«Без панегириков царям»: проект «Россия – моя история» защитили от критиков

Источник: РИА Новости

Открытие мультимедийного парка Россия - моя история в Новосибирске. Архивное фото © РИА Новости / Александр Кряжев Открытие мультимедийного парка Россия - моя история в Новосибирске. Архивное фото © РИА Новости / Александр Кряжев

МОСКВА, 13 дек – РИА Новости. Создатели мультимедийных парков «Россия – моя история» в среду публично ответили на обвинения в «неточностях» со стороны Вольного исторического общества (ВИО) и подвели предварительные итоги просветительского проекта, отметившего пять лет с момента создания.

Проект по созданию исторических парков в регионах страны реализуется при поддержке Патриаршего совета по культуре и администрации президента РФ. Сейчас «Россия – моя история» – это четыре главные интерактивные экспозиции, охватывающие всю отечественную историю: «Рюриковичи 862-1598», «Романовы 1613-1917», «От великих потрясений к Великой Победе 1917-1945» и «Россия – моя история 1945-2016». Появившись впервые в 2013 году в Московском Манеже, парки-выставки затем «пошли» в регионы«: только в текущем году было открыто 16 подобных экспозиций, от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга. В общей сложности исторические парки с момента создания посетили более 4 миллионов человек.

Седьмого декабря на сайте Вольного исторического общества было опубликовано обращение на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, в котором авторы указали на ряд, по их мнению, исторических несоответствий в представленных тематических сюжетах и призвали Минобразования организовать «публичную профессиональную экспертизу выставок». Копия письма была адресована председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову).

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) © РИА Новости / Павел Лисицын Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) © РИА Новости / Павел Лисицын

На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» инициаторы и участники проекта «Россия – моя история» – в их числе ученые-историки, директора музейно-выставочных комплексов, учителя и преподаватели – ответили на вопросы и претензии «вольных историков».

«Критические замечания постоянно к нам приходят, мы их разбираем на заседаниях наших советов, с чем-то мы соглашаемся, что-то мы признаем не совсем верным. Но когда мы прочли критику Вольного исторического общества, то, честно говоря, пришли в полное недоумение… На таком уровне вести дискуссию, конечно, достаточно сложно», – заметил епископ Тихон. Тем не менее, участники брифинга устроили разбор всех замечаний по пунктам.

На официальной странице ВИО в социальной сети «ВКонтакте» говорится о том, что Вольное историческое общество – это «объединение представителей социогуманитарных наук, главной целью которого является содействие распространению научных представлений о прошлом, о роли и задачах исторической науки в жизни современного общества».

«Панегирический уклон»

Представители Вольного исторического общества, в частности, интересуются тем, «чем вызван панегирический уклон в изображении всех без исключения царей».

«Вопрос некорректный, с подтекстом, – считает директор Института российской истории РАН Юрий Петров. – Якобы авторы проекта хотят поставить власть в исключительное положение, всячески обелить ее и поставить вне критики. Но этого на выставке нет. Все цари, независимо от того вклада, который они внесли в историю страны, показаны достаточно многосторонне: у них были и сильные стороны, и трагические ошибки, и преступления, прямо скажем, тоже были. Я не вижу оснований говорить о том, что цари здесь стоят на некоем пьедестале, из содержания выставки это не вытекает».

В частности, это касается Ивана Грозного, Петра Первого, Николая Второго, Петра Третьего, императриц XVIII века и других руководителей государства.

«Думы о России»

В письме историков ВИО также задается вопрос о том, «почему никто, кроме правителей, с точки зрения создателей выставки, не наделен правом думать о благе России».

«И общественные деятели, и дипломаты, и революционеры, и консерваторы – есть вся гамма общественных настроений в стране в тот и ли иной период. Все российское общество на выставках представлено достаточно полно, содержательно и, самое главное, корректно», – заметил на это Юрий Петров.

О том, «кто, о чем и как думал и что делал для России», можно узнать из экспозиционных материалов, добавили участники брифинга. Рассказ о государственных деятелях, ученых, политиках, военачальниках, писателях, композиторах и других известных соотечественниках присутствует во всех залах экспозиций «Романовы» и «XX век» в разделах «Лица эпохи» и «Культура».

Открытие мультимедийного парка "Россия - моя история" в Новосибирске © РИА Новости / Александр Кряжев Открытие мультимедийного парка "Россия - моя история" в Новосибирске © РИА Новости / Александр Кряжев

«Обеление Ивана Грозного»

«Нам, например, бросают упрек в том, что в период Ивана Грозного не рассказано о взятии Казани. Но у нас целый раздел посвящен взятию Казани. Нам говорят о том, что обеляется Иван Грозный, но сейчас здесь (на брифинге – ред.) расскажут, сколько статей у нас, которые рассказывают об ужасах опричнины, об убийствах неповинных людей, о кровавом и страшном Новгородском походе», – отметил епископ Тихон.

Так, в экспозиции «Россия – моя история» есть отдельный стенд, посвященный опричнине. В нем – отдельные статьи, в том числе, о Малюте Скуратове, собственно об опричнине, об убийстве святителя Филиппа и псковского преподобномученика Корнилия.

Представители ВИО далее обращают внимание на то, что в мультимедийном историческом парке используется «совершенно фантастическая и абсолютно маргинальная концепция «информационной войны» со стороны злонамеренных иноземцев, жертвой которой якобы сделался образ московского государя».

Отвечая на это обвинение, создатели экспозиции привели в пример, в частности, книгу докторов исторических наук Зимина и Хорошкевича «Россия времен Ивана Грозного», вышедшую в академическом издательстве «Наука» в 1982 году. В ней говорится о «летучих листках» – главном инструменте информационной войны против Русского царства и Грозного. Профессора писали, что «общественное мнение Европы формировали многочисленные «летучие листки», изображавшие Ивана IV чудовищем».

Австрийский историк Андреас Каппелер, изучавший западные памфлеты против Ивана Грозного, обнаружил в архивах более 60-ти «летучих листков», относящихся ко времени Ливонской войны, в которых царь и все русское общество представлены в предельно негативном свете – как варвары, несущие угрозу просвещенной Европе. По данным Каппелера, такая информационная продукция отпечатывалась в походных армейских типографиях, которыми заправлял польский дворянин Лапчинский. В одной из записок говорится о том, что в ходе похода опричников на Новгород «московиты» убили 700 тысяч человек, – при том что население города составляло тогда примерно 30 тысяч жителей (по некоторым источникам, до 60-ти тысяч).

Открытие музейно-выставочного комплекса «Россия. Моя история» © РИА Новости / Дмитрий Степанов Открытие музейно-выставочного комплекса «Россия. Моя история» © РИА Новости / Дмитрий Степанов

Декабристы и иностранные разведки

«Обвинение в адрес декабристов, якобы сотрудничавших с иностранными разведками, – подкреплено ли документально? Находит ли подтверждение во всем корпусе сохранившихся источников?» – говорится в письме Вольного исторического общества.

Однако, по словам авторов проекта «Россия – моя история», «никогда даже упоминания об иностранных разведках в материалах, связанных с декабристами, в экспозиции не было».

«Да, у нас есть оценки, – и это тоже историографическая традиция, – о том, что декабристы являлись членами масонских лож, в этом ничего удивительного нет… Но относительно того, что якобы декабристам приписывается связь с иностранными разведками, – этого действительно нет», – заявил член-корреспондент Российской академии образования, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.

«Когда мы ведем профессиональный разговор, дискуссию, мы должны все-таки основываться на фактах и не приписывать какие-то, извините меня, несуразности нашим оппонентам», – добавил он.

«Ересь жидовствующих»

Участники пресс-конференции также прояснили на вопрос ВИО о том, «почему борьбе с «ересью жидовствующих» уделяется большое внимание»? А именно – что данной теме посвящена одна статья в коллаже, включающем в себя семь тем и статей.

Как отметил исполняющий обязанности ректора РГГУ Александр Безбородов, вопрос о борьбе с «ересью жидовствующих» является важной темой для истории государства и Церкви, и ему «уделено нормальное внимание, если всю экспозицию внимательно изучить».

«Понятно, что здесь есть (у ВИО – ред.) еще вопрос в вопросе – ну, надо успокоить коллег, – продолжил Безбородов. – В том плане, что историю надо просто немного поглубже изучать. «Ересь жидовствующих» – термин, принятый в науке, здесь у авторов, соавторов нет и намека на проявление антисемитизма и чего-то еще. Просто эту ересь надо изучить, историю Новгорода посмотреть, расхождения в трактовках Библии, изучить труды людей того периода, второй половины 15 века, чтобы понять, насколько это политически не заострено и насколько, с научной и исторической точек зрения, это крайне необходимо знать».

Иосифляне и нестяжатели

Еще один аргумент Вольного исторического общества: «разногласия внутри самой Церкви (нет ни слова о борьбе иосифлян с нестяжателями) всячески затушевываются».

Авторы мультимедийной выставки-парка и здесь напомнили, что об отношениях преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (вторая половина XV – начало XVI века) «имеется отдельная статья в том же коллаже», где говорится и о ереси жидовствующих.

«Вопрос, почему Иосиф Волоцкий и Нил Сорский показаны, может быть, не в достаточно остром противостоянии? Наверное, хотелось бы поострее что-то такое, чтобы мы здесь изобразили. Я хочу сказать – об этом есть, есть о противостоянии этих людей», – сказал Александр Безбородов.

Вместе с тем он обратил внимание и на то, что в случае исследования деятельности и взаимоотношений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского историографией есть и «много так называемых синтезирующих подходов».

«Они не только спорили, но и вели диалог. Если один, может быть, больше посвящал свои труды служению народу, то другой – аскетическому восприятию действительности и соответствующему поведению. Важно увидеть не только то, что разъединяло этих людей, но и то, что сегодня историческая наука видит общее», – заключил ректор РГГУ.

Открытие мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» в Казани © РИА Новости / Максим Богодвид Открытие мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» в Казани © РИА Новости / Максим Богодвид

Аркаим и «протоцивилизация»

В письме Вольного исторического общества также ставится вопрос о том, согласятся ли профессионалы-археологи с «демонстрацией Аркаима как памятника «протоцивилизации» и фактически единственного памятника дославянского времени на территории России».

Однако в экспозициях исторического парка, отметили участники брифинга, нигде не присутствует формулировка «единственный памятник дославянского времени». Рассказ о древнем городе Аркаиме посвящен одному из важнейших археологических открытий 80-х годов прошлого века. Кто жил в Аркаиме, чем занимался – вопрос открытый для ученых, остается таковым он и в экспозиции.

Авторы мультимедийного проекта также сообщили, что в ближайшее время будут размещены материалы по таким историческим памятникам, как Херсонес, Дербент, Булгар. Они уже находятся в экспозиции региональных парков, но будут включены и в основную экспозицию.

Отвечая на вопрос ВИО о том, насколько изображение «славян, угро-финнов и скифов» единственными обитателями на территории России в раннем средневековье соответствует реалиям, историки заметили, что, помимо указанных народов, в экспозиции, представляющей древних обитателей территории Руси, присутствуют тюрки и балты. Их изображения предоставлены Институтом антропологии. Кроме того, в региональных экспозициях есть «дополнения, связанные с местной спецификой», как, например, в Махачкале.

Открытие мультимедийного парка «Россия – моя история» в Новосибирске © РИА Новости / Александр Кряжев Открытие мультимедийного парка «Россия – моя история» в Новосибирске © РИА Новости / Александр Кряжев

Цитирование и реакция Минобрнауки

В ходе своего выступления епископ Тихон (Шевкунов) также коснулся обвинений со стороны ВИО в неточном цитировании.

«У нас в текстах экспозиции использовано более 6 тысяч цитат. Из этих 6 тысяч цитат нам указали на несколько неверных цитат. И оказалось, что, действительно, две ошибки мы совершили. Мы принесли извинения, это было в 2015 году, за цитату из архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) – это цитата довольно распространенная, но первоисточник мы так и не нашли; и цитату Отто фон Бисмарка. Мы убрали эти цитаты из экспозиции», – сказал глава Патриаршего совета по культуре.

В целом он заметил, что главной задачей проекта было «показать историю России максимально такой, какая она есть – без триумфализма, без фанфар, естественно, без очернительства». «История нашей страны изобилует и победами, и тяжелейшими поражениями, изобилует и достижениями несомненными, и трагическими ошибками. Все это мы взяли для себя как обязанность показать – показать, и по мере сил и возможностей, опираясь на мнения современников, на мнения историков, объяснить, а почему же так с нами происходило, где корни эти ошибок и где причины этих побед», – заключил представитель Русской церкви.

В свою очередь, директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Андрей Петров сообщил, что ведомство в прошлом году уже «рассмотрело вопрос о возможности использования исторических парков «Россия – моя история» в образовательном процессе, провело необходимое рецензирование этого контента, и выпустило соответствующие методические рекомендации, которые были направлены во все регионы России».

В своем заключении министерство отметило, что подобное начинание «очень востребовано», и речь идет о «серьезном, всероссийского масштаба проекте». «Не использовать это в интересах нашей системы образования, наших учеников, мягко говоря, неправильно. И мы будем это использовать, уже это используем в нашей работе», – заверил чиновник.

Открытие мультимедийного парка «Россия – моя история» в Новосибирске © РИА Новости / Александр Кряжев Открытие мультимедийного парка «Россия – моя история» в Новосибирске © РИА Новости / Александр Кряжев

Источник: РИА Новости

15 декабря 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Это идеальный музей будущего…» «Это идеальный музей будущего…»
Николай Петров
«Это идеальный музей будущего…» «Это идеальный музей будущего…»
Почему открытие парка «Россия – моя история» вызвало у либералов истерику
Николай Петров
В Петербурге в торжественной обстановке открылся тематический парк «Россия – моя история». Это своего рода огромный музей нового типа, который объединил под одной крышей выставки, посвященные различным периодам нашей истории. Многие из них – Рюриковичи, Романовы, XX век – уже размещались на различных площадках. Теперь они появились на постоянной основе уже в 15 городах России.
Епископ Тихон и историки против кляузников Епископ Тихон и историки против кляузников
Дмитрий Стешин
Епископ Тихон и историки против кляузников Епископ Тихон и историки против кляузников
Дмитрий Стешин
«Западники» и «славянофилы» снова сходятся в споре.
«Вольные историки» потребовали у Минобра запретить историю России «Вольные историки» потребовали у Минобра запретить историю России
Егор Холмогоров
«Вольные историки» потребовали у Минобра запретить историю России «Вольные историки» потребовали у Минобра запретить историю России
Егор Холмогоров
Какие обвинения выдвигают представители ВИО против выставок «Россия – Моя история».
Будни информационной войны Будни информационной войны
Анатолий Степанов
Будни информационной войны Будни информационной войны
Анатолий Степанов
Как питерские либеральные историки пытаются дискредитировать проект «Россия - моя история»
Претензии к выставкам «Россия – Моя история»: ответ специалистов Претензии к выставкам «Россия – Моя история»: ответ специалистов Претензии к выставкам «Россия – Моя история»: ответ специалистов Претензии к историческим паркам «Россия – Моя история»: ответ специалистов
Епископ Егорьевский Тихон, директор Ин-та российской истории РАН Ю. А. Петров, и.о. ректора РГГУ А.Б. Безбородов, ректор МПГУ А.В. Лубков, зампред правления Российского исторического общества А.В. Петров.
Передергивание с целью дискредитации Передергивание с целью дискредитации
Ответ на «Обращение ВИО»
Передергивание с целью дискредитации Передергивание с целью дискредитации
Ответ на «Обращение Вольного исторического общества»
Мы предлагаем читателям самим сделать вывод о качестве дискуссии со стороны членов Вольного исторического общества.
Точность как вежливость. И не только королей Точность как вежливость. И не только королей Точность как вежливость. И не только королей Точность как вежливость. И не только королей
Елена Яковлева
Исторический парк «Россия — моя история» ответил на критику вольных историков.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×