Остальные материалы

СВОЕ И НАШЕ В ОДНОМ СЛОВЕ, ИЛИ МЫСЛИ О СЛАВЯНАХ
Лариса Маршева
 
При чтении трудов академика О.Н. Трубачева складывается стойкое ощущение слаженного многоголосия. Постоянные переклички тем, идей, фактов, апелляции к единомышленникам, оппонентам - всем этим отличается и второе издание (1-е изд. - 1991 год) монографии "Этногенез и культура древнейших славян"*, вышедшее уже после его кончины.
далее...

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ А.К. СВЕТОЗАРСКИЙ ОТМЕЧАЕТ СВОЙ 40-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
""
 
25 февраля исполняется 40 лет преподавателю Сретенской духовной семинарии, который стоял у истоков ее создания, Алексею Константиновичу Светозарскому. Алексей Константинович преподает в нашей семинарии с момента ее возникновения в 1999 г., а до этого он был одним из организаторов богословских курсов для братии монастыря, из которых было создано Сретенское высшее монастырское училище, а затем Сретенская духовная семинария.
далее...

ОТГОЛОСКИ СОВЕТСКОГО ДЕКРЕТА
Лариса Маршева
В последнее время неожиданно обострилась дискуссия вокруг приставок без-/ бес-. Некоторые православные верующие наотрез отказываются следовать орфографическим правилам и во всех случаях пишут только без-. Свой жесткий и безальтернативный выбор они объясняют созвучием приставки бес- с обозначением самой темной, злой и враждебной христианам силы. Пришло время спокойно и трезво разобраться в этой ситуации и дать ей сугубо лингвистическую оценку.
далее...

КОНТРОЛЬ НАД ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Александр Волков
Выступление профессора МГУ, доктора филологических наук, преподавателя Московской духовной академии и Сретенской семинарии А.А. Волкова прозвучало на научно-практической конференции "Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви", проходившей 9-11 октября в Троице-Сергиевой лавре. Бурная дискуссия на ее заседании касалась вопроса государственной аккредитации духовных школ. Доклад раскрывает возможные последствия этого процесса.
далее...
 
""

ГРАФИЧЕСКИЕ НИМБЫ
Лариса Маршева
""
 
В серии "Церковнославянский язык" вышла очередная книга Н.П. Саблиной "Слова под титлами", которая представляет собой более глубокое и расширенное описание одного из тематических блоков, приводимых в предыдущем пособии "Буквица славянская". Рецензируемая монография имеет не только чисто научно-просветительскую задачу, но и, если угодно, миссионерский потенциал.
далее...

ЖИВАЯ ГРАМОТА
Лариса Маршева
""
 
Книга Н.П. Саблиной "Буквица славянская" посвящена алфавиту, который используется в церковнославянском языке и максимально приближен к буквице современного русского языка. Строго говоря, это не учебная грамматика церковнославянского языка и не монография по русской графике. Это некий синкретичный жанр, который сама Н.П. Саблина определяет как "поэтическую историю азбуки с азами церковнославянской грамоты".
далее...

КАППАДОКИЙСКИЕ ОТЦЫ
Епископ Афанасий (Евтич)
Еретики всегда благополучно уживаются с язычниками. Например, гностики, из которых никто не пострадал. А всякие нынешние коммунисты, безбожники, западники и прочее, говорят, что Церковь гнала еретиков… Нет, это они гнали Церковь, а сама Церковь еретиков только исключала: пожалуйста, если вы не хотите с нами, разоряете веру и смущаете народ, то делайте свое, уйдите. Потом уже государство иногда начинало гонение на еретиков, но государство куда больше гнало православных.
далее...
 
""

ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ
Галина Трубицына
Святотеческой традицией является понимание глоссолалии как говорения на незнакомых языках. Это понимание закреплено в церковном богослужении. В кондаке св. Пятидесятницы поем: "Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа". Перевод: "Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа".
далее...
 
""

КУДА ИДЕТ ХРИСТИАНСТВО
Алексей Осипов
Всю историю в христианстве борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмiрщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них.
далее...
 
""

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ВЛАДИМИРСКАЯ"
Олег Стародубцев
""
 
Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.
далее...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ 3
Николай Леонов
Дезинформация - это страшная сила. Мне приходилось очень тесно заниматься афганскими делами, и, наверное, пройдут десятилетия и столетия, а люди никогда не поймут подлинных причин нашего вторжения в Афганистан, по той простой причине, что вся документация, связанная с афганскими событиями, в большинстве своем уничтожена, и найти следы, почему действовали так неразумно, восстановить правду в полном объеме невозможно. Говорю вам как свидетель и участник всего этого дела.
далее...
 
""

РУССКИЙ АНАЛИТИЗМ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ НАУЧНАЯ ФИКЦИЯ
Лариса Маршева
Русский язык является языком синтетическим, то есть имеет прежде всего разветвленную, шестичленную систему падежных противопоставлений и характеризуется избыточностью в средствах выражения грамматических значений. Однако в русском языке обнаруживаются яркие признаки аналитизма - раздельного выражения лексического и грамматического значений. Насколько серьезной является эта тенденция - вопрос не из простых.
далее...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ 2
Николай Леонов
Постепенно, по мере формирования того, что называется гражданским обществом, стало все более затруднительным пользоваться силовыми мерами сохранения власти. И вот тогда в странах, которые называют себя цивилизованными, которые присвоили себе звание демократических, родилась новая мысль: как бы управлять другими, не угрожая людям физическими страданиями, а манипулируя их сознанием. Чтобы человек без битья действовал так, как хочется власти. С конца XIX века эта новая мысль получила быстрое развитие.
далее...
 
""

"ПРИСТУПИТ ЧЕЛОВЕК, И СЕРДЦЕ ГЛУБОКО"
Епископ Афанасий (Евтич)
27 ноября отмечается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Именно его богословскому наследию была посвящена одна из лекций сербского епископа Афанасия (Евтича), прочитанная в Сретенском высшем православном училище. Необыкновенен стиль лекций владыки с многослойностью его языка: это переплетение из русских, сербских, французских, славянских и греческих слов. При подготовке текста мы постарались сохранить эту особенность речи епископа Афанасия там, где это возможно.
далее...
 
""

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЧАСТЬ 1
Николай Леонов
Информационная война всегда сопровождает нас с вами, она сопровождает человечество с самых ранних этапов его развития. Сейчас мы видим ее в расширенном варианте, когда вовлекается Интернет, система мирового телевидения, радио, газет. Но в принципе, в разных формах и упаковках, использование информации для решения политических задач - это постоянно присутствующий фактор в истории человечества.
далее...
 
""

ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Олег Стародубцев
С возвратом в русское искусство национальных традиций в конце XIX - начале XX вв., в широких слоях интеллигенции проявляется интерес к древней русской иконе. В 1901 г. по высочайшему указу императора св. Николая II, был основан «Комитет попечительства о русской иконописи» под руководством графа С.Д. Шереметьева. Комитет, прежде всего, поставил три главные задачи: 1) запрещение печатных икон; 2) изготовление иконных подлинников; 3) открытие учебных иконописных мастерских. Типографское производство икон представляло опасность по целому ряду причин. Прежде всего, оно способствовало проникновению в православную иконографию католических и протестантских мотивов...
далее...
 
""

ПРАСЛАВЯНСКИЙ, ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ, РУССКИЙ...
Лариса Маршева
""
 
Одним из отличительных признаков научной литературы по языковедению является использование синонимичных терминов. И порой бывает непросто разобраться в этом калейдоскопе специальной лексики. Здесь не должно быть никакой двусмысленности, в особенности, если дело касается учебно-методической литературы, в которой следует использовать обозначения, максимально точно отражающие характер тех или иных языковых фактов. Для подтверждения этой мысли можно обратиться к терминам, определяющим некоторые славянские языки.
далее...

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛОВ
Олег Стародубцев
""
 
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае. В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы. ...Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
далее...

"РЕФОРМА ДУХОВНЫХ ШКОЛ ДИКТУЕТСЯ НОВЫМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ"
Протоиерей Максим Козлов
""
 
Задача Духовных школ в значительной мере - это подготовка такого священника, такого церковного работника, который готов к диалогу в поликонфессиональном и плюралистичном обществе, который не будет смущаться выражением другого, не согласного с его точкой зрения, мнения, который не будет апеллировать только к властям предержащим, говорить о том, что запретить бы дескать те или иные секты, те или иные религиозные направления, нам вероучительно чуждые. Священник, естественно, ныне часто призывается к общению с людьми не только с церковного амвона, но и с лекторской кафедры, в СМИ, на радио, телевидении, иные уже приобретают опыт общения в сети Интернет, в других многообразных формах, к которым должна готовить их Духовная школа, и которая без реформы к этому их никак не готовила.
далее...

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО. 1917 - 1988 ГГ.
Олег Стародубцев
События Новейшей истории, начала XX в стали трагическими для России и Русской Церкви. Созыв Поместного Собора (1917-1918 гг.) и избрание Патриарха стали последними созидательными событиями уходящей эпохи. Господь судил, на долю русского народа и Церкви послать невиданные испытания. Новое большевистское правительство видело в Церкви одного из главнейших своих врагов и вместе с этим источник огромных богатств, для подержания своего режима. Мученической кровью и исповедничеством, освящены почти семь десятилетий XX в. Нет числа разоренным и оскверненным храмам, кощунственному поруганию святых икон и разграблению веками собираемых народных святынь.
далее...
 
""

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КРИЗИСА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 3
Игорь Шафаревич
""
 
Возможность народа влиять на свою судьбу неодинакова в различные периоды. Иногда инерция исторических сил столь важна, что не подчиниться ей исключительно трудно. В другие же периоды выпадение каких-то мощных исторических факторов создает больший простор для инициативы. Такая ситуация может возникнуть для России, когда созреет кризис в западной цивилизации. Истинный трагизм положения России заключается, как мне кажется, в том, что она может оказаться к этому моменту совершенно не готовой.
далее...

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КРИЗИСА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 2
Игорь Шафаревич
""
 
На прошлой лекции я аргументировал свою мысль, что основным стимулом развития России за последние 300 лет был ее выбор ответа на вызов западной цивилизации. Основным идейным оружием этой цивилизации является концепция прогресса, согласно которой история есть движение все время по одной линии, в одном и том же направлении, причем последней достигнутой точкой является сама западная цивилизация и в этом смысле страны этой цивилизации являются "передовыми странами", а чем более страна от них отличается, тем более она "отсталая"...
далее...

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КРИЗИСА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 1
Игорь Шафаревич
""
 
ХХ век стал веком кризиса для России. Для русского народа это был век поражения, по глубине своей сопоставимого только с тем, которое он пережил в XIII веке при монгольском завоевании. Даже Смутное время кажется сравнительно быстро преодоленным, коротким кризисом...
далее...

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ - ЯЗЫК ВЕРЫ И МОЛИТВЫ
Лариса Маршева
""
 
Выход в свет учебника, который отвечает стандартам лингвистических предметов в высших учебных заведениях, вселяет надежду на то, что внимание к церковнославянскому языку - как к учебному курсу, так и к научной дисциплине - будет неизменно возрастать.
далее...

НАЧИНАТЬ НУЖНО С АЗОВ
Лариса Маршева
""
 
Недавно в "Русской речи" была опубликована статья В.С. Маркелова "Письма Агафьи Лыковой". Актуальная тема, уникальный источник, верные обобщения. И удивительно низкий уровень анализа материала: почти все объяснения Маркелова либо неверны вообще, либо грешат досадными неточностями, источник которых заключается в недостаточном знании основных сведений по праславянской фонетике, исторической грамматике русского языка, старославянскому и церковнославянскому языку.
далее...

КТО ТАКОЙ БОГ?
ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА ПО ОСНОВНОМУ БОГОСЛОВИЮ,
ПРОЧИТАННАЯ В СРЕТЕНСКОМ УЧИЛИЩЕ 10 ОКТЯБРЯ 2000

Религией может быть названо только то мировоззрение, в котором присутствует мысль о Боге, идея Бога, признание Бога, вера в Бога. Если нет этого, нет и религии. Мы можем называть такую веру как угодно: шаманством, фетишизмом, астрологией, магией... Но это уже не религия, это псевдорелигия, вырождение религии. Сегодня мне и хочется поговорить с вами по основополагающему для любой религии, конечно же, и для христианства, вопросу - учение о Боге.


ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ ЕСТЬ ИСТИННАЯ ВЕРА
ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА ПО ОСНОВНОМУ БОГОСЛОВИЮ,
ПРОЧИТАННАЯ В СРЕТЕНСКОМ УЧИЛИЩЕ 13 СЕНТЯБРЯ 2000

Мы публикуем авторизованный вариант лекции профессора МДА Алексея Ильича Осипова, прочитанной в Сретенском высшем православном училище 13 сентября 2000 года. Ее первый вариант, опубликованный на сайте, не был согласован с автором. Приносим извинения Алексею Ильичу Осипову и нашим читателям.



1 января 2000 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту