В издательстве Сретенского монастыря в серии для детей «Чудесные истории» вышла книга Марии Павловны Пискуновой «Кубанские сказки» с иллюстрациями В.П. Коркина.
В книге собраны истории о том, как жили на Кубани казаки, во что верили, чем дышали. В сказочный узор сложились обычаи и нравы жителей кубанской земли, истории из станичных летописей и быта казаков. Это память о тех, кто жил две сотни лет назад, об их благородстве и верности.
Предлагаем вниманию читателей одну из историй.
Семь матерей
Вот послушайте-ка историю. Служил в нашей сотне молодой веселый казак Петро. Удаль и стать у него богатырская, добрый и честный был человек. Крепко любили его товарищи. Начнет говорить — все умолкнут и глядят с уважением, кто помоложе — на него равняются, походить на удальца стараются. Только Петро гордиться и не думает, высоко не задирает голову, открыта душа его боевым товарищам.
Был у нас и другой казак, прозывался Сирота Тимофей. Не имел он ни отца, ни матери, с виду хилый, болезненный, в схватках с врагом осторожен до трусости, а с товарищами вреден и зол на язык. Если б не заступался за него Петро, давно был бы Тимофей казаками бит.
Разразилась как-то битва жестокая. Засверкала в небе грозная молния. На земле загремел неистовый бой.
В страшной рубке Петро — молодец молодцом, быстро шашка сверкает острая. Только видит он: сразу трое врагов на Сироту Тимофея кинулись, одному не отбиться совсем от них, уж слабеет в Сироте казацкий дух. Бросился Петро на подмогу товарищу:
— Держись, Тимофей! Вместе справимся!
Бросился… и прикрыл его своею грудью. В сердце вонзились штыки вражьи, замертво упал на траву Петро.
Окончился бой победой казацкою. Хоронили воины павших бойцов. Вот уж тело Петра во сырой земле. Грозно глянули на Сироту Тимофея боевые его товарищи:
— Твоя жизнь дорогой ценой куплена!
— Каждый день вспоминай своего спасителя!
— Сколько доброго смог бы сделать он!
— Уж не зря ли Петро сложил голову?!
В тяжких думах отошел Сирота Тимофей от товарищей.
Вот уже казаки воротились домой, выходили встречать их станичники. У Петро были мать да сестра малолетняя — на дороге стоят, по щекам слезы катятся. Подошел было к ним Тимофей, чтоб приветствовать, только слов не нашел и стоял опустив голову.
Пролетела ночь. Сирота, чуть свет, пришел к хате, где жила Петрова матушка. Смотрит — крышу чинить уж давно пора и забор подлатать не мешало бы. Постучал он в дверь, просит взять его к ним в работники:
— Только плату брать не буду я, сам на веки у вас в должниках хожу.
Когда стал Тимофей помогать вдове, веселей на душе у него сделалось. Будто день за днем не зря катится.
Семь казачек в станице остались совсем без сынов, взялся и им помогать Сирота Тимофей. Рубит вдовам дрова, боронит огород, всю работу мужскую справляет, как умеет сынов заменяет.
Легче жить теперь бедным женщинам. Поджидают, в окно поглядывают:
— Когда уж Тимофей пожалует?!
Испекут пирожка, состряпают вареников и «сынком» величают ласково.
Так и стало у Сироты семь матерей.
Содержание
Как сын отца на ярмарку возил
Как казак смерть перехитрил
Грушенькины дочки
Как казак коня лишился и через то разбогател
Марфушино богатство
Добрая Аринка
Любашины женихи
Семь матерей
Малец Федотка и гуси-разбойники
Сестрица-пастушок
Девочка-ясырка
Коза-колдунья, или как жадная старуха покаялась