Россия перед выбором

«Терновый венец революции»

Приблизилась роковая дата: февраль–март 2017 года – столетие Февральского переворота, приведшего к свержению самодержавной монархии и последующему убийству царской семьи, разрушению многовековой русской государственности.

С горечью надо признать, что революцию сделали не только инородцы, иностранные агенты и масоны, тут постарались все: предприниматели-миллионеры, «великокняжеская фронда», государственные сановники, парламентская элита, либеральные дворяне, деятели земского движения, великосветские дамы, разносившие по салонам сплетни о царской семье, генералы и даже монархисты (М.В. Родзянко, В.В. Шульгин, В.М. Пуришкевич и др.).

Что касается охранительных, монархических (правых) партий, то они не смогли оказать февральскому хаосу хоть какое-то организованное сопротивление. Происходящие события были встречены ими в состоянии глубокого уныния и с осознанием собственной обреченности. Здесь сказалась и отчужденность монархистов от правительства, которое их чуралось, и установка на то, что именно государственная власть должна стать контрреволюционной силой, а они ей в этом только помощники, как это происходило в ходе революции 1905 года. Но ответственные лица во власти состояли в заговоре против самодержавия, как им можно было помочь?

Трагизм положения правых усиливался тем, что, утратив к 1917 году поддержку широких народных масс, они прекрасно видели надвигавшуюся революционную бурю, свое поражение и предстоящий печальный итог деятельности либеральной оппозиции: крах имперской государственности. Был еще один важный момент, который правые осознали лишь в эмиграции, как пишет доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов: «Разразившаяся в 1917 году революция, в отличие от революции 1905 года, проходила под национальными, патриотическими знаменами. Если творцы революции 1905 года, начавшейся во время русско-японской войны, придерживались пораженческих настроений и антипатриотической риторики, то “герои Февраля” взывали к патриотизму, войне до победного конца и ликвидации “немецкой” династии, якобы мешавшей торжеству русских национальных интересов. Учтя прошлые ошибки, лидеры либеральной оппозиции сумели разыграть патриотическую карту, лишив правых их главного козыря – монополии на патриотизм. Патриотическая риторика позволила либеральной оппозиции (в отличие от времен первой российской революции) установить тесный контакт с высшими чинами армии и привлечь их на свою сторону».

Монархия пала не потому, что были сильны ее враги, а потому, что были слабы ее защитники

Правые оказались пророками, и либералы, пришедшие к власти, действительно продемонстрировали полную неспособность к государственному управлению. Своим самым первым приказом Временное правительство сразу деморализовало армию, а оставшиеся без государя Николая Александровича полководцы стали проигрывать войну; затем начала разваливаться экономика государства, закрывались производства, появилась дикая инфляция, перебои со снабжением продовольствием; после потери сильной власти в центре государства на окраинах начались сепаратистские настроения – империя разваливалась. Как вспоминает очевидец, первый глава Временного правительства князь Г.Е. Львов всего за несколько месяцев своего руководства страной превратился в больного старика. Поэтому можно утверждать, что монархия пала не потому, что были сильны ее враги, а потому, что были слабы ее защитники.

Даже Святейший Синод приветствовал Февральскую революцию и призвал молиться за «благоверное» Временное правительство. Во власти не оказалось людей, способных противостоять натиску революции. Не нашлось мужественных заступников, которые бы душой и сердцем поддержали опору и защиту русского самосознания – Российскую империю.

Обольщение «лучшим будущим»

Однако Февральский переворот явился лишь верхушкой айсберга – апофеозом глобальной русской катастрофы. Как сказал Сергей Кара-Мурза, Февральская революция «завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи».

Вытравливание из сердца народа русского духа и имперского сознания шло постепенно. После убийства императора Павла, затем восстания декабристов в течение всего XIX столетия в стране происходил ползучий переворот русского миропонимания, в наших людях медленно убивали русскость – жизнь сердца со Христом. Через журналы и газеты, живописные полотна беспрерывно продолжалась невидимая борьба за душу, совесть и разум народа. Средства массовой информации, как сейчас принято говорить, расшатывали веру людей во власть, государство и царя. Постепенно произошла десакрализация власти и утрата народом доверия к самодержавию, а затем последовал страшный русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Самое печальное, что особенную роль в устроении кровавого хаоса сыграли наши великие русские литераторы. О чем и хочется коротко сказать.

В начале XIX века вольнодумством увлекались почти все. В то время Европа переживала великое потрясение французской революцией. Русская интеллигенция вслед за Западом бредила свободой, равенством и революцией. За убиением французского короля последовало цареубийство в России: от руки заговорщиков погиб император Павел. Восстание казалось чем-то спасительным и доблестным.

Гений Пушкина победил соблазн века сего. Поначалу, приобщившись к этому недугу, поэт воспевал свободу саморазнуздания и безверия, но затем поборол эти духовные наваждения и показал «русской интеллигенции, как их можно и должно преодолевать… [Он] силою своего ясновидящего воображенья постиг природу революции, ее отвратительное лицо и ее закономерный ход и выговорил все это с суровой ясностью, как вечный приговор» (Иван Ильин).

Крамской И.Н. Портрет Софьи Крамской, 1869 Крамской И.Н. Портрет Софьи Крамской, 1869
Но, как это обычно бывает, пророк остался не услышанным в своем Отечестве. И хотя некоторые русские литераторы последующих поколений вслед за Пушкиным предупреждали об опасностях всесвободы, как, например, Достоевский и Тютчев, написавший: «Революция – прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции; это ее особенный отличительный характер», но многие писатели, даже не отдавая себе отчета в том, что они творят, завораживали умы соотечественников всемирным обольщением революционной перекройки мира «во имя всеобщего блага».

Сойдя со страниц романов в обыденную реальность, в России появились «тургеневские барышни». Героини Тургенева, мечтательно-романтические, готовые идти на самопожертвование ради «идеи», при всей своей хрупкой женственности обладали, как правило, решительным и сильным характером. Ставя перед собой цель и преодолевая преграды, они порой достигали много большего, чем мужчины их круга. Яркие образы этих героинь постепенно отравляли сознание русских женщин, взращивая в душах злокачественные семена эмансипации, и со временем многие их них превратились в ярых революционерок. Лев Толстой однажды заметил: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Глядя на прошлое уже из ХХ века, П.А. Кропоткин утверждал: «…если русская женщина сыграла такую великую роль… во время последнего 50-летия нашего освободительного движения, то для нас, людей этого поколения, нет сомнения в том, что весьма многим мы обязаны Тургеневу».

«Надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху» читателям

В 1860 году в лондонском «Колоколе» Герцена в письме из России за подписью «Русский человек», авторство которого приписывают Чернышевскому или кому-то близкому к нему, прозвучал призыв: «К топору зовите Русь!» А критик Добролюбов наставлял одного из друзей в переустройстве мира к лучшему: «Чтобы возбудить это воздействие хоть в той части общества, какая доступна нашему влиянию, мы должны действовать не усыпляющим, а самым противным образом. Нам следует группировать факты русской жизни, требующие поправок и улучшений, надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху – до того, чтобы противно стало читателю всё это богатство грязи и чтобы он, задетый наконец за живое, вскочил с азартом и вымолвил: “Да что же, дескать, это наконец за каторга! Лучше уж пропадай моя душонка, а жить в этом омуте не хочу больше”. Вот чего надобно добиться, и вот чем объясняется и тон критик моих, и политические статьи “Современника” и “Свистка”». Это никому ничего не напоминает?

В начале ХХ века уже вся русская интеллигенция, и творческая в особенности, чувствовала себя причастной революции.

О Льве Толстом «как зеркале русской революции», вероятно, знают все. Хотя, безусловно, так однозначно говорить о столь грандиозной личности и великом художнике слова несколько примитивно. Но данный свыше творческий дар надо не только преумножить, но и пронести достойно до конца дней своих, а Толстой свой дар в итоге употребил на дело разрушительное. Кстати, стоит вспомнить, что однажды, еще молодым офицером, в 1855 году, в своем дневнике, между пометками о карточных долгах, он записал: «Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». Самое поразительное, что ведь осуществил это! Через проповедь опрощения, непротивления злу такую душевную смуту на Руси поднял!.. Особенно много он оторвал от Христа молодежи и привел ее к огромной крови и великому насилию в начале ХХ века. Вот уж воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Гениальный Чехов устами своих героев пел русским читателям «о постылой доле и неведомом счастье, песню, надрывающую душу тоской и заставляющую трепетать от неизъяснимых предчувствий». Заметим, что всегда чем-то недовольным, рефлектирующим чеховским персонажам никогда не приходит в голову благодарить Бога за то, что Он устроил такой чудесный мир, за солнце над головой, за прекрасную землю под ногами, просто за возможность свободно жить и дышать вольным воздухом. А этого, как показало недалекое будущее, уже не так мало для счастья.

Туманный морок на протяжении столетия кружил голову русской нации. Причем самыми трезвомыслящими и стойкими в этом духовном омуте оказались крестьяне, люди из простого народа. Они долгое время сопротивлялись соблазну утопического переустройства жизни на земле. Хотя кое-где вспыхивали крестьянские беспорядки, однако интеллигентов-народовольцев, призывающих на бунты, сельские жители сдавали в околоток. «Хождение» революционной молодежи в народ оказалось бесплодным. Думается, что простых русских людей от пагубной прелести хранила сердечная православная вера – чувство жизни под Богом – и значительная отдаленность от европейски просвещенной элиты, уже во многом утратившей свою национальную суть. Ведь для русского человека истинной ценностью всегда являлась возможность подвига, западное же стремление к комфорту играло у нас очень незначительную роль.

«Боже! Прости меня!»

Александр Блок Александр Блок
После сокрушительных революционных переворотов ХХ столетия «предчувствующих» писателей и поэтов, принявших новый порядок или не захотевших покинуть Россию, как и весь народ русский, в конце концов впавший в соблазн устроить рай на грешной земле, ожидала трагическая судьба. Но Бог все оборачивает во благо. Так тяжкие страдания и осознание своих заблуждений привели множество людей к покаянию и обращению ко Христу. Вспомним всего лишь два имени: Александр Блок и Сергей Есенин.

Приведем здесь свидетельство Надежды Павлович об Александре Блоке. Воспевая революцию в поэме «Двенадцать» и других своих произведениях, поэт заблуждался совершенно искренне, но когда осознал это, то пережил такое глубочайшее раскаяние, какое мало кто из верующих испытал. И пережить осознания своего падения поэт не смог – умер; как сказал очевидец: он сгорел. Валерий Коновалов пишет, что, по свидетельству поэтессы Надежды Павлович, оптинский старец Нектарий на ее вопрос о судьбе Александра Блока, который перед смертью громко кричал: «Боже! Прости меня!», после долгой молитвы ответил: «Напиши матери Александра, чтобы она была благонадежна: Александр – в раю».

Сергей Есенин в детстве был искренне верующим, пел в церковном хоре, исповедовался у священника, воспевал в юношеских стихах русского кроткого Спаса-Христа. Приехав в Санкт-Петербург и став знаменитым, он закружился в городских соблазнах, которым не смог противиться. А затем впал в революционное наваждение. В 1917 году крестьяне вообще везде бунтовали и «озорничали», то есть занимались грабежом, а обезумевший от «отравившей всех свободы» крестьянский поэт Есенин впал в самообольщение, вообразил себя пророком и написал поэму «Инония». «Обещаю вам град Инонию, / Где живет божество живых». Очевидное, описанное в Библии грехопадение. Ведь диавол обольстил праотцев именно тем, что, взяв запретный плод, они станут «как боги». Однако в этой поэме есть совсем ужасное: «Тело, Христово тело выплевываю изо рта». Блоку Есенин объяснил, что эти слова написаны не из кощунства, а потому что «не хочу страдания, смирения, сораспятия». Хотя все это пережить пришлось, когда поэт опомнился. Однако отметим: слов о том, что Есенин совершил это кощунство в реальности, у Блока в записной книжке нет.

Сергей Есенин Сергей Есенин
Но все-таки – и это главное – Есенин не усыпил в себе совесть, в его душе не потухла искра Божия, которая всегда напоминала о грехах и покаянии. Это приносило ему страдания, но помогло остаться человеком. Очень скоро он сказал о революционерах: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». Есенин преодолел это наваждение и пришел к убеждению, что без Бога он ничто. «Всё от Бога. Поэзия и даже твои танцы», – говорил он Айседоре Дункан.

Совесть побуждала поэта к покаянию. Это выразилось в его творчестве 1924–1925 годов, то есть последних лет жизни. «Ты прости, что я в Бога не верую // – Я молюсь Ему по ночам». Пишет он так, потому что тогда открыто верить в Бога было запрещено, и действительно, люди молились втайне ночью. Творчество Есенина этого времени исповедально и покаянно, что обозначено строчками: «Годы молодые с забубенной славой, // Отравил я сам вас горькою отравой». О своей исповедальности поэт говорил писателю В. Рождественскому: «Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».

В том-то и состоит феномен Есенина, что, как пишет Игорь Евсин, «благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению поэта-эмигранта Георгия Иванова, “два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего…”». «На любви к Есенину, – продолжает Иванов, – сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка, и пятидесятилетний белогвардеец».

В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось. Грядущую гибель Сергея Александровича предсказал его близкий друг поэт Николай Клюев. «Ты, обреченный на заклание за Россию… радуйся закланию своему…» – написал он в письме к Есенину. Сам поэт в последний год предчувствовал трагическую кончину. «Я буду жертвой…» – говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо сознался поэту В. Эрлиху: «Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!» Однако поэт не покинул Родину, хотя спокойно мог спасать свою жизнь, как многие другие, в Европе или Америке. Только написал пророчески: «Дайте мне на родине любимой, // Все любя, спокойно умереть».

Истинная любовь жертвенна. Многие считают, что, инсценировав самоубийство, Есенина погубили те, кто ненавидел Россию. «Казненный дегенератами» – так называлась статья известного писателя Б. Лавренева, вышедшая сразу после гибели Есенина. А великая Россия никогда не забывала своего певца.

«А поезд все шел и шел…»

Иван Шмелёв Иван Шмелёв
Февральский переворот стал драмой и для самого «распрерусского» художника слова Ивана Шмелева. Он также до самого дна выпил горькую чашу расплаты за очарование революционной утопией.

Рассказы Шмелева появляются в печати в начале XX столетия. Всероссийскую известность принесла ему повесть «Человек из ресторана», связанная, как и многие предыдущие произведения, с событиями революции 1905 года. Шмелев входит в круг демократических литераторов того времени. Вступает в товарищество «Книгоиздательство писателей в Москве» (1912–1923), которое объединяло авторов, группировавшихся вокруг литературного кружка «Среда». На события Первой мировой войны писатель отзывается сборником рассказов «Суровые дни», где пишет, что война – это зло для народа. В Февральской революции он сначала видит победу передовых идей.

Изучая жизнь Ивана Шмелева, понимаешь, что было главным общим заблуждением интеллигенции, «причастной революции». В самом начале своего творческого пути Шмелев, как и многие русские писатели, верил в справедливость и равноправие, а вокруг себя видел только униженных и оскорбленных. Революционеры изображались им в романтическом ореоле. Но когда в реальности случилось встретиться с революционными героями, он прозрел.

Временное правительство сразу же амнистировало всех политзаключенных. В Омск и Челябинск за ними был отправлен эшелон, к нему присоединилась группа московских писателей, с которыми в качестве корреспондента «Русских ведомостей» поехал и Иван Шмелев Его начальные путевые очерки – в явно мажорной тональности, в них чувствуются надежды на новое, светлое будущее, символами которого для него были красные флаги и благородные лозунги, приветствующие освобожденных из Сибири. Митинги и остановки вдоль Волги имели возбужденный, веселый характер. Но, приглядываясь к народу, пришедшему встречать поезд, дабы услышать разъяснения произошедших в России событий, Шмелев отмечает, что люди не понимают революционеров. Их листовки были написаны на заумном языке, странными для простого человека словами «референдум», «инициатива», «пропорциональное представительство»… На одной из станций какой-то парень сказал: «По-немецки пишут, без понятия». И порвал листовку.

Чем дальше в Сибирь уходил поезд, тем менее приветливыми и дружелюбными становились люди. Поскольку с политическими заключенными были освобождены и уголовные, там начались преступления и безнаказанные грабежи. В Иркутске поезд наполнился политическими и их семьями. На остановках во время хаотичных митингов тон речей освобожденных становился агрессивным и мстительным. И здравый смысл, чувствительное сердце и художественное чутье Шмелева восставали против ненависти и клокочущей злобы в речах возвращавшихся политических заключенных. Иногда говорились просто глупости. Ольга Сорокина, автор жизнеописания Ивана Шмелева, рассказывает это так: «Один ткач из Иваново-Вознесенска, бывший член Думы, орал на станции мужикам и солдатам: “Берите землю у помещиков-кровопийцев и ломайте ноги всем, которые будут к вам идтить в шляпах и брюках”. Шмелев и его коллеги были просто поражены. Почему нужно было ломать ноги непременно тем, кто в брюках? Оратор сам был в брюках. И с каких пор в Сибири были помещики?»

На одной из станций пасхальным снежным утром, христосуясь с солдатом, Шмелев узнал, что здесь этой святой ночью было совершено зверское убийство: солдат, вернувшийся с фронта, был зарезан со всей семьей шайкой каторжан. В репортажах писателя впервые зазвучали нотки дисгармонии, сомнения: готова ли Россия принять революцию и свободу? Профессор А.В. Карташов в статье «Религиозный путь Шмелева» отметил именно этот момент как поворотный пункт в переоценке писателем революции.

Духовные причины революций кроются в неумении и нежелании людей благодарить Бога за даруемую Им жизнь и принимать ее такой, какая она есть. А стремление и всяческие потуги перекроить ее по-своему усмотрению заканчивались на протяжении всей истории человечества крахом. Даже такой сердечный, светлый человек и писатель, как Иван Шмелев, смог понять это только через собственную трагедию. Ужасы голода в Крыму, гибель единственного сына, потеря Родины… И если до революции в окружающей жизни он замечал лишь обездоленных и несчастных, то уже в эмиграции, наблюдая вокруг множество довольных собой буржуа и оглядываясь в прошлое, он увидел в русских простых добрых людях – православных христианах – душевную чуткость и исходящий от них внутренний свет.

В России февралисты-западники были разрушителями ее православной веры, славной истории, старинных обычаев и устоев. Эта их борьба с Российской империей продолжалась и за границей. Об этом свидетельствует и эмигрантская творческая судьба Ивана Шмелева. В Париже его неохотно печатали «левые» издательства и плохо принимала, замалчивала выход новых произведений своя же критика, потому что он воспевал матушку-Русь.

***

Действие Божие и отклик на него души человека – именно эти два фактора творят историю

Даже из этих немногих примеров видно: всякая революция как дело, направленное против Божественных установлений, – это изначальный проигрыш абсолютно всех, начиная с ее руководителей и заканчивая последним бойцом, потерю которого никто никогда не заметит. Еще со времени Великой французской стало понятно: любая революция поедает своих детей. Люди участвуют в ней, кровь проливают, а потом появляется «деспот» и отправляет их на гильотину.

Хотя, как можно наблюдать по последним революционным переворотам на Украине, их создают не только обстоятельства – народный грех, перелившийся через край Божиего терпения, затем уже низы, которые не хотят, и верхи, что не уступают, измена, трусость и обман. Этими страшными процессами кто-то управляет извне и изнутри. Поэтому очень скоро вождей смуты убирают «затейники революции», чтобы поставить «своих деспотов».

Только у нас эти номера не проходят. Потому что, помните, что говорил русский немец Миних? Россия управляется непосредственно Самим Господом Богом. Смеем надеяться, что и народ наш русский за время перенесенных страданий ХХ столетия и последней «бескровной» революции 1991 года чему-то да научился.

В завершение хочется вспомнить размышления иеромонаха Серафима (Роуза), американца, русского по духу. Он писал, что история человечества должна развиваться постепенно и поступательно, сообразуясь с жизненными реалиями. Ибо истинной причиной ее изменений являются душа и Бог: действие Божие и отклик на него души человека. Эти два фактора творят историю, а все остальное: смены формаций или экономик, подписанные договоры, недовольство масс – лишь последствия их взаимодействия.

Россия опять стоит перед выбором: Божий зов «гласа хлада тонка» и вековечный соблазн «Делай, что хочешь!» Куда устремится русская душа? Очень хочется верить, что к открывшимся ей небесам.

Светлана Рыбакова

10 апреля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Начало конца Российской империи Начало конца Российской империи
Прот. Владислав Цыпин
Начало конца Российской империи Начало конца Российской империи
Протоиерей Владислав Цыпин
27 февраля (12 марта) 1917 года в Петрограде взбунтовался Волынский полк. Этот день и должен считаться началом революции. Кто сделал роковой выстрел в спину штабс-капитану Лашкевичу? Как развивались дальнейшие события? И можно ли было их остановить?
Осмысливая февраль 1917 года Осмысливая февраль 1917 года
Ольга Кирьянова
Осмысливая февраль 1917 года Осмысливая февраль 1917 года
Ольга Кирьянова
Мы жили многие годы с формулой, что «революции – это локомотив истории». О том, что это был за локомотив на российской почве, говорилось на конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год», первой в череде мероприятий Дней памяти погибших за веру Христову.
Отречение св. Императора Николая Отречение св. Императора Николая
Прот. Владислав Цыпин
Отречение св. Императора Николая Отречение святого Императора Николая
Протоиерей Владислав Цыпин
2 / 15 марта 1917 года – одна из самых мрачных дат в истории России. В этот день, ставший апогеем кровавой революции, Император Николай II подписал акт об отречении от престола
Комментарии
Иоанна_16 апреля 2017, 15:00
Залить кровью огромную страну, уничтожить десятки миллионов СВОИХ граждан, из оставшихся половину засадить за колючую проволоку. И всё это компенсируется какими-то положительными явлениями, пусть даже они и имели место? Условия КОНЦЛАГЕРЯ вы называете "весьма сносными"? Страшно, именно СТРАШНО читать ваши комментарии.
Фома15 апреля 2017, 16:00
НН/Рассказала соседка по коммуналке. Царствия ей Небесного. Добрая была. В начале 20-го века родилась. Воронежская область, черноземье. Семья крестьян, 10 детей. Не кулаки, - трудяги. Всё было: земля, скот, техника, рабочие крестьянские руки и душа. Жили, работали на себя, без наймитов. Но пришли некие в кожанках. И... началось. Они сразу смекнули, что лучше просто сразу все отдать, что б в живых остаться. Так и сделали. Потом еще раз повезло - через какое-то время одному из них удалось "пролезть" в администрацию колхоза. И он исхитрился всем остальным выписать разрешительную отпускную бумагу (ведь тогда колхозникам практически невозможно было слинять в город) и все они оказались в столице.
НН12 апреля 2017, 21:00
Иоанна, а Вы почитайте!Подчеркну-дореволюционные издания.Есть и современные,но не диссидентские,а просто исследования,им Вы вряд ли поверите(увы, многие"исследования" Солженицина принимают на уровне именно веры)-так вот, условия ГУЛАГов после условий жизни и работы рабочих и крестьян(а они там тоже попадались, как мой прадед-кулак, ему было ок.40лет, он при царе успел пожить)-казались им весьма сносными(по сравнению с ИХ ПРИВЫЧНЫМИ условиями).Он там первый раз врача увидел и даже лечился. До 1917г в Центральном Черноземье врачи были в уездных городах, фельдшеры -1 на несколько крупных сёл (как сейчас). В начале 30-ых годов 20в- у них в селе был медпункт и школа-семилетка, сейчас и села нет.
Ольга12 апреля 2017, 20:00
Спасибо за статью, очень вовремя! Тут есть комментарий, что это приближает майдан. Нет! Я сама с Украины и скажу, уже пережив этот опыт разворачивания революции на твоих глазах - это очень страшно, очень! Фактически у тебя отнимают Родину в угоду верхней кучке. Мы должны осмыслить опыт революции 1917 года, пережевать как говориться, чтобы Россия могла жить и развиваться дальше. Наши дети от нас должны услышать, что революция это зло. За ней следует -война, разруха и голод. Всегда и везде, в любой стране. А тем, кто хочет понять, что испытывает человек при жизни в ужасе революции рекомендую прочесть "Дни окаянные" Бунина. Когда в 2014 читала их, готова была подписаться под каждым его словом
Мария12 апреля 2017, 19:00
Очень хорошая статья! Спасибо, Светлана. А за Есенина, действительно, отдельное спасибо.
Юлия12 апреля 2017, 14:00
Очень примитивно о русских писателях! Толстой, Тургенев, Чехов - всех "припечатали". Чтобы понять писателя, надо его по-человечески почувствовать, полюбить, увидеть, что реально двигало его пером, его личную трагедию.Тогда и говорить о нем позволительно. Конечно, писатели не святые, заблуждались, мучились, грешили и каялись. Но ведь "не так, как мы, а иначе"! А в этой статье "по верхам прошлись", всем приговор вынесли:"виновны" в подготовке русской революции - то же осуждение, только с "идейных" позиций. А умилительные истории о покаянии Блока и Есенина и вовсе не выдерживают критики. Я их обоих люблю, Царствие им Небесное, но все ведь гораздо сложнее было на самом деле.
Марина12 апреля 2017, 11:00
Статья хорошая,хоть здесь немного прослеживается, что в падении Российской империи виноваты не только иностранные агенты, но и сами русские, которые сами и расшатали государство, предали царя и свергли. Причем виновата как элита, простой народ, так и представители церкви, которые сами прославляли идею революции вместе со всеми. То же самое, в принципе, случилось и с Византией. Простояла больше тысячи лет, пока держалась Бога, православной веры и православного духа,и никакие агенты не могли пошатнуть империю. А как только начали юлить и с католиками объединяться, закончилось трагически. И в России также было. Главное, не повторять былых ошибок, и тогда никакая революция не страшна.
Игорь Иванович 12 апреля 2017, 08:00
Статья очень хорошая. Глубоко и верно. Спасибо автору!
Иоанна_11 апреля 2017, 15:00
НН10 апреля 2017, 17:00 /Остальные жили плохо и ОЧЕНЬ плохо! Удосужтесь почитать хотя бы ОДНУ книжку, дореволюционную: К.А.Пажитнов «Положение рабочего класса в России», 1908г. Что, Николай2 не знал, как люди жили и работали?// Неужто хуже, чем в СЛОНе, АмурЛаге, УХТПЕЧЛаге, Воркуталаге, Краслаге, Озёрлаге и прочих -лагах, несть им числа, густой сетью покрывших территорию бывшей Российской Империи?
Михаил11 апреля 2017, 10:00
Тут дореволюционную Россию красиво расписывали. А вот мой дедушка рассказывал как в 1914 году пришли казаки и подожгли белорусскую православную деревню с 2-х концов. Это значит что б немцам не досталась. Вот это по каковски? Справедливости надо отметить, что население вывезли в Ижевск и они работали там на заводе, в армию не забирали.И нигде, нигде про это не пишут, как сжигали свои православные деревни. Только у Солженицына в "200 лет вместе" нашел упоминание о тактике "выжженной земли" которую изобрели в имперской России.
Любовь Кантаржи11 апреля 2017, 10:00
Спасибо за этот материал! И в дополнение: Лауреат Патриаршей литературной премии педагог и писатель Н.А. Лобастов, анализируя произведения русских классиков, пришёл к печальному выводу, что революция, свершившаяся в России, прежде произошла в умах интеллигенции, русских писателей. Как подготовила этот переворот литература Серебряного века в его беседе: https://www.youtube.com/watch?v=QOHnvQlcklc
Кирилл11 апреля 2017, 06:00
А если подумать, почему 1917 год переводят в какую-то бытовую плоскость? Плохо жил народ и этим воспользовались враги и смутили людей, толкнули к бунту. Царь хороший и добрый, но этим воспользовались либералы... А почему бы не провести параллель с Византией и ее крахом? Когда в России начались экуменические заигрывания? И как скоро закончились? И откуда, так скоро и споро, родился термин "обновленчество"? Если Бог хранит Россию, (а изучая ее историю, можно так и сказать - нет Бога, нет и России), то разве он не хранил ее до 1917-го? И что случилось? И что может случиться? Может хватит этих прозападных игрищ? Не заиграетесь ли? За церковью люди, с семьями.. Не чувствуете ответственности?
Александр10 апреля 2017, 22:00
Есенин в этом списке лишний. По читайте воспоминания о нем как он всеми силами спасался от службы в армии в Царскосельском лазарете в то время как поэт Гумилев имевший освобождение добровольцем воевал в разведке и получил 2 х Георгиев. Есенин персонаж трагический да но совсем не подходит в качестве примера.
Евгений10 апреля 2017, 21:00
Будем стремиться мигрировать в Царство Небесное!
Ольга10 апреля 2017, 19:00
Хорошо написали про многих русских писателей, правдиво, об их влиянии на умы молодежи. Но если далеко не уходить, то можно увидеть очень сильную скорбь, что нынешняя молодежь этих писателей не читает и надо это исправлять.
Александр10 апреля 2017, 19:00
"Михаилу 10 апреля 2017, 14:00 Вы с такими антимайданными статейками, только майдан приближаете." Стоя на развилке дорог у камня на котором налево- путь короткий "обвинять других" , а направо- путь длинный "обвинять себя", множество людей почему-то выбирают налево.
НН10 апреля 2017, 17:00
Михаил:/хочут кушать еще слаще/-А если просто ХОТЯТ КУШАТЬ, без слаще? Снимите уже розовые очки, почитайте серьёзную лит-ру о дореволюц. России. Можно подумать, что там только и жили Шмелёвы, Чеховы, Толстые, Голицины, Одоевские и вы непременно среди них! Очнитесь! Их было 2"%! от ВСЕГО населения! Остальные жили плохо и ОЧЕНЬ плохо! Удосужтесь почитать хотя бы ОДНУ книжку, дореволюционную: К.А.Пажитнов «Положение рабочего класса в России», 1908г. Что, Николай2 не знал, как люди жили и работали? Ага, Навальный плохой (соглашусь),а власть, позволившая олигархам на фоне обнищания народа УДВОИТЬ капиталы- хорошая,да? для кого? /С такми противомайданными статьями майдана не избежать/! Точно!
Андрей Ковалёв10 апреля 2017, 17:00
среди пророчеств Блаженной Матроны Московской есть о том что антихрист России предложит хлеб и крест, но Россия выберет крест. очень хотелось бы чтоб память о прошедших ошибках не допустила бы совершения новых ошибок.
игорь10 апреля 2017, 17:00
Саша! Вы посмотрите какая идея вбивается нашим ребятам в головы-пока отцы с матерями в 90 годы не знали как их накормить и одеть,потому что не получали месяцами зарплаты! Вот их слова дословно-Из-за вас у нас нет будущего! Как специально созданный клубок из нитей Правды и лжи! ,,Сеятели,,-когда им удобно тянут то за одну нить,когда не выгодно за другую! Удивляемся тем кто вышел совсем недавно за 10 тысяч евро-это ведь наши дети,у кого-то и внуки! Удивляемся опросам молодежи,которая не может ответить на простые вопросы о своей стране! Страну создавали для кого,кто этой страной будет управлять в будущем,если все так пойдет по нарастающей? Люди образованные и передовые бьют тревогу уже-передачу Н С Михалкова смотрели последнюю Бесогон? Тактика какая изощренная выбрана-Отцы и дети!!!
Кирилл10 апреля 2017, 15:00
От плод их узнаете их. Во что превратились города, страшно и стыдно смотреть. Самое худое в этом, что дети вырастают в этом бардаке и ужасе, и такими останутся на всю жизнь. Не лукавьте с 1917-м...
Михаил10 апреля 2017, 14:00
Вы с такими антимайданными статейками, только майдан приближаете. Этож какой-то привет из ССССР, только вместо научного марксизма-ленинзма - духовность
Евгений10 апреля 2017, 14:00
За Есенина отдельное спасибо!
Михаил10 апреля 2017, 13:00
Желающих революции эта статья рассмешит фанстастической реальностью, описанной в статье. Не желающих революции эта статья отпугнет фантастической реальностью, орписанной в статье. ИМХО революция это смена мировозрения, а сейчас есть угроза майдана, т.е. когда хочут кушать еще слаще. С такми противомайданными статьями майдана не избежать.
Саша10 апреля 2017, 13:00
Игорь, я тоже заметил это отношение со стороны молодёжи - нас, 40-летних называть "старпёрами". А они, мол, прогрессивные. Загонят страну в тупик, не видели они как разворачивались события в 80-90е годы, мыслят Интернет-сведениями. Это всё равно, что мне винить старое поколение в нефтяной стагнации 70-80х годов. Что это изменит? А Навальный вообще какой-то нездоровый. Что он собирается делать с властью хотя бы теоретически? Найти идеальных администраторов?
АлександрГ. 10 апреля 2017, 12:00
Есть законы Бытия, данные нам Богом. Обойти их, либо изменить их не в состоянии никто, ни сатана, ни человек. Можно конечно, в очередной раз пытаться это сделать, но все закончится, как всегда "от плодов путей своих, насытишься ты". Так и сто лет назад. Хотели мира - получили страшнейшую гражданскую войну. И ради чего было с фронта бежать, убивая офицеров? Особо желавшие свобод - получили лагеря. Жаждавшие демократии - получили диктатуру. Грезившие о земле - получили продразверстку и коллективизацию. Мечтающие "порулить" Россией - получили философский пароход и изгнание, а большей частью были просто убиты. А алчущие всего и сразу - получили весь набор опций. И так будет всегда.
Виктор10 апреля 2017, 11:00
Каков выбор? Сначала диагноз современной России /ошибаюсь?/: веры – нет, молитвы – нет, правды – нет, единства – нет..; безнадега – есть, лукавство – есть, несправедивости, нищеты и безысходности – навалом! Так? * Призывы и нравоучения едва ли помогут – "икона зверина глаголет" громче... * 1% воров в перестройку обворовал /по закону!/ весь народ! Не вернуть справедливость – люди выродится и сдохнут; попробуешь вернуть – власть и сила в руках буржуев! Просто СТРАВЯТ, как тогда... Выход? * Необходимое условие: - ВСЕМ ВМЕСТЕ /не только 1% продвинутых храмовых православных!/, в ком сохранилась хоть капля веры, УМНО, ИСКРЕННО и РЕГУЛЯРНО призывать Бога на помощь: - ИИСУСЕ... * Достаточное -
григорий10 апреля 2017, 10:00
Отличная статья, спасибо Вам огромное! // Господи, спаси и сохрани Россию!!!
игорь10 апреля 2017, 08:00
Отличная статья! Вчера был в Исаакиевском соборе Петербурга! Нет ребята-атеисты и любители искусства,давайте заканчивать с этой вакханалией сатанизма! Собор- это ДОМ БОЖИЙ! Создавался во СЛАВУ ВСЕВЫШНЕГО! Не место там для праздных прогулок итальянских мачо в шапках и им подобных! Теперь -к статье! Дело вершителей революции 1917 года живо,кумиром теперь является господин Навальный (лучший друг американского Госдепа-скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты),по новой методике-вождей им не надо(видно разработана новая тактика создания полного хаоса),активно проталкивается версия виновности старшего поколения(на нас возлагается вина за 90 годы)! Сколько таких вот навальновцев-кто их знает,но работка ведется среди молодежи! Меры принимать Государству надо срочно-змее надо рубить голову(в рамках закона),а не хвост! Новости из Санкт-Пеетербурга за три дня отдыха! Может Никита Сергеевич Михалков прав-за 100 лет ничему не научились,а за 10 могут произойти непоправимые ошибки!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×