Во гласе хлада тонка...

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга митрополита Николая (Хаджиниколау) «Во гласе хлада тонка...». Перевод с новогреческого Е.А. Коваль.

Николай (Хаджиниколау), митр. «Во гласе хлада тонка...» / Пер. с новогреч. Е. А. Коваль. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 256 с. Николай (Хаджиниколау), митр. «Во гласе хлада тонка...» / Пер. с новогреч. Е. А. Коваль. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 256 с.
    

В книгу митрополита Николая (Хаджиниколау), архиерея Элладской Православной Церкви, вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о двух подвижниках XX века — старцах схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.

Предисловие греческого издателя

И рече (Бог): изыди утро и стани пред Господем в горе: и се, мимо пойдет Господь, и дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, [но] не в дусе Господь: и по дусе трус, и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не во огни Господь; и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19:11–12).

На первый взгляд кажется, что книга, которую вы держите в руках, рассказывает о Святой Горе Афон. Сама Святая Гора при первом знакомстве производит впечатление проповеди о монашестве. Может показаться, что в приведенном выше отрывке из Ветхого Завета дух велик, трус, огнь возвещают о приходе Господа. Но на самом деле ничто из вышеперечисленного не отражает полноту сути. Дух велик, трус и огнь не обнаруживают присутствия Господа, а лишь предшествуют Ему. Святая Гора не проповедует монашеский образ жизни, но в ней раскрывается Крест Христов. И книга, что вы держите, не о Святой Горе повествует, а о хладе тонце, который дует там, и о гласе, который раздается и свидетельствует о присутствии Господа.

Таким образом, шесть собранных здесь текстов не повествуют о духе монашества, но объясняют, как этот дух восходит к крестоношению. Данная книга не останавливается на таких явлениях, как дух велик, трус, огнь, но восходит к гласу хлада тонка — не пытается побудить читателя подняться на Гору, но позволяет разглядеть, что она Святая… Потому и ценность этой книги заключается не в описании внешних путешествий, но в стремлении к изложению тонких внутренних движений, которые делают нас способными посмотреть на нашу духовную жизнь как на необходимость к восхождению на гору святости.

Каждая из трех частей этой книги, в свою очередь, состоит из двух текстов. Некоторые из них были произнесены как проповеди или беседы, другие представляют собой не изданные до сих пор отрывки из личных воспоминаний и содержат внутренние диалоги епископа-писателя, иные же были уже некогда опубликованы как статьи. Первая часть «Гора Святая и Богошественная» описывает характерные особенности святогорского исихазма, указывая на путеводные точки духовного путешествия нашего внутреннего «я». Вторая часть «Приидите, взойдем на гору Господню» представляет собой личные дневниковые заметки автора, цель которых — среди описания природных красот Афона запечатлеть тончайшими набросками и духовную атмосферу благодати, чтобы вдохновить читателя на ее поиски. Третья часть «Пустыня даст зрелый плод» повествует о двух благодатных подвижниках, которые пустынниками взобрались на гору собственной души и населили всю Святую Гору множеством благодатных пустынников. <…>

Я не знаю, когда были произнесены беседы, вошедшие в эту книгу; я не знаю, когда впервые они увидели свет как статьи и сколько людей их уже прочитали. Но я точно знаю, что в них отразился некий отзвук из слова о нашем уповании (ср.: 1 Пет. 3:15) и подтвердилась уверенность в невидимом (Евр. 11:1), но в то же время завесы таинства не были нарушены. Это разглядели в текстах владыки Николая издатели, потому и попросили у него разрешения собрать их и опубликовать. Сердечно благодарю автора за его согласие на издание этой книги, и я уверен, что к этой благодарности присоединится каждый, кто прочтет эту книгу.

Об авторе

Митрополит Николай (Хаджиниколау) родился 13 апреля 1954 г. в Салониках. Изучал физику в Фессалоникийском университете. После прохождения срочной воинской службы он продолжил учебу в США — Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте (MIT), где получил образование в астрофизике, инженерной механике, медицине и биоинженерии, а также магистерскую и докторскую степени. Затем работал исследователем и научным сотрудником Лаборатории сосудистых заболеваний в New England Deaconess Hospital в США.

В то же время он являлся научным сотрудником при Национальной администрации аэронавтики и космических исследований США (NASA) и в компании Артура Д. Литтла. Преподавал в Гарвардском университете, в MIT и в Медицинской школе Афинского университета.

18 марта 1989 г. принял иноческий постриг в Стомийском монастыре в Конице (север Греции), на следующий день был рукоположен во диакона, а 10 сентября 1989 г. — во иерея. Монашеский постриг принял в обители Симонопетра на Святой Горе Афон. С 1990 до 2004 г. служил на Вознесенском подворье монастыря Симонопетра. 26 апреля 2004 г. был избран епископом. Архиерейская хиротония его состоялась 30 апреля 2004 г. в кафедральном соборе Афин с возведением в сан митрополита Месогейского и Лавреотикийского (Элладская Православная Церковь). Изучал богословие в Богословской школе Святого Креста в Бостоне (США). Получил докторскую степень по богословию от Фессалоникийского университета. Председатель Комитета по биоэтике при Священном Синоде Элладской Православной Церкви.

В издательстве Сретенского монастыря ранее выходили книги митрополита Николая (Хаджиниколау) «Если вечная жизнь существует, я хочу жить!»; «Человек на границе миров»; «Великая Четыредесятница: путь, цель, награда».

Содержание

Предисловие греческого издателя

Часть I. Гора Святая и Богошественная

1. Святая Гора: место вселенской значимости и небесной устремленности

«Неприступная и Богошественная»

«Гора тучная, гора усыренная»

«Возведох очи мои в горы»

«Глас хлада тонка, и тамо Господь»

«Гора Божия»

2. Святая Гора: приближение к ее таинственному миру

А. Факторы, определяющие исключительность Святой Горы

Единственная в мире монашеская республика

Многовековая непрерывность монашеских традиций

«Авато»

Самоуправление

Единство в многообразии

Особенности окружающей природы и повседневной жизни

Б. Особенности святогорской духовности

«От Пресвятой берет свое начало»

Необходимость чудес и знамений

Многообразие Пятидесятницы

Максимализм и совершенный аскетизм

Молитва и богословие

Старцы и духовное руководство

Эпилог: уникальность святогорского монашества

Часть II. «Приидите, взойдем на гору Господню»

1. Красота афонской первозданности

Дружба с природой

День вчерашний и день сегодняшний

2. «Яко роса на руно»

Университет и «унивредет»

Неизреченное благоухание

«Слово с благодатью, приправленное солью»

«Немудрое мира избрал Бог»

Часть III. «Пустыня даст зрелый плод»

1. Пастырская деятельность старца Иосифа Исихаста

Последовательность и ясность учения

Слово простое, лишенное прикрас

Сопереживающий, любящий и мягкий

Побуждающий к подвигу

Бескомпромиссный, непреклонный аскет

Рассудительный и понимающий

Доступно описывающий видимую брань

Богослов, а не моралист

Щедрый изложитель личного дерзновенного духовного опыта

Пастырь с живой и действенной молитвой

Опыт знамений от Бога

Присутствие Пресвятой Богородицы

Излияние духа и благодати

2. Святой Силуан Афонский: безвестный и всемирный

Жизнь в полной безвестности

Вселенский заступник

Виды молитвы

Церковное свидетельство

«Даждь народам Твоим вселенского заступника Твоего»

Об авторе

Книгу можно приобрести:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Воскрешение дочери Иаира Воскрешение дочери Иаира
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Воскрешение дочери Иаира Воскрешение дочери Иаира
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Иаир — один из немногих персонажей евангельской истории, который у двух евангелистов (Марка и Луки) назван по имени. Он мог быть назван по имени потому, что был известен раннехристианской общине: возможно, после воскрешения дочери он примкнул к ученикам Иисуса.
Апостольский подвиг святого Патрика Апостольский подвиг святого Патрика
Евгений Старшов
Апостольский подвиг святого Патрика Апостольский подвиг святого Патрика
Евгений Старшов
Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского.
Сила книги Сила книги
Протоиерей Андрей Ткачев
«Все записанное буквами человеческими недалече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы, всюду, где есть текст, должен быть и Христос».
Цветы пустыни Цветы пустыни
Воспоминания монаха Александра о пребывании на Святой Земле и Синае
Среди тех, о ком пишет отец Александр, есть и прославленный ныне святой мученик и преподобные, есть бедные и многодетные бедуины-кочевники и семья копта, владельца маленького ресторанчика, есть и продавец овечьего навоза и жадный и богатый скотовод, вразумленный за свою алчность.
Прививка от уныния Прививка от уныния
Анна Яковлева
Во всем виноваты негативные мысли и эмоции, они разрушают иммунитет. Более того, депрессия будит дремавшую в организме болезнь. Недаром и православие называет отчаяние и уныние тяжким грехом.
Иисус Христос. Жизнь и учение Иисус Христос. Жизнь и учение
Книга 3. Чудеса Иисуса
В издательстве Сретенского монастыря вышла третья книга — «Чудеса Иисуса» —из шеститомной серии митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Сергий (Страгородский)
Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов.
Патриарх Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков)
Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали Патриарха Пимена и помогали ему вести церковный корабль.
Митрополит Лавр (Шкурла) Митрополит Лавр (Шкурла)
«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×