Об ответственности и компетентности

По сети ходят ссылки на петицию к Патриарху, размещенную на change.org, в которой некие «верные чада РПЦ МП» просят «разъяснить их недоумения». Правда, сам текст выглядит больше не как просьба о наставлении, а как набор обвинений.

    

Обвинения хорошо нам знакомые: «полная идентификация с внутренней политикой государства», «форсируется этот странный проект “Основы православной культуры” в средней школе», «ставка на агрессивную пропаганду религии». Это обвинения, которые мы привыкли слышать от людей, обычно ведущих себя с похвальным прямодушием и не думающих говорить о себе как о «верных чадах Церкви». Гораздо чаще они просто и прямо обозначают себя как секуляристов и атеистов.

Что же, коротко коснемся этих обвинений. Для людей, враждебно настроенных к государству, любые контакты с ним неприемлемы и воспринимаются как «полная идентификация». Но Церковь никогда не занимала и не обязана занимать такую антигосударственную позицию. Собственно, причина расхождений между Церковью и ее критиками и в отношении к государству, и в отношении ко многому другому определяется одним словом – ответственность. Священноначалие – да и не только священноначалие, любой приходской священник – несет ответственность за вверенное ему дело. Церковь ведет масштабное социальное служение, создает приюты и центры помощи бездомным, идет в тюрьмы и больницы, возводит храмы – вся эта деятельность требует взаимодействия с государством.

И Церковь, конечно же, более заинтересована в совершении своего служения Богу и людям, чем в угождении небольшому числу идейных фрондеров, которые ни за что не отвечают и отвечать не собираются.

Более того, текущие трагические события на Украине показывают, что за тем положительным отношением к государственной власти, которое отражено и в Писании, и в Предании, стоит очевидный здравый смысл: падение государства или его серьезное ослабление приводит к хаосу, кровопролитию, смерти и страданиям людей. Да, бывают люди, столь увлеченные революционным пафосом, что смута и братоубийство кажется им чем-то привлекательным. Но было бы странно, если бы Церковь разделяла этот пафос.

Миссия Церкви – просвещение народа, и эта миссия требует усилий, которые, конечно же, будут восприниматься противниками веры как «форсирование странных проектов» и «агрессивная пропаганда религии». Это всё неудивительно, когда мы слышим подобное от людей, не скрывающих своей враждебности к христианской вере как таковой.

Сложнее проблема фрондерства людей, которые говорят изнутри Церкви, как бы желая ее поправить. Бывают и искренне верующие люди, которым кажется, что они знают, как лучше. Мне не хотелось бы как-то уничижать этих людей – но позвольте обратить внимание на некоторые вещи.

Есть очень известное высказывание о человеке, который приходит в Церковь не чтобы спасаться, но чтобы спасать ее. Не для того, чтобы меняться, но чтобы менять ее. Когда люди поют: «Перемен требуют наши сердца», – они не имеют в виду «сердце чисто созижди во мне, Боже». Они имеют в виду, что с ними-то всё в порядке, меняться должны другие люди, чтобы соответствовать их представлениям о должном. Иначе эти люди (о страх!) потеряют авторитет в их среде.

Но беда в том, что так никаких перемен не получится. Это даже не вопрос аскетики – это вопрос здравого смысла.

Позвольте мне поделиться моим опытом. Я вот человек заносчивый, высокомерный и не имеющий уважения к людям, которые старше, опытнее меня и несут ответственность гораздо большую, чем я. Попав в больницу, я немедленно готов учить ее главврача, как руководить больницей; зайдя в университет – прочитать лекцию ректору, как ему должно развивать науки; оказавшись на заводе – сделать внушение директору завода, который, понятно, без моих ценных указаний всех полимеров лишится. Зайдя в банк, я тут же вижу многочисленные упущения в банковском деле и требую приема у управляющего, чтобы спасти его от неминуемого краха. И вы знаете что? Все эти чиновники не хотят меня слушать! Сидят в своих высоких кабинетах и не хотят со мной разговаривать! Они, видите ли, заняты важными делами! Уж я им петиций писал – всё без толку.

Возможно, сострадательные читатели посоветуют мне начать не с раздачи обличений и указаний, а с тщательной подготовки. Например, попробовать разобраться в том, как функционирует больница, университет, завод или банк, какие решения должны принимать руководители всех этих учреждений, чтобы они успешно исполняли свои функции.

Мне также посоветуют, разобравшись во всем этом, занять позицию помощника, а не судьи и критика, и, возможно, в этом случае у меня будет больше шансов быть услышанным.

Действительно, начни я публично раздавать ценные указания в областях, в которых я не разбираюсь, да еще с таким видом, что люди просто обязаны меня послушаться, я покажусь смешным. Я покажусь особенно смешным, если сами мои указания будут выдавать крайне слабое знакомство с предметом. Это так в любом деле, и позвольте мне заметить, что это так в отношении Церкви.

Это не значит, что в работе больницы, или вуза, или завода, или банка, или даже Церкви невозможны какие-то улучшения. Но эти улучшения требуют двух абсолютно необходимых качеств. Ответственности и компетентности.

Ответственность означает, что я хорошо представляю себе последствия своих действий и признаю свои обязательства по отношению к людям, на которых они могут повлиять.

Например, пойдя к министру внутренних дел договариваться о допуске священников в тюрьмы, я могу обругать его сатрапом и душителем свободы, сообщить об этом в своем блоге и сорвать кучу восторженных комментариев. Но если я признаю свою ответственность за порученное дело и свои обязательства перед людьми, которые в местах заключения ищут духовной помощи и утешения, я буду разговаривать с министром дружелюбно и с уважением. Даже если комментарии в интернете в мой адрес будут далеки от хвалебных.

Компетентность означает, что я разбираюсь в предмете. Например, я хорошо представляю себе, как управлять огромным сообществом людей весьма разной степени ангелоподобности и как решать возникающие при этом проблемы. У меня есть немалый опыт, и к тому же я всегда советуюсь с другими опытными людьми.

Некомпетентность – еще не преступление. Если я понятия не имею, как управлять, скажем, больницей, я не виноват. Но мне лучше воздержаться от выдачи ценных указаний главврачу. Возможно, он не обязан слушаться меня в вопросе, кого он должен срочно уволить. Более того, если что-то из действий главврача мне непонятно, мне не стоит делать вывод, что он – злодей и мне надо хватать его за руку. Возможно, я просто чего-то не понимаю. И даже скорее всего. Мы обычно доверяем специалистам – и правильно делаем.

И если я хочу принести пользу – пользу вообще и пользу Церкви в частности, – мне стоит кое-что изменить в себе – например, уровень моей ответственности и компетентности. И тогда я увижу, что я могу сделать для Церкви.

Сергей Худиев

24 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковь и люди Церковь и люди
Свящ. Димитрий Шишкин
Церковь и люди Церковь и люди
Священник Димитрий Шишкин
Церковь – это не здание, не священник и даже не службы, совершаемые в храме, а люди, стремящиеся достичь единства во Христе и без этого единства всех не мыслящие свою жизнь.
Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России?
Ответы в программе «Слово пастыря»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 октября 2012 года.
Размышления об ответственности Размышления об ответственности
Протоиерей Андрей Ткачев
«Не лезьте ко мне и не учите меня. Я сам все знаю. Кому какое дело, как я себя веду? За собой смотрите» Эти последние речи звучат в мире все громче, но хорошо ли будет нам жить, если звук подобных речей заглушит все остальные звуки?
Комментарии
Василий Н. 5 марта 2014, 20:17
Валентин:
"Государственная власть даётся народам Богом".

Или попускается в наказание. А Божье попущение и Божья воля - не одно и то же. Зло, попущенное в наказание, остается злом. Гитлер тоже был попущен. Это не значит, что мы должны сидеть и молчать, безоговорочно принимая любое действие "сверху".

"Христос никогда не говорил ничего противного ни Римской власти, ни Еврейской".

Равно как и не хвалил ее.
Валентин28 февраля 2014, 19:54
Государственная власть даётся народам Богом. Христос никогда не говорил ничего противного ни Римской власти, ни Еврейской. Ругают существующую власти люди, которые истинной веры не имели и не имеют! Исцеление человека от греха и страстей, духовное оздоровление человека начинается ,когда себя видишь грешником, и во всем винишь себя, а не других! Причем здесь священники. Священничество делает то, что должно делать в конкретно сложившихся условия жизни! Они перед Богом ответят, если согрешили, но не перед человеками! Многие становятся выше Бога! Начитались морального кодекса строителя коммунизма, а понятия веру православной не имеют! Россия станет сильной державой, если Бог дарует народом её крепкую ВЕРУ! За это и будем молиться. Помогай всем БОГ!
Елена М25 февраля 2014, 13:55
На мой взгляд, у автора очень правильный подход.Когда меня тоже что-то где-то неустраивает, я не пытаюсь жаловаться, тем более кого-то учить, я пытаюсь понять почему так.
К25 февраля 2014, 10:19
Спасибо за статью.
Не могли бы Вы в одной из следующих статей более подробно остановиться на проблеме человекоугодия и лицемерия.

Так же, хотелось бы услышать Ваше мнение, почему новомученники не стали рупором революции, и своим " безответственным" поступком оставили без окормления миллионы зэков.
Андрей25 февраля 2014, 08:31
Полностью согласен с Дамианом.
8 лет хожу в Храм, но в последнее время жутко видеть "вновь прибывших", и раздающих советы по делу и не очень. Ладно бы молча стояли, вслушивались, смотрели бы, молились бы. Вообще непонятно для чего они приходят в Церковь, то ли "на дураков посмотреть", то ли Себя показать. Причем все горазды давать указания батюшкам - как службы вести, как что делать. Милые мои - куда Вы пошлете человека, который будет Вас учить, как правильно работать? А батюшки Вас терпят. Не совестно? Правильно Святые Отцы говорили: - "Если человек не видит своей гордыни, значит он утонул в ней". Начать с себя, любимых, слабо? Хоть Евангелие прочтите - чтобы чуть чуть понимать, что в Церкви происходит.
Иван24 февраля 2014, 19:39
"Ссылка ходит по инету. Ссылка на петицию.")
Зашел туда. Там всего три с половиной сотни ИНЕТ!) подписантов.
О чем речь вообще???)))
Зачем?)
Дамиан24 февраля 2014, 16:10
Очень хорошо и по делу. "Есть очень известное высказывание о человеке, который приходит в Церковь не чтобы спасаться, но чтобы спасать ее. Не для того, чтобы меняться, но чтобы менять ее. Когда люди поют: «Перемен требуют наши сердца», – они не имеют в виду «сердце чисто созижди во мне, Боже». Они имеют в виду, что с ними-то всё в порядке, меняться должны другие люди, чтобы соответствовать их представлениям о должном"
Михаил24 февраля 2014, 15:36
Людей волнует не "что делать", а "как делать". Очень вызывает забота о чистоте, величии духа священников, более архиреев, т.к. их берёт в плен (добровольно-продуманный) забота о материальном благополучии: восстанавливать храм, содержать "причет церковный", - тем более, что это на самом деле необходимо, но приходит на ум поговорка - " при золотых иконах поп получается деревянный и наоборот при деревянный иконах поп золотой".
Слава24 февраля 2014, 14:29
Чтобы судить о заявлении надо с ним ознакомиться. Хидиев уже делает выводы и расставляет акценты. На запросы надо реагировать пока они на уровне петиций когда будут дела, тогда позно будет.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×