимо понимать: учебник всё-таки надстроен над школьным процессом. Он, говоря словами Митрофанушки, «прилагательно», а не «существительно». Каким бы продвинутым он ни был, он всё равно компромиссен.

Учебники СССР Учебники СССР
    

Составитель учебника не должен тешить себя иллюзией, будто бы он в одиночку поменяет школьный процесс в лучшую сторону

Хотя сделать это в худшую сторону при большом старании, наверное, можно. Учебник даёт некоторый фундамент, на котором строится главное — здание предмета. И строит это здание учитель, а не автор учебника. Поэтому последний ни в коем случае не должен мешать учителю проявлять его право на свободный выбор.

В свою очередь, система позволяет обеспечивать относительную вариативность любому составителю учебника, и этим правом мы тоже пользуемся. Но прыгнуть выше головы не можем, радикальные решения не пройдут.

Если взять среднего (типического) учителя, то окажется, что у него есть любимые темы и те, которые ему даются хуже, и что количество часов у него запредельное. Что он в нашем учебнике найдет? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, плюс не вполне стандартные ходы. Например, начиная с пятого класса, осторожно, медленно — потому что заповедь «не навреди» очень важна — учебник начинает вводить современную подростковую литературу. В пятом классе это может быть просто совет: «Почитай летом стихи Марины Бородицкой, зайди на сайт „Библиогид“, загляни в рекомендации…»

О современной литературе в школьной программе

Начиная с шестого класса, современная — в узком смысле слова — литература вводится в виде отрывков. Главы из книг, которые вышли совсем недавно, например, из «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. Дальше начинается подростковая тема в литературе, и, разумеется, надо включать конец XX и начало XXI веков. Например, «Над пропастью во ржи» позволяет обсудить проблему идеала в восьмом классе. А в седьмом классе актуальна сквозная тема путешествий: её мы связываем с общим ходом мировой литературы и берём произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец».

В учебнике много творческих заданий: чтобы стать большим читателем, человек должен сначала стать маленьким писателем

В пятом классе полезно сочинять свои скороговорки, пословицы и загадки, чтобы понимать, как они устроены изнутри. С другой стороны, если детям сейчас видеокультура ближе, почему мы должны прятаться от этого? Через знакомое и понятное мы идём к незнакомому и непонятному. В пятом классе, например, берём текст Распутина «Уроки французского»: «Напиши рецензию, пойми, почему режиссер может взять этот сюжет, а тот не может». К восьмому классу предлагаем попробовать сделать свой сценарный план, а в школьном кружке — снять свой фильм на мобильный телефон. Так мы не от литературы идем к видео, а через видео идем к литературе.

Современная литература делится не на хорошую и плохую, а на живую и мёртвую. Поэтому, если мы включаем в учебник современную литературу, мы должны понимать, что, может быть, этот текст через десять лет умрёт, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного: он обладает другими важными свойствами, свойствами «подсветки». А именно: он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нём, понятна, похожа на ту, что окружает нас.

Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон

С одной стороны, можно нудно объяснять, что Татьяна, Ольга, Ленский очень молоды, что им нет ещё и 20 лет. А можно, кроме «Онегина», дать почитать более современный молодежный роман и сказать: «Посмотрите, а в „Евгении Онегине“ тоже первая любовь».

Иллюстрация к «Евгению Онегину» Тимошенко Иллюстрация к «Евгению Онегину» Тимошенко
    

Есть также другие возможности, которые редко используются в школе, по непонятным мне причинам. Например, текст «Капитанской дочки» — книжки, без которой нельзя представить русский литературный код, — считывается с большим трудом. Язык уходит, к сожалению, всё дальше, количество незнакомых исторических реалий очень велико. Но кто сказал, что не может быть цифрового издания со всплывающими мультимедийными комментариями? Почему комментарий обязательно должен состоять из сносок, бесконечных примечаний, которые тормозят процесс чтения, не может превратиться в анимированное сопровождение текста? Мы сами этого не делаем, а потом жалуемся, что они не читают.

Об инновациях в образовании

Я бы боролся не за сохранение старого и не за радикальные перемены, а за нереволюционное вхождение нового. Хватит революций, нужна эволюция, а она предполагает траты, причём не разовые — это вам не нацпроект «Образование», на который кинут огромное количество денег, а они потом «уплывут». Нам нужны системные вложения в будущее: переквалификация преподавателей должна быть неформальной и постоянной. Не просто «привели на семинар и рассказали про новые методики» — необходимо включение в педагогические практики, которые соответствуют новому миру.

Через 10 лет на дорогах будут автоматизированные дроны, а мы всё мыслим так, будто по ним мчится тройка Чичикова

Если ничего не сделать здесь и сейчас, то мы начнём отставать навсегда. Произойдёт системный крах, после которого модернизация будет стоить нам гораздо дороже, а осуществить её будет гораздо тяжелее. При этом надо понимать, что модернизация начинается только тогда, когда спина уже почувствовала стену, когда некуда отступать. Потому что любое обновление — это очень больно. В общем, либо мы принимаем волевое политическое решение и делаем ставку на творческое, неформальное, неформатное и развиваем новые образовательные технологии, либо мы стагнируем. Это как с СССР: только идиот может радоваться тому, что Союз почти мгновенно развалился (потому что это кровь и поломанные судьбы), но только идиот не может понимать, что распад — это расплата за отказ от своевременных перемен.

О перспективах гуманитарных профессий в России

Можно плакаться, что делать ничего не дают, а можно выбрать бег с препятствиями. Вспомните, как действовали педагоги-новаторы в 1970-е: через не могу, через нельзя. Более того, мощные педагогические идеи возникли именно в позднесоветский период: вариативное образование, педагогика сотрудничества. И система оказывалась слабее, чем творческие учителя. Кроме педагогов, в позднесоветские годы на будущее работали экономисты, которые успели что-то проработать, в отличие от гуманитарной интеллигенции, которая как в 1968-м году после танков в Праге уснула на кухне, так и проснулась в 1986-м, когда опять разрешили. И всё оставшееся время потратила на то, чтобы обсуждать, кто хуже — Сталин или Ленин.

Что до журналистики, то если сейчас какой-нибудь ребёнок скажет родителям, что он хочет стать журналистом, то правильнее всего объяснить ему, что такой отдельной профессии больше нет.

    

Есть широкая компетенция креативных индустрий и мультимедиа, одной из малых частей которой является журналистика в старом её понимании

Когда-то, очень давно, на журфаке были специализации: телевидение, радио, газеты. То есть можно было одним промыслом заниматься всю жизнь. Сегодня если ты не умеешь писать, снимать, монтировать, не понимаешь законов сторителлинга, не умеешь управлять культурными проектами, не знаешь, что такое фандрайзинг и, например, мультимедийное продвижение того же фандрайзинга, ты не будешь успешным. При этом если ты гениальный медиевист и собираешься, условно говоря, изучать вопрос появления жанра жонглеров в средневековой французской народной поэзии, ты должен плюнуть на все прагматические вопросы и идти туда, где будешь счастлив. Потому что если делать то, что не нравится, компромисс с жизнью не удастся. По верхам или в глубины, вершки или корешки — это другой вопрос, тут каждый выбирает для себя.

Вообще, я жил и работал при четырёх режимах: коммунистическом, перестроечном, ельцинском и сегодняшнем. Опыт показывает, что действовать, хоть и с неизбежными издержками, можно почти всегда. Другое дело, что впереди не провал, а промер, как писал Мандельштам. Но ведь и через трагедию, как выяснилось, тоже можно пройти.

Текст: Мила Дубровина

Источник: http://melfm.ru/

30 июня 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 6 ноября 2019, 09:48
Как учитель с почти 30-летним стажем, советую искать школы, где есть обучение по развивающей системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. У истоков ее стояли наши лучшие психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., поэтому обучение опирается на законы детской психологии.Формирование этой системы проходило в Советское время, развитие идет сейчас. Сами учебники составлены так, что развивают присущую ребенку любознательность, учат мыслить логически, наблюдать и делать выводы, ребята получают удовольствие о того, что сами открывают новое, учатся корректно спорить, правильно выражать и доносить до другого свои мысли.Считаю, что за этой системой обучения – будущее нашей страны
Иван 7 ноября 2018, 23:32
Статья интересная, действительно гуманитарка была слабоватая по-сравнению с естественными науками, но в целом образование давали отличное и главное учили, и заставляли учить. Тогда превалировали элементы немецкой системы образования. И, довольно таки эффективной. В школу те дети ходили без ненависти. Сейчас "Болонка" и, соответственно, в учебниках больше откровенного бреда, которые не стали ничуть не лучше по качеству. Не говоря уже об откровенном запутывании и отсутствия целостного восприятия мира детей. И, главное современные дети ходят в школу с ненавистью. Учат много предметов, а толком ничего не знают. По окончанию школы даже азы за 5 класс и то не знают.
Екатерина13 августа 2016, 05:13
Спасибо за интересную статью!
Юрий12 августа 2016, 15:32
Владимир Ашмарин, на мой взгляд, оказался ближе всех к истине. Спасибо! НН: у меня нет конкретного ответа на ваш вопрос, всё на уровне предположений.
Владимир Ашмарин12 августа 2016, 11:57
Задача предмета "Литература" - на начальном этапе привить ребенку любовь к чтению и родному языку, а на более позднем этапе - ознакомить подростка с наиболее значимыми произведениями отечественной и мировой литературы.
Редкие же тезисы автора по существу предмета статьи: "сквозная тема путешествий: её мы связываем с общим ходом мировой литературы и берём произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец».", "...детям сейчас видеокультура ближе, почему мы должны прятаться от этого? ... К восьмому классу предлагаем попробовать сделать свой сценарный план,... снять свой фильм на мобильный телефон.", - или мешают преподаванию литературы как предмета или имеют к литературе косвенное, отдаленное отношение.
Например, дополнительно к сценарию фильма и последующей его съемке на мобильный можно нарисовать комикс по теме урока и издать его в школьной типографии. Это не плохо и не хорошо само по себе. Просто всё это не имеет отношения к преподаванию предмета. Это т.н. "школьная самодеятельность". Столь любимые автором со времен его детства кружковые занятия. Которые являются дополнением к школьному обучению, помогая усвоению материала, но не отменяя и не заменяя академического образования.
А автор предлагает именно замену классического образования кружковой деятельностью и клиповой, развлекательной подачей учебного материала ("...сквозная тема путешествий").

Основной же мыслью статьи является обоснование автором необходимости долговременного и ритмичного финансирования государством именно его (а не ретроградов - представителей академической ("советской") педагогики). При наличии такового автор берется поучаствовать в постепенном, без излишних революционных потрясений, избавлении нас от классического гуманитарного образования и поспособствовать внедрению американских "игровых" методик преподавания.

Зачем на сайте эта статья? Чтобы что?
НН11 августа 2016, 16:23
ЮРИЙ, нас добьют наукообразием с элементами издевательства и насмешки... Как Вам такой "шедевр":/Причастие - плоупредикативная словоформа глагола, обозначающая процессуальный признак (действие) в несловоизменительной категории вида и словоизменительных категориях залога, времени, рода, числа и падежа"?! Источник:"Русский язык. Первая книга. Морфология, глагол" для 7 класса общеобразовательной школы, коллектив авторов: Репкин, Восторгова, Некрасова. Издательство "Вита", Москва. Для сравнения:
"Прича́стие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного".
Юрий10 августа 2016, 20:14
Кто-то из святых отцов говорил, мы не должны отвергать всё полезное для себя в делах веры. В миру, надо думать, тем более. Примера ради: я за православный контент в сети, но против виртуальных церквей. По статье выборочно: что тут плохого? 1. В пятом классе полезно сочинять свои скороговорки, пословицы и загадки, чтобы понимать, как они устроены изнутри... 2.«Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон… Р.S. «Я бы боролся не за сохранение старого и не за радикальные перемены, а за нереволюционное вхождение нового. Хватит революций, нужна эволюция…». ПОДДЕРЖИВАЮ! А ВОТ ЭТО, НЕ ПРИНИМАЮ НИ ПОД КАКИМ СОУСОМ: «Сегодня если ты не умеешь писать, снимать, монтировать, не понимаешь законов сторителлинга, не умеешь управлять культурными проектами, не знаешь, что такое фандрайзинг и, например, мультимедийное продвижение того же фандрайзинга, ты не будешь успешным». ОДНОБОКОСТЬ! А ЕСЛИ КОМУ НАДО В СТЕНУ ГВОЗДЬ ЗАБИТЬ ! ДРОНОВ ВЫЗЫВАТЬ! А вот вам свежий пример: итогом последней встречи участников слета "территории смыслов" стала запланированная разработка концепции празднования дня народного единства. Полный драйзинг! Не дай Бог, чтобы учебники превратились в комиксы.
НН 9 августа 2016, 20:16
Юрий 8 августа 2016, 12:00, Вы уж определитесь. Пришло время определяться, с кем Вы; пора "пусть цветут все цветы" заканчивается. У всех - и либералов, и у патриотов консервативного толка. Чёрное надо называть чёрным...Всеядность до хорошего не доводит. А то так и останетесь в положении "немного беременным". Если уж выбирать между Толкиеном и Архангельским - то первый точно полезней. Простите!
Юрий 8 августа 2016, 12:22
Прошу прощения у автора за категоричную оценку в своем прошлом комментарии. Увидев бренд ВШЭ, я рефлексивно выпустил иголки и не удосужился вникнуть в тему. Как не крути, а закоснелость советской педагогики, была очевидной. Знаний много, а радости мало. Важно сегодня оставаться на некой золотой середине. Многие предложения заманчивы, но главное, на мой взгляд – это пробудить у детей интерес к литературе. Вызывает сомнение некоторый материал для изучения – «Одиссея» и «Властелин колец». Он ненациональный и какую пользу принесет фантасмагория Толкина? Только смутит и не даст правильных представлений о реальной жизни. Вспомнилась книга про Семена Дежнева, читанная мною (с большим интересом) в детстве. Вот вам, и приключение, и образ положительного героя, и гордость за наших предков, которые жизни свои не жалели за страну. А тут язычник Одиссей с орками-демонами! Сейчас дети и многие взрослые и так находятся в большей или меньшей степени в ирреальном мире. А вот здесь, прошу прощения, в полной мере оправдывается тенденциозность ВШЭ, как проводника общемировой закулисной идеологии по формированию человека будущего - выхолащивание национальных особенностей, приведение к общему знаменателю уже набивших оскомину "ценностей". Будет ли новый человек образом Божьим большой вопрос, пуповину режут несколько веков! Набор и качество инструментов растёт. Посоветую автору познакомиться с трудом отца Серафима Роуза «Православное мировоззрение», где сказано о влиянии современного мира на молодое поколение. Очень полезно знать поведенческие мотивы молодежи от человека немирского, непредвзятого, высокой нравственности, делавшего всё с любовью к людям. Вразуми нас, Господи!
Ирина 6 августа 2016, 20:28
Денису: Врага надо знать в лицо!:)) Не стоит так изумляться: вот ведь не напечатали бы статью, мы бы так ничего и не узнали бы! Ведь никто ни о чем народ не информируют, все делается тихо, у всех зв спиной! Отвратительно!
Юрий 2 августа 2016, 10:43
"...но почему же, будучи дуболомной по методам, советская школа была подчас продвинутой по результатам? Потому что начётничество искупалось альтернативностью: параллельно существовала система внешкольного образования и воспитания..."
Ошибка! Единицы из единиц посещали кружки. Кружки подростков стояли на улицах и не всегда безобидных. И почему автор руководствуется только своим личным опытом. "Я есть мера всего?!" Существенную роль, а скорее всего главную играла экранизация классических произведений, радиопостановки, которые волей-неволей пробуждали интерес (посмотрите список "Старое радио"). В хорошем смысле пропаганда. По моему мнению, если даже вернуть старые учебники по литературе их ежедневно будут сжигать с экранов телевизоров новые герои. Русская литература пробуждает соучастие к судьбам людским, сострадание, жертвенность и это так не материально. Дух противится плоти, а плоть духу, как говорил апостол Павел. Поэтому здесь уже чистая математика - обратно пропорциональная зависимость (Слава Советской Школе!) методично выхолащивая честь, совесть и ум из народа ЛЮДИ "Х" увеличивают прибыли и, главное, получают власть над людьми.
Светлана 1 августа 2016, 06:37
Признаться, была очень удивлена, прочитав статью. Подобный материал никак не вяжется у меня с любимым порталом. Оставленные другими читателями комментарии успокоили и вселили надежду, что здравомыслящих людей все-таки больше. Хотелось бы, чтобы их было больше и среди составителей учебников.
Денис30 июля 2016, 21:33
Увидел Архангельского - чуть в обморок не упал. Стал читать - глаза на лоб полезли. Неужели на "Православии"это читаю?
Посетитель30 июля 2016, 17:17
МНЕ ТОЖЕ ГОРЬКО ЧИТАТЬ СТАТЬЮ. И КАК МНОГО ГЛУБОКИХ ОТЗЫВОВ!

Тем не менее, спасибо сайту "Православие.ру" за такие публикации. Благодаря им мы лучше представляем, что происходит вокруг нас.

Для меня "моментом истины" стал вот этот пассаж:
"Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон.
С одной стороны, можно нудно объяснять, что Татьяна, Ольга, Ленский очень молоды, что им нет ещё и 20 лет. А можно, кроме «Онегина», дать почитать более современный молодежный роман и сказать: «Посмотрите, а в „Евгении Онегине“ тоже первая любовь»."
Порвать шаблон, молодежный роман... Это, действительно, уже другое, несоветское сознание. Читаю и спрашиваю себя, а вот почему нужно устраивать в очередной раз революцию? Почему бы не взять лучшее из тех, советских учебников? Т.е. и уровень осмысления проблем, и опору на лучших критиков, того же Белинского, и сам подход, когда в классических произведениях видят не только личное, но и социальное - все то, что многим кажется таким постылым и "скучным". Да хоть те же сочинения вернуть в школу! Только "классовую борьбу" оставить в прошлом. Может быть, тогда и получились бы такие учебники, которые нужны нам сегодня. И за которые не стыдно перед совестью и перед классиками.
александр китов24 июля 2016, 11:15
Иш ! какой какой пострел г-ин Архангельский. ! Всюду поспевает и везде вхож. На ТВ, его можно зрить, равно как и разнообразных с.м.и.. Вездесущ. Заметьте , я нес сравниваю его всеобъемлещность с двуликим Янусом. Крайне интересно было прочитать мнение этого эрудита и об педагогике. Предполагаю, в следующий раз столкнутся с его компетенцией ... , ну, например о космосе!. Творческих вершин в его нелегком подвизании!
Дмитрий24 июля 2016, 01:49
В отношении своего учебника автор говорит:
"У нас с соавтором... сейчас полубезумное состояние: вычитываем гранки, вёрстки, сверки всей учебной линии по литературе общей школы. Обязаны успеть к осени, потому что близится грифование, и в какую секунду оно будет назначено, мы не знаем".
Мне кажется, учебник должен готовиться не в таких условиях. Думаю, советские учебники не так готовились.
Но, думаю, это проблема не только одного автора статьи. Я такое же за собой замечаю. Когда спешишь, готовишь что-то, уже не до глубоких размышлений.
Александр А.Б.20 июля 2016, 14:20
Увы, уже который раз убеждаюсь в поверхностном - до примитива, - восприятии представителями ВШЭ множества важнейших для нашего общества вопросов! Для А, и других г-д из "Вышки", Пушкин - уже ... "архаика" (!!!), читать которого без их, ВШЭ, высочайших комментариев, уже просто невозможно. Ну как тут не вспомнить про двух московских дамочек, которых сам А.С. Пушкин подвиг на "решительную и бес-компромиссную защиту прав" (это тренд такой, уже 25 лет) своих детей: "Ну как это возможно выучить, что за белиберда такая в ваших учебниках: "БУРЯ МГЛОЮ НЕБО КРОЕТ"?!".
Так что я полностью поддерживаю Николая (7 июля 2016, 00:00) - Собственно, товарищей из ВШЭ нельзя допускать вообще никуда...
У нас, к сожалению, слишком много "Вышки" - либеральное правительство, либеральная Дума, штампующая безумные законы, либеральные гениальные экономисты, заслужившие похвалы Запада... Доколе?!
Арина20 июля 2016, 03:00
А г-н Архангельский ничего не попутал? Может он какой-то другой учебник имел ввиду?
Татьяна-Васильевна Борачук16 июля 2016, 08:37
"Я же единственный предметник, который касается души!" - говорила учитель русского языка и литературы в знаменитом фильме советского (!) периода Татьяна Николаевна. О том, что автор полностью разделяет этот постулат, я не уверена. О чем угодно написано, но не об этом. Литература = Нравственность. Советское классическое образование - это был фундамент, глыба. Разрушали долго и упорно. Не хотелось бы, чтобы специалисты ВШЭ еще и литературу курировали. Простите.
Darina15 июля 2016, 17:01
Для Аллы. В комментариях мы высказываем практически единодушное несогласие с тем, чтобы автором учебников был А.Н.Архангельский. Выразить наше несогласие практическими делами мы также единодушно делегируем Обществу русской словесности. Полномочий Общества должно хватить для отклонения ранее сформированных и близких к исполнению заказов на составление учебников. То, что положение с учебниками сейчас критическое, ясно всем. А народный опыт советует нам коней на переправе не менять. Чего мудрить? Есть прекрасные учебники В.Г.Маранцмана. Его учебники теперь уже тоже классика, ими и надо пользоваться. (См. интервью с проф. Л.В.Дудовой от 04.06.2016 на Православии.ru). Вот, Алла, такой практический совет от читателя портала. Уверена, что в Обществе обсуждаются многие варианты выхода из сложившегося положения. Пользуясь случаем, выражаю Обществу свое гражданское доверие.
Иоанна_15 июля 2016, 13:34
Алла, какой учебник по литературе может написать человек, которому "Капитанская дочка", жемчужина пушкинской прозы, кажется скучной? Это человек, который не понимает и не чувствует классическую литературу. Он из тех людей, кто, не скрывая, играет на понижение культурного и духовного уровня наших детей. /НИ ОДНОГО РЕАЛЬНОГО И ПОНЯТНОГО АЛЬТЕРНАТИНОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.// Такие предложения есть! Почему бы не предложить написать учебник Алексею Николаевичу Варламову, ректору Литературного Института, или профессору А.Н.Ужанкову? Почему учебник по литературе должен писать телеведущий, пусть даже самый обаятельный и привлекательный? Честное слово, непонятно...
Е.Д.14 июля 2016, 20:38
Дмитрию. Воспитанный не тот, кто не прольёт, а тот, кто не заметит.
Дмитрий14 июля 2016, 02:00
ДОРОГАЯ АЛЛА, не огорчайтесь! Судя по отсутствию в вашем сообщении некоторых знаков препинания, а также по написанию некоторых слов, вы учили русский язык не по советским учебникам. ТВ ПЕРЕДАЧА и учебник, это "две большие разницы". И задачи вносить альтернативные предложения на форуме в и-нете не стоит. Любая работа требует оплаты. Не думаю, что г-н Архангельский делает свою работу безкорыстно. Поэтому, еще раз прошу вас, не огорчайтесь. Сделает А свой учебник, не сделает, Бог весть. На православном сайте, равно как и на ином каком, люди высказывают свою точку зрения, которая может быть отличной от вашей. Храни вас Господь!
АЛЛА12 июля 2016, 18:05
УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА, ПРОЧЛА ОТЗЫВЫ И ОГОРЧИЛАСЬ. НА ПРАВОСЛАВНОМ САЙТЕ ТОЛЬКО КРИТИКА ЧЕЛОВЕКА ДЕЛАЮЩЕГО КОНКРЕТНОЕ ДЕЛО-СОЗДАЮЩЕГО УЧЕБНИК. НИ ОДНОГО РЕАЛЬНОГО И ПОНЯТНОГО АЛЬТЕРНАТИНОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРОГРАММА АРХАНГЕЛЬСКОГО НА КАНАЛЕ "КУЛЬТУРА" ОТЛИЧАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ КОРРЕКТНОСТЬЮ И ТАКТОМ, О ЧЕМ БЫ НЕ ГОВОРИЛОСЬ, ОН НИКОГДА НИ НАВЯЗЫВАЕТ СВОЕГО МНЕНИЯ, НО УМЕЛО ВЫСТРАИВАЕТ ДИАЛОГИ АППОНЕНТОВ. ЕСЛИ ЕГО УЧЕБНИК БУДЕТ ТАКИМ ЖЕ КАК ПРОГРАММА, ТО Я ЗАВИДУЮ СВОИМ ВНУКАМ. С УВАЖЕНИЕМ ПРОСТО ЧИТАТЕЛЬ.
Светлана Тен 9 июля 2016, 22:18
Сначала методично убивали фундаментальное,крепкое образование, которое давало знание и умение учиться, работать со справочными изданиями. Теперь пытаются подстроить нынешнее образование под всплывающие окошки, теги,фандрайзинг,законы сторителлинга и т.д. Американизировали русский язык, Россию и её детей. В шестом классе дети затрудняются назвать русские народные сказки, зато они смотрят (кто-то даже и читает)американское фэнтези.Потом удивляемся, чего это наши дети разучились говорить по-русски. Если так дальше пойдет, они думать перестанут по-русски. Тогда конец независимости придет. Будут наши детки гражданами мира.
Иван 7 июля 2016, 10:40
Про "Капитанскую дочку" улыбнуло. Тяжело читается, ага.

В Евангелии вон вообще мытари, фарисеи, садукеи и назареи - и ничего, читается легко.

Надо просто читать. Я не любил художественную литературу (да и сейчас не люблю), но читал детские энциклопедии. А бабушкина "Книга вожатого" сталинских времен - это вообще мега-шедевр: там было все, что интересно мальчишке!
Как результат я вырос довольно так эрудированным товарищем.
Николай 7 июля 2016, 00:28
Собственно, товарищей из ВШЭ нельзя допускать вообще никуда...
Сергей Вячеславович 6 июля 2016, 14:32
Господи, верни нам Величайшую Советскую науку, Советскую школу и дошкольное образование. Результатом которых были Советская нравственность, Советская искренность и порядочность,чувство товарищества, взаимовыручка и искренняя любовь к своей Великой Родине.
Иоанна_ 6 июля 2016, 01:07
/Судя по собеседованиям, которые мы не первый год проводим в Вышке, могу твёрдо сказать, что география как массовый предмет умерла.// Твёрдо? А причём тут ваша "вышка"? Вы сходите на географический факультет МГУ и ТАМ поинтересуйтесь, умерла или нет. А если и умерла, то по причине именно ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ учебников. Старые учебники были написаны ИНТЕРЕСНО, а главное - с учётом возраста: для 4-го класса - одним языком, для 9-го - другим. А современный учебник - сухой, холодный, бездушный, скорее напоминает выжимки из диссертаций. У моих детей каждый раз почти нервный срыв, когда нужно прочесть параграф по биологии или географии. А потом и у меня, когда я пытаюсь им помочь. Цель "авторов" для меня кристально ясна: ОТВРАТИТЬ детей от естественных наук, а лучше всего - вообще от всяких наук и вообще от высшего образования.
Дмитрий 5 июля 2016, 12:56
Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики. Сильно мы грешим, раз Господь попускает таким людям писать учебники для наших детей.
Ирина 4 июля 2016, 21:17
Без идеологии не может быть ни государства, ни школы!
Вера 4 июля 2016, 20:06
Сейчас очень модным стало выпускать новые учебники, вводить новые программы, ведь это "новые деньги." Не надо инноваций в литературе! Пусть дети просто читают! Пусть задают читать, писать сочинения, изложения, учит ь стихи! Не надо инноваций!
Дмитрий 4 июля 2016, 00:24
"... не понимаешь законов сторителлинга..." и слава Богу!!! "... не знаешь законов фандрайзинга ..." и слава Богу!!! Как здорово, что мои дети отучились до прихода в "литературу" таких нахрапистых "архангельских". Буду еще более усиленно молить Господа, чтобы и внуков моих уберег от них. От коворкинга, аутсорсинга, каршеринга, хосписов, волонтеров, эдветайзинга, дивайсов, гаджетов и прочая и прочая - от всего этого усиленно насаждаемого "архангельскими" и иже с ними птичьего языка, целенаправленно внедряемого в нашу языковую среду, особенно молодежную, с единственной стратегической целью - смены вектора национальной принадлежности. Прости, Господи.
ЛИДИЯ АЗАРОЧКИНА 3 июля 2016, 16:42
Пустая статья,общие фразы и ничего конкретного. Сплошное самолюбование.
Елена 3 июля 2016, 09:17
С автором не соглашусь. Учебники были хорошие,учителя были хорошие, читали и обсуждали, сочинения писали, учились думать и рассуждать. В библиотеках были очереди за книгами.
Галина 3 июля 2016, 08:38
Я тоже воспитанница советской школы и не могу разделить восторга в её отношении.Помню учителя математики и по совместительству классного руководителя,которая разделяла детей на богатых и бедных.В классе были дети военных и дети заводских,так вот первым она рисовапа оценки и только потому,что их отцы служат Родине.Дети заводских ставились у нас ниже плинтуса.Я была в их числе.Наш филолог относился к таким людям,который меняет своё лицо и характер в зависимости от общества.При родителях он интеллигентный педагог,а при учениках строжайший диктатор.История и музыка,биология и химия,находились в руках настоящих профессионалов.Подметила,что предметы,преподающиеся злыми,отрицательными личностями,не вызывают интереса у детей.а лишь ненависть и отторжение.Уровень образование в советской школе,оцениваю на твёрдую"четвёрку".
Ирина 2 июля 2016, 11:36
Я очень жалею, что не оставила своих, еще советских, учебников своим детям! До сих пор помню замечательный учебник по русскому языку для 5-6 классов: он был рассчитан на два учебных года, правила, примеры, исключения - все было подробно, четко и ясно объяснено, выделено рамочкой, использованы разнообразные шрифты. В нынешних учебниках ничего не разобрать, часто встречаются ошибки и опечатки (!!!), из года в год повторяются одни те же материалы. Отвратительно!!! Да, история как предмет была под пятой идеологии. Но, как написали в предыдущих комментариях, нас с детства учили рассуждать и мы многое знали из того, что в школе не препродавали. В моей самой простой московской школе были прекрасные словесники, математики - да все, кого не вспомни! И музыка, и рисование, иностранные языки были на хорошем уровне. Нас учили работать самостоятельно, докапываться до истины, работать с источниками, думать! По плодам их узнаете их! А каковы плоды нынешнего образования - волосы дыбом встают!!! Детей жалко!!! Перестаньте калечить и уродовать детей!!! Страшно пройти точку невозврата...
Darina 2 июля 2016, 10:08
Да, успели экономисты подготовить схемы. Например, г-н Явлинский предлагал программу изменения экономики «500 дней». Впрочем, согласия в рядах чудо-экономистов не было, и победила гайдарномика. А патриоты (до сих пор не поумирали проклятые!) тогда уже чувствовали, что по экономике будет сначала 9 дней, потом 40… Но, не страдая революционным нетерпежом и зудом, патриоты безмолствовали. Возможно, потому, что и не ходившие в церковь, чувствовали, что не полезны для души противостояния. Ну а теперь-то за наших детей взялись! Уж если мы и детей сдадим молча!...
Анастасия 2 июля 2016, 00:10
Сравните учебник русского языка советской школы и современный - всё нарочно (?) усложнено и неудобоваримо. Зачем?
Alix 1 июля 2016, 17:59
Слишком, эвфемистически говоря, спорная статья, чтобы комментировать отдельные положения. Судя по нескольким вещам (журфак, ВШЭ, плюс множество поверхностных утверждений автора...), учебник и программа выйдут плачевными. А ведь это финансирование, и немалое. Пострадают, разумеется, опять дети. Даже столичные, я уж не говорю о провинции. Согласна со всеми критическими комментариями. Уверена - можно добавить многое, что не умещается в формат.
Придется опираться на здравую идею автора - учёба по двойным стандартам приносит плоды. Это и приходится продолжать - родителям, репетиторам, отважным учителям. Впереди нас ждут новые подвиги на поле двойной бухгалтерии - успехов, господа!
Евгенiй Широковъ 1 июля 2016, 17:11
"Есть широкая компетенция креативных индустрий и мультимедиа"-собственно, после этой фразы уже можно ничего не обсуждать....также весьма полезно посмотреть документальный фильм автора "Жара", из которого вполне понятно, кого он будет "впихивать" в "креативный" учебник по литературе...
Иоанна_ 1 июля 2016, 15:50
Советское образование было хорошее. Может быть, потому, что жизнь была непростая, мы были умные и уже в начальной школе могли отфильтровать идеологические плевелы, которые "вметали в пещь". И учебники наши были НЕПЛОХИЕ, за исключением, пожалуй, учебника по советской литературе, но это только 10 класс. Умели писать сочинение, делать художественный анализ текста, много чего знали наизусть, даже куски прозы. Когда я пришла на филфак, то увидела там не только детей нашей профессуры, но и обычных школьников со всей страны, которые поступили СВОИМИ СИЛАМИ. А когда я беру учебники по литературе, истории, биологии, географии, по которым сейчас учатся мои дети, мне хочется только одного: пошире раскрыть окно и зашвырнуть их на крышу соседнего дома. И занимайтесь уже в вашей "вышке" своей экономикой и оставьте в покое наше образование. На это есть профильные вузы, есть академические институты, вот пусть СПЕЦИАЛИСТЫ и решают все эти задачи.
НН 1 июля 2016, 14:46
Автор:..."Моя покойная мама из лучших побуждений чуть было не отбила у меня всякую охоту к литературе".... - А виноваты учебники и учителя! Логика, достойная ВШЭ. (Прости меня, Господи, лучше бы и вправду отбила!). Вот такие специалисты и определяют направление "развития" страны. Не только в экономике, но и в образовании, медицине, науке, литературе, искусстве, сельском хозяйстве и т.д. Весело, непринуждённо, не сомневаясь в своей правоте и ПРАВЕ РЕШАТЬ за всех нас... Не мудрено, что не только "история и география умирают"... Заменим "Капитанскую дочку" Акуниным, Пелевиным и др. - вот веселье на уроках будет! /Нам демократия дала /Свободу матерного слова /И нам не надобно другого /Чтобы воспеть её дела/ Е.Лукин, современный фантаст. Простите!
Татьяна 1 июля 2016, 13:53
Большое спасибо за статью. Успехов Александру Архангельскому в его труде. Умница и профессионал.
Наталья 1 июля 2016, 12:14
Мне кажется,что лучше все таки в основных учебниках оставить только "золотой список" русской литературы,а учебник по современной издать отдельной небольшой книжкой,чтобы и учителя и дети видели,что главное,а что второстепенное.Пусть она будет тоже доступна в школьной библиотеке,и семинары для учителей можно провести,чтобы они были в курсе.Но все таки так учитель сможет сам решить, изучать его классу это конкретное произведение или нет.Я тоже училась в советское время и в начале 90-ых, и очень неприятно когда в современных учебниках рядом с Пушкиным и Толстым, какое-то совершенно глупое,посредственное стихотворение.
Лия 1 июля 2016, 11:45
Учеба - это труд. Как же молодежь будет работать, если им везде нужны "всплывающие окошки"? Когда я училась, нам вдалбливали одно: образование - это умение работы с источниками. Человек должен научиться тому, какую ему инструкцию взять, как ее понять и как применить на практике. В статье сумбур и безудержное веселье! То же, что и в современном образовании. Планка уже занижается настолько, что нам всем скоро понадобятся "сплывающие окошки", чтоб с выпускниками разговаривать.
ИРИНА 1 июля 2016, 09:38
"Само преподавание этих предметов, за пределами опыта учителей-новаторов, методически никуда не годилось."Вы меня извините,Александр,я тоже воспитанница советской школы и тогда были все учителя воспитанники тоже одной школы. Они не привносили того духа,который развил бы в нас тогда такие чувства,как эгоизм,разврат,и тому подобное.Учебники были составлены на высоком профессинальном уровне,а Вы говорите о скукоте. Ваши высказывания как то,которое процитировала выше прямо-таки "Западом"веет из всего.Сами то Вы, тем не менее, достигли успехов благодаря школе тех времён?Простите.Помоги Господи!
Елена 1 июля 2016, 03:39
Горько читать статью. Почему журналист участвует в написании учебника по литературе, он что учитель? Если "Капитанская дочка" Пушкина читается с большим трудом, то лучше говорить о медиа и фандрайзинге. Чушь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×