В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга митрополита Николая (Хаджиниколау) «Во гласе хлада тонка...». Перевод с новогреческого Е.А. Коваль.
В книгу митрополита Николая (Хаджиниколау), архиерея Элладской Православной Церкви, вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о двух подвижниках XX века — старцах схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.
Предисловие греческого издателя
И рече (Бог): изыди утро и стани пред Господем в горе: и се, мимо пойдет Господь, и дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, [но] не в дусе Господь: и по дусе трус, и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не во огни Господь; и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19:11–12).
На первый взгляд кажется, что книга, которую вы держите в руках, рассказывает о Святой Горе Афон. Сама Святая Гора при первом знакомстве производит впечатление проповеди о монашестве. Может показаться, что в приведенном выше отрывке из Ветхого Завета дух велик, трус, огнь возвещают о приходе Господа. Но на самом деле ничто из вышеперечисленного не отражает полноту сути. Дух велик, трус и огнь не обнаруживают присутствия Господа, а лишь предшествуют Ему. Святая Гора не проповедует монашеский образ жизни, но в ней раскрывается Крест Христов. И книга, что вы держите, не о Святой Горе повествует, а о хладе тонце, который дует там, и о гласе, который раздается и свидетельствует о присутствии Господа.
Таким образом, шесть собранных здесь текстов не повествуют о духе монашества, но объясняют, как этот дух восходит к крестоношению. Данная книга не останавливается на таких явлениях, как дух велик, трус, огнь, но восходит к гласу хлада тонка — не пытается побудить читателя подняться на Гору, но позволяет разглядеть, что она Святая… Потому и ценность этой книги заключается не в описании внешних путешествий, но в стремлении к изложению тонких внутренних движений, которые делают нас способными посмотреть на нашу духовную жизнь как на необходимость к восхождению на гору святости.
Каждая из трех частей этой книги, в свою очередь, состоит из двух текстов. Некоторые из них были произнесены как проповеди или беседы, другие представляют собой не изданные до сих пор отрывки из личных воспоминаний и содержат внутренние диалоги епископа-писателя, иные же были уже некогда опубликованы как статьи. Первая часть «Гора Святая и Богошественная» описывает характерные особенности святогорского исихазма, указывая на путеводные точки духовного путешествия нашего внутреннего «я». Вторая часть «Приидите, взойдем на гору Господню» представляет собой личные дневниковые заметки автора, цель которых — среди описания природных красот Афона запечатлеть тончайшими набросками и духовную атмосферу благодати, чтобы вдохновить читателя на ее поиски. Третья часть «Пустыня даст зрелый плод» повествует о двух благодатных подвижниках, которые пустынниками взобрались на гору собственной души и населили всю Святую Гору множеством благодатных пустынников. <…>
Я не знаю, когда были произнесены беседы, вошедшие в эту книгу; я не знаю, когда впервые они увидели свет как статьи и сколько людей их уже прочитали. Но я точно знаю, что в них отразился некий отзвук из слова о нашем уповании (ср.: 1 Пет. 3:15) и подтвердилась уверенность в невидимом (Евр. 11:1), но в то же время завесы таинства не были нарушены. Это разглядели в текстах владыки Николая издатели, потому и попросили у него разрешения собрать их и опубликовать. Сердечно благодарю автора за его согласие на издание этой книги, и я уверен, что к этой благодарности присоединится каждый, кто прочтет эту книгу.
Об авторе
Митрополит Николай (Хаджиниколау) родился 13 апреля 1954 г. в Салониках. Изучал физику в Фессалоникийском университете. После прохождения срочной воинской службы он продолжил учебу в США — Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте (MIT), где получил образование в астрофизике, инженерной механике, медицине и биоинженерии, а также магистерскую и докторскую степени. Затем работал исследователем и научным сотрудником Лаборатории сосудистых заболеваний в New England Deaconess Hospital в США.
В то же время он являлся научным сотрудником при Национальной администрации аэронавтики и космических исследований США (NASA) и в компании Артура Д. Литтла. Преподавал в Гарвардском университете, в MIT и в Медицинской школе Афинского университета.
18 марта 1989 г. принял иноческий постриг в Стомийском монастыре в Конице (север Греции), на следующий день был рукоположен во диакона, а 10 сентября 1989 г. — во иерея. Монашеский постриг принял в обители Симонопетра на Святой Горе Афон. С 1990 до 2004 г. служил на Вознесенском подворье монастыря Симонопетра. 26 апреля 2004 г. был избран епископом. Архиерейская хиротония его состоялась 30 апреля 2004 г. в кафедральном соборе Афин с возведением в сан митрополита Месогейского и Лавреотикийского (Элладская Православная Церковь). Изучал богословие в Богословской школе Святого Креста в Бостоне (США). Получил докторскую степень по богословию от Фессалоникийского университета. Председатель Комитета по биоэтике при Священном Синоде Элладской Православной Церкви.
В издательстве Сретенского монастыря ранее выходили книги митрополита Николая (Хаджиниколау) «Если вечная жизнь существует, я хочу жить!»; «Человек на границе миров»; «Великая Четыредесятница: путь, цель, награда».
Содержание
Предисловие греческого издателя
Часть I. Гора Святая и Богошественная
1. Святая Гора: место вселенской значимости и небесной устремленности
«Неприступная и Богошественная»
«Гора тучная, гора усыренная»
«Возведох очи мои в горы»
«Глас хлада тонка, и тамо Господь»
«Гора Божия»
2. Святая Гора: приближение к ее таинственному миру
А. Факторы, определяющие исключительность Святой Горы
Единственная в мире монашеская республика
Многовековая непрерывность монашеских традиций
«Авато»
Самоуправление
Единство в многообразии
Особенности окружающей природы и повседневной жизни
Б. Особенности святогорской духовности
«От Пресвятой берет свое начало»
Необходимость чудес и знамений
Многообразие Пятидесятницы
Максимализм и совершенный аскетизм
Молитва и богословие
Старцы и духовное руководство
Эпилог: уникальность святогорского монашества
Часть II. «Приидите, взойдем на гору Господню»
1. Красота афонской первозданности
Дружба с природой
День вчерашний и день сегодняшний
2. «Яко роса на руно»
Университет и «унивредет»
Неизреченное благоухание
«Слово с благодатью, приправленное солью»
«Немудрое мира избрал Бог»
Часть III. «Пустыня даст зрелый плод»
1. Пастырская деятельность старца Иосифа Исихаста
Последовательность и ясность учения
Слово простое, лишенное прикрас
Сопереживающий, любящий и мягкий
Побуждающий к подвигу
Бескомпромиссный, непреклонный аскет
Рассудительный и понимающий
Доступно описывающий видимую брань
Богослов, а не моралист
Щедрый изложитель личного дерзновенного духовного опыта
Пастырь с живой и действенной молитвой
Опыт знамений от Бога
Присутствие Пресвятой Богородицы
Излияние духа и благодати
2. Святой Силуан Афонский: безвестный и всемирный
Жизнь в полной безвестности
Вселенский заступник
Виды молитвы
Церковное свидетельство
«Даждь народам Твоим вселенского заступника Твоего»
Об авторе