Издательство Сретенского монастыря в серии «Православное богословие» выпустило книгу Жан-Клода Ларше «Жизнь после смерти согласно Православной Традиции». Перевод с французского иерея Иоанна Димитрова, С.О. Чернова, П.К. Доброцветова.
Смерть — это великая тайна. Как отмечали многие философы, она является единственным определенным фактом нашего будущего и вместе с тем остается одним из самых неопределенных явлений, если говорить о природе смерти и ее последствиях.
Священное Писание подчеркивает непредсказуемый характер смерти (не знаете ни дня, ни часа — Мф. 25: 13), но при этом дает нам сведения о ее истоках (см.: Рим. 5: 12). Оно возвещает нам будущее воскресение тел и вечную жизнь грядущего Царствия, однако не дает практически никаких указаний о том периоде времени, что отделяет смерть каждого человека от Страшного и Всеобщего Суда и воскресения, которые должны произойти в конце времен. Кроме того, примечательно, что в рассказах о воскрешениях сына Наинской вдовы (см.: Лк. 7: 11–16) и Лазаря (см.: Ин. 11: 1–44) воскресшие не говорят ничего о том, что они пережили в период между смертью и возвращением к жизни. К тому же мы видим, что Бог не позволил умершим открывать живым их состояние даже с полезной для них целью — предупредить их; Сам Христос говорит в одной притче: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их (Лк. 16: 29).
В этой книге мы представим учение Православной Церкви. По некоторым пунктам оно значительно отличается от католического и протестантского. Расхождения между восточной и западной традициями существуют еще с V века, однако резко они проявились в XII столетии, когда Запад, по выражению историка Ж. Ле Гоффа, «придумал чистилище». Между тем в своих истоках латинская традиция полностью согласуется с восточной. Итак, несмотря на то, что чаще всего мы будем ссылаться на греческих святых отцов, также мы будем цитировать совпадающие и дополняющие свидетельства и наставления древних латинских отцов и житий святых.
Таким образом мы надеемся лучше донести до православных христиан учение их собственного Предания, часто разрозненное и потому плохо известное, а также открыть католическим и протестантским читателям учение, им не известное или давно переставшее быть составляющей их веры, но все же остающееся частью богатого наследия единой древней христианской традиции, которая, в принципе, для всех является или должна являться единой.
Об авторе
Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; р. в 1949 г.) — современный французский православный богослов и патролог, доктор философии, доктор теологии Страсбургского университета. Становление Ж.-К. Ларше как православного богослова происходило под влиянием его духовного отца архимандрита Сергия (Шевича), а также благодаря общению с преподобным Иустином (Поповичем), архимандритом Софронием (Сахаровым), учениками старца Иосифа Исихаста — старцами Ефремом Катунакским и Харалампием, со старцами Ефремом Филофейским, Иосифом Ватопедским и преподобным Паисием Афонским.
Жан-Клод Ларше — автор 27 книг, переведенных на 17 иностранных языков, 150 статей и около 700 рецензий. Он считается одним из ведущих современных православных богословов и одним из редких авторов, способных совмещать в своих работах научную строгость и живое восприятие внутренней жизни Церкви.
Издательством Сретенского монастыря выпущены следующие книги Ж.-Кл. Ларше: «Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом», «Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков», «Патриарх Павел. Святой наших дней», «Болезнь в свете православного вероучения».
Оглавление
Предисловие
Глава I. Смерть: ее происхождение и духовный смысл
Первая причина смерти — прародительский грех
Духовная двойственность смерти
А. Положительный аспект смерти
Б. Отрицательный аспект смерти
Победа Христа над смертью и ее значение
Глава II. Момент смерти
Испытание наступлением смерти
А. Природа этого испытания
Б. Важность семейного и церковного соприсутствия с умирающим
Что переживает человек перед тем как умереть
А. Ретроспектива всей жизни
Б. Сверхъестественные явления, видения и звуки
В. Опасность заблуждения
Г. Пограничный опыт и его ценность
Глава III. С первого по третий день после смерти:отделение души от тела
Природа смерти: отделение души от тела
Разделение души и тела проходит более или менее легко
Присутствие души на земле в первые три дня после смерти
Смерть как процесс
Этические последствия
Отделение души от тела как испытание
Духовная поддержка умирающего со стороны его окружения и Церкви
Духовное состояние души после смерти
Сохранение связи души с телом в постоянстве ипостаси
Духовное состояние тела после смерти
Глава IV. С третьего по девятый день: прохождение воздушных мытарств
Восхождение души к небесам
Действия демонов, стремящихся завладеть душой
Прохождение воздушных мытарств
Глава V. С девятого по сороковой день: введение в мир иной
Глава VI. Сороковой день: частный суд
Частный суд
Кем совершается частный суд
Частный суд как следствие выбора самого человека
Частный суд как осуждение человека его собственной совестью
Частный суд и Всеобщий Суд
Глава VII. От сорокового дня до Последнего Суда: промежуточное состояние
Природа промежуточного состояния
Временный и частичный характер промежуточного состояния
Ложная концепция: сон души
Еще одна ложная концепция: переселение душ
Глава VIII. Проблема чистилища
Латинская позиция
А. Латинское учение о чистилище
Б. Новизна латинского учения о чистилище
В. Согласованность с принципами латинского богословия
Защита учения о чистилище латинянами и его опровержение православными богословами на Флорентийском соборе
А. Изложение латинской позиции кардиналом Чезарини
Б. Первое слово святого Марка Ефесского
В. Слово Виссариона Никейского
Г. Второе слово святого Марка Ефесского
Д. Третье слово святого Марка Ефесского
Учение православных богословов после Флорентийского собора
Краткий итог католической и православной позиций
А. Католическая позиция
Б. Православная позиция
Глава IX. Связь между живыми и умершими
Взаимоотношения живых с умершими
А. Запрещение Церковью оккультных связей с умершими
Б. Необходимость молитвы за умерших
В. Различные формы ходатайств за усопших
Г. Заупокойные молитвы возносятся за всех усопших
Д. Польза молитвы и иных форм ходатайств за усопших
Е. Ответственность живых за положение и участь усопших
Ж. При каких условиях усопшие получают пользу от того, что за них ходатайствуют
З. Какую пользу получают сами живые от своих молитв за усопших
Взаимоотношения умерших с живыми
А. Забвение мира при сохранении интереса к тем, кто остался жив
Б. Предстательство умерших за живых
В. Общность христиан умерших и живых в лоне Церкви
Взаимоотношения умерших между собой
Глава X. Воскресение и Последний Суд
Воскресение
А. Время и особенности воскресения
Б. Воскресение коснется всех людей
В. Природа воскресшего тела
Г. Состояние, которое является следствием воскресения
Д. Значение и конечная цель воскресения
Последний и Всеобщий Суд
А. Кто творит Суд
Б. Судимы будут все люди
В. Объект Cуда
Г. Природа Суда
Д. Критерии Суда
Е. «Страшное Судилище Христово»
Ж. Истинный и окончательный характер Суда
З. Итог Суда
Глава XI. Жизнь вечная. Царство Небесное и преисподняя
Введение
Царство Небесное
Ад
Вопрос апокатастасиса
Глава XII. Подготовка к смерти и к загробной жизни
Смысл понятия о загробной жизни
Память смертная
Размышления о конечных судьбах
Специфика христианского понимания
Библиография
Список сокращений
Источники
Богослужебные книги
Деяния Соборов
Каноны
Святые отцы и другие древние и новые авторы
Исследования новых и новейших авторов
Об авторе