Вера в политике

  

    

У нас есть довольно много благонамеренных, но поверхностных мыслителей, которые говорят Церкви: «Не лезьте в политику. Будьте духовными – и точка!»

В этом пафосе есть какая-то правда. Они боятся растворения Церкви в повседневной безбожной мелочевке, что бывало уже не раз, бывает и ныне. Но в этих словах есть призыв выйти из мира совсем. Призыв, который еще раздастся в истории и будет услышан малым стадом, но только в конце времен. Никак не раньше. До этого времени Церковь будет связана с армией и флотом, школой и тюрьмой, публичной прессой и философским дискурсом. Она будет volens-nolens связана с политикой внешней и внутренней. Это крест, и это реальность. Но фантазеры и незрелые идеалисты не любят реальность. Корявая жизнь – вечный враг идеальной картинки.

Они – эти благонамеренные идеалисты – словно решились вернуть Церковь в те советские времена, когда она действительно вынужденно молчала, а открывала публично рот только по отмашке атеистического государства. Печальные то были времена. Духовные, но печальные. Да и что значит «не трогайте политику»? Есть политиканство, и туда лезть точно не надо. Но есть политика, которая, по Аристотелю, есть все, что окружает нас, окромя природы. Налогообложение, здравоохранение, миграционные процессы – это все политика. Даже завязанный галстук и европейский пиджак – это политика. Ведь не ходите же вы почему-то в лаптях и косоворотке. Значит, есть мировоззренческий выбор и культурный отбор, что напрямую относится к политике.

Добавляйте святость во все, но не мечтайте о том, чтобы все стало святостью

Многое ныне волнует граждан. Даже выборы президента в далеких станах или ядерные испытания за тридевять земель. В том числе волнует тех, которые крещены и воцерковлены. По мне, это, если и не очень нормально, то просто неизбежно в информационном и глобальном мире. А вот сверхдуховные граждане желают, чтобы все христиане были подобны дервишам Востока или аскетам Индии. Вот уж кому точно не известно имя президента США или номер телефона полиции. У нас такие тоже были и есть. Андрей Цареградский или Симеон Столпник. Серафим Саровский или Ксения Петербургская. Но такие люди никогда не составляют большинство в народе Божием, поскольку невозможно, чтобы все вообще вышли из мира, перестали продавать и покупать, садить и строить, то есть участвовать в политике внутренней и внешней. Да и вообще святость уподоблена соли (См. Мф. 5:13). Умело добавленная в разную пищу, соль все делает вкусным. Но если вся пища – соль, то где тогда пища? Так и хочется вывести формулу: добавляйте святость во все, но не мечтайте о том, чтобы все стало святостью. Это удел будущего мира. Не этого.

Но мне хочется сказать еще вот что. Наши «друзья», уверенные в том, что им сам Бог велел учить весь мир (и нас с вами) всяким ценностям и толерантностям, не стесняются заниматься открыто и религией и политикой одновременно. И они же тычут в нас пальцем, если вдруг заподозрят Церковь во влиянии на электорат или какого-то политика в традиционной религиозности. Если сайентолог – пусть будет. Аще мормон – не страшно и даже желательно. Иеговист – еще лучше. Если мусульманин, то только радикалист. Отнюдь не умеренный любитель исламского богословия. И так далее по всей палитре религиозных общин и конфессий. Пожалуйте, примеры.

Митт Ромни, кандидат в президенты от республиканцев в 2012 году, действующий политик. Имя на слуху. По совместительству он действующий епископ у мормонов, или, как они себя называют, Церкви Иисуса Христа последних дней. Многодетность, отрицательное отношение к абортам и гомосексуальным связям у них на фасаде. Источник веры, наряду с Библией, какая-то книга Мормона, полная странных мифов, главенствующая над Библией в случае спорных вопросов. Ромни за смертную казнь, против разврата и за всемирное доминирование США в мире. Россия для него в этой парадигме – соперник, препятствие, враг. Этот человек баллотируется, пребывает плотно в звездной политической колоде, решает вопросы большого бизнеса. И при этом ни для кого не секрет, что он религиозный деятель высшего звена в одной из протестантских сект. Он проповедует, возглашает, молится. Никто не бунтует. Все в норме. Число последователей в мире у мормонов, кстати, 6 миллионов человек (четыре Эстонии). Стоит проверить, как там сейчас, но в конце XX столетия, помнится, все три посла США в странах Скандинавии были мормонами. Потому что после США больше всего мормонов в Скандинавии. А еще масштабные инвестиции в машиностроение и сельское хозяйство. И целый штат на прокорм. Юта называется. Влияние на политику внутреннюю и внешнюю, таким образом, неопровержимо и масштабно. А где идеалисты? Где борцы за отделение духовного от светского? Не слыхать и не видать. На лицо иная картина. Тебе говорят: «Разоружайтесь, мы вас любим». На самом деле тебя обводят вокруг пальца в одном из самых щепетильных вопросов. У тебя просто почву из-под ног вынимают. Как это не замечают, ума не приложу. Может, просто платят людям за добровольную и частичную слепоту?

Или вот еще явление. Иеговисты. Мало кто из протестантов, не то что католики и православные, согласится назвать их христианами, настолько попраны и извращены в их учении все общехристианские догматы: учение о Троице, Божественность Иисуса Христа, бессмертие души, всеобщее воскресение. Но тем не менее дело «Сторожевой башни» не думает скукоживаться. Они непрестанно говорят о конце света и Армагеддоне, не упуская возможности заработать денег. Даты конца света назывались неоднократно. Это и 1914, и 1975, и ряд цифр между этими годами. Мир до сих пор пыхтя продолжает движение, «пророчества» изолгались, но сектантов это не колеблет в вере. Сознание сектанта чаще всего сумеречное. Основатель этого движения – Рассел – погребен на масонском кладбище в Питтсбурге, что как бы намекает. Но адептам и это ни по чем. Они поют и ритмично раскачиваются в арендованных или построенных «залах царства» да ходят по двое с раздаточным материалом по городам всех континентов в надежде запудрить мозги очередному внутренне пустому человеку.

Вроде бы – пусть их. Ходят, и пусть ходят. Но дело в том, что жесткая закрытость их внутренней структуры, полная финансовая и информационная подотчетность американскому центру, умение считать деньги и промывать мозги делают их серьезными агентами влияния. ЦРУ просто было бы детским садиком, если бы не учитывало возможности таких мощных отечественных организаций, работающих за рубежом. Свидетели могут как заводить в Россию миллионы долларов в целях миссии, так и выводить сотни тех же миллионов из нашей страны. Они могут быть прикрытием какой хочешь резидентуры и сборщиками любой информации (пусти их хоть бы и в военные городки). Да и просто собирать стадионы русских людей для своей антихристианской проповеди есть аналог взрыва бомбы в духовном мире.

Повторюсь, это секта. Реальная. Это не прекраснодушные баптисты или традиционные пресвитериане. Те вполне классичны и при близком рассмотрении вовсе не опасны. А эти, подобно сайентологам, современно работают. Например, зарабатывают очки лояльности в обществе перечислением славных имен своих адептов. Сайентологи хвалятся Траволтой и Томом Крузом. Иеговисты – сестрами Вильямс, Майклом Джексоном. Среди сайентологов не было еще президентов США. А среди иеговистов уже были – Дуайт Эйзенхауер. Он был воспитан мамой, в зрелом возрасте перешедшей в эту общину. Впрочем, кое-что есть и у сайентологов. Арсений Яценюк, например, – их воспитанник. Они вообще, как многие секты, стремятся к набору адептов среди власть имущих. Жмут на жадность и на стремление к максимальной власти. Простых же ловят на всяких бесплатных курсах, будь то бизнес-тренинг или курсы английского.

Где у наших заокеанских друзей отстраненность бизнеса от власти и власти – от религии? Нет ее

Мы несколько ушли от непосредственной темы. Где тут у наших заокеанских друзей отстраненность бизнеса от власти и власти – от религии? Нет ее. Не ищите. О чем говорить, если один из президентов США – Джимми Картер – был действующим баптистским дьяконом и открыто говорил о себе как о христианине, пережившем духовное возрождение. Подобные истории можно рассказать об обоих Бушах, о Трумэне и иных. А нас с вами заставляют стесняться присутствия президента или губернатора на богослужении. Нас, нашу религиозность заставляют превратить в фигуру умолчания на основании каких-то постулатов сомнительного аксиологического достоинства. И ладно бы только они пели нам с другой части земли свои хитрые песни. Среди наших людей тоже полно бессмысленных, хотя и благонамеренных, подпевал.

    

Религия – такое явление, что если она есть и она жива, то она стремится занять главенствующее место в жизни человека, а там и общества. Это аксиома. Если у вас есть вера, но она в жизни не главная, то у вас ее нет. Соответственно, все явления жизни вы будете стремиться осмыслить с точки зрения вашей веры. И спорту, и моде, и симфонической музыке там найдется время и тема для обсуждения. И, пожалуйста, давайте поумнеем. Давайте не будем выгонять религиозную проблематику куда-то в темные леса рядом с градом Китежем, где мы якобы будем спасаться от века сего лукавого. Давайте все явления жизни оценивать с точки зрения веры, с чем-то смиряясь, что-то критикуя, от чего-то решительно отворачиваясь. Нам очень нужна религиозная грамотность. Особенно в отношении «заклятых друзей». Нужно просто понимать, во что они верят. Ибо именно это во многом мотивирует их деятельность.

Кстати, запомните несколько конфессиональных названий, с учениями которых нам просто необходимо познакомиться. Сайентологи, мормоны, иеговисты. Пока мы мечтаем о чистой духовности, эти веры либо исповедуют многие ястребы во власти за океаном, либо «крышуют» в своих интересах спецслужбы «оплота демократии». Вот так вот.

Протоиерей Андрей Ткачев

Книги протоиерея Андрея Ткачева в интернет-магазине "Сретение"

1 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Беззубая Церковь Беззубая Церковь
Свящ. Сергий Бегиян
Беззубая Церковь Беззубая Церковь
Священник Сергий Бегиян
Кому-то очень важно превратить Церковь Христову в беззубую маразматичную старуху, и этот кто-то – вовсе и не человек. Поэтому любой, дискредитирующий учение Христово, осознанно или нет, выполняет волю сатаны.
Об ответственности и компетентности Об ответственности и компетентности
Сергей Худиев
Об ответственности и компетентности Об ответственности и компетентности
Сергей Худиев
По сети ходят ссылки на петицию к Патриарху, в которой некие «верные чада РПЦ МП» просят «разъяснить их недоумения». Правда, сам текст выглядит больше не как просьба о наставлении, а как набор обвинений.
Размышления о «политическом» Православии Размышления о «политическом» Православии
Свящ. Димитрий Фетисов
Размышления о «политическом» Православии Размышления о «политическом» Православии
Священник Димитрий Фетисов
Раз уж у пивной промышленности есть свое лобби в Госдуме, то почему же православные должны от него отказываться?
Комментарии
Владимир Славгородский 7 августа 2017, 18:09
Политика - это внешнее проявление внутренней духовной битвы на земле.
Ирина10 мая 2017, 14:51
Я против того, чтобы Церковь занималась политикой. И она действительно в идеальном варианте должна полностью абстрагироваться от политического контекста. Я знаю, что говорю, так как сама с Украины, и благодарна нашей каноничной УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием за ту позицию, которой она придерживается в такое сложное для моей страны время. Так что мое мнение здесь однозначное, и с автором статьи я не согласна. Лично автору порекомендовала бы меньше писать статей на политические темы, ибо он священник, а не политический деятель.
иерей Кирилл 4 мая 2017, 16:27
Статья отца Андрея имеет верные утверждения, о том что Церковь и ее члены не должны быть полностью вне политики. Политическая сфера жизни общества важна, и поэтому ни Церковь ни отдельные ее члены не должны полностью от неё отстраняться. Однако необходимо указать и обратную сторону вопроса - Церковь не должна слишком обмирщаться и делать политическую повестку приоритетной. Такое обмирщение в традиционно католических и протестантских странах наблюдается, и это отнюдь не должно быть предметом для подражания. Тем более удивляют и огорчают примеры вовлечения в политику сектантов, используемые отцом Андреем. Аргументация весьма слабая и сомнительная. Статью стоит переработать и убрать однобокость
Иоанна_ 4 мая 2017, 10:58
Не в том дело, АлександрГ, что думают внешние, а в том, как сама Церковь себя позиционирует в этом смысле. Есть святейший патриарх Тихон, который отказался благословить белое движение, и есть митрополит Антоний (Храповицкий). По-моему, сама история рассудила, кто из них был прав. Сегодня пример мудрого и мужественного невмешательства в политику даёт нам каноническая Церковь на Украине во главе с митрополитом Онуфрием. На фоне запредельного политиканства раскольников. А мирное сосуществование с ЛЮБОЙ властью, присутствие Церкви в армии, в тюрьме или в школе я лично политикой не считаю.
АлександрГ. 3 мая 2017, 11:15
Давайте будем откровенны. За всеми этими разговорами о том, что Церковь не должна вмешиваться в политику, стоит желание изгнать из поля общественного сознания систему ценностных координат, даваемую Христианством. Все эти разговоры о светском государстве, аки фиговый листок прикрывают банальную нетерпимость к Православию. А на деле, речь идет об освобождении места ценностной системе, навязываемой либерально-рыночной идеологией, в которой мирно уживаются иеговисты, сатанисты и прочие "исты", что само по себе должно наводить на серьезные размышления.И по большому счету, либеральная система ценностей, это опрокинутая наоборот система ценностей, предлагаемая Христианством.Чья это система понятно.
Наталья 2 мая 2017, 22:46
"Они вообще, как многие секты, стремятся к набору адептов среди власть имущих. Жмут на жадность и на стремление к максимальной власти. Простых же ловят на всяких бесплатных курсах, будь то бизнес-тренинг или курсы английского..." Что касается курсов английского в нашей стране не могу такое сказать , но в Лондоне они очень "политизированные" , поэтому " читайте святителя Феофана Затворника, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам(о.Иоанн Крестьянкин) Все их центры -вон из нашей страны! Спасибо, о.Андрей ,за статью!
Кирилл 2 мая 2017, 18:51
Ольга, с себя жителям деревень и поселков начинать не нужно, т.к. не один местный житель такого идиотизма, как поджог у себя под боком, никогда не позволит.
Евграф Федотов 2 мая 2017, 18:49
Роль религиозного влияния в Америке достаточно быстро уменьшается, а в Европе -- и вовсе практически нулевая. Когда в современном мире она начинает возрастать -- это всегда признак грядущего упадка в научно-техническом развитии и, следовательно, снижении влияния и силы страны. Исключений нет. Да, я знаю возражения убежденных христиан: для нас не важны наука и техника, для нас важно быть в мире с Христовой правдой. Очень хорошо, но это и есть "не от мира сего". С таким подходом надо концентрироваться на духовном спасении себя и близких, а сей мир предоставить своей участи. Спасайте себя (думать, что ваше спасение гарантировано, есть грех, помнится), а не мир.
Надежда 2 мая 2017, 16:15
Вера в политике или политика в вере? В чем критерий отличия?
Ольга 2 мая 2017, 11:59
Кирилл (1.05.2017, 17:47):"Сибирь выгорает каждый год, уже две деревни полыхнуло, а нам все дай порассуждать о политике. Конечно Иркутск не Европа.. Вот читаешь о Спиридоне Тримифунтском, отцы святители совершали молебны и гасли пожары...", А чтобы деревни не полыхали, может с себя людям надо начать - прекратить пал травы, не жечь костры, где не положено, и вообще быть осторожнее с огнем? А не требовать, чтобы некие духоносные отцы помолились и пожары чудесным образом прекратились. Тем более, что отцов, подобных Свт. Спиридону сейчас вряд ли найдешь. Кого мир народил, тех Господь нам пастырями и насадил.
Антоний 2 мая 2017, 08:18
Доброе утро, братья и сестры! Благодарю редакцию и отца Андрея за публикацию! Неучастие Церкви в политике попросту невозможно. Потому что из этого следовало бы, что любой православный не мог занять никакой государственной должности, ибо каждый из нас есть часть Церкви Христовой. Я не возражал бы и против прямого участия Церкви в политике - права законодательной инициативы, например. В тоже время, во всём хороша умеренность. Говоря иными словами, в политической жизни участвовать дОлжно ровно в той мере, в какой это необходимо для блага Родины и Веры.
Сергий 2 мая 2017, 00:36
Политика напрямую влияет на жизнь общества,т.е. народа.Поэтому Матери-Церкви не безразлично,что делают политики,какие законы принимают,куда,к чему ведут,как это отразится на пастве.Иосиф Волоцкий был заступником перед сильными мира сего о крестьянах.При этом говорил понятным для них языком:что самому помещику выгодно,когда крестьяне не доведены до нищиты.Иоанн Креститель(и после него пастыри Церкви),счел своим долгом сказать правителю:"не должно тебе иметь её".Патриарх Тихон имел авторитет за границей (это мешало большевикам расправиться с ним)и способствовал поступлению продовольствия в голодое время. Бог знает,какие усилия приложил патр.Алексий 2,чтобы предотвратить братоубийство в 1993 г
Валентин 1 мая 2017, 23:11
"добавляйте святость во все, но не мечтайте о том, чтобы все стало святостью" - Слава Богу! Можно всё остальное прочитать потом, после того, как навсегда проживешь эту формулу. А потом - "И, пожалуйста, давайте поумнеем. Давайте не будем выгонять религиозную проблематику куда-то в темные леса рядом с градом Китежем, где мы якобы будем спасаться от века сего лукавого. Давайте все явления жизни оценивать с точки зрения веры". Аминь!
НН 1 мая 2017, 20:49
Христос Воскресе!../Печальные то были времена. Духовные, но печальные/..-Если бы можно было выбирать -я бы выбрала духовные времена, тем более, что для меня они были и радостными. И то, что всяким иеговистам, саентологам, кришнаитам и пр. нечисти страна наша была закрыта - это, по-моему, хорошо. Радоваться и веселиться не мешает никакая власть(как и верить в Бога). Бесспорно, что священство сейчас живёт намного лучше и веселее, чем народ, но хорошо ли это -решать не мне. Согласна с ЧИТАТЕЛЕМ. Политики,как прихожане в Церкви - это здорово, а Церковь в политике -для многих большой вопрос, а для меня - однозначно плохо. Может боком выйти не только священноначалию, но и нам, простым прихожанам.
Алла 1 мая 2017, 20:41
Читатель, странно вы "поняли" отца Андрея, он совсем другое пишет. Как раз-таки надо "лезть" в политику, ибо иначе мир будет безраздельно принадлежать безбожникам.
Валерия Швачка 1 мая 2017, 20:25
Это очень глубокий анализ общего состояния в обществе. Благодарю Вас, батюшка. Вы несете свет познания не только духовного, но и того, что в мире. Я пытаюсь не пропускать ваших проповедей. И то, что вы пытаетесь внести в голову слушающего, повторяя несколько раз, это полезно. И то, что вы неторопливо поясняете, особенно для пожилых благоприятно. Дай Бог Вам и в дальнейшем мудрости, душевного мира и корректности. Мир Вам.
1 мая 2017, 19:17
А не всё ли равно какая политическая система была в Содоме и Гоморре? Если вообразить там парламент, то не всё ли равно кто бы там победил на последних выборах - левые радикалы или ультралибералы? Евангельское мышление подразумевает более глубокий взгляд проникающий через покров политической принадлежности и политической демагогии.
Кирилл 1 мая 2017, 17:47
Политика, иеговисты, Мит Ромни, толерантность.. Сибирь выгорает каждый год, уже две деревни полыхнуло, а нам все дай порассуждать о политике. Конечно Иркутск не Европа.. Вот читаешь о Спиридоне Тримифунтском, отцы святители совершали молебны и гасли пожары, уходили воды, а сейчас ни молебна, ни крестного хода по тем краям провести некому..А еще только 1 мая. И зачем вам "заклятые друзья"? О своих думайте. Проведите негласное анкетирование среди заводчан и т.п., почитайте потом..
игорь 1 мая 2017, 17:40
Спасибо отец Андрей! ,,Заклятые друзья,,- это да,феномен! Бойся данайцев-дары приносящих! В Сети есть интересная статья - Зелье для протестанизма! Тит (1:10-11) Ибо есть много и непокорных,пустословов и обманщиков,особенно из обрезанных,каковым должно заграждать уста, они развращают целые дома,уча,чему не должно,из постыдной корысти!
р.Б.Сергий 1 мая 2017, 17:32
для анонима, скрывшегося под ником "Читатель" 1 мая 2017, 14:53 Не надо уходить от темы и намеренно смешивать политику и политиканство.
Читатель 1 мая 2017, 14:53
Я согласен с мыслью: нечего религии делать в политике, ибо появляется большой соблазн влиять на верующих в своих политических целях, все таки задача церкви спасать души, а не обеспечивать победу на выборах или принятие какого-то закона, либо "прижимать" какого-то политика.
ВЕКШИНА Людмила 1 мая 2017, 14:04
Честная, яркая и убедительная статья, отче Андрей. В 80-х, когда стали возвращаться вера и церковное строительство, народ искренне тянулся к Богу. Но в страну хлынули сектанты всех мастей и толков, зачастую под маркой "общественных организаций", распространяющих Библию и Новый Завет (издания "Гедеоновых братьев, например, и других заграничных) Тогда реализация религиозной литературы для иностранных организаций не облагалась налогом, почему и приехали все, "кому не лень!" Деятельность этих "благодетелей", называющих себя христианами, нанесла огромный вред, ибо наши люди, не понимающие различий и сути вероучений, потянулись к "ласковым и воспитанным, умеющим жить и хозяйствовать..." Благодарю.
NN NN 1 мая 2017, 13:46
Михаилу. А у меня борода плохо растет, поэтому я ее брею. И усы тоже. Потому, чтобы выглядеть как православный я вынужден ходить в церковь по 2-3 раза в неделю, читать Евангелие ежедневно, и время от времени причащаться... Шутка...
Наталия 1 мая 2017, 12:20
Христос Воскресе! Очень важный и информационно серьёзный текст, аналитический. Всё ясно и понятно. Идёшь мимо известного здания в Москве, а на нём огромными золотыми буквами написано "Саентологический центр Москвы". Представьте себе другую надпись в городе Вашингтоне или Нью-Йорке "Православная Церковь Нью-Йорка" и т.п. Почему мы такие? Почему мы всем этим заграничным бесам предоставляем свободу передвижения и влияния на наш слабый и соблазняющийся русский ум? Потому что власть, от которой зависит религиозная чистота страны - не понимает, потому что юриспруденция России -атеистична. Анекдот о наивном чукче - это анекдот о нас. Да и не наивность это а просто национальная глупость.
Валентин. 1 мая 2017, 11:11
Просто надо к серьезным вещам относиться СЕРЬЕЗНО ! Если для тебя (!) Христос - истина, тогда вперед, за Христом и будешь свободным. И, конечно же, надо повторять за Златоустом: "Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия". И учиться надо, чтобы вразумлять заблудших, и трусливым не быть в отстаивании и защите веры православной. Как-то так. :)
Наталья 1 мая 2017, 10:40
Православные должны знать своих врагов в лицо, не личных,конечно, а Отечества. Те, кто нападает на нашу веру, хотят разрушение основ нашей страны, сами того не понимая - одни, и намеренно - другие. Если некоторые считают себя исключительными, основываясь на мнимых достоинствах и пустом месте, то мы тем более не имеем права стесняться своей веры, потому, что основа её самая крепкая и непоколебимая - истинный Бог. Будем укрепляться в нашей вере и тогда нас никто и ничто не сможет смутить, если с нами Бог, то кто против нас? Спасибо Вам, отец Андрей за ваше сердце, которое болит о нас.
Оксана 1 мая 2017, 10:09
Благодарю вас батюшка!
раиса 1 мая 2017, 09:41
Православному человеку ,живущему в миру, невозможно себя изолировать от него. Слишком много вызовов и искушений и на них надо отвечать. Мы не в монастыре, где монахи отдают себя в послушание, нам надо семьи кормить, детей воспитывать и при этом ,самое главное, спасаться. Это очень сложно, но видимо Господу так угодно, чтобы мы привносили в светское общество,в мир частичку святости, мы просто обязаны научиться отвечать на все вызовы православно. Православные не могут бросить свою страну на произвол недругов заморских и сказать- мне нет до этого никакого дела, я себя спасаю. Православие всегда - жертвенно. Мы, служа ближним, желаем и им спасения и равнодушными быть не можем.
Михаил 1 мая 2017, 07:56
Вот поэтому я и выгляжу как православный, бороду не стригу и все такое. И так же и живу. Ответить могу в любой момент, Господу поспешествующу. Потому что мусульмане не стесняются своей веры, я вообще не видел кроме православных никого, кто бы так стыдился своей веры. Надо просто уметь демагогов и злонамеренных сразу вычислять, и с такими не разговаривать и всё будет хорошо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×