В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Игумения Варвара (Трофимова)». Составитель Ольга Рожнева.
Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова; 1930–2011) — известная подвижница XX века. Матушка олицетворяет собой целую эпоху русского женского монашества. Ее по праву называли игуменией всея Руси. Более пятидесяти лет она подвизалась в монашеском чине, из них более сорока лет несла тяжелый крест игумении Пюхтицкого монастыря.
Матушка Варвара рассказывала о себе: «Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом и привила нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие — и тети, и дяди были голосистые, а дядя Федор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть еще. Я была младшей в семье, старшие сестры вышли замуж, а я все с мамой — она поет в церковном хоре, и я с ней».
Матушка Варвара вспоминала еще: «Мне было двадцать лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, все мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни… О других монастырях я ничего не знала. И вдруг мне говорят: “В Эстонии есть женский монастырь”. Попросила разрешения у мамы поехать посмотреть и так и осталась в Эстонии».
Через четыре года молодая послушница Валентина перешла в вильнюсский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины, где жила под духовным руководством настоятельницы, опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая Валентину, стали игумениями. Духовным отцом Валентины Трофимовой стал старец протоиерей Николай Гурьянов.
5 марта 1958 года наместником вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архимандритом Сергием (Вощенко) Валентина Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара.
Молодой монахине суждено было вернуться туда, где она начинала свой монашеский путь — в Пюхтицу. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря.
Игумения Варвара рассказывала о монастыре: «В войну здесь проходил фронт. Когда приходили наши войска, немцы бомбили их. Ориентиром для бомбардировки был наш собор, выстроенный в 1910 году. Подлетают, бомбят нас, а бомбы все летят за ограду, где наши огороды, — и ни одна не попала в собор. Когда русские выбивали немцев — то же самое. Подлетают, облачно, ничего не видно, бомбят наугад. И опять все бомбы мимо. И не разбилось ни одного домика. Только на горе старую деревянную колокольню ударной волной “скосило”. Вместо нее в тех же габаритах выстроена новая колокольня. Спустя несколько лет бомбивший нас летчик явился к матери Рафаиле и говорит: “Матушка, скажите, что же тут вас защитило от нашей бомбежки?” Матушка ответила ему: “Матерь Божия защитила. Пойдемте, покажу вам чудотворную икону, которая четыреста лет назад явилась здесь. Вот Она, наша Заступница, наша Защитница”. Он говорит: “Это Она и есть. Я, когда летел бомбить монастырь, вдруг вижу в воздухе: передо мной в облаках появляется какая-то Женщина в голубом и говорит: "Сынок, не разоряй Моего дома", и скрылась”».
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) вспоминал: «Говорить о матушке Варваре — это говорить о Пюхтицком Успенском женском монастыре. Матушка Варвара и Пюхтицкий монастырь — единое целое. Сорок три года она здесь игуменствовала. При ней монастырь достиг своего расцвета, своего совершенства. Потому не случайно матушку Варвару стали с любовью называть Всероссийской игуменией. Ведь Пюхтицкая обитель взрастила целую плеяду настоятельниц женских монастырей для Русской Церкви. Произошло это благодаря удивительной духовной атмосфере, которая была создана в обители и которая способствовала этому духовному росту».
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря, говорил: «Матушка Варвара несла проповедь слова Божия всей своей жизнью. Она не просто исполнила заповедь “Возлюби ближнего, как самого себя”, но, без сомнения, любила нас много больше, чем саму себя. Мудрость и смирение, искренняя простота во всем — вот что поражало в ней. И еще — стремление к красоте. В храме, в монастырском саду, на скотном дворе — везде, куда простиралась ее забота. Но главное — ее стремление к красоте в душах врученных ей от Бога сестер, к Божественной красоте, которую она находила в душе каждого человека. Поэтому матушка совершенно искренне никогда никого не осуждала. Казалось, это давалось ей совсем легко. Но мы понимаем, что такое устроение души — великий всежизненный подвиг».
Епископ Нарвский и Причудский Лазарь (Гуркин) вспоминал: «О внутренней монашеской жизни матушки мы мало знаем. Как истинный монах, она мало открывалась. Так и должно быть по величайшему смирению. Но мы видели, с каким трепетом, любовью, с каким благоговением и уважением к нашей дорогой матушке относились и паломники, и политики, и дипломаты. Я еще не встречал ни одного человека, который бы чем-то, даже малейшим, был недоволен или остался огорченным после беседы с матушкой. Это говорит о той духовной мудрости, смиренномудрии и любви Христовой к человеку, которые дал Господь избраннице своей…»
26 ноября 2010 года игумения Варвара, уже будучи тяжелобольной, приняла постриг в схиму.
Игумения Филарета (Калачева) вспоминала: «Когда боли слегка утихали, мы слышали матушкин голос: “Сестры, как я вас люблю, как я вас люблю…” — и повторяла это много, много раз. Когда мы поняли, что не только дни, но и часы ее жизни сочтены, мы со слезами спросили матушку: “Как же, как же матушка, мы будем жить без вас???” Она очень тихо, но внятно ответила: “Дети, любите друг друга”».
8 февраля 2011 года схиигумения Варвара мирно отошла ко Господу.
Похоронена схиигумения Варвара (Трофимова) на монастырском кладбище, вблизи алтарной части Николо-Арсеньевского храма.