В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла книга «Митрополит Николай (Ярушевич)». Составитель Ольга Рожнёва.
Книга посвящена митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу; 1892–1961), выдающемуся архиерею и проповеднику, первому председателю Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастырю, богослову, дипломату.
Митрополита Николая современники называли «Златоустом XX века».
Он советовал верующим: «Подумай особенно тогда, когда ты сам чувствуешь, что никакие земные радости, никакое земное наслаждение не могут насытить твоей бессмертной души, дать тебе мира душевного. Это Господь тебе дает пережить такие минуты, такие часы, когда ты ощущаешь голод души, для того чтобы ты поднял очи свои к вечному, к небу, ко Господу».
«Внимай себе, если хочешь спастись! Это должно быть правилом в жизни каждого из нас, кто идет земной дорогой, кто трудится над своей душой для вечности».
***
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), в миру Борис Дорофеевич Ярушевич, родился 31 декабря 1891 года в губернском городе Ковно (ныне Каунас) в семье протоиерея Дорофея Филофеевича Ярушевича, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора.
С детства из всех шестерых детей семьи Ярушевичей Борис отличался яркой одаренностью, проявлял любовь к поэзии, музыке и математике. Очень любил читать. Когда Боре было семь лет, его спросили: «Кем ты хочешь быть?» Мальчик ответил: «Митрополитом».
***
23 октября 1914 года Борис принял монашеский постриг и получил имя Николай в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. На следующий день монах Николай был рукоположен во иеродиакона, а 25 октября в академическом храме — в сан иеромонаха.
В 1918 году иеромонах Николай (Ярушевич) был назначен настоятелем Петропавловского собора Петергофа. Его частые торжественные богослужения, вдохновенные проповеди, помощь страждущим, посещение их домов для утешения и ободрения, доброта, скромность и молитвенность снискали ему любовь и преданность прихожан. С марта 1920 года архимандрит Николай (Ярушевич) — наместник лавры.
В феврале 1923 года владыка Николай был арестован и выслан в поселок Усть-Кулом в Коми. В ссылке владыка провел три года в очень тяжелых условиях, обострились его болезни, которые он получил еще на фронтах Первой мировой войны. В ссылке он написал акафист Пресвятой Богородице, который совершал позднее перед Ее иконой, именуемой «Млекопитательница». Владыка вел и научную работу — метеорологические наблюдения, наблюдения за кругами Солнца и Луны.
С 1927 по 1928 год владыка Николай временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году был возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Петергофским с правами епархиального архиерея.
С 15 июля 1941 года владыка Николай (Ярушевич) — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх всея Украины. Однако, быстрое продвижение немецких войск на Украине заставило его покинуть Киев. С наступлением немцев он уходит вместе с беженцами, не успев взять с собой ничего, кроме архиерейского посоха. По пути сапоги его развалились, он добрался до столицы исхудавший, почти босой. Ему было всего сорок девять лет, но он стал совершенно седым от пережитых скорбей.
С середины февраля 1941 года митрополит Николай трудился управляющим Московской епархией на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. Митрополит Николай служил в Елоховском соборе, неоднократно бывал в Ульяновске. В короткое время владыка заслужил горячую любовь верующих Москвы.
В августе 1945 года митрополит Николай (Ярушевич) блестяще выполнил миссию по воссоединению Русских Православных приходов во Франции с Матерью-Церковью. Затем возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Англию, Румынию, Чехословакию и другие страны.
***
Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Покровского монастыря в Бюссиан-От во Франции, вспоминала, как русский Париж встречал митрополита Николая в 1945 году: «Это был первый официальный приезд высокого представителя Русской Православной Церкви. Помню, что вся наша эмиграция пришла в смятение. Всего несколько месяцев прошло после окончания войны, о положении Церкви в Советском Союзе ходили разные толки... Но очень скоро русские люди сердцем своим почувствовали в приехавшем иерархе глубоко верующего, искреннего человека и стали проникаться к нему доверием... Впечатление он на всех произвел очень сильное и очень положительное. С большой любовью он отнесся к русским людям. И русские люди ответили ему такой же любовью и доверием…
Еще были живы прежние министры государя, старые генералы: и гвардейские, и армейские. Было много представителей и лицеистов, и правоведов, и пажей! Я помню, все они имели свои собрания в Париже. Здесь же, в храме, они были все вместе. И многие, особенно старые люди, прямо в храме стали выкрикивать: “Я-то никогда не вернусь, но передайте земной поклон Родине!” Это невозможно было слышать без слез. Рыдали все. Рыдала вся церковь. И митрополит Николай плакал».
Ольга Даниловна Набоко, правнучка преподобного Серафима Вырицкого, вспоминала о митрополите Николае: «...отсутствие интереса к материально-вещественной стороне жизни у владыки осталось до конца его дней… Жил владыка, выдающийся иерарх — в ветхом, мало пригодном для жилья доме, еще и потому непригодном, что был очень холодным в зимнее время года… Необычайная скромность во всем была присуща этому человеку: и в одежде (солдатские сапоги, ряса, в зимнее время тонкий свитер — домашняя одежда владыки), и в питании».
***
…13 декабря 1961 года митрополит Николай скончался, обстоятельства его смерти до конца не выяснены. Резкий кризис и смерть наступили после того, как ему был сделан укол с неизвестным препаратом. Врачебная ошибка или намеренные действия это были — пока не представляется возможным узнать. Существует мнение, что его смерть была не естественной, а мученической, но это не подтверждено документально.
Анатолий Краснов-Левитин вспоминал: «17 декабря состоялись похороны. Отпевали в трапезном храме, где владыка несколько месяцев назад, на Пасху, отслужил в последний раз литургию. Было много народу, но далеко не все желающие смогли попасть на похороны, так как в восемь часов утра неожиданно перестали ходить поезда. Не ходили до трех часов дня, до окончания похорон».
Митрополит Николай (Ярушевич) погребен в крипте храма Смоленской иконы Божией Матери Троице-Сергиевой лавры.