Заключенные, достигшие рая

Рассказ о том, как 300 американских зеков приняли Православие, а пятеро из них стали монахами

Созданное в 1991-м году агентство «Православное христианское тюремное служение» (Orthodox Christian Prison Ministry, сокращенно OCPM) в Северной Америке объединяет сотни православных христиан, всячески помогающих заключенным в американских тюрьмах, особенно тем, кто уверовали во Христа и заинтересовались Православием. По последним данным, в тюрьмах США в настоящее время содержатся более 300 православных оглашенных, многие уже крестились, как минимум пятеро стали православными монахами и несколько – иконописцами. Агентство (далее мы будем использовать его русскую аббревиатуру ПХТС – Ред.) предоставляет христианское образование, духовную помощь и беседы, материальную помощь, моральную поддержку, возможность принимать участие в таинствах Церкви таким людям. Не менее тысячи заключенных или бывших заключенных, мужчин и женщин, стали православными. ПХТС, находящееся под патронажем Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки, разработало трехступенчатую программу, которая включает написание икон, распространение духовной литературы, обучение священников на капелланов, общение их с заключенными, помощь в реабилитации выходящих на свободу, распространение информации о тюремном служении среди церквей. Сайт агентства https://theocpm.org/ и его страница в «Фейсбук» содержат множество историй конкретных людей, уверовавших во Христа или возвратившихся к вере в условиях тюремного заключения. О деятельности ПХТС рассказывает его исполнительный директор священник Стивен Паули, служивший с 1985 по 2010 год капелланом в исправительных учреждениях всех уровней строгости.

Об авторе

Отец Стивен Паули служит в приходе Константинопольского патриархата во имя святого Иоанна Крестителя в Пуэбло (штат Колорадо). Он энергичный пастырь и физически активный человек: занимается бегом, ездой на велосипеде, длительными пешими прогулками, походами и альпинизмом в своем «горном» штате.

До своего священнического служения отец Стивен служил парашютистом-пожарным в Федеральной лесной службе США, спускался на парашюте для тушения лесных пожаров в глухих местах, а также в Службе национальных парков, где руководил Молодежным корпусом охраны окружающей среды в «Большом каньоне», Йосемитском и Йеллоустонском национальных парках. Обратился к христианской вере, будучи членом экипажа парусного судна в Тихом океане. С того момента для него и его жены начался духовный поиск.

Окончив протестантскую семинарию, отец Стивен начал служить евангелическим пастором. Однако и он, и его супруга продолжали духовные поиски и наконец нашли истину в Православии. Оба убедились без малейшей тени сомнения в том, что Православная Церковь – та самая Церковь, которую основал Христос. Оба приняли Православие в 1983-м году. Сейчас у них четверо взрослых детей.

Рассказывает священник Стивен Паули

Как я стал капелланом

Священник Стивен Паули Священник Стивен Паули

В декабре 1984 года мы с матушкой думали о том, чем будем заниматься в будущем. В тот самый момент появилась возможность подать заявку на служение в двух тюрьмах Аризоны. Я подал прошение и пошел на встречу с заключенными. Одна из бесед была с преступниками из камеры смертников, ожидавшими смертной казни. Нас, кандидатов, было с дюжину. Все, кроме меня, выглядели настоящими пастырями и весьма «по-пастырски» общались с ожидавшими смертной казни арестантами. Я подумал про себя: «О, Боже. Нет, я не вписываюсь в их команду». В итоге я просто и непринужденно побеседовал с этими ребятами об их жизни и о том, что они совершили – и каким-то чудом стал «кандидатом номер 1» в обеих тюрьмах. Они сказали: «Мы хотим, чтобы вы стали нашим новым капелланом!» После продолжительной молитвы мы с матушкой поехали в Дуглас, штат Аризона, где я стал служить первым капелланом.

Я ничего не знал ни о тюрьмах, ни о служении капелланов

Хотите верьте, хотите нет, но когда я заполнял заявку на тюремное служение, жена сказала мне: «Если желаешь получить работу капеллана, то тебе надо хотя бы научиться правильно писать это слово». Я действительно сделал ошибку: вместо “chaplain” у меня вышло “chaplin” – как Чарли Чаплин! Я ничего не знал ни о тюрьмах, ни о служении капелланов и в самый первый день был приятно взволнован, что вот они научат меня, как быть капелланом. Я смело вошел в кабинет начальника тюрьмы. Тот встал из-за стола, подошел ко мне, пожал мне руку и произнес: «Добро пожаловать, капеллан! Иди и делай то, что делают капелланы!» Затем он повернулся и ушел! Я остался один, пораженный, и только мог сказать про себя: «О, Боже мой!» Я тоже вышел, прошел через колючую проволоку и другие барьеры и впервые оказался в прогулочном дворике тюрьмы. Когда проходил по двору, увидел двух самых больших бугаев, которых только доводилось видеть в своей жизни. Они стояли, прислонившись к стене, их руки были крупнее моего тела, и оба смотрели на меня. Я подумал: «О, Господи! Эти ребята здесь потому, что убили предыдущего капеллана! Я знаю это! Нет, я туда не пойду!» Повернулся и сказал себе: «Сначала хочу осмотреть эту сторону дворика». И вдруг внутри меня заговорил тихий голос, который прекрасно помню и сейчас – это был голос Божий: «Я призвал тебя сюда не для этого!» Помню, первое, что я затем сделал, – это повернулся и пошел в сторону «убийц предыдущего капеллана». Подошел к ним, протянул руку и произнес: «Привет! Я ваш новый капеллан!» Оба бугая широко улыбнулись и ответили: «Капеллан! Мы так рады, что вы здесь! Вы так нам нужны!» Это был мой первый шаг в качестве тюремного капеллана: я осознал, что мой долг – любить их, а не судить за то, что они совершили; просто быть рядом с ними и помогать всем, чем только могу.

«Это будет самое мерзкое место на планете»

Время шло. Я прошел дорогу от капеллана штата до федерального капеллана. Мы все еще жили в Аризоне. На протяжении четырех лет у меня был замечательный начальник, под чьим руководством я служил в федеральной тюрьме. Часовня заполнялась каждый день, дела шли великолепно, я думал про себя: «Как здорово!» Мой начальник был диаконом в Южной баптистской конвенции и говорил с «южным» акцентом. Так вот, однажды я проходил мимо офиса начальника, и он, увидев меня, подозвал к себе: «Сын мой (он всегда так ко мне обращался)! Подойди ко мне. Мне надо поговорить с тобой». Я вошел к нему, и он стал мне рассказывать про строящуюся тюрьму особо строгого режима в Колорадо.

Он сказал: «Это будет самое мерзкое место на планете. Там будут сидеть совершенно безнадежные преступники. Они будут бросать экскременты в работников тюрьмы и поливать их мочой, будут пытаться убить друг друга и всех подряд. Это будет отвратительнейшее, ужаснейшее место». Я промолвил: «Да, начальник». Он взглянул на меня и сказал: «Сын мой, думаю, Господь зовет тебя туда». «Простите меня, начальник», – пробормотал я. Но он перебил: «Нет, выслушай меня. Мы работаем вместе четыре года. Я наблюдал за тобой. По-моему, у тебя есть дар от Бога, и ты сможешь поехать и служить в подобном месте». Я начал: «Но, при всем уважении к вам… Я хотел бы пойти и помолиться об этом»… «Тебе не надо молиться, сын мой. Просто скажи мне, что собираешься это сделать», – перебил он. Я ответил: «Нет, нет! Мне надо пойти и помолиться».

Я думал про себя: «Это сумасшествие! Как он до этого дошел?» Поэтому я поспешил к любимой жене: «Эшли, ты не поверишь, что мне сегодня сказал начальник». И я поведал ей обо всем. По словам жены, на 30 секунд ее обуял страх, но потом внезапно в ее душе воцарился мир Божий. Она произнесла: «Думаю, это от Господа!» Я подумал про себя: «Что могут знать эти жены? Позвоню и спрошу у духовного отца!» И по телефону рассказал все духовнику. Первыми его словами были: «Это Иисус. Он хочет, чтобы ты поехал и служил там, как это делал Он». На следующее утро я вошел к тюремному начальнику и сказал, процитировав пророка Исаию (Ис. 6, 8): Вот я, пошли меня. Он ударил по столу и воскликнул: «Именно это я желал услышать!»

«Господи, если есть Твоя воля,
приведи этих людей к святой вере!»

Священник Стивен Паули Священник Стивен Паули

Несколько месяцев спустя мы поехали в Колорадо. Я прибыл еще до того, как туда поместили первых арестантов. У меня была возможность помолиться там, освятить камеры и подготовиться к служению в этой тюрьме. В ноябре 1994 года прибыли первые автобусы.

Здесь каждая камера имеет две двери. Есть большая, прочная железная дверь – вы ее открываете и проходите на территорию, где находится решетка. Я всегда открывал внешнюю дверь, входил и разговаривал с заключенными через решетку. Самый первый прибывший парень, когда я вошел, обозвал меня всеми грязными словами, которые только существуют на свете (среди них было много незнакомых мне слов). Я подумал: «Ого! Это будет тяжелое служение! О, Господи!» На следующий день я снова пришел к этому парню, и он попросил прощения: «Капеллан, извини меня, у меня вчера был плохой день». С того дня у нас начался диалог. По сути, каждому заключенному, с кем общался, я пытался показать, что хочу с ним познакомиться, что я забочусь о нем и люблю его, что хочу принести ему пользу. Когда шел служить в эту тюрьму, я молился: «Господи, если Ты хочешь, чтобы ближайшие годы я копал лишь твердую каменистую почву, то я готов это делать. Но, если есть Твоя воля, приведи этих людей к святой вере».

Иконописец Антоний,
который «из всего умеет мастерить оружие и бомбы»

Спустя некоторое время прибыл один заключенный, и первое, что я узнал, это то, что он смотрел наши видео и собирался подать на меня в суд. Дело в том, что, куда бы я ни ходил, всюду делал видеозаписи на замкнутой (невещательной) телевизионной системе. Делал видео Божественной литургии, уроков и так далее. Так вот, этот человек написал мне: «Я подаю на вас в суд, потому что среди ваших фильмов нет ни одного видео о превосходстве белой расы». Я подумал про себя: «О, Боже! Куда нас заносит!» Я спустился, чтобы увидеться с этим парнем. До этого мы слышали, что он – настоящее «животное», что однажды, когда он сидел в одной из предыдущих тюрем, настолько разозлился, что оторвал раковину от стены своей камеры и пробил дыру в бетонной стене в соседнюю камеру. Поэтому его скрутили и привезли в нашу тюрьму. Я подошел к его камере, открыл первую дверь, просунул руку через решетку и сказал: «Я просто хотел бы представиться». Он подошел и взял мою руку… Так я держал его руку какое-то время, и мы говорили. Позднее мужчина признался мне, что это было первый раз за последние пять лет, когда кто-то по-человечески до него дотронулся (все это время он знал только наручники на руках, кандалы на ногах, цепь на поясе, карцер и прочие ограничительные средства). Впервые за пять лет! И это повлияло на его взгляды. Ему захотелось почитать что-нибудь о моей вере. Первой книгой, которую я ему отправил, было «Житие Антония Великого», написанное святителем Афанасием Александрийским. Он прочитал, и, не вдаваясь в подробности этой истории, скажу, что я имел радость крестить этого человека с именем Антоний.

«Что вы сделали с этим парнем?» – Я ответил: «Ничего не сделал. Его преобразил Господь!»

Вскоре после принятия Православия Антоний, к моему изумлению, сказал: «Отче, мне кажется, я мог бы попробовать писать иконы. Как вы на это смотрите?» В то время ему разрешали писать только огрызком карандаша на листке белой бумаги, потому что «он из всего умеет мастерить оружие и бомбы». Я ответил ему: «Давай!» И так он написал икону. Я взглянул и сказал: «Ничего себе! Это что-то невероятное! Напиши еще!» И он стал создавать простым карандашом эти невероятные иконы. И, наконец, Антоний добился благосклонности тюремного начальства. В один прекрасный день начальник тюремной охраны подошел ко мне и воскликнул: «Что вы сделали с этим парнем? Из животного он превратился в ангела!» Я ответил: «Ничего не сделал. Его преобразил Господь!» Он засмеялся и сказал: «Хорошо. Что бы вы с ним ни сделали, сделайте то же самое с остальными арестантами!» После этого они доверили Антонию не только карандаш, но еще и мел. Антоний измельчил мел, добавил зубной пасты, каплю чесночного масла и создал свои собственные краски. Выдернул некоторое количество своих волос, чтобы сделать кисточки, и стал писать. Спустя еще какое-то время Антонию стали еще больше доверять: ему разрешили пользоваться красками, и он продолжил создавать иконы.

Главарь банды: «Я испытывал вас два года»

Это был первый обращенный в истинную веру заключенный этой тюрьмы. У меня не хватит времени, чтобы рассказать все истории обращения в Православие бывших преступников, но все же поделюсь еще несколькими – настолько они поразительные. Один заключенный в тюрьме был главарем печально известной местной банды. У большинства банд были такие правила: если хотите присоединиться к одной из них, то сначала должны кого-нибудь убить, а если желаете покинуть, то убьют уже вас. На протяжении двух лет я регулярно проходил мимо камеры этого главаря и видел лишь острый, огненный взгляд. Бывало, я подходил к нему, оставлял приветственные карточки и выпуски церковного листка. Спрашивал: «Как вы поживаете?» Но никакого ответа не было – только пронизывающий взгляд. Прошло два года, и вдруг однажды ни с того ни с сего вожак заговорил со мной: «Капеллан, могу ли я почитать что-нибудь о вашей вере?» Я подумал: «Ох, ты заговорил!» А вслух произнес: «Да!» И отправил ему «Путь паломника».

Здешние ребята будут проверять вас, чтобы понять, действительно ли вы живете тем, что проповедуете

Так началось его «путешествие». Он поглощал православные книги одну за другой. И я имел радость совершить над ним таинство Крещения. После принятия им Православия я однажды подошел к нему и сказал: «Помогите мне, пожалуйста, понять одну вещь. Почему на протяжении двух лет вы только смотрели на меня, но не сказали ни слова?» И он ответил: «Ох, батюшка. Я испытывал вас все это время». Я ему: «Целых два года?!» А он мне: «Отче, вам следует понять – у нас здесь время ничего не значит! Некоторые здешние ребята будут проверять вас десять лет, чтобы понять, насколько вы искренни и действительно ли вы живете тем, что сами проповедуете». Он продолжил: «Я внимательно следил, как вы обходили камеры. Слышал, как другие заключенные кричали на вас и выкрикивали в ваш адрес проклятия. Я внимательно вслушивался в то, как вы отвечаете. И вот спустя два года я захотел узнать вашу веру, потому что в ней есть такой мир, которого я никогда не видел в своей жизни». Затем я заговорил с ним о том, что в связи с переходом в Православие ему придется уйти из банды, хотя он занимал в ней главенствующее положение. Он ответил: «Эх! Меня “заказали” убить. В любом месте, куда бы я теперь ни попытался уйти, меня попытаются убить». Я ему: «И что вы чувствуете по этому поводу? Вас это расстраивает?» Он засмеялся и промолвил: «Отче, я собираюсь провести в тюрьме оставшуюся часть своей жизни! Если меня убьют, то я сразу попаду в Царствие Небесное! Я не боюсь смерти теперь! Единственное, чего я хочу, это жить так, чтобы угодить Богу!»

Митрополит Исаия и Сёрфер

Митрополит Исаия Митрополит Исаия

Уникальный момент этого служения заключается в том, что однажды епископ впервые заинтересовался моим тюремным служением. Это митрополит Денверский Исаия. Я рассказал ему о своем капелланском служении, и он молвил: «Я тоже хочу встретиться с этими людьми». Он – единственный иерарх, посетивший эту тюрьму за время моего служения. Это замечательный человек. Он стал приезжать дважды в год, и мы обходили всю тюрьму, общались с заключенными, принявшими Православие, беседовали с каждым оглашенным. Он уходил из тюрьмы изможденным, но его влияние на жизни ее обитателей было велико.

Еще один заключенный, которого мы прозвали «Сёрфер», после перевода в нашу тюрьму был диким и бешеным. Он умел разбивать любые окна. Каждая камера имела одно маленькое узкое окно. И он разбивал каждое. Даже мне один раз показал: «Смотрите!» – И Сёрфер подошел к окошку, ударил в него что есть мочи, и оно разбилось вдребезги. Его сажали на какое-то время в карцер, но когда отпускали, он снова брался за свое, и его опять бросали в «темную». Он был просто неуправляем. Я думал: «Как же мне подойти к этому брату?» Уровень его образования был чрезвычайно низким. Вспомнил, что в протестантском секторе были маленькие «вестерны», которые было очень легко читать – на уровне третьеклассников. И вот в один из дней я спросил у него: «Вам нравятся вестерны?» И он ответил: «О, да – люблю вестерны!» Я дал ему несколько, и Сёрфер принялся их читать. Но парень не смог бы одолеть православную литературу, поэтому мы стали обсуждать Православие в беседах.

В итоге Сёрфер стал оглашенным, а именно в это время владыка Исаия собирался в очередной раз посетить тюрьму. Я стал объяснять Сёрферу, как принято приветствовать епископов, и мы это отрепетировали. И вот настал тот день. Сёрфер был во дворе и бил ручным мячом о бетонную стену, развлекаясь. Я позвал его, сказав, что приехал епископ. Про себя стал усиленно молиться: «Ну же, давай, ты должен вспомнить, что надо делать!» Он вошел в камеру. (Не знаю, встречали ли вы когда-нибудь владыку Исаию – он бывший солдат морской пехоты и ездит на мотоцикле). Сёрфер подошел вплотную к решетке и, увидев владыку, обратился к нему: «Чувак! Что здесь происходит? Кто ты такой?!» Митрополит протянул руку через решетку, и Сёрфер продолжил: «Ай! Не надо жать мне руки – они все в крови! Я играл в мяч во дворе и поранился об стену!..» Пока он объяснял митрополиту, тот взял его за руки, потянул к себе ближе и некоторое время их держал. Следующие несколько минут они просто беседовали, и митрополит все время не отпускал руки Сёрфера.

Фото: сообщество OCPM в Facebook Фото: сообщество OCPM в Facebook

На следующий день я подошел к этому парню, а он мне заявляет: «Я православный». Далее он объяснил: «Этот человек… Он не знал, есть ли у меня СПИД или заразные заболевания любого рода, но он держал меня все время вот так. В нем не было совершенно никакого страха!» И я имел радость крестить его. Хотя он еще оставался диким и бешеным, все никак не мог назвать меня «отче», вместо этого называл «падре» и прочее! Но тем не менее он засвидетельствовал о Христе в этом месте, ибо его жизнь преобразилась, и парень больше не пытался разбивать окна и причинять вред людям – его жизнь стала более мирной. Он стал почти все время проводить в душе – вот почему мы прозвали его «Сёрфер». Этот человек был родом из южной Калифорнии, и серфинг был его жизнью, поэтому он, принимая душ, представлял, будто занимается серфингом. И все-таки этот парень, Сёрфер, был замечательным!

Пять монахов

Один раз, когда владыка Исаия собирался уезжать из тюрьмы, мы с ним разговорились, и он сказал: «Некоторые из этих заключенных ведут невероятный образ жизни… Они читают часы, не спят по ночам, молятся. Вы когда-нибудь думали о пострижении их в монахи?» Я ответил: «Нет, Ваше Высокопреосвященство, я никогда не думал об этом». «Тогда давайте вместе подумаем», – сказал он в ответ. Прошло некоторое время. Я поехал в Колорадо-Спрингс, чтобы послужить в местной церкви. Когда вошел внутрь, оказалось, что там был митрополит Исаия. Я направился к нему за благословением, и первое, что услышал от него: «Ну что, вы подумали над тем, чтобы постричь заключенных в монахи?» Я ответил: «Ваше Высокопреосвященство, что из этого выйдет в таком заведении, как тюрьма?» И он мне ответил: «Я все уже придумал: я буду “игуменом” их “монастыря”, а вы будете духовным отцом. Пока выберете кандидатов, а во время моего следующего визита мы организуем постриг». В итоге мы постригли пятерых заключенных в монахи. Мы заходили в камеру к заключенному и надевали на него рясу. Митрополит через решетку читал молитвы и совершал монашеский постриг.

Митрополит через решетку читал молитвы и совершал монашеский постриг

Впоследствии один из этих узников написал мне длинное письмо, в котором рассказывал, что, когда мы надевали на него рясу, «решетка словно испарилась, и появились сотни мужей, одетых в черное и с бородами – все они присутствовали на моем постриге. Это было нечто невероятное». Эти арестанты так серьезно отнеслись к своей вере!

Тюрьма была разделена на девять разных отделений, каждое из которых имело свой уровень строгости режима и служило своим целям. В одном из отделений три или шесть рядов, а в каждом ряду – две группы камер, по двенадцать наверху и внизу. Узники устраивали своеобразную «телефонную связь» друг с другом. С помощью рулона туалетной бумаги, который накладывался на водосток, они (заключенные) с силой выдували воду из водопровода, достаточно далеко – чтобы трубы были пусты между вашей камерой и камерой вашего соседа. Конечно, не сразу, но со временем им удалось настроить «телефонную связь». Так получилось, что двое из постриженных в монахи заключенных сидели в камерах, находившихся одна над другой. Однажды они так сидели и разговаривали о приближавшемся Великом посте. «Ох! Не могу дождаться Великого поста! Я так люблю поститься!» – говорил каждый из них. У них созрел план – прочитывать каждую неделю Новый Завет целиком на протяжении всего поста. Так проходил период Великого поста.

Женщина в белом обратилась к заключенному:
«Возьми Моего Сына!»

Как можно догадаться, 24 камеры располагались в два этажа, и, соответственно, «общение по телефону» узников не было приватным. Другие заключенные любили слушать беседы своих собратьев, потому что никогда не знаешь, что услышишь в таких случаях! Так вот, один из «соседей»-узников услышал однажды разговоры о посте и глубоко проникся этой темой. До этого он ничего не слышал о Православии, но теперь был в восторге и сказал сам себе: «Здорово! Я скоро буду поститься!» Но он не знал, как надо поститься, поэтому с первого дня поста просто перестал есть совсем! После полного воздержания от еды на протяжении первых трех дней он ночью внезапно проснулся от того, что увидел Женщину в белом, излучавшую яркий неземной свет. Она держала Младенца на руках и смотрела прямо на него. Вдруг Она обратилась к нему: «Возьми Моего Сына!» Мужчина так испугался, что набросил одеяло себе на голову, но Женщины уже не было. Следующей ночью видение повторилось: светлая и сияющая, Та же Женщина повторила просьбу: «Возьми Моего Сына!» Чудо повторилось и в третью ночь. Когда я на следующий день обходил заключенных-монахов, они сказали мне: «Вам следует повидать такого-то. С ним происходит нечто странное». Я так и сделал, и он рассказал мне, что с ним случилось. Затем посмотрел на меня и спросил: «Отче, что это значит?» Я ответил: «Ну, я не толкователь видений и снов. Но мне кажется, что вам являлась Божия Матерь и просила посвятить свою жизнь Ее Сыну – Иисусу Христу». Он согласился: «Знаете, я так и думал, что это что-то в этом роде!» Я продолжил: «Но завтра приедет человек, который намного мудрее меня. Собираюсь подвести его к вам, и, возможно, он даст вам более глубокое объяснение».

На следующий день приехал митрополит Исаия, и я поведал ему о происшедшем. Мы пошли к тому молодому человеку, и владыка попросил рассказать обо всем. Тот рассказал все иерарху, но он выслушал и ничего ему не ответил. Затем митрополит обратился ко мне и строго (если вы видели, каким строгим порой бывает владыка Исаия, то понимаете, о чем я говорю) произнес: «Крестите его!» Моя реакция была следующая: «Но Ваше Высокопреосвященство! Он ведь даже не оглашенный… Он не знает…». А он мне: «Бог сказал Свое слово! Крестите его! А затем огласите!» Я ответил: «Да, Ваше Высокопреосвященство!» Мы быстро сделали подготовительные работы, крестили его, а затем я провел с ним огласительные беседы. Вот как сильно Бог любит этих людей! Даже тюремный начальник, который считал, что мне стоит перейти служить сюда, перед моим уходом говорил: «Капеллан, не жди никаких результатов с этими людьми. Они безнадежны. Они оторвали себя от общества и больше никогда не будут его частью». Но чудесным образом некоторые из них уже снова влились в общество!

Как бывший растафарианец стал бакалавром

Фото: сообщество OCPM в Facebook Фото: сообщество OCPM в Facebook

Один молодой заключенный был растафарианцем и носил прическу «жгуты». Я не мог понять ни слова из того, что он говорил. Он мог общаться только на растаманском английском сленге, и я, когда находился в его камере, постоянно спрашивал: «Что вы сказали?» Он очень расстраивался и продолжал болтать на своем наречии, но я ничего не мог разобрать. Но другой парень (он к тому времени уже был православным – о нем пойдет речь ниже) пододвинулся к нему и стал рассказывать о православной вере на его языке. В результате бывший растаман принял Православие и позднее был выпущен из тюрьмы. Перед выходом он обратился ко мне: «Батюшка, я собираюсь в такой-то город. Подыщите мне, пожалуйста, храм». Я нашел ему греческий приход и сообщил адрес и номер телефона. Несколько месяцев спустя мне позвонила женщина из молодежного отдела того прихода: «У нас сейчас находится молодой человек. Он стоит в моем кабинете и хотел бы поговорить с вами». Затем она подозвала его и он сказал: «Отче, это невероятно! Они мне доверяют!» Я поддержал его: «О да, это здорово! Они доверяют вам!» Он продолжил: «Нет, нет, вы не совсем понимаете меня! Они мне доверяют! Они сделали меня уборщиком, дали мне работу, когда я вышел из тюрьмы! Они обнимают меня, любят меня! Я попросился прислуживать в алтаре, и священник разрешил мне это делать. Через некоторое время мне предложили побеседовать с молодежью, и я это сделал. На прошлой неделе здесь на нижнем этаже собиралось греческое православное женское филантропическое общество. Затем им было пора идти наверх и молиться. В то время я убирал со стола и все такое. Все женщины ушли и оставили свои кошельки на столе! Это удивительно, отче! Они доверяют мне!»

Как велик и благ Господь, видящий сердца этих людей!

А теперь продолжение истории. Этот парень, которого поначалу я даже не понимал, в дальнейшем получил степень бакалавра. И, думаете, в какой сфере? Уголовное судопроизводство! Но он не остановился на достигнутом и далее получил степень магистра тоже по уголовному судопроизводству, и потом был нанят отделом пробации своего города. Судьи посетили церемонию, где ему вручили диплом. Можете себе представить бывшего юного преступника, мальчика-панка, и вашего полицейского надзирателя, который некогда сидел в тюрьме самого строгого режима в мире? Как велик и благ Господь, видящий сердца этих людей, хотя общество отказалось от них, назвав неисправимыми и сказав, что ничего хорошего из них выйти не может!

Буддист, ныне православный монах

А тот парень, который помог растаману перейти в Православие, до этого учился на буддийского священника. Будучи капелланом, мне приходилось помогать всем заключенным (не обязательно христианам), вне зависимости от исповедуемой ими веры. В случае с ним моей задачей было проследить, что он благополучно получает дистанционное образование у одного сэнсэя из Японии. Но в процессе нашего общения он вдруг заинтересовался Православием и стал смотреть мои видеоматериалы. Один из них был на тему Афона и назывался «Тысяча лет как один день». И вот однажды парень мне говорит: «Знаете, отче, мне кажется, у православных и буддистов немало общего». Я откликнулся: «Неужели! В чем именно?» А он мне: «Вот вы используете ладан – и мы используем ладан. Вы звоните в колокола, и мы делаем то же». Я ответил: «Да, в этом мы похожи!» Он продолжил: «А еще и вы, и мы практикуем внутреннюю молитву». И тогда я предложил: «А не хотели бы вы почитать какие-нибудь книги о нашей внутренней молитве?» И я дал ему литературу об Иисусовой молитве. И он стал внимательно читать, а также кое-что из ранних отцов. И в один прекрасный день, когда я зашел к нему, парень мне сказал: «Отче, если бы кто-то вроде меня захотел перейти в Православие, приняла бы Православная Церковь такого человека?» Я ответил: «Конечно!» И вскоре имел радость его покрестить. А со временем он вышел из тюрьмы и уже несколько лет живет на свободе. Этот бывший буддист был одним из тех, кого мы решили не постригать в монахи, потому что знали, что у него не пожизненный срок, когда-то он окажется в миру со всеми его соблазнами, не зная, куда это может завести. Но он всегда говорил мне: «Батюшка, я желаю монашеской жизни. Чувствую этот призыв от Господа». И я рад сообщить, что в сентябре прошлого года этот мужчина, уже будучи на свободе, был пострижен в монашество в Калифорнии. Потрясающая история!

«Отче, я хочу вернуться к своей вере!»

Повторюсь: это те люди, которых забыло общество, сказав, что на них не стоит даром тратить время. Но мы останавливаемся и задумываемся об этом: «Господи, как может так быть, что мы легко пренебрегаем теми, кто созданы по Твоему образу и подобию? Как же мы можем легко им сказать: “Нет, вы больше не люди!”?» Каким бы «тусклым» и «запачканным» ни стал образ Божий в этих людях, все равно всегда и для каждого, очутившегося в тюрьме, еще есть надежда.

Это люди, которых забыло общество, сказав, что на них не стоит даром тратить время

В нашу тюрьму поступил один мужчина, чья фамилия звучала очень «по-гречески». Он почему-то оказался в списке мусульман. Я подумал: «Надо же. Этот парень – мусульманин?» Но все равно стал отправлять ему исламскую литературу. Так продолжалось около года, когда наконец он остановил меня и сказал: «Отче, я не мусульманин». Я ответил: «Я тоже в это не верил. Но вы у нас в списках проходите как мусульманин». «Грек» ответил: «Отче, я православный». Я отреагировал: «Хм...». И он рассказал мне свою историю. Этот парень был православным и с детства прислуживал священнику в алтаре каждое воскресенье. Но когда ему было 14 лет, он убежал, стал беспризорником, подался в криминал и в итоге очутился в тюрьме особо строгого режима. И вот со слезами он воскликнул: «Как же мне возвратить все вспять? Я хочу вернуться к своей вере!» И вскоре мы присоединили его к Церкви через покаяние. И жизнь «грека» преобразилась. Сейчас он на свободе и ведет достойную жизнь.

Видение заключенного

Монастырь святого Луки Монастырь святого Луки

Однажды мы с матушкой и всей семьей поехали в «Ионическую деревню»[1], где я служил дежурным священником. Частью той программы было посещение монастырей и других святых мест, и вот мы прибыли в монастырь святого Луки. Мы были там вместе с сотнями детей из «Ионической деревни»; было шумно, и мы собирались служить всенощную в главном храме обители. Но до службы еще оставалось время, и я решил ускользнуть на несколько минут, чтобы помолиться в тишине одному. Вошел в маленькую монастырскую часовню и повергся ниц перед царскими вратами. Только начал молиться в таком положении, как внезапно посмотрел наверх и увидел лицо одного из своих заключенных, который в то время находился далеко, в Колорадо (а я был в Греции). Его лик был настолько ясен, будто он реально стоял передо мной. Я спросил в молитве: «Господи, почему я вижу этого человека?» Это был афроамериканец, который не выказывал ни малейшего интереса к Православию. Наконец я вернулся домой. Чувствовал, мне стоило поговорить с этим человеком. Но прошло еще две недели. Вот я остановился перед его камерой и все никак не мог решиться рассказать ему о своем видении… Но все же в один из дней я заговорил с ним: «Хочу с вами поговорить. Вы смотрели что-нибудь из моих фильмов о поездке в Грецию? (Пока мы были в Греции, я снял многочасовые видеоматериалы и по приезде показывал их заключенным)». И он ответил: «О, да! Я посмотрел их все!» И я рассказал ему о своем видении. Глаза афроамериканца стали большими, и он воскликнул: «Почему именно меня? Почему вы видели меня?» А я ему в ответ: «Не знаю. Но ваше лицо было видно так же ясно, как сейчас здесь». И я дал ему почитать буклет про монастырь святого Луки. Так одно событие потянуло за собой другое, и в итоге я покрестил афроамериканца с именем Лука в честь святого Луки!

35-миллиметровый медиатор к гитаре «Martin»

Одно из отделений нашей тюрьмы было своего рода «почетным». Здесь заключенным давался шанс посредством труда заслужить доверие и вернуться в обычную тюрьму из тюрьмы особо строгого режима. Но для этого надо было пройти много «ступеней» доверия. Когда наступал тот заключительный этап, я мог приходить к этим арестантам и совершать у них богослужения. Там у меня было трое православных, и я стал служить по воскресным вечерам. Среди тех, кто приходил, был один неправославный, но ему все равно нравилось посещать службы. Один раз он заговорил со мной: «Знаете, я в “прошлой” жизни был профессиональным музыкантом. Батюшка, я так скучаю по игре на гитаре!» Я ответил: «У меня есть гитара. Принесу ее в следующий раз, и вы сможете перед началом службы сыграть нам какую-нибудь мелодию». Я так и сделал, и он поиграл на гитаре. Это повторялось каждое воскресенье. И парень вел себя очень хорошо.

Он подошел, посмотрел вниз – и увидел лежащий на земле медиатор!

Однажды он сказал мне: «Отче, я могу заставить гитару петь. Но для этого мне нужен медиатор. И не просто медиатор, а 35-миллиметровый для гитары “Martin”. Вот тогда я бы такое сотворил!» Я ответил: «Надо же. Подумаю, что можно с этим сделать». Но каждое воскресенье почему-то забывал принести ему медиатор! И каждый раз, опомнившись, говорил себе: «О, Боже! Опять забыл медиатор!» Тогда я взял пластиковый зажим от хлебной упаковки и сказал: «Я принес вот это. Подойдет?» И парень ответил: «Нет, отче. Мне нужен 35-миллиметровый медиатор к гитаре “Martin”». Потом я уехал на несколько недель, а когда приехал и снова появился в этом отделении в воскресенье, тот же парень сказал мне: «Отче, вы не поверите!» (Надо сказать, что первый раз он подошел ко мне и сказал, что не знает, верит ли в Бога, но товарищи уговорили его походить на церковные службы). Он продолжил: «Я решил испытать Бога. И в молитве попросил: Боже, если Ты есть, то пошли мне 35-миллиметровый медиатор к гитаре “Martin”». Я подумал про себя: «Ах, ведь я опять забыл!» Теперь все эти арестанты работали на одном небольшом заводе. Каждому из них надо было пройти через металлоискатель при входе и при выходе. Завод находился на территории тюрьмы, но далеко от камер. И вот подошла очередь парня пройти через металлодетектор… Он подошел, посмотрел вниз – и увидел лежащий на земле медиатор! Поднял его, а это оказался именно 35-миллиметровый медиатор для гитары “Martin”! И при ближайшей встрече он показал мне его, произнеся: «Батюшка, возьмите. Я не могу держать его при себе! Теперь я верю в Бога! Как мог оказаться медиатор в таком месте, только Богу известно!»

«Мы просим всех молиться о нас»

Невероятно, как же сильно Господь любит этих людей!

В Евангелии говорится, что, когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей…, тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо… в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы… видели тебя в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (ср. Мф. 25, 31–40). Сегодня, занимаясь православным служением в американских тюрьмах, нам приходится вести борьбу. Хотите верьте, хотите нет, но в США есть штаты (включая, до недавнего времени, и мой штат Колорадо), где православное христианство не признано в качестве «законной религии»! Нам даже пришлось поехать в некоторые штаты и «отвоевать» это признание. Мы сделали это в Массачусетсе, в Индиане. У себя в Колорадо я встречался с главой Департамента по исправительным учреждениям, который оказался православным. Я сказал ему: «Нам не разрешают ездить в тюрьмы, считают, что мы – не признанная законом религия». Он ответил: «Я позабочусь об этом!» И сдержал свое слово. Теперь мы больше не «неформалы» в штате Колорадо!

Но когда мы обращаемся к администрациям тюрем в других штатах, они отвечают: «Пожалуйста, приезжайте! Вы нам нужны! Внедряйте свои программы! Это здорово! Мы хотим тесно сотрудничать с Православной Церковью!» Но наша работа весьма ограниченна, и мы просим всех молиться о нас, чтобы наше служение распространилось по всем штатам страны. Наша цель – создать команды православных работников тюремного служения в каждом штате; чтобы привлекались волонтеры и руководители, которые, в свою очередь, будут координировать работу всех желающих нести свет Православия в американские тюрьмы священников и мирян. У нас в тюрьмах уже есть православные. В тюрьме одного из штатов есть уже четверо православных. Капеллан Патрик, директор ПХТС, позвонил одному священнику и попросил: «У нас в тюрьме недалеко от вас четверо православных. У вас есть желание приехать?» Священник сначала поинтересовался их национальной принадлежностью, а затем сказал: «Пусть они сами о себе позаботятся». Господи, помилуй нас!

Наша задача, чтобы священники и миряне, думающие таким образом, просветились и начали посещать этих заключенных, помогать им. ПХТС бесплатно предоставляет тонны православных материалов. Если мужчина или женщина пишет в наш офис из тюрьмы: «Я интересуюсь Православием (или: я православный/православная). Пришлите, мне, пожалуйста, что-нибудь», мы моментально посылаем духовную литературу, молитвословы, иконы.

Послесловие

Согласно информации, переданной самим отцом Стивеном, с момента публикации этой беседы произошли некоторые изменения.

Во-первых, Петр – бывший растаман, получивший степень магистра в области уголовного судопроизводства, – был приглашен в Белый Дом, чтобы объяснить, каким образом разработанная им программа пробации стала самой успешной в стране.

Во-вторых, священник, отказавшийся посетить православных в местной тюрьме только из-за их национальной принадлежности, в итоге передумал, приехал к ним и с тех пор полюбил тюремное служение, уподобившись сыну из Евангельской притчи, который сначала сказал «не хочу», но позже раскаялся и пошел работать в винограднике отца.

В-третьих, отец Стивен просит молиться за иконописца Антония, о котором рассказывалось выше, потому что он не выдержал тяжелых условий тюрьмы, и его вера пошатнулась. Да укрепит его Господь!

[1] Официальное название международного ежегодного летнего лагеря Греческой православной архиепископии Америки, расположенного на берегу Ионического моря, на западе Пелопоннеса.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Я всегда и везде чувствую себя русским» «Я всегда и везде чувствую себя русским»
Священник Георгий Темидис
«Я всегда и везде чувствую себя русским» Священник Георгий Темидис: «Я всегда и везде чувствую себя русским»
Татьяна Веселкина
«Наша община была первым домом Курско-Коренной иконы Божией Матери, когда она прибыла в Америку,в 1950 году», – рассказывает отец Георгий Темидис, русский священник из США.
Достояние Твое Достояние Твое
Александр Богатырев
Достояние Твое Достояние Твое
Александр Богатырев
«Порой выхожу благословлять народ: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое»! Смотрю на это достояние, и плакать хочется. Господи, вот что Тебе оставлено. Больные, нищие да разбойники.»
«Я вечный Твой должник» «Я вечный Твой должник»
Из дневника монаха Фаддея, бывшего разбойника
«Я вечный Твой должник» «Я вечный Твой должник»
Из дневника монаха Фаддея, бывшего разбойника
Эта история произошла в одной из колоний строгого режима: осужденный на 20-летний срок разбойник, заболев раком, пришел ко Господу и, будучи выпущен на свободу умирать, окончил свои дни в монашеском постриге.
Комментарии
Даниил 9 декабря 2017, 15:58
Спаси Господи за все́. Храни Вас Бог, о. Стивен. Господи, укрепи и сохрани веру р.б.Антония. Слава Тебе Господи, Слава Тебе...
Светлана 9 декабря 2017, 07:20
Слава тебе Господи! Слава Тебе!
Алексий 4 декабря 2017, 14:28
Мда, постриг в тюрьме!!!! Да еще в штатах, там где официально зарегистрировано более 150 т. сатанинских сект-невероятно!!! Поклон низкий владыке Исае и батюшке Стивену за нелегкий крест.Знал я одного человека ,который в тюрьме храм построил, а все высокое начальство воцерковилось, и со своей зарплаты строительство финансировали. Но это в России, а чтобы в Америке? Чудны дела твои Господи!
Андрей Белов27 ноября 2017, 08:06
Так стало тепло,и вся грязь с души ушла!Буди имя Господне благословенной отныне и до века!+++!
Ольга Ковалёва25 ноября 2017, 22:25
Просто потрясение!!!Плачу и рыдаю,такая Живая вера и простота!
Эвели25 ноября 2017, 16:55
Потрясающая статья. Просто что-то невероятное. Так радостно, что люди,самые отпетые, могут меняться, и что их жизнь может налаживаться (как у растамана). А священник каков! Сказать о нем, что молодец - это мало. Спасибо за эту статью. Напечатаем в канадской КП со ссылкой на Православие.ру
некто25 ноября 2017, 01:35
СПАСИБО !!!
Сергей22 ноября 2017, 23:59
Читаю и понимаю, что между нашими ментальностями (русской и американской) - пропасть. Вот у них традиция, держаться за руки. Почти во всех сектах и тренингах. Для нас малость странно. Стиль мышления тоже другой. Но и у них даёт ростки Православие. Возможно за их простоту, посылаются чудеса, редкие для нас. Вот, отец попросил молитв за Антония. А он нам сообщит о результатах? Ресурс у сайта не слабый. Тем более, что русские люди отзывчивы к бедам. И ещё. Я вот не слышал о наших подобных программах. Чтобы священник, занимался только сидельцами, а не "факультативно", после основной службы. Интересно, как у нас обстоят дела с этим благим и богоугодным делом?
Людмила22 ноября 2017, 22:14
Слава Богу за все!!! Низкий поклон вам,дорогой батюшка,за труд ваш бесценный!!!
Дмитрий Собриевский22 ноября 2017, 13:44
Очень бы хотелось, что бы в наших СМИ, хотя бы изредка, появлялись подобные истории из жизни в Америке.
Наталия22 ноября 2017, 01:59
Все, что могу сказать после прочитанного: Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Какой мощный батюшка! Господи, укрепи раба Твоего Антония, не дай ему пасть перед искушением, не остави его!
Tatiana22 ноября 2017, 00:37
Ljubovj tvorit chudesa!Vedj mnogie okazalisj v tjurjme,t.k.im ne hvatalo ljubvi,ozlobilisj ot etogo.Znachit,mozhet sluchitjsja i obratnoe-ot ljubvi,projavlennoj k nemu,ozloblennyj primirjaetsja i stanovitsja luchshe.Eto process dvustoronnij,obratimyj.Slava Bogu,chto i svjashchenniki,sluzhashchie v tjurjmah,i tjuremnyj personal eto ponimajut.Toljko ot very,ljubvi proishodjat uluchshenija.Vezde,vo vsem,vo vseh.Spasi Gospodi za statju!
Светлана22 ноября 2017, 00:20
Будем все молиться о р.Б. Антонии - чтобы Господь укрепил его в вере. И Вам, о.Стивен, помощи Божией и заступничества Царицы Небесной в пастырском служении.
Ольга21 ноября 2017, 22:22
Если бы на православии.ру были только такие статьи, я бы читала их все.
тамара21 ноября 2017, 16:37
О.Стивен,Божией помощи Вам и Вашим прихожанам .Какое нужное и доброе дело Вы делаете,помогая этим бедным людям в тюрьме,да ещё приводите их к православной вере...Помоги и сохрани Вас,Господи.
Алексей21 ноября 2017, 16:24
Удивительно!
Елена Шиловская21 ноября 2017, 15:15
Господи, помоги рабу Твоему Антонию!
Алина21 ноября 2017, 15:13
Невероятно!!!
Дионисий21 ноября 2017, 12:46
Мощно!
Татьяна21 ноября 2017, 10:45
Дивны дела Твоя, Господи! Слава Тебе!!!
Федор21 ноября 2017, 10:26
Потрясающе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×