Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). |
Приводим отрывок из книги.
Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился
В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.
Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.
В 1914 году закончилось его восьмилетнее епископское служение в Москве. С
С
Владыка Анастасий участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917– 1918 гг., возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Он поддерживал предложение о восстановлении патриаршества в России. В первом туре голосования за кандидатов на патриарший престол владыка Анастасий получил 13 голосов, став шестым по числу набранных голосов. После избрания Святейшего Патриарха Тихона владыка Анастасий, как знаток древних уставов, возглавил соборную комиссию, создавшую чин интронизации первосвятителя.
Особенное внимание архиепископ Анастасий уделял красноречию как средству проповеди. Сам он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Не случайно именно ему, а не кому-нибудь из старших иерархов, было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона. На архиепископа Анастасия была возложена и организация торжеств при интронизации патриарха. Он был избран членом Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви.
Как член Синода и один из самых доверенных со-трудников Святейшего Патриарха Тихона, владыка Анастасий оставался еще несколько месяцев в Москве. Он участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников. Он также составил протест патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Последние предложили ему остаться правящим епископом в составе Румынской Церкви, но ни он, ни его викарии не изъявили на это согласия. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий не смог туда вернуться.
Весной 1918 года архиепископ Анастасий все-таки пытался проехать в свою епархию. Однако его не пропустили через румынскую границу, и он был вынужден остановиться в Одессе. В 1919 году он уехал в Константинополь, пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.
Владыка Анастасий организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся. Неоднократно приглашали его служить в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.
Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор (проходил с 21 ноября по
Собор также образовал Высшее церковное управление заграницей (ВЦУЗ), которое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета.
В 1923 году Анастасий выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в Константинополе совещании Православных Церквей, которое оказалось под влиянием обновленчества. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого течения, в то время как митрополит Антоний протестовал против него в переписке с другими патриархами. Благодаря такому противодействию, обновленчество на Востоке было остановлено, и только в более поздние годы Константинопольский Патриархат ввел в Церкви григорианский календарь и вошел в начинавшееся экуменическое движение.
В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден покинуть Константинополь и уехать в Иерусалим. Там он занял должность наблюдающего за делами Русской духовной миссии. Он уже бывал там раньше и много сделал для разрешения назревших проблем по поручению Высшего церковного управления заграницей. Он наладил добрые отношения с английскими оккупационными властями и привел в порядок имущественные дела Русской духовной миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним.
В отличие от позднейшей официальной позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» патриарха Тихона 1925 года подложным, Анастасий в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (письмо князю Г.Н.Трубецкому). О Патриаршем Местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал
После того как
В сентябре 1944 года владыка Анастасий вместе с другими архиереями и канцелярией Синода Русской Православной Церкви Заграницей переехал в Карлови-Вари, затем в Мюнхен. На Архиерейском Соборе, состоявшемся в мае 1946 года в Мюнхене, распавшийся в годы войны Синод был восстановлен, чему способствовало присоединение к РПЦЗ значительной группы архиереев, выехавших из СССР. Воссозданный в Мюнхене Синод возглавлял по-прежнему митрополит Анастасий. В ноябре 1950 года Синод РПЦЗ переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США), где с 1951 года проживал и владыка Анастасий.
В 1950-х годах владыка ввиду своего преклонного возраста постепенно отходил от дел. В 1964 году по его инициативе был созван Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей для избрания нового первоиерарха. Сам Анастасий
Предлагаемые читателю дневниковые записи митрополита Анастасия «Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки)» представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. В предисловии к ним он писал: «Это то, что я думал и чувствовал, чему научил меня жизненный опыт, что по сродству мыслей и настроений я усвоил от других людей и чем — дерзаю сказать — посещал меня Дух в лучшие минуты моей жизни, эта книга — частица самого меня. Ее содержание не приведено в систему, дабы она не утратила непосредственности дневника, в порядке записей которого она возникла.
Если в этих отрывочных строках найдется хоть малая крупица истины, проповедовать и исповедовать которую мы обязаны и делом, и словесы, и писания, и если хоть несколько лиц возрастят это семя в своей душе, дополнив скудость нашего слова собственной мудростью, то это послужило бы самою ценною наградой для нас и лучшим оправданием для появления в свет самой книги. Последняя не имеет другого назначения, как утверждение вечной истины, добра и красоты и прославление Того, Кто сказал о Себе: Я есмь путь, и истина, и жизнь».