Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи

"Архиепископ
Архиепископ иоанн (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи / Сост. М. Г. Жуковой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 224 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья).
В сборник вошли избранные статьи известного иерарха Русского зарубежья и талантливого духовного писателя архиепископа Иоанна(Шаховского). Они посвящены разным областям человеческой жизни и могут быть полезны для широкого круга читателей.

Приводим отрывок из книги:

ПУТЬ К БОГУ

Человек стоит перед Богом всю свою жизнь, хочет он этого или не хочет.

Солнце не спрашивает о нашем отношении к нему — оно светит и сияет, целит и животворит. И человек открывается все время и откроется до конца Богу во всех своих делах, чувствах и мыслях и получит от Бога в вечном мире то духовное место, которое будет правдиво соответствовать внутреннему нравственному состоянию его духа. Каждый пойдет «в место свое».

И даже здесь, на этой шумливой, суетливой земле, от голоса чистого, правдивого, в совести звучащего, нелегко человеку скрыться. Надо много сотворить безумств, чтобы заглушить в себе все нравственно чуткое, что живет в каждом человеке, и сжечь до конца свою совесть, не чувствовать уже ее томлений от совершаемого зла.

Ведь иногда «неверующими» считают себя люди совсем ложно. Им внушили или они сами усвоили себе неверное, узкое понятие о Боге. Неверующие иногда не против Бога, в сущности, настроены (они Бога не знают), а против своего же собственного узкого, неверного о Боге представления. И эти люди подчас совершенно искренне и почти религиозно восстают против неумного понятия своего о Боге. Эти души способны быстро обрести веру, найти то, чего всегда, в сущности, жаждала их душа.

Всякий ли человек способен уверовать в Бога, прийти душою к Богу? Да, всякий, безусловно. Все позваны на пир Отца. «Много званых»... Много. Все званы, кто родился в мире. И Дух Божий уже действует в человеке, когда человек ищет в мире не партийную, не классовую, не расовую и не какую-нибудь иную временную и ограниченную правду, но ищет правду абсолютную, общечеловеческую, вечную.

Неверие как отказ от легкомысленной, несерьезной веры может быть естественным этапом истинной веры в душе человека.

Но неверие как результат скверной, эгоистической жизни или как желание дать себе оправдание такой нехорошей жизни есть уже неверие заинтересованное, нечестное. В таком неверии душа просто скрывается от Бога, убегает от высшего, нравственного суда над собой.

Но куда бежать от этого суда? Он так же не минует человека, как не минуют роды роженицу.

Бывает бездумное, животное неверие в человеке. Некогда просто человеку задуматься над собой, прислушаться к пульсированию жизни в своем духовном существе и приглядеться к высшим ценностям бытия. Жует человек равнодушно свою житейскую жвачку и не желает размышлять ни о добре, ни о зле, ни о жизни своей, ни о ее конце. Евангелие таких людей уподобляет гостям, которые, будучи приглашены к великому и доброму хозяину, стали, «словно сговорившись», отказываться от приглашения. Один говорит: «Я купил волов и иду в поле их испытывать, прости меня, не могу прийти»; другой сказал: «Я женился, прости меня, не могу прийти»; третий еще нашел какой-то предлог не пойти к своему Творцу. Люди отказываются...

Они, может быть, и не делают большого зла, но им некогда. Они заняты своими маленькими заботами, радостями и печалями и не хотят отойти от них. Жизнь многих людей такова. Царствие Божие, Христово «не вмещается» в них.

Грозный это симптом для человечества. Отвергнув Божию правду и свое подчинение ей, люди попадают в рабство разным партийным, классовым, личным и всяким коллективным эгоистическим полуправдам и интересам.

В человечестве есть жизнь религиозная, есть жизнь нерелигиозная и есть псевдорелигиозная. В истории люди часто прикрывались своими санами и высокими словами о Боге, не служа ему в истине, но оскорбляя Божию святыню своими делами. Такое лицемерие Господь осуждает больше, чем неверие. Неверующий, пока он живет в этом мире, может еще покаяться и стать верующим. И много грешников мы знаем в человечестве, которые за тысячелетия его истории обратились к Богу и к святой жизни. Но религиозная фальшь и лицемерие закрывают дорогу к Богу.

С некоторым основанием иногда говорят антирелигиозники о недостоинстве верующих людей. Только они не замечают, что этот их аргумент не против религии и сам он — чисто религиозный. Да, в мире было и есть много христиан и пастырей лишь по имени. И безбожники, говоря много неправды о Господе Боге, о вере и о верующих, иногда высказывают частичную правду; она в том, что не все верующие живут по своей вере. Но эту правду всякий и без безбожников всегда видел и видит, но верующий относится к ней иначе, иное заключение делает из этого, понимая, что никакая греховность человеческая не может умалить святыню Божию и никакая человеческая ложь не в силах опорочить Божию правду. Само Евангелие говорит, что и среди двенадцати высших учеников Истины оказался один предатель. Но разве это опровергает истинную веру и святость других одиннадцати апостолов? Ничуть. Предательство ложного ученика лишь подчеркивает правду подлинного ученика. Наука не грешит плохими учеными, музыка слабыми музыкантами, истина не ответственна за неверных ей людей.

Душа неверующая, но не самоудовлетворенная, тоскующая по абсолютной истине, придет к Богу. Справедливо говорит философ и учитель Церкви блаженный Августин: «Тоскует наше сердце без Тебя, Боже, и не может успокоиться, пока не найдет Тебя». Путь правдивого человеческого сердца — радостно жить в Боге или в скорби искать Его. Сердце человеческое находит мир только тогда, когда найдет своего Отца. Бессмертную глубину человеческой души может заполнить только Он, Небесный наш Отец, Который есть вся любовь и вся правда бытия.

 

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

3 апреля 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту