«Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год» – так называлась научная конференция, состоявшаяся 18 февраля 2017 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Она стала первой в череде мероприятий Дней памяти погибших за веру Христову, призванных напомнить нашим согражданам о том, что столетие назад пережила Россия, ее народ, задуматься об истоках произошедшего и оценить его последствия.
Инициаторами проведения Дней явились общественные организации: Императорское Православное Палестинское общество, Фонд Людвига Нобеля и Императорский исторический клуб.
Участие в обсуждении одной из самых болезненных тем отечественной истории XX столетия приняли представители Русской Православной Церкви, государственные и общественные деятели, ученые, выходцы из знаменитых аристократических семей – внуки и правнуки тех, кто тогда оказался по разные стороны баррикад. Символично, что своим видением событий февраля 1917 года они делились именно в стенах возрожденного храма Христа Спасителя, ведь его предшественник стал одной из знаковых жертв роковой эпохи, начало которой положил тот самый февраль.
Социальные противоречия за прошедшее столетие явно сгладились: на реплику ведущего, пытавшегося призвать коллег, увлеченно общавшихся между собой, занять свои места в зале перед началом заседания: «Господин Родзянко, вам персональная просьба: сядьте, пожалуйста!» – зал с пониманием отреагировал улыбками.
Катастрофа государства и геноцид народа
Общие невосполнимые потери революционного времени – 16–18 миллионов человек
Каждый из выступавших анализировал последствия Февральского переворота – нравственные, политические, экономические. Серьезный удар был нанесен демографическому потенциалу страны: помимо павших на фронтах Первой мировой войны, погибших от насилия и голода, население сократилось за счет эмиграции. На это обстоятельство обратил внимание председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, констатировав, что Россия потеряла миллионы людей из всех сословий, которые «оказались лишними на своей земле». Промыслом Божиим, будучи в эмиграции, эта «другая Россия» сберегла многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской. В свою очередь, потомок белых эмигрантов князь Д.М. Шаховской назвал революционные события «геноцидом русского народа», приведшим к утрате не только элиты, но и самого драгоценного сословия, на котором строилась Россия, – русского крестьянства. Чуть позже на конференции прозвучали и данные, характеризующие общие невосполнимые потери революционного времени: 16–18 миллионов человек.
В целом владыка Иларион охарактеризовал события 1917 года как государственную катастрофу: «Безбожные власти привели к гибели одно из величайших христианских государств в мире, уничтожили миллионы людей якобы ради строительства “светлого будущего”. Я не хочу идеализировать Российскую империю, но она формировалась на протяжении столетий как страна, основанная на христианских принципах, и могла бы эволюционно развиваться далее, если бы революционная оппозиция не “раскачивала лодку”, а искала компромиссы с властью».
Солидарен с ним оказался министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, заявивший: «Февраль – это снесение государства как института, как легитимной, признанной народом формы организации общества. Причем снесение в интересах даже не общества в целом, а в интересах узких социальных групп. В интересах, как сейчас сказали бы, крупного капитала, олигархии».
Инициаторы Февральского переворота, по словам главы Минкульта, вызвали в стране неуправляемый хаос. Они «либо не сумели обеспечить преемственность государственности, либо из корыстных соображений просто не были заинтересованы в суверенности российского государства как такового». Ситуация, в которой тогда оказалась Россия, имеет, по мнению министра, некоторые аналогии в дне сегодняшнем, «когда известная часть элит связывает свои интересы не с собственной страной, а с зарубежными активами, банковскими счетами, пентхаузами, вузами для своих детей – просто потому, что там, на Западе, выше стандарты потребления и вообще теплее. И если эта часть элит монополизирует верховную власть, она естественным путем ищет истоки легитимности не внутри страны, не в народе, а вовне, подчиняя при этом интересы страны влиятельным зарубежным покровителям. Это, заметьте, никакой не масонский заговор, не “шпионаж” – это просто такой “рациональный выбор”. И это – объективная угроза российскому суверенитету, которая реализовалась в феврале 1917-го».
В сущности, заключил В.Р. Мединский, «сто лет назад трагедией для России стало нежелание умных, образованных, ярких, талантливых людей, представлявших разные политические силы, исповедовавших иногда разные мировоззрения, имевших разные взгляды на будущее страны, на пути к этому будущему подчинить свои частные интересы интересам России и рука об руку вместе работать на благо страны, решая системные, но не такие уж страшные проблемы. В результате общественный диалог был подменен резней, кровопролитием, гражданской войной».
Министра поддержал историк Л.П. Решетников: «Большая часть образованного общества отвергла дарованного ему помазанника Божиего, предала своего царя. И в этом предательстве виновны не столько самые радикальные враги России и революционеры, сколько либеральная оппозиция».
Следствие революции – утрата моральных ориентиров
События 1917 года, которые раньше разделяли на так называемую Февральскую буржуазную, Октябрьскую социалистическую революции и Гражданскую войну, являлись этапами единого революционного процесса. Это подчеркнул, выступая на конференции, председатель Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года, ректор МГИМО академик А.В. Торкунов. Он отметил, что тогда же «была разорвана сложно сплетенная, многовековая линия истории России, вектор которой определялся двумя важнейшими началами – государством и христианством».
Страшным последствием революции, по его словам, стала «дегуманизация общественного сознания, утрата устойчивых моральных ценностей и ориентиров». Сколь быстро фрондировавшее российское общество ощутило тоску по прежней упорядоченной жизни, можно судить по приведенной ректором МГИМО цитате из дневника современника февральских событий историка Г.В. Вернадского: «В столице распространялось настроение, которое называли “тоска по городовому”. Когда в спектакле “Живой труп” в Александринском театре на сцену выходил актер в полицейской форме, в зале стихийно начиналась овация, которой не видел и Шаляпин».
Представители отечественного научного сообщества оказались единодушны в том, что сегодня главная задача – рассказать молодежи правду о революции, служившей теоретическим основанием для жизни советского общества на протяжении 70 лет.
«Мы жили многие годы с формулой, что революции – это локомотив истории. Так вот у нас сегодня есть возможность вернуться и посмотреть, что это был за локомотив на российской почве, на русской земле», – заметил научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного университета гуманитарных наук, академик РАН, доктор исторических наук А.О. Чубарьян. По его мнению, нужна «прививка против революции», а ею призван стать беспристрастный анализ событий 1917 года и извлечение исторических уроков.
«Революции в России не хотел никто, за исключением левых радикалов, но их число было незначительно. Все же остальные, в том числе и те, кто плел нити заговора против императора, были против революции, с тем чтобы заменить царя более подходящей фигурой и избежать худших последствий», – так обозначил позицию свою и своих сотрудников директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров. Напомнив, что в советское время была общепринята идеологема Ленина: «Революция является взрывом недовольства масс, изнуренных войной», докладчик констатировал, что в действительности Россия войну выдерживала. «Население, конечно же, понесло во время войны определенные потери материального плана в результате инфляции, девальвации рубля. Это происходило во всех странах, в феврале не было фатальной неизбежности революционного развития событий», – засвидетельствовал историк, назвав мифом представление о том, что Февральская революция была бескровной, вызвала всеобщий энтузиазм и обошлась без жертв.
Возможно ли примирение?
П.П. Шереметев от лица потомков русских эмигрантов предложил установить Памятник Примирению – в Крыму
Особый интерес вызвало выступление представителей «белой эмиграции» – потомков высшей русской знати. Они оказались единодушны в том, что происшедшее в феврале 1917 года во многом явилось следствием вмешательства извне, со стороны ряда западных держав, видевших в России опасного политического и экономического конкурента. Об этом откровенно сказал председатель президиума Международного совета российских соотечественников, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова граф П.П. Шереметев. Он же огласил намерение потомков русских эмигрантов первой волны создать и установить в России Памятник Примирению. Инициатива получила одобрение Святейшего Патриарха Кирилла. Выбрано и место установки – полуостров Крым, откуда в 1921 году уплывали на чужбину, навсегда покидая родину, русские беженцы – носители духа старой России. Призвав к примирению потомков «красных» и «белых», граф Шереметев напомнил, что Россия для всех – одна.
В этом его всецело поддержал председатель Императорского Православного Палестинского общества С.В. Степашин, заявивший: «Мы должны осознать: ненависть ослепляет, опустошает, разъединяет духовные устои и опоры личности и общества. Наконец, это чувство не дает осмысления исторических событий, их масштаба и не может быть оправдано никакими страницами и фактами истории. Иначе тупик. Революция в любом случае – это трагедия. Вспомним еще раз, спустя сто лет, эти события без прикрас, честно и попросим Господа об упокоении душ всех погибших и пострадавших в огне противостояния».
В тот же день в рамках памятных мероприятий была открыта фотовыставка «Памяти погибших за веру Христову» и состоялся музыкальный спектакль-реквием.
,
Слава Богу,что мы спокойно можем об этом говорить,делать выводы!!!!И памятник примерения нужен!!! И Крым для памятника-самое подходящее место.