К министру образования и науки Ольге Васильевой обратилось Вольное историческое общество с письмом, в котором они указывали на необъективность, ошибки в цитатах и неправильную фокусировку взгляда на главных персонажей русской истории.
На вольную критику Вольного общества ответили автор идеи исторических парков, глава Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, заместитель председателя правления Российского исторического общества, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Андрей Петров; исполняющий обязанности ректора РГГУ Александр Безбородов и другие известные историки, а также школьные учителя.
«Странным поводом» для встречи назвал письмо епископ Тихон Шевкунов, начав разговор с рассказа о совсем молодой, но очень показательной истории крайне популярных исторических парков.
На первую экспозицию парка, рассказывающую в 2012 году о династии Романовых, стояли пятичасовые очереди — змейкой от Манежа до храма Василия Блаженного. 16-18 тысяч человек ежедневно, 70 процентов из которых — молодежь, выставку пришлось продлить. Ученики, приходящие классом, спрашивали учителей, а будут ли другие. И на других — от «Рюриковичей» до послевоенной истории России — все повторилось: снова километровые очереди, классы и студенческие группы. Регионы стали просить выставки себе. Поскольку возить их было затратно, была организована сеть исторических парков в регионах. С 2013 по 2017 год выставки «Россия — моя история» посетили более 4 миллионов посетителей. В Ставрополе, например, за 4 месяца на ней побывал каждый четвертый житель краевой столицы.
Суть претензий Вольного исторического общества — на выставках используются неверные цитаты ( намек на то, что можно не верить и остальному) и неверная фокусировка взгляда на русскую историю ( мол, история представлена как триумфализм царей как главных заботчиков о русской истории и благе народа).
— На всех наших выставках использовано более 6000 цитат, — пояснил епископ Тихон. — Ошибки были лишь в двух из них. Неверными оказались цитаты из архиепископа Луки Войно-Ясенецкого ( потому что не был найден первоисточник) и Бисмарка, все остальные оказались верны.
С верностью фактов и цитат в письме у критиков из Вольного исторического общества вышла собственная промашка: критикуя сроки появления в России картошки и пытаясь высмеять организаторов исторических парков, они приписали появление картошки в России ко времени... Николая I.
Нам приписывают, что мы объявили декабристов агентами иностранных разведок? Где и когда? — удивляется епископ Тихон
Хорошо еще, что не Николая II. История все-таки каверзная наука, похоже, она ставит фактические подножки всем, возомнившим себя ее истинными знатоками.
Что же касается верной фокусировки взгляда, то недоумению собравшихся на пресс-конференцию историков тоже не было предела. «Иван Грозный — положительная фигура на наших выставках? Да вы с ума сошли — у нас целый стенд посвящен ужасам опричнины, есть отдельный рассказ об убиенных жертвах, о Малюте Скуратове, о пострадавшем от царя святом преподобномученике Корнилии Псково-Печерском». И так на каждом шагу.
«Все цари показаны на выставках многосторонне, и с сильной, и слабой стороны, показаны их трагические ошибки и заблуждения», — настаивает директор Института российской истории РАН Юрий Петров.
К скорее вольной, чем точной критике Вольного исторического общества прибавились недавние сообщения телеканала «Дождь» и агентства «Блумберг»: из выделенных РАО «Газпром» на благотворительность 26 миллиардов рублей большая часть уйдет на исторические парки. В реальности три исторических региональных парка получили 300-360 миллионов рублей. «Дождь» с «Блумбергом» завысили цифру в 78 раз. Похоже, точность актуальна не только в древней русской истории.