Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки)

"Митрополит
Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья).
Книга содержит дневниковые записи митрополита Анастасия, которые представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих.

Приводим отрывок из книги.

Предисловие

Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился 6 августа 1873 года в Тамбовской губернии в семье приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Ректором ее в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Грибановский учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году.

В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.

29 июня 1906 года Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В своем слове при наречении во епископа он сказал: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».

Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

В 1914 году закончилось его восьмилетнее епископское служение в Москве. С 14 мая 1914 года он — епископ Холмский и Люблинский. Тогда уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска, совершал молебны и панихиды, его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России он считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. В 1915 году он был награжден орденом Святого Александра Невского. Это была высокая награда для невоенного. Орден был пожалован «во внимание, — как говорилось в высочайшем рескрипте, — к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

С 10 декабря 1915 года он — епископ Кишиневский и Хотинский. С 6 мая 1916 года — архиепископ.

Владыка Анастасий участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917– 1918 гг., возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Он поддерживал предложение о восстановлении патриаршества в России. В первом туре голосования за кандидатов на патриарший престол владыка Анастасий получил 13 голосов, став шестым по числу набранных голосов. После избрания Святейшего Патриарха Тихона владыка Анастасий, как знаток древних уставов, возглавил соборную комиссию, создавшую чин интронизации первосвятителя.

Особенное внимание архиепископ Анастасий уделял красноречию как средству проповеди. Сам он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Не случайно именно ему, а не кому-нибудь из старших иерархов, было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона. На архиепископа Анастасия была возложена и организация торжеств при интронизации патриарха. Он был избран членом Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви.

Как член Синода и один из самых доверенных со-трудников Святейшего Патриарха Тихона, владыка Анастасий оставался еще несколько месяцев в Москве. Он участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников. Он также составил протест патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Последние предложили ему остаться правящим епископом в составе Румынской Церкви, но ни он, ни его викарии не изъявили на это согласия. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий не смог туда вернуться.

Весной 1918 года архиепископ Анастасий все-таки пытался проехать в свою епархию. Однако его не пропустили через румынскую границу, и он был вынужден остановиться в Одессе. В 1919 году он уехал в Константинополь, пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.

15 октября 1920 года Временным высшим церковным управлением Юго-Востока России (ВВЦУ) владыка Анастасий был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа. 22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся. Неоднократно приглашали его служить в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор (проходил с 21 ноября по 2 декабря 1921 года в г. Сремски-Карловци, Сербия). Владыка Анастасий возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела, он выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего Дома Романовых. Вместе с 34-мя членами Собора Анастасий сделал письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством отдела “Духовного возрождения России” постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного Собора не подлежит; посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие» (Деяния Всезаграничного Собора. С. 50).

Собор также образовал Высшее церковное управление заграницей (ВЦУЗ), которое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 года святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, своим указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци, в котором участвовал Анастасий, подчинился этому указу и 13 сентября 1922 года распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 года до конца своей жизни владыка Анастасий состоял в юрисдикции этого Синода.

В 1923 году Анастасий выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в Константинополе совещании Православных Церквей, которое оказалось под влиянием обновленчества. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого течения, в то время как митрополит Антоний протестовал против него в переписке с другими патриархами. Благодаря такому противодействию, обновленчество на Востоке было остановлено, и только в более поздние годы Константинопольский Патриархат ввел в Церкви григорианский календарь и вошел в начинавшееся экуменическое движение.

В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден покинуть Константинополь и уехать в Иерусалим. Там он занял должность наблюдающего за делами Русской духовной миссии. Он уже бывал там раньше и много сделал для разрешения назревших проблем по поручению Высшего церковного управления заграницей. Он наладил добрые отношения с английскими оккупационными властями и привел в порядок имущественные дела Русской духовной миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним.

В отличие от позднейшей официальной позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» патриарха Тихона 1925 года подложным, Анастасий в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (письмо князю Г.Н.Трубецкому). О Патриаршем Местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая 1925 года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения  и дружбы советской власти» (там же).

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов, включая Анастасия и находившихся в общении с ними клириков. Под соборным постановлением стоит подпись владыки Анастасия.

31 октября–18 ноября 1935 года Анастасий принимал участие в совещании под председательством сербского патриарха Варнавы (Росича) по объединению РПЦЗ. В том же году владыка Анастасий был возведен патриархом Варнавой в сан митрополита. 10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий, как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего, был избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.

После того как 11 сентября 1943 г. митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси, в Вене 21 октября 1943 г. состоялось совещание 8 епископов во главе с Анастасием, которое объявило незаконным и недействительным избрание первосвятителя. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, обратившийся к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, также не был признан Синодом РПЦЗ. На этом совещании была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

В сентябре 1944 года владыка Анастасий вместе с другими архиереями и канцелярией Синода Русской Православной Церкви Заграницей переехал в Карлови-Вари, затем в Мюнхен. На Архиерейском Соборе, состоявшемся в мае 1946 года в Мюнхене, распавшийся в годы войны Синод был восстановлен, чему способствовало присоединение к РПЦЗ значительной группы архиереев, выехавших из СССР. Воссозданный в Мюнхене Синод возглавлял по-прежнему митрополит Анастасий. В ноябре 1950 года Синод РПЦЗ переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США), где с 1951 года проживал и владыка Анастасий.

В 1950-х годах владыка ввиду своего преклонного возраста постепенно отходил от дел. В 1964 году по его инициативе был созван Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей для избрания нового первоиерарха. Сам Анастасий 27 мая 1964 года ушел на покой, сохранив за собой почетное председательство в Синоде. Скончался он 22 мая 1965 года. Митрополит Анастасий, согласно завещанию, похоронен в Джорданвилльском монастыре Святой Троицы.

Предлагаемые читателю дневниковые записи митрополита Анастасия «Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки)» представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. В предисловии к ним он писал: «Это то, что я думал и чувствовал, чему научил меня жизненный опыт, что по сродству мыслей и настроений я усвоил от других людей и чем — дерзаю сказать — посещал меня Дух в лучшие минуты моей жизни, эта книга — частица самого меня. Ее содержание не приведено в систему, дабы она не утратила непосредственности дневника, в порядке записей которого она возникла.

Если в этих отрывочных строках найдется хоть малая крупица истины, проповедовать и исповедовать которую мы обязаны и делом, и словесы, и писания, и если хоть несколько лиц возрастят это семя в своей душе, дополнив скудость нашего слова собственной мудростью, то это послужило бы самою ценною наградой для нас и лучшим оправданием для появления в свет самой книги. Последняя не имеет другого назначения, как утверждение вечной истины, добра и красоты и прославление Того, Кто сказал о Себе: Я есмь путь, и истина, и жизнь».

Митрополит Анастасий (Грибановский)

2 мая 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту