Домашнее образование детей: преимущества и проблемы

Беседа с Алексеем Комовым, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы»

О домашнем образовании и обучении детей в семье, а не в школе сейчас много пишут и спорят. Мы решили поговорить не только о плюсах домашнего образования, но и о разных связанных с ним вопросах с представителем Всемирного конгресса семей в России, послом ВКС в ООН, директором международного отдела Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы» Алексеем Комовым, который давно занимается этой проблематикой.

«Православные родители, в отличие от школ, не учат детей дарвинизму»

– Алексей Юрьевич, в чем, на ваш взгляд, преимущества домашнего образования, когда ребенок не ходит в обычную школу, а учится в семье?

– Здесь сразу несколько факторов. Во-первых, если мы верим в Бога, хотим следовать тому, что заповедано Священным Писанием и Священным Преданием, то нам следует усвоить, что дети даются человеку Богом. Дает детей не государство и не соцработники, а Бог! И в Библии очень четко говорится, что человек отвечает за то, как он воспитывает своих детей. Поэтому наша христианская совесть будет более спокойна, если мы серьезно подойдем к этому вопросу, а не просто передадим воспитание своих детей каким-то другим людям. А в сегодняшней школе учителя – это в подавляющем большинстве женщины, причем часто с не сложившейся личной жизнью; мужчин-учителей в школах традиционно очень мало. Работа в школах сегодня, будем говорить честно, нервная и дерганая.

– За последнее время мужчин в школах стало все-таки побольше…

– Дай Бог, чтобы это было так. Мы всецело ратуем за то, чтобы образование было хорошим, в том числе школьное, – это благо для всех в обществе. И мы понимаем, что семейное образование не для всех, но лишь для тех, кто готов на большой труд, чтобы вкладывать свои силы в воспитание и образование собственных детей.

Во-вторых, обучение в семье дает положительные результаты. Данные статистики совершенно четко говорят об этом. У нас в России пока такую статистику собрать очень сложно, но вот в Америке по тесту, аналогичному нашему ЕГЭ, дети в общеобразовательных школах набирают в среднем 50 баллов, а дети, которые были на семейном обучении, набирают около 86 баллов.

Между прочим, на этот показатель не оказывает большого влияния то, имеют ли высшее образование родители этих детей. И даже если оба родителя без высшего образования, то их дети, прошедшие домашнее обучение, все равно набирают, как правило, не менее 80 баллов.

Родитель выступает как модератор: он должен правильно построить процесс образования, создать ребенку условия для обучения

– Но как родители без высшего образования могут успешно учить своих детей?

– Потому что здесь родитель выступает скорее как модератор. Он должен правильным образом построить процесс образования, выработать индивидуальный план и создать наиболее благоприятные условия для ребенка. Предоставить ему возможность читать нужные книги, смотреть видеоматериалы, посещать с экскурсиями музеи, пробуждать в нем независимое критическое мышление и т.д. Для приобретения же специфических знаний есть уйма специализированных материалов, поэтому родителю самому не нужно быть, например, химиком или физиком.

– Но ведь у людей с высшим образованием, наверное, лучше развиты навыки усвоения и передачи информации, в том числе и модерирования процесса обучения.

– Есть специальные программы для домашнего образования, где разработаны образовательные маршруты по разным предметам, которые эффективно работают при обучении в семье. В качестве примера могу привести наше руководство для начального семейного обучения «Основы» программы «Классические беседы». Это очень простой и понятный для родителей инструмент, который содержит план на каждую неделю по разным предметам: истории, географии, математике и т.д. Так что вопрос с программой обучения не стоит, он уже решен. По нашему руководству на сегодняшний день учатся почти 400 детей в 27 городах: это Владивосток, Сибирь, Урал, Поволжье, Москва, Петербурге и даже на Украине в Киеве, где, как вы знаете, недавно фактически запретили даже школьное образование на русском языке. Также у нас есть дети и в Белоруссии. Всего получается три страны – Россия, Белоруссия, Украина, 27 городов, 400 детей от 4 до 12 лет.

– А дети постарше?

– Мы сейчас разрабатываем программы обучения и для старших детей, планируем охватить 6 лет вплоть до окончания школы. То есть, я не побоюсь этого сказать, у нас будет первая системная альтернатива школьным курсам на русском языке, которая при этом не противоречит, в отличие от школьной программы, православному мировоззрению. «Классические беседы» – не катехизаторская, а академическая программа, но в наших материалах, например, нет постулата о том, что человек произошел от обезьяны и что это якобы доказано наукой. Это клише, которое носит псевдорелигиозный характер и на самом деле уже многократно опровергнуто наукой. Есть множество научных данных, которые противоречат этой теории. Также у нас хронология мировой истории начинается с Сотворения мира.

– А обучающийся по вашей программе ученик сможет потом поступить, например, на биологический факультет университета?

– Дети наших семей-участниц проходят ежегодную аттестацию по ФГОС при содействии Центра поддержки семейного образования. Вообще в России сегодня около 100 000 детей находится на домашнем обучении. 273-й федеральный закон разрешает выбирать семейную форму образования с правом прикрепления к школе, имеющей государственную аккредитацию, для прохождения аттестации. Там дети готовятся к сдаче ЕГЭ и сдают его. Увы, на экзаменах, правда, детям придется излагать точку зрения составителей учебников биологии, считающих, что человек произошел от обезьяны, ведь именно это сегодня требуется государственными образовательными стандартами.

Наши дети должны иметь возможность изучать школьные предметы не на принципах материализма и дарвинизма

На мой взгляд, это плохая ситуация, и недавно в Общественной палате, где я выступал, я предлагал Министерству образования и науки озаботиться тем, чтобы была возможность для верующих, которые не относят себя к материалистам и атеистам, изучать школьные предметы не на принципах материалистического дарвинизма. Но сегодня дарвинизм, к сожалению, навязывается безальтернативно. Однако, мне кажется, это вполне возможно изменить. Иначе получается некая «шизофрения»: даже в лучших частных православных гимназиях ребенка на уроках по естественным дисциплинам ведь учат по ФГОС-учебникам, где говорится, что Бога нет, все произошло само собой из Большого взрыва, а человек возник из обезьяны. А потом он приходит на уроки Закона Божиего, и ему говорится ровно обратное. При этом у нас по разным соцопросам около 80% населения России говорят, что верят в Бога, а 70% относят себя к православным.

– Но являются ли они сознательными верующими, воцерковленными людьми? Ведь есть даже такое понятие – «православный атеист».

– Ну да, наверное, большинство из них ходит в храм один раз в год – на Пасху. Но даже если иметь в виду 5–8% действительно воцерковленных людей, хотя бы для них должна быть альтернатива, выбор обучения в рамках такого мировоззрения, которое соответствует их взглядам.

– Вы в своей работе опираетесь на уже какие-то наработанные методики, на чей-то опыт?

– Да, вместо того чтобы изобретать велосипед, мы изучили разные методы семейного образования, потратив на это много времени и сил. Я и моя жена Ирина Шамолина перечитали десятки книг, все значимое, что вообще написано на тему семейного образования. И мы выбрали программу поддержки родителей, решивших обучать своих детей самостоятельно. Это очень успешная программа – «Классические беседы». В этой международной программе обучаются сегодня около 115 000 детей. Ей уже 20 лет, она хорошо продумана и дает прекрасные гарантированные результаты. Нам особенно понравились «Классические беседы» тем, что главное в этой программе – не содержание, а инструменты учебы. То есть «Классические беседы» – это по сути технология, которую можно наполнить любым содержимым. Но при этом руководители программы не разрешают пользоваться их разработками тем, кто не относит себя к христианскому вероисповеданию, они не хотят, чтобы такой превосходный образовательный инструмент использовался за пределами христианской культуры.

Мы встретились с руководителями «Классических бесед». И, к нашему счастью, они оказались людьми, с большой симпатией относящимися к России, и очень хорошо восприняли идею поделиться с нами своими разработками. Мы согласовали с ними наполнение программы материалом, отражающим русской культуру и православную традицию. В этом году исторический фокус программы – на отечественной истории, мы также заучиваем расположение административно-территориальных единиц России, самых важных рек и гор.

Большинство семейных групп, пользующихся нашей программой, занимаются в зданиях воскресных школ. Эти группы начинают занятия с «Царю Небесный», на еженедельных занятиях поем гимн России, заканчиваем «Достойно есть».

– У вас платное или бесплатное обучение?

– Оно платное, но очень доступное, стоит всего 20 000 рублей в год за 24 занятия (то есть менее чем 830 рублей за занятие) в регионах и 28 000 рублей в год в Москве и Петербурге. Это небольшая сумма, сопоставимая с теми же поборами в наших якобы бесплатных школах или с одним месяцем обучения в частной школе средней руки. Причем из этой суммы мы себе берем только 5000 рублей за первого и 3500 рублей за второго ученика в семье. Все остальные деньги остаются у местных родителей – инструкторов, обучающих детей в группах. Мы их специально учим модерировать занятия и вести их. Часть денег идет директору, который координирует работу местного сообщества. У нас децентрализованная структура, которая образована из сети директоров. Группы инициируют люди на местах и приходят к нам за лицензией на пользование нашей академической поддержкой. У нас есть директора в Москве, в Подмосковье (Мытищи, Балашиха, Красногорск), в других российских регионах и даже в других странах (помимо России, Украины и Белоруссии у нас также планируются группы в Испании и Молдавии).

Раз в неделю семьи встречаются в группах числом не более 8 человек (8 детей и 8 родителей, всегда присутствующих на занятиях). Как правило, место встреч выбирается недалеко от дома. Между детьми устанавливается дружба, хорошие отношения. Такие семейные группы становятся очень дружными, они регулярно ходят вместе на разные экскурсии, в музеи и т.д. Например, многие наши московские и подмосковные дети уже наизусть знают Пушкинский и Исторический музеи, Третьяковскую галерею и т.д. Также почти каждый месяц мы ходим в парк «Россия: моя история» – практически как уже к себе домой.

«При семейном обучении КПД гораздо выше»

– Хотелось бы задать вам несколько проблемных вопросов. Я попробую озвучить некие сомнения по поводу домашнего образования, которые возникают у обычных людей.

Это, прежде всего, проблема родительского времени. Во-первых, скорее всего, минимум один из родителей должен быть неработающим, чтобы курировать домашнее образование своих детей и контролировать их.

– Я вас понимаю, но должен сказать, что ритм жизни при семейном образовании на самом деле дает гораздо больше свободы. Дети ходят на наши встречи только раз в неделю, где они вместе осваивают новый материал и имеют возможность продемонстрировать свои знания. Еженедельные занятия для детей до 9 лет проходят с 9:30 до 12:00, то есть длятся всего 2,5 часа, а для детей с 9 до 11 лет – до 15:00.

– А сколько времени дети тратят на обучение дома, и кто у них проверяет уроки?

При домашнем обучении не получится схитрить, как в школе: незнание предмета сразу обнаружится

– Наша программа – это не образовательная программа для детей, это программа поддержки родителей, выбравших учить своих детей самостоятельно. Родители для нас – главные учителя своих детей. На наших еженедельных встречах дети имеют возможность продемонстрировать выученный материал. Оценок никто не ставит – это прерогатива родителей, но сама обстановка в группе мотивирует ребенка учить хорошо, потому что иначе ему трудно принимать участие в интересных занятиях, направленных на повтор пройденного. Родители всегда присутствуют на этих занятиях, ведь раз в неделю – на это нужно не так много времени, и они видят сами, усвоили их дети задания или нет. Тут не получится обмануть или схитрить, как в школе; во время занятий в наших маленьких группах незнание становится очевидным. Кстати, очень часто родители, забравшие детей из школы, сильно удивляются тому, как мало их ребенок, оказывается, знает. У него вроде в школе были одни пятерки, а он почти ничего не знает ни по географии, ни по истории, ни по другим предметам – только какие-то обрывки информации. И когда родители приезжают вместе с ребенком на занятия, они видят его реакции, его взаимодействие со сверстниками и могут сразу корректировать его поведение и вообще лучше его чувствуют, чем когда отдают его в школу, а потом получают неожиданные «сюрпризы».

– Как у вас в целом построен учебный процесс? Обязаны ли дети дома отсидеть нечто вроде уроков, пусть и самостоятельно?

– Количество уроков дома определяют родители. У нас есть рекомендованная программа-минимум – то, что дети обязательно должны знать наизусть и помнить. Например, по истории они должны знать хронологию основных событий от Сотворения мира, через древность и средние века вплоть до современности. Мы для них отбираем и создаем «скелет», на который потом нанизываются более глубокие знания.

– А занятия русским языком и математикой? Это же своего рода тренинг. Ребенка нужно регулярно тренировать, чтобы он мог правильно писать и считать.

– Конечно, математикой и русским дети должны заниматься каждый день. Это контролируют родители. В этом деле очень помогают еженедельные встречи семей: родители делятся опытом друг с другом, получаются как бы мини-конференции. Хочу упомянуть, что для детей 9–11 лет у нас предусмотрена очень сильная программа «Ключи» по грамматике русского языка, а также аналитическому и художественному письму – дети еженедельно пишут сочинения, у них есть задания.

– Сколько в среднем времени каждый день занимает процесс обучения у ваших детей?

– Это зависит от индивидуальных способностей и возраста. Для начальной школы, детей до 9 лет, – 2–3 часа в день более чем достаточно; для детей 9 лет и старше мы рекомендуем 4 часа занятий в день. Причем ребенок на домашнем обучении знает материал намного лучше, чем в школе, потому что у него выше КПД. В школе задача какая? С наименьшими потерями пройти материал, ответить, чтобы от тебя отстали, получить отметку и забыть. Задача не стоит выучить что-то по-настоящему или как-то углубиться в предмет. «Мы что, дураки, что ли? Ура, завтра не учимся!».

Здесь же ребенок учится во взаимодействии с родителем, он проходит путь познания вместе с тем, кого он очень любит и уважает; на него нет дурного влияния сверстников; родители создают развивающую среду, он обложен интересными книгами, которые дают ему родители, и т.д. Я это знаю по своим детям: у нас с женой дома учатся трое детей (4,5 года, 6,5 лет и 10,5 лет), и они обожают книги, потому что мы с Ириной очень любим читать и наш дом полон книг. Дети растут в этом и считают это нормальным. Старший сын «проглатывает» книги легко и без принуждения, видеоигр в его жизни нет вообще, телевизор тоже отсутствует.

Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем обычные школьники, им все интересно, у них не загублена эта живая жилка познания. И когда они встречаются со сверстниками, им хочется поделиться тем, что они прочитали и куда сходили, что там удалось узнать. И так получается позитивная социализация, а не негативная.

«Секта – это то, что отделяет себя от мира»

– Следующий вопрос я как раз хотел задать о социализации. Не буду от вас скрывать, да вы, наверное, и сами знаете, что многие родители не хотят переводить своих детей на семейное обучение, потому что боятся маленького круга общения. Считают, что это отдает неким сектантством и что у детей после семейного образования будут большие проблемы с социализацией. Да и зачем нужно забирать детей из наших школ? Ведь прессинга, как на Западе, с уроками «секспросвета» у нас пока еще, слава Богу, нет.

– По всем параметрам социализация детей, находящихся на семейном обучении, на порядок лучше социализации детей в школе. Школьная социализация носит очень специфический однобокий характер: ребенок на 11 лет изолируется от реального общества и помещается в отдельно стоящее здание без права покидать территорию, где он отвечает по команде, встает и садится по звонку. При этом он все эти годы взаимодействует с ограниченным количеством одних и тех же детей одного с ним возраста, находясь в одной и той же социальной позиции по отношению к школьным работникам. Это что? Это нормальная социализация? Это реальная жизнь? Я уж не говорю про то, что в детских коллективах без активного участия взрослых (а это невозможно при 30 детях на одного взрослого), как правило, формируются отношения по принципу волчьей стаи: наглые забивают скромных, подлые берут верх над честными, да и матерщина сплошь и рядом, а то и непристойные видео в гаджетах. Но нормальная социализация – это когда человек, во-первых, общается в реальном обществе, а не в изолированной группе по возрастному признаку, а во-вторых, сам может определять свой круг общения. Ведь мы, взрослые, поступаем именно так.

Дети, обучающиеся в семье, постоянно общаются с людьми разного возраста, разного социального уровня, разных профессий – они видят социум во всем его многообразии. Как раз в ходе нашего семейного образования мы всей семьей, например, идем на какую-нибудь конференцию, где дети видят своих родителей в естественном жизненном деле. Мы встречаемся с интересными людьми, представителями разных профессий, ведем дискуссии, на которых присутствуют люди разных возрастов. И при такой позитивной социализации ребенок гораздо лучше приспособлен к жизни, чем школьный ребенок, который сидит в изоляции, реальную жизнь и работу ему показывают на картинках, учат молчать, пока не вызовет учитель, и вставать/садиться по команде.

Дети, прошедшие через семейное образование, более ответственные граждане, они чаще ходят на выборы, более довольны своей работой, независимы от социальных пособий, более склонны к критическому и творческому мышлению. В тех странах, где давно восстановлена традиция обучения в семье, данные свидетельствуют, что прошедшие через него дети достигают больших успехов во взрослой жизни. В системе школьного образования очень часто происходит деформация нормального развития ребенка в результате неестественной социальной и образовательной среды. Собственно само понятие «переходный возраст» возникло в результате внедрения всеобщего школьного образования, 150 лет назад дети взрослели гораздо раньше и никакой «ломки» у них не было. Современные дети на семейном обучении, как правило, тоже минуют «подростковый возраст».

За учебный день в школе ребенок получает порядка 8 минут (!) индивидуального внимания учителя

– И все же каких трудозатрат требует от родителей семейное обучение? Например, наша семейная ситуация: я с утра до позднего вечера на работе, а на жене – домашнее хозяйство и дети, их обычная школа, школа музыкальная, разные кружки…

– Как правило, школьные родители тратят силы и время на домашние задания детей, а также время на дорогу в школу и обратно. По факту на домашнее обучение временных затрат уходит ненамного больше, если родители пользуются программами для семейного образования. Не говоря уже о том, сколько сохраняется родительских нервов! А сколько в школе времени тратится ребенком напрасно?! Это же просто расточительство какое-то. Согласно исследованиям, за учебный день в школе ребенок получает порядка 8 минут (!) индивидуального внимания учителя. Любой родитель подтвердит, что объем усвоенных знаний ну совсем не коррелирует с объемом времени, проведенным ребенком в школе.

Если ваша супруга не работает вне дома, а занимается домашним хозяйством и детьми, то она может успешно все это совмещать с обучением детей уже в семье. Более того, материнство раскроется для нее с совершенно новой стороны. Ведь отдавая детей в школу, мы во многом передаем их воспитание в чужие руки. Возвращая детей домой, мы снова становимся полноценными воспитателями для них, мы по-настоящему узнаем своих детей!

– Тем не менее в школе есть контроль за усвоением материала со стороны учителей.

– Ну вы же знаете, как в школе легко имитировать усвоение материала. Дети осваивают это искусство в совершенстве и выходят из школы, путаясь в том, когда правил Ленин, а когда – Сталин, не могут двух слов сказать по-английски, хотя порой получают пятерки по всем предметам. По опросам общественного мнения, за последние несколько лет в два раза упал процент тех, кто удовлетворен школьным образованием. Дома родитель видит свое дитя «как облупленного», и смухлевать перед родителем никак не выйдет. Поэтому с контролем тут все гораздо лучше: родитель точно знает, что ребенок выучил, а что – нет.

– Тут есть некая тонкость, как мне кажется. Дети на домашнем обучении в принципе более мотивированы, и их родители тоже в среднем более ответственно относятся к обучению своих детей. Эти ребята поэтому и в обычной школе скорее всего делали бы неплохие успехи.

– Разумеется. И у нас есть этому примеры: дети из хороших семей, которые опробовали несколько школ, включая лучшие православные гимназии; но родители забрали оттуда детей и теперь пользуются нашими разработками для семейного обучения, чему в итоге очень рады.

– Поясните, пожалуйста, как именно у вас организован процесс контроля. Разве можно проверить за два часа то, что ребенок усвоил за неделю?

– Контролем занимаются в первую очередь, конечно, родители. Философия семейного образования в том и заключается, что именно родитель – во главе образовательного процесса. Наши занятия направлены в первую очередь на помощь родителям, они помогают родителям увидеть своего ребенка «со стороны» и более объективно оценить его успехи. Наше руководство для начального домашнего обучения «Основы» дает возможность легко проверить успеваемость.

– По нескольким предметам?

– По всем предметам. У нас есть план, его можно проверить. Это тот минимум, который надо знать. Ты либо знаешь, либо нет. При этом программа имеет цикличность: многие вещи проходятся каждый год, но на более глубокой основе, поэтому в итоге дети получают целостную картину по каждому предмету, а не обрывки сведений, как это часто бывает после современной школы.

Наша программа основана на классическом подходе: акцент в ней сделан на инструментах учебы – это технологии, которые позволяют учиться эффективно, обучать дома одновременно несколько детей разного возраста.

В основе этого образовательного подхода – система «семи свободных искусств», по которой учились в античности, в Византии и Древней Руси при Ярославе Мудром, в дореволюционной России. Этот подход основан на том, что вначале мы, перед тем как изучать конкретный предмет, учим детей инструментам познания. Эти инструменты – грамматика всех предметов, диалектика и риторика. Мы учимся запоминать информацию (грамматика), логически анализировать ее (диалектика) и воспроизводить ее устно и письменно (риторика).

Семьи, пользующиеся нашей программой, объединены любовью к знаниям и хотят, чтобы их дети росли среди единомышленников. Почти все участники программы – православные воцерковленные семьи, которые серьезно относятся к своим детям и их образованию, готовы вкладывать в это свои силы. Складывается очень приятный и безопасный круг общения. Есть семьи священнослужителей Русской Православной Церкви. Я сам изучал богословие 3,5 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, работал в отделе внешних церковных связей нашей Патриархии. Также уже много лет подвизаюсь у отца Димитрия Смирнова в Патриаршей комиссии по семье.

При этом у наших семей нет задачи самоизолироваться от мира по типу секты, просто православным известно, что для нас сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33). Вот наши семьи-участники и хотят, чтобы нравы их детей были в безопасности.

– Говоря о сектантстве, имеют в виду широкий смысл: некий маленький кружок общения единомышленников, в котором человек варится и больше ни с кем не общается.

– Наши семьи не замкнуты на программу, ведь мы встречаемся всего раз в неделю. Но и в рамках наших групп круг общения семей довольно широкий. Например, в подмосковных Мытищах в нашей программе участвуют порядка 25 семей, это 45 детей; в Новокосино примерно столько же. Наши группы почти заполнены, у нас мало свободных мест. В некоторые группы уже очередь, потому что наша программа помогает родителям обеспечить другое качество учебы.

Мы даем семьям инструменты учебы и создаем позитивную социальную среду, которая вдохновляет родителей и детей. Семьи часто работают с первоисточниками, исходя из живого интереса, глубоко проникают в какие-то совершенно новые сферы вне традиционной школьной программы. Пробудить этот интерес, как-то его стимулировать – вот наша задача. На начальном уровне программы даем некий скелет знаний, а на более старших уровнях учим семьи углублять знания, анализировать и пользоваться ими.

Родитель учится вместе с ребенком

– Я могу понять, как дома учиться географии или истории. Но вот математика… В старших классах будут сложные вещи, которые родители, как правило, не знают. Например, дифференциальное исчисление.

– У нас есть прекрасные советские учебники по математике, к ним уже выпущены все «решебники». Родитель может легко проконтролировать успехи и понимание темы.

– Но родителю все равно надо учиться вместе с ребенком?

– Родитель тоже растет вместе с ребенком и узнаёт много нового. Родители участвуют в процессе обучения, но с детьми старше 12 лет им на еженедельные встречи ходить уже необязательно. Они уже в значительной степени научили ребенка самому овладевать знаниями. И он сам умеет работать с материалами и информацией. На уровне старшей школы родитель занимается скорее общим руководством. Дети, пришедшие в старшие классы путем семейного образования, учатся уже сами, они умеют это делать. Да и вспомните себя в школе: разве в старших классах вы сами не могли разобрать тему по учебнику? Сколько было тупиковых ситуаций, где без обращения к учителю вы не могли понять тему? Наверняка, очень мало. Когда такая ситуация возникает дома, то родитель может за пять минут найти онлайн-преподавателя, который всё разъяснит в случае, если даже бесплатные онлайн-видеоуроки оказались бесполезны.

Наша программа для России совершенно уникальна. Мы используем лучшие мировые наработки, при этом наша академическая программа подходит православным. В мире по статистике всего 3 млн. детей находятся на семейном образовании. Однако, кстати, в нашей стране из 100 тысяч российских детей, находящихся на домашнем обучении, около 70 тысяч – это дети-инвалиды, которые просто не могут ходить в школу. Еще большое число спортсменов и музыкантов, то есть детей, которые почти все время должны посвящать развитию своего таланта. «Чистых семейников» не так много. Мы, пожалуй, первые, кто запустил в России цельную программу, разработанную специально для семейного обучения. Пока у нас почти нет детей старше 12 лет, но мы обязательно доведем ее до последнего – 11-го – класса. Мы также не исключаем возможности в будущем создать специальный вуз для детей, которые прошли семейное обучение. Там не будут безальтернативно учить материализму и атеизму, и обучение в нем будет построено по классической модели, опробованной тысячелетиями, по которой выучились тысячи умнейших людей в истории человечества.

22 января в рамках Рождественских чтений будет работать секция «Православное семейное образование»

– Как можно записаться к вам на собеседование, чтобы уже на месте выяснить информацию?

– Есть сайт «Классические беседы». Заходите в раздел «Начать обучение», там будут контакты наших директоров из разных регионов с фотографиями и адресом электронной почты. Связываетесь с директором подходящего вам региона, и он пригласит вас на информационную встречу, где расскажет о программе подробно. Можно также прийти на занятия и все посмотреть воочию.

22 января в храме Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений мы будем вести отдельную секцию: «Православное семейное образование: преимущества и перспективы» – приглашаем всех желающих.

Алексей Комов Алексей Комов

– В какие вузы смогут поступать ваши выпускники, как вы думаете?

– Я думаю, что во все вузы, в том числе ведущие. Мы для наших детей будем организовывать личные встречи с ведущими профессорами. Я лично хорошо знаком с профессором МГИМО Валентином Юрьевичем Катасоновым и другими людьми, которые добились больших успехов в своей деятельности.

Также я являюсь помощником депутата Государственной Думы РФ, мы обязательно будем приводить наших детей в Госдуму, где их будут учить дебатам, тому, как их правильно вести. Депутаты, которых мы хорошо знаем как православных и патриотично настроенных людей, будут им рассказывать, как устроен политический процесс, может быть, возьмут их на практику в Госдуму, в МГУ, в другие какие-то вузы.

– В заключение расскажите, пожалуйста, и о себе. Сколько у вас детей, и где они учатся – дома или в школе?

– У меня пятеро детей, двое старших уже закончили школу, а трое младших – школьного возраста. Двое старших детей ходили в детский сад и учились в школе, а трое малышей с рождения – на семейном обучении. Мне есть что сравнивать, и разница для меня очевидна. Трое маленьких детей учатся дома по программе «Классически беседы»: Максиму 4,5 года, Диме 6,5 лет и Мише 10,5; старший из них, Миша, никогда не ходил в школу. А наш 4-летний Максим уже знает о 52 правителях России от Рюрика до В.В. Путина и рвется на занятия, потому что мы учим семьи интересно и живо, для детей такая учеба – в радость. Приходите и посмотрите сами!

С Алексеем Комовым
беседовал Юрий Пущаев

22 января 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Уроки стандартизации» «Уроки стандартизации»
Алексей Комов
«Уроки стандартизации» «Уроки стандартизации»
Фильм Алексея Комова
Если мы внедряем систему, изначально разработанную с целью отупления народа, то не стоит удивляться закономерным результатам.
Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
Елена Фетисова
Не смогла пройти мимо вопроса домашнего образования, который поднял Андрей Рогозянский. Тема отличная, но очень уж индивидуальная. Я верю, что учить детей дома – здорово, полезно, а иногда и просто – единственный выход. Но мои дети учатся в школе, и школой мы пока что довольны. В нашем случае это, надеюсь, правильный выбор.
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Андрей Рогозянский
Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи.
Комментарии
Валерия27 октября 2019, 22:14
Очень интересное интервью, я со многим согласна из выше сказанного. По мне обучение на СО качественней, чем в школах. Поддерживаю, что цель донести сам материал важней, чем отметочки в дневнике, которые не понятно какими методами получены. Здесь можно полностью контролировать и обучение, и нагрузку. Единственное мы учимся в онлайн школе Фоксфорд, так как с мужем решили, что обучать должны преподаватели с опытом. Потому что конкурс в институты большой, и здесь нужна специальная подготовка. Так как большинство учителей в экстернате Фоксфорда перподаватели из университетов, мы сделали выбор в его пользу.
Родитель30 сентября 2019, 05:54
Добрый день. Мы посетили пару уроков «классических бесед». Перед тем как изложить своё мнение хотелось бы узнать есть ли тут ещё те, кто попробовал?
Gaiya30 апреля 2019, 16:25
Мы проучились 1,5 года на КБ. Наверное, конкретно моим детям это не подошло. Им не нравится зубрить штудии, они не понимают - зачем это нужно, о чем это вообще, а когда я начинаю им объяснять - уходят и не дослушивают, а если дослушали, то через день и не вспомнят, о чем читалось. Потом - нет здесь чтения, арифметики, письма, пусть авторы и говорят, что это так легко, что изучение ЧАП можно отдать на откуп родителям. Но не каждый родитель может донести нормально до детей и ЧАП в начальной школе, а английсктй язык - я вообще молчу. Мне надо забросить куда подальше все бытовые дела, все кружки, чтобы хотя бы посидеть и разобраться в методике преподавания этого ЧАП. Пока у нас хаос, а не СО...
Наталия13 сентября 2018, 09:03
Так как у меня дети дошкольного возраста, скажу свое мнение о садике.
Я недавнего времени была противницей детского садика. Но батюшка посоветовал отдать в садик даже несмотря на проблемы со здоровьем у дочки.
Дочка у меня была крайне забитой девочкой, стеснительная и молчаливая. Могла заплакать если к ней обратятся. Мы не могли изменить ее поведения. Окружающие люди были в шоке.
Сейчас после 6 месяцев посещения садика ее не узнать. Нормальный ребенок. Не сверх общительный , но и не такой как был раньше.
У сына есть друзья в садике. Он о них вспоминает на каникулах.
А если бы они у меня дома сидели, и знали бы только друг друга?
Я считаю и со школой также.

Назар Кочетков19 мая 2018, 14:56
Спаси Господи! Алексей, низкий поклон!! Мы с женой тоже решили 3 детей учить в СЕМЬЕ. 6-4-2-х летки. Белгород. Батюшке Дмитрию -до земли поклон..
Zoya Sorokina12 февраля 2018, 13:58
Ирине из США "Советская академическая школа была лучшей! " - Нет! не была Советская школа лучшей!Сколько можно иллюзий и обмана на этот счет! -По сравнению со многим это было лучше. и с тем.что сейчас в общих российских школах происходит - да. однозначно, лучше.Но это не значит. что хорошо..
Юлия Романова 2 февраля 2018, 10:48
Спасибо вам!
Ольга Барсукова28 января 2018, 21:32
Наша семья выбрала для себя программу "Классические беседы". Мы занимаемся по программе уже 13-ю неделю. Как удивительно реагирует ребенок на знакомую информацию в книгах, когда имеет за плечами багаж в виде заученных штудий по истории и хронологии в течение 12-ти недель. Встречая какой-либо знакомый факт, он сопоставляет его с другими фактами в своей памяти, как бы вытягивает цепочку фактов. Поразительно работает человеческая память (слава Богу за это!). До КБ я понятия не имела, что дети в 5 лет за такой короткий срок могут воспринять такой огромный объем информации. Причем они ее не "тупо зазубрили"! Они с этой информацией работают, переваривают, анализируют.
Елена С.28 января 2018, 20:35
Ирина из США часть 227 января 2018, 19:09 "Еле живая мать с 3-5 детьми разрывается между детьми." Ирина, я прошу прощения, а сколько у Вас детей? Я открою Вам секрет, любая мать с 3-5 детьми разрывается между ними. В этом и есть суть материнской любви - сораспятие за детей своих. И честь и хвала таким матерям! Скажу больше, Царство Небесное усилием берется, и "употребляющие усилие восхищают его" (Евангелие от Матфея).
Анастасия (часть4)28 января 2018, 11:26
Программа "Классические беседы", о которой в статье идет речь, удивительная, расставляющая знания по полочкам, проверенная временем. Благодарна Господу за Ирину Шамолину и Алексея Комова, которые делают большое дело для России. Не испугались, не махнули и рукой. Благодаря этим людям уже сейчас можно учиться по системе Христианского Классического образования в нашей стране. Огромная Благодарность Отцу Дмитрию Смирнов, Председателю Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, за благословление и поддержку Семейного образования. Слава Богу за всё!
Анастасия (часть3)28 января 2018, 11:22
Но Слава Богу мои дети постепенно "выздоравливают", благодаря такой форме обучения стали больше читать, радоваться знаниям.Сколько уже было программ, докладов на эту тему, в частности на тему того, что выпускники сегодняшних школ не знают нашей истории, путаются в датах, в фамилиях... (Например программы БесогонТВ Никиты Михалкова, "Диалог под часами" отца Дмитрия Смирнова, программы Владимира Соловьёва на радио Вести, также на эту темы говорили на Рождественских чтениях в Храме Христа Спасителя в этом году). Программа "Классические беседы", о которой в статье идет речь, удивительная, расставляющая знания по полочкам, проверенная временем.
Анастасия (часть2)28 января 2018, 11:19
Сегодняшние дети очень много проводят времени в школе, и поэтому большее влияние конечно же имеет школа.Мой ребенок ходил в школу достаточно долго, о чем я, мама, пожалела тысячу раз. А сейчас мы на семейном образовании и очень счастливы! Очень очень много плюсов и много труда! Радостного труда! Хочется, чтобы дети хорошо знали свою историю и русский язык! Чего я не увидела у своих учеников, в результате обучения в школе. Слава Богу, что еще не совсем поздно опомнилась и перевела детей на Семейную форму обучения. Школа убивает у детей тягу к знаниям, учит делать все для галочки. С чем я очень больно столкнулась на Семейной форме.
Анастасия (часть1)28 января 2018, 11:15
Ирина из США, легко сидеть далеко за океаном и советовать людям в России, разочаровавшимся в современной системе образования, как и что...и какая чудесная, расчудесная была советская школа, с эволюцией Дарвина, с культом личности Сталина, Ленина, вычеркнутыми из истории тысячами убиенных священникиков по всей России, с несуществующим Богом. Этот сайт называется Православие, а школа не учит детей, что все вокруг создано Богом и все, что происходит, происходит по его Божьему промыслу. А в семье можно этому научить, можно научить молиться, чтить свое Отечество и не быть похожим на Уренгойского мальчика с докладом для Бундестага.
катто28 января 2018, 10:54
продолжение.и мне непонятно,как,например,обучить ребенка физике/химии,если я в них ноль,муж-тоже не очень-это тоже надо ему не работать?чтобы сначала самому изучить,а потом ребенка учить?из статьи я не поняла этого.я не была в школе отличницей по точным наукам-не даются мне,гуманитарные еще ладно-объясню,а с остальными как быть?мне непонятно
катто28 января 2018, 10:51
тоже ничего плохого в школе не вижу..после школы ребенок пойдет в ВУЗ,потом-на работу-там везде общество самых разных людей,с ними надо уметь находить общий язык.а мальчик,который после ДО попадет в армию?не будет ли у него шока?вот уж где совсем разные люди,да еще запертые на одном пространстве..я считаю,не стоит впадать в другую крайность-отдали ребенка в школу и забыли-нет! родители должны заниматься и дома.ходить в музеи,на выставки,читать,рассказывать что-то,писать сочинения по выходным и тд.ребенком вообще надо заниматься.я каждый день,приходя из школы,садилась к маме и подробно рассказывала что и как-такой был контакт-и всегда получала совет.
Владимир28 января 2018, 02:15
Ирина из США часть 527 января 2018, 19:55 "православному ребенку придется жить в реальном мире последних времен." А семья - это по-вашему "нереальный мир"? Семья - такая же реальность. Вы удивитесь, но реальность может быть разной. И от нас зависит, в какой реальности будут возрастать наши дети. В реальности чистоты, благочестия и любящей семьи, или в реальности разврата и матершины одноклассников. Выбор каждый делает сам...
Ирина из США часть 527 января 2018, 19:55
"Катакомбная" школа - не выход. Ведь православному ребенку придется жить в реальном мире последних времен. Мы знаем много примеров, когда из семей священников выходили атеисты, а из семей язычников - мученики за веру Христову. Идти надо путем царским. И еще, братья и сестры, не оскорбляйте учителей! Кто из вас хотел бы встать на их место в современной школе?
ИРина из США часть 427 января 2018, 19:43
Советская академическая школа была лучшей! Да, были недостатки, которые и нужно было исправить. Здесь в эмиграции я встречаю людей из маленьких российских городков блестяще образованных! Американцам такое и не снилось! Так давайте вернем наше хорошее советское образование, создадим разноплановые школы, где будет преподаваться Закон Божий. Мы имеем на это право, коль скоро школы существуют на наши налоги. Это поможет матерям-одиночкам и людям с низким достатком (которых сейчас подавляющее большинство) дать хорошее образование своим деткам. А вместо этого мы продолжаем идти по пути колоссального расслоения, желаем устроить своих детей, а дети ближнего нашего как бы нам уже не нужны.
Ирина из США часть 327 января 2018, 19:30
Нужно очень много денег, чтобы оплачивать учебные пособия, чтобы нанимать воспитателей, которые сидят с младшими, пока мать преподает старшим. К средней школе это становится невозможным, покупаются компьютерные образовательные программы, и с этого момента ребенка обучает компьютер. Полноценное физико-математическое образование сразу выносим за скобки. Далее дети из "домашних" школ выбирают гуманитарное направление - самое низко-оплачиваемое. Матери мечтают о роли домохозяек для своих дочерей, что подразумевает такого же богатого мужа из "нечистых", прошедших через все ужасы медицинских и адвокатских школ. У меня сложилось впечатление, что им несколько льстит положение избранных.
Ирина из США часть 227 января 2018, 19:09
обеспечивался рабским трудом миллионов крепостных. Остается незамеченным период Царскосельского лицея (общ образования), и совсем не упоминаются тысячи бездарных и ленивых дворянских Митрофанушек - продуктов домашнего образования ( а на самом деле репетиторского образования). Что касается современного, так называемого домашнего образования, то это возможно на начальном этапе и только в хорошо обеспеченных/богатых семьях. У меня много американских знакомых, кто обучает своих детей на дому. Выглядит это так - папа - видный адвокат/врач/бизнесмен работает с утра до вечера. Еле живая мать с 3-5 детьми разрывается между детьми. На обед - бесконечные бутерброды с арахисовым маслом и вареньем
Ирина из США27 января 2018, 18:54
Я - учитель математики. В данный момент преподаю математический анализ в public high school. Родилась и выросла в Москве. Пhеподавала в общеобразовательной московской школе и давала частные уроки. Общий стаж работы в Москве - около 10, в Америке - 12 лет. Проблемы школы знаю не понаслышке. Для меня усиливающиеся призывы перехода на домашнее обучение звучат настораживающее и, скорее, говорят о желании власть придержащих окончательно отказаться от бесплатного школьного образования в России. Достаточно лицемерно приводятся в пример Пушкин, Лермонтов и др выдающиеся деятели России, как наглядное достижение домашнего образования. При этом умалчивается что их блестящий образ жизни
Ольга27 января 2018, 14:08
Действительно, СО - это не для всех, это для людей, которые хотят сами учить своих детей, для тех у кого эта идея находит в душе отклик. Всем остальным она не подходит, Алексей нигде и не призывает всех бросить школы и уходить на СО. Но вот для тех, кто учится на СО, программа КБ -просто клад, это большая помощь и занятия в сообществе нравятся и детям и родителям. Мы с сентября занимается по этой программе, у нас 5 детей от года до 12. Столько знаний, сколько старшая дочь получила за это время, она не получила в школе за все 4года. А кроме знаний мы сблизились со столькими прекрасными семьями, такая социализация нам и не снилась.
Sweta Sawa26 января 2018, 15:22
Други, всегда надо стяжать мирен дух, с этого начинается все благое. Не всегда в коллективе детском и подростковом это получается, к сожалению... И вина эта не только на детках учащихся и не на учителях которые погружены в пучину своих жизненых проблем. Она наша всеобщая, мы все немножечко виноваты в том, что все сейчас так холодновато-бездушно-безразличновато вокруг и в школе в том числе! Кому-то даются силы и открываются глаза, он идет и что-то меняет, начиная, ну хотя бы, с собственных детей, уча их дома не столько премудростям мирским и житейским, сколько терпению, милосердию, щедрости хотя бы внутри собственной семьи! Я забрала детишек на СО именно потому и не жалею!
Елена26 января 2018, 01:31
Катерина 25 января 2018, 02:07
"Практичность любой системы преподавания можно проверить только на практике:) поскольку имеется уже достаточное кол-во смельчаков, проводящих этот эксперимент на собственных детях, надо просто подождать и лет так через 15 (самое раннее) сравнить эту группу с другими детьми (возраст, соцпроисхождение и пр.) посещавшими гимназии..." Катерина, уже сейчас есть люди, дети которых обучались по программе КБ раньше. Они самостоятельно переводили материалы Classical conversation У Натальи Геды сын уже в ВУЗе. Об этом можно почитать в группе КБ в ВК.
Zoya Sorokina25 января 2018, 17:07
Лично у меня опыт частного семейного образования - у знакомых есть и отрицательный. и положительный, и дошкольный, и ранний школьный.. И затем действительно - разное отношение - семейное образование - для начальной школы и с 5 класса.. А у автора несколько навязчивая статья - об исключительной пользе и преимуществе домашнего обучения.. даже без оглядки на то.что стоимость подобного обучения - от 100000 в месяц (с 5 класса)на каждого ребенка!!Звучит как однозначный призыв сквозь всю статью..Очень странно..Звучит для многих, как -" зачем для вас мы будем решать проблемы текущей школы - бесплатной - вот заплатите за процесс и будет вам без проблем" ?..Вот вам и решение..
Ира25 января 2018, 14:10
Вопрос выбора школьного или домашнего образования сложен и неоднозначен. Что касается именно данной программы и ее автора, меня смутили два момента. Первое. Родители без высшего могут заниматься с успехом по этой программе. Родители без высшегл - это целевая аудитория, интересно? И как люди, непрошедшие вузовское обучение, где ты реально осваиваешь много разных знаний, могут помочь в освоении знаний своим детям? Второе. Если школа так ужасна и аморальна, то чем нас привлекает Гос. Дума, где автор надеется обеспечить школьникам практику? Своими моральными ценностями и нравственными устоями? Вот такие логические неувязки.
Ольга25 января 2018, 13:18
Непонятно с остальными кружками-секциями, музыкальными, художественными, спортивными школами и пр. ТУДА ведь ходят дети, которые матерятся, знают плохие слова итд. Авторы предлагают про все эти кружки-секции забыть? Ведь от общеобраз.школы они отказались именно по причине "плохих" детей. Так ведь в художках, музыкалках, спортшколах те же дети, от которых авторы пытаются уберечь своих детей. Брать частные уроки? Так далеко не всем по карману. Замкнутый круг.
Татьяна25 января 2018, 11:44
Спаси Господь за эту статью и за колоссальный труд Алексея Комова и Ирины Шамолиной!Эта поддержка очень нужна семьям,выбрвшим нелёгкий,но счастливый путь семейного образования!Наша семья 2й год на СО,с сентября в "Классических беседах".Это очень радостный труд.Помоги нам всем Господь!
Надежда25 января 2018, 09:33
Сколько сейчас и кружков и секций! Выбирай на любой вкус! Разные поделки приносят и детям очень нравится. А какие праздники устраивают и стихи и сценки и песни учат! Придешь на утренни-какой праздник. Трясутся уж с нашими детьми как не знаю с чем! И ни одного слова благодарности нашим учителям и школам.
Надежда25 января 2018, 08:48
А.С.К причем тут комплексы и "сдать ребенка" в школу, по себе людей не судят. В нашей жизни так много благ. Раньше крестьянские дети мечтали пойти в школы! Да давайте скажем Слава Богу! В какое время живем и сады и школы! Вечно всем недовольные! Простите есть недостатки но а сколько с детьми занимаются! Раньше только мечтать а сейчас любим критиковать! Да есть комментарий где детям 3 и 4,5 тут и речи быть не может что им эти курсы в пользу! А с 7 и более дети уже взрослее. Моему ребенку нравится в школе и я учу учиться жить среди разных людей. А наш "заслуженный учитель" всегда говорит что дети ведут себя как в семье научили.
Александра Нежнова25 января 2018, 07:12
Проучились по программе полгода и не пожалели ни разу! Очень продуманная программа. И материал по предметам, и методика обучения! Просто находка для семейника, не надо изобретать велосипед, не надо подстраиваться под что-то, дает возможность сохранить индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Надеюсь, что продолжение программы после 12 лет будет реализовано! Спасибо разработчикам!!!
У нас многодетная семья, трое детей, муж весь день на работе, буквально до отбоя, никто не помогает! Да трудно учить, но не невозможно, если правильно все организовать. Со школой не проще, учились, знаем.
Нина25 января 2018, 03:06
Из нашего потока,окончившие ВУЗ,практически никто в школе не остался, особенно из тех талантливых выпускников,которые реально хотели работать в школе и подавали большие надежды. Вывод какой? Учителя в гос.школе-люди с сомнительной квалификацией и непонятным отношением к ученикам(о любви и уважении,как я поняла из школьной практики, говорить не приходится).Если ты пришел с чистой душой и открытым сердцем в школу-все твои таланты будут на корню загублены пед.коллективом.Я бы насчет школьных учителей не обольщалась.
Нина 25 января 2018, 02:53
У некоторых комментаторов представление о школьных учителях,далекое от реальности. Все (пока без исключения) мои знакомые,которые задумываются о СО,закончили пед.ВУЗы,и не просто так. В 2007 я закончила педагогический университет-филологический факультет. Побывав на практике в одной из лучших школ г.Владимира,была шокирована отношением учителей к детям. Мат из уст учителя на уроке-в порядке вещей,ярый атеизм некоторых учителей, что отражается на изучении творчества некоторых писателей,одна из молодых учительниц (она была еще и классным руководителем 8 класса) говорила ученикам,что за пределами школы они могут"заниматься каким угодно сексом",и этот набор в 1 школе!
Катерина 25 января 2018, 02:07
Практичность любой системы преподавания можно проверить только на практике:) поскольку имеется уже достаточное кол-во смельчаков, проводящих этот эксперимент на собственных детях, надо просто подождать и лет так через 15 (самое раннее) сравнить эту группу с другими детьми (возраст, соцпроисхождение и пр.) посещавшими гимназии. Что выдано нагора теми и другими? Состоялись ли они как личности? % соотношение людей, выбравших технические профессии, военных или все-таки изучающих орхидеи и историю искусств. А так-то пока дитю три-четыре годика... милый лепет детских уст способен сбить с толку и более крепких психологически скептических оценщиков:)
Катерина 25 января 2018, 01:44
А.С.К.24 января 2018, 21:17 - а давайте "отзеркалим" Ваше послание? Просто поменяем слова местами. Итак "да, школьное образование требует от детей и родителей сверхзатрат и крепости характера. Да, посещать современную школу и оставаться человеком стало труднее. Но откуда у ВАС" (именно у Вас, у остальных участников дискуссии я ее не особо заметила) "столько агрессии" (у Вас в олном предложении аж три ??? - почти крик на виртуальном языке) "и непроверенных временем восторгов по поводу весьма сомнительной программы, людей разъединяющей и делящей на касты чистых и нечистых" (конечно, техника-то в США разрабатывалась) "такое впечатление, что люди, не владеющие умением элементарно общаться" и пр
Катерина 25 января 2018, 01:13
Ludmila24 января 2018, 15:47 - прежде всего, неплохо определить для самой себя - так что же все-таки такое "социализация"? Что значит "держать себя в обществе" (каком обществе? сводится ли все к манерам, умению высморкаться в платок или все-таки имеется ввиду "нужная реакция в нужный момент"?) И да - ребенок, получающий домашнее образование, ограничен 4 стенами своей квартиры все то время, пока его сверстники проводят время в обществе 30 человек. Или где вообще он проводит время домашнего обучения? Общество себе подобных и служит накоплению подобного опыта и закладыванию умения владеть тонким инструментом общения с разными людьми. Нет, если все 30 детей дети уголовников...
Катерина 25 января 2018, 00:47
Моя подруга-педагог гимназии сталкивается иногда с детьми, получающими именно домашнее образование. Результаты хорошие, репетиторы так и снуют туда-сюда (а Вы и вправду думали, что родитель в состоянии осилить современную школьную программу напополам с ребенком). Семьи, прямо скажем, даже и не средний класс. Гораздо выше. И да, проблемы социализации.
А.С.К.24 января 2018, 21:17
Да, домашнее обучение требует от родителей сверхусилий. Да, сдать ребенка в школу проще. Никто не спорит. Но почему столько агрессии в комментариях противников домашнего обучения??? Откуда столько нарочитых восторгов и дифирамбов в адрес пресловутого "коллектива"? Такое ощущение, что люди, сдавшие детей в систему образования, хотят убедить других (а в первую очередь себя) в том, что все они делают правильно. А это бывает тогда, когда в глубине души человек понимает, что он не прав, что он идёт на компромисс с совестью. Т.е. в глубине души люди испытывают чувство вины перед своими детьми, которых они сдали на откуп системе, и это чувство вины они пытаются заглушить нападками на дом. обучение
Владимир24 января 2018, 19:31
Отличная статья, раскрывает самые основные вопросы, с которыми сталкиваешься на семейном образовании. Мы уже год с нашими детьми занимаемся по системе Классические беседы.
Было много страхов, все они были шаблонные, как мы сейчас понимаем. Социализация, нехватка времени и умений, отставание от госпрограммы и т.п. Сегодня мы видим как меняются наши дети, как им интересно познавать мир, как их чувство любознательности не только не заглушается, но расцветает с каждым днём. Семейное образование меняет образ жизни, образ мышления и атмосферу в семье. Это семейный уклад, возможность видеть и понимать своих детей, находить с ними общие темы для общения.
У нас пятеро детей от 1 до 12 лет.
Ludmila24 января 2018, 16:05
Некоторые комментарии почитаешь, так покажется, дети на семейном образовании находятся в замурованном бункере. Не меньшая пошлость-все сводить к денежному вопросу и считать чужие средства. Насильно никто туда не тянет. Выбирают семьи такой путь - Бог в помощь, т.к. благо в этом не усмотрит только слепой. Обучающим детей в школе, есть тоже о чем призадуматься после статьи. Как минимум об ответственности, которую так многие легко перекладывают на Марьиванну, ведь проще простого потерять нити-связи со своим ребенком, а потом удивляться "как так вышло?" и винить учителя.
А технарей стране дают ВУЗы, в школах- общая подготовка детей, которую преподают не члены-корреспонденты РАН, а учителя.
Ludmila24 января 2018, 15:47
Поскольку все мы выходцы из школы, давайте все честно припомним, какими "социализированными" выпускались мы и наши одноклассники. Держать себя в обществе и уметь общаться как раз-таки мало кто умел.
Где после школы во взрослой жизни встречались с такой моделью, где рядом с Вами 30 ваших же ровесников? Реальное общество на работе - коллеги от мала до велика, а интеллектуальный и профессиональный уровень приблизительно сопоставим.
Алексей24 января 2018, 15:38
Ну вот и тут теперь реклама этой американской программы. Семейное образование далеко не для всех. И детей и родителей. И без квалифицированной помощи педагога далеко не все справятся даже в начальной школе. В программе КБ есть хорошие материалы ( правда я бы все равно подтверждал это у специалистов, так как в авторском составе нет ни одного проф специалиста) Но эта программа никак не заменяет школьную. Заниматься по КБ дополнительно наверное очень полезно , но не вместо школьной! У нас с женой двое детей на семейном образовании .И помощь хорошего педагога никак не сравнится с родительской, это мы поняли тоже сразу, только после периода неофитства)
Арина24 января 2018, 15:00
Василию С. 23.01.2018 23:44 С матом сейчас познакомят в любом учреждении, даже под вывеской министерства культуры. В школу ходят за знаниями по предметам, мат и пр. в школьной программе не значится. Интересно, кто должен создать школы и общество, отвечающее требованиям православных, пока они сами будут отсиживаться в кустах, указывая, где для них недостаточно чисто? Честнее закрыть 99% школ, сказать, все, государству образованные граждане в таком количестве не нужны, чем продвигать систему частного образования под видом семейного. Знаю некоторых профессорских детей, которых родители отдают учиться у/нанимают для них лучших, но сами за все не берутся, понятно без объяснений почему.
Оксана24 января 2018, 12:53
Георгий, я тоже так думала, но ребенок из православной семьи всегда в меньшинстве. ОН -неокрепший и поэтому идти против правил большинства может только сильная и зрелая личность. Я так могла, а мой ребенок -нет. Что же делать? Видеть, как подминают все хорошее в твоем чаде-это больно. И потом в каком -то возрасте, а это с 12 до 16 лет подростки перестают ходить в храм, потому что мир для них более привлекателен.
Евгения Кузнецова24 января 2018, 12:23
Ещё мне хотелось бы ответить тем, кто считает, что это для материально обеспеченных семей, что для этого маме нужно полностью посвятить себя обучению детей и полностью забросить быт, что это для семей с небольшим количеством детей и для горожан. Это совсем никак не связано! Здесь определяющее - ваше личное желание и готовность потрудиться на этом благом поприще. Я это могу по себе сказать. По мнению многих людей мы с мужем едва ли можем себе позволить иметь ребенка, не говоря уже о втором) И уж тем более не можем себе позволить отказаться от одного дохода и заниматься детьми лично! Но я уверена, это окупится нам сторицей! Дай, Господи, сил и мудрости.
Евгения Кузнецова24 января 2018, 12:13
Алексей, спаси вас Христос за ваши труды! Мы с удовольствием занимаемся по программе КБ во Владивостоке. Сын (4. 6 года) с нетерпением ждёт очередного занятия. С младшей сестрой (3 года) они все с успехом повторяют дома. Я вижу, что им это действительно интересно! После того, как сын узнает блок новой информации, он начинает задавать вопросы и таким образом помогает мне понять, где можно углубиться. Начиная я думала, что сын будет просто вольным слушателем, ведь он ещё такой маленький для такой информации. Я ошиблась) Он полноправный участник! Мне бы в голову не пришло давать ему такую обширную информацию)
Евгения24 января 2018, 11:59
Я полностью за семейное образование. Школа мне не дала НИЧЕГО, кроме низкой самооценки и страшнейшей социофобии. Каково оно, когда ты заходишь в класс под всеобщее гикание и улюлюкание, когда ты боишься завтрашнего дня, когда все съеживается, когда ты подходишь к школе, когда в твой адрес громовым голосом тебе на ухо орут "ТВАААРЬ". Я не хочу такого общества для своего ребенка. Это ничему не учит кроме того, что ты ТВАРЬ. Вследствие этого человек по жизни становится затравленным зверьком. Это было в 90-е, а сейчас... страшно и подумать. Я ограждаю не от общества, я ограждаю ребенка от неврозов, которые потом всю жизнь лечить придется.
Екатерина24 января 2018, 11:22
Резюмирую. Домашнее образование средних и старших школьников - это либо весьма дорогое качественное образование с огромным трудом всей семьи, либо поверхностное ограниченное образование ради сверхидеи (мы лучше других, и не хотим быть в грязи), либо исключительный опыт отдельной семьи в определенных обстоятельствах, который затруднительно экстраполировать на всю страну (например, дедушка - профессор физ-мат наук, мама - глубоко знает историю и языки и занимается детьми, папа зарабатывает в разы выше среднего по стране, а бабушка - ученый-химик).
Екатерина24 января 2018, 11:08
Продолжу. С 5 класса ребенок с окрепшей психикой и здоровьем уже вполне способен ездить в школу подальше ради хорошего образования. Ну что за утопия, как родитель может знать все? Физику, химию, биологию, а еще гуманитарные предметы (историю, языки). А для того, чтобы объяснить предмет, эту науку надо знать глубоко, а не только выучить перед объяснением. Разве можно сравнивать знания ученого-практика и старшеклассника-отличника? Подавляющее большинство родителей по предметам не по их профилю смогут преподавать не выше уровня старшеклассника-отличника. Если брать репетиторов хотя бы по 2-3 предметам, то это уже от 20 тыс. в месяц на одного ребенка. А если детей больше одного?
Екатерина24 января 2018, 10:05
Домашнее образование подойдет для начальной школы, если рядом нет школы с минимальным отбором детей и хорошей учительницей. В раннем возрасте у ребенка нестабильная нервная система, и столкновение с реальностью (крик учителей, хамство и мат одноклассников), может привести к многочисленным болезням и сломать психику ребенка.
С 5 класса домашнее образование - это уже для избранных и потребует огромных материальных ресурсов, если цель - получить действительно качественное образование, а не имитацию. К тому же с возраста 10-11 лет ребятам уже надо постигать жизнь, общаться, а обеспечить это в семье проблематично. Нужно уже что-то наподобие общины.
Катерина 24 января 2018, 02:06
Надежда 23 января 2018, 16:06 - согласна со всеми Вашими пунктами. Да, рефераты, презентации возможны только в группе людей. Да, дети учатся запихивать свое эго :) поглубже запихивать. Да, то, что родители некоторых детей удивляются каким-то школьным сюрпризам их ребенка... школа-то не виновата. Виноваты сами родители, живущие даже не то что на Луне, а за Луной.И самое позднее в школе получают неудовлетворительный feedback.
Василий С.23 января 2018, 23:44
Арина23 января 2018, 11:38 "Если какая-то известная вам школа рассадник дурных нравов, то ее надо закрывать...". Вы предлагаете закрыть 99% наших российских школ? В школе сейчас в обязательном порядке ваши дети познакомятся с матом, грязными похабными анекдотами, со ВСЕЙ грязью и гадостью содержащейся в интернете (от порнографии до...). Причем, даже если дома вы контролируете интернет, то в школу все дети теперь ходят с гаджетами и смотрят ТАМ и показывают друг-другу на переменах такое, что даже трудно представить чем это в перспективе обернется для детской психики.
Надежда 23 января 2018, 16:06
4.В коллективном изучении есть свои плюсы- дискуссии, возможность составлять задания для одноклассников, обсуждение материала и т.д. Как с этим быть? Есть две точки зрения-моя и моих родителей и неправильная? 5.Как научиться любить ближнего, находясь всё время дома и ставя себя в противоречие всему окружающему миру? Я и мои родители хорошие, а от остальных нужно держаться подальше? Идея, повторюсь, неплоха, но подходит не всем и,уж точно, не должна быть создана как бегство от вселенского зла-вокруг нас тоже люди, даже если они и не такие «православные» как мы.В том, что не складывается учеба в общеобразовательной школе виновата не всегда только школа, но свою вину родители признают не всегда
Надежда 23 января 2018, 15:52
Опыт,безусловно неплох, интересен и,возможно, некоторым семьям подойдёт. Но существуют вопросы: 1. Дети в семье разных возрастов- при работающих родителях(даже одном только) совместить обучение двоих или больше очень трудно или даже невозможно. 2. тот,кто занимается обучением, не занимается бытом: приготовить еду, сделать покупки, стирка, глажка,уборка и и.д. и т.п. этим должен кто-то заниматься. Домработница? Возможность есть не у всех, да и спорно это с воспитательной точки зрения. 3. Для многих мам время, проведённое детьми в школе, детсаду это чаще всего единственная возможность отдохнуть морально, побыть наедине со своими мыслями, уделить время себе(поход к врачу, парикмахерская и т.д.)
Элина23 января 2018, 14:18
Большое спасибо! Очень полезная статья для тех, кто пока на пути к образованию детей. Людям с отягощением уже имеющейся школы и кучи других дел трудно, конечно, "менять коней на переправе", но зачем ругать, не попробовав?
Надежда23 января 2018, 13:01
Я всегда не понимаю про домашнее образование, зачем же учителя заканчивают пединституты? Как может каждая семья дать ребенку знания по всем наукам, все таки в школе работают специалисты! И в старших классах каждому предмету свой! Ведь на учителя надо вы учиться! Я довольна учителем своего ребенка как она умеет объяснить у меня не получается! Я считаю что проблемы в образовании конечно есть, их бы и решать, с той же загруженностью детей. Но каждый должен своим делом заниматься. С молитвой и верой везде хорошо! А грязи и раньше было для того и воспитанием заниматься надо!
Иоанна_23 января 2018, 12:46
В./Хотя проще, конечно, скинуть детей чужим тётям...// Если вы такие молодцы, то хотя бы не превозноситесь над 90% обычных родителей, которые тоже любят своих детей и делают для них то, что в их силах. Исходя из своих реальных обстоятельств. У кого вера апостольская, тот не боится внешних. Я так же, как и Георгий, не думаю, что детям надо иметь общение только со "своими", с приятными, с бархатными.
Георгий23 января 2018, 12:14
Уважаемый, В.,

почему для Вас школа = "грязь окружающего мира"? Да, сейчас в школе не воспитывают, но это всегда было задачей родителей. Школа снимает огромное бремя с родителей по систематизации знаний о мире и вкладывании их в голову ребенка. И она таки учит детей жить в мире, а не прятаться от него. Да, там могут рассказать "плохое". Но это дети и так за 2 мин найдут в интернете с картинками и видео. Если школа действительно плохая, то можно же перейти в другую. Если попадется неадекватный учитель, значит надо общаться с руководством. Это наша страна, нам надо делать ее такой, какой мы хотим.
Арина23 января 2018, 11:38
В. 23 января2018,02:35 "...скинуть детей чужим тётям..."Больше, чем в раю, человека невозможно было оградить. Однако оказалось, что человека определяют не условия, а только его выбор. Если какая-то известная вам школа рассадник дурных нравов, то ее надо закрывать, а не делать обобщения на ее примере и мазать всех черной краской. Детей не надо водить в худые сообщества для закалки, но делать вид, что древо познания добра и зла выкорчевали и его больше не существует, тоже не стоит.И если уж говорить, то вообще-то все "чужие тети-дяди" на земле от одних папы-мамы произошли, и вы можете даже не подозревать с кем из "чужих" из одной Чаши причащаетесь, только это не их вина, а ваша беда.
Катерина 23 января 2018, 09:29
Конечно, дурные нравы развращают. Но и дети чиновника, выросшие в искусственно созданном для них родителями оазисе, вряд ли захотят служить Родине (которую они знают из окна автомобиля, везущего их на их 3часовые занятия и по книгам о Рюриковичах). Иммунитет к грубой жизни у них-то тоже отсутствует - по той же причине. Школы-экстернаты существуют при посольствах России во всех практически странах мира. Отзывы о них очень хорошие - по причине строгого отбора учителей, наверное. Так что такой опыт работы ребенком над школьным материалом не нов.
Алина23 января 2018, 09:13
Георгий 22 января 2018, 16:12 - согласна с Вами, надо преображать мир, а не прятаться от него. Из такого воспитания вполне логично следует: зачем ходить в храм, если "Бог-в-душе". Ведь в храме бывают вредные бабушки, да и вообще (о ужас!) храм - это же сборище грешников! (Кающихся, правда, но это уже неважно.) Что плохого, если "учат молчать, пока не вызовет учитель, и вставать/садиться по команде"? Навык послушания не нужен будущему солдату? Или будущей жене-христианке? И, на мой взгляд, общество сверстников и учителей - это общество более чем полноценное. Полноценное потому, что это модель общества: как правило, в классе есть полный набор характеров, которые поджидают нас в потом жизни.
В.23 января 2018, 02:35
Георгий22 января 2018, 16:12 "Что ж за вера у нас, если мы должны детей с детства ограничивать от остального мира?" Вера у нас апостольская! Апостол Павел сказал: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы". Так что детей от грязи окружающего мира ограждать нужно! Это наш родительский долг. Хотя, конечно, проще скинуть детей чужим тётям, да ещё и оправдание себе придумать, для собственного успокоения, что дескать это мы так детей "закаляем", это, дескать, им даже полезно...
Светлана23 января 2018, 01:24
Все это реально для большого города. А как быть если семья живёт в маленьком провинциальном городке, где нет ни музеев, ни выставок, ни встреч с разными интересными людьми. Как ребенку научиться выстраивать, в этом случае, отношения с обществом, вне семьи?
Катерина 22 января 2018, 23:32
22 января 2018, 12:48 - тогда это школа-экстернат. Тоже самое, ничего нового, кроме присутствия родителей на занятиях в описанной Вами системе. Ребенок, посещающий школу-экстернат, получает гору заданий и готовит их самостоятельно, а учитель играет роль лотсмана (поскольку по времени и не получается учить). Родитель точно также 100% задействован в процессе. У Вас малость часов поменьше. И я сомневаюсь, что современную физику, химию и биологию можно разжевать и уложить в головы родителей за 3 часа.

Ира22 января 2018, 21:37
Что касается конкретно этой инициативы в сфере дом. обучения, то сильно смутил уход от ответа на предпоследний вопрос. Как связана практика в Гос. думе и поступление школьника в вуз? Зачем ребенку участвовать в дебатах Думы и как именно это сможет обеспечить человек со статусом помощника депутата? Неясно.
Ксения22 января 2018, 21:36
Я росла до 20 лет в военном городке, в 80-90-е годы. За забором городка: в темноте пойдешь- нож в спину легко. Все помнят то время. А в городке: 17-летнего подростка за бутылку пива пропесочат будь здоров.Семьи, в основном,- офицерские. Тогда офицеры были той прослойкой, в которой понятия морали, чести, достоинства были не просто словами. Поэтому мальчишки в моем классе ни одну девочку не обозвали даже, простите, "дурой". А что творилось в школах тогда за пределами городке! Я благодарна Богу, что была в такой своеобразной изоляции. С социализацией проблем не было, по жизни попадала в приличные коллективы. Берегите детей от грязи! Старайтесь как можете, а Бог им потом по жизни поможет
Ксения22 января 2018, 19:35
На мой взгляд, продвижение домашнего обучения взамен школы и садиков это результат все более осознаваемой потребности общества попытаться как-то оградить детей от глубокого кризиса современной системы образования в России и напрочь отсутствия нравственных ценностей в учебных учреждениях. Море учебных программ "кто во что горазд", колоссальная нагрузка детей в начальной школе, низкий % учителей с большой буквы, отсутствие духовно-нравственного воспитания. Дома мама худо-бедно разъясняет "что хорошо, а что плохо", ее волнует порядочным ли человеком вырастет ее чадо. Педагогам на это глубоко сами понимаете. Другое дело, что домаш.обучение это новинка и многим поэтому боязно. Продвигайте, идею!
Максим22 января 2018, 16:41
Надо глубже исследовать проблему социализации потому что рабочий коллектив это прошлые хамы, матершинники, наглецы и подлецы из общеобразовательной школы и работать надо среди них. И им надо противостоять своей верой может также как бы ребенок своей верой противостоял им в школе. И думаю также важно помнить что родителям трудно уберечь от всего недоброго свое чадо не обращаясь к помощи Божией.
Георгий22 января 2018, 16:14
"выбор обучения в рамках такого мировоззрения, которое соответствует их взглядам." -

с такой позицией можно далеко уйти. Получается иеговисты будут растить иеговистов, буддисты - буддистов, мусульмане- мусульман и т.д. Давайте с детства делится по Согласитесь с таким подходом?
Георгий22 января 2018, 16:12
Что ж за вера у нас, если мы должны детей с детства ограничивать от остального мира? Еще один "православный" забор? Мы должны преображать мир, а не прятаться от него. Ребенок-христианин должен быть примером в школе, обычной школе. Вместо того, чтобы объяснить разницу между научным познанием и Откровением, мы просто прячемся за своей оградкой.

Средняя школа дает нормальное образование тем, кто хочет учиться. А если родители помогают ребенку, то и 80 баллов ЭГЭ не проблема.
22 января 2018, 14:20
И еще. Этот итальянский папа, был ну очень крутой адвокат.День рабочий начинался в 8 и заканчивался очень поздно. Но! Он все же нашел решение. Viam supervadet vaden(дорогу осилит идущий)
Арина22 января 2018, 14:16
Америка не лучший пример для подражания. Мы уже много чего сделали "как в Америке", в т.ч. в образовании, и все теперь оценивается со знаком минус. Никто не позволит России печатать доллары для оплаты импорта мозгов, прикрывающего дыры системы никудышнего массового образования. Ссылаясь на Пушкина, Толстого и пр. стоило бы привести данные о количестве безграмотных, обеспечивавших своим дармовым трудом материальную базу элитного образования сотни-другой дворянских семей. И еще учесть несопоставимость условий по многим характеристиками дореволюционной и нынешней России. В статье описывается не семейное образование, а домашнее как одна из альтернативных систем частного образования.
22 января 2018, 14:16
У нас с мужем такая же жизненная ситуация.Только он не священник.И бабушки полусумасшедшей нет. Но есть все остальное! ((( Муж отсутствует дома. Работа словно плен египетский. Но если поставить на первое место воспитание и образование, все получится.И тут важно учитывать, что это свободный выбор каждой семьи.
Мы очень часто не видим решения проблем. Мы сами когда вставали на это путь,не знали КАК мы будем справляться. Помню пример одного отца. Узнав, что можно учить детей дома, он загорелся этой идеей.А дело было в Италии.А в Италии просто так это не проходит.Там довольно жесткий контроль.Так он вставал в 5 утра,будил детей и занимался с ними. Дети закончили школу и поступили в ВУЗ.
Рита22 января 2018, 14:03
"Дети наших семей-участниц проходят ежегодную аттестацию по ФГОС при содействии Центра поддержки семейного образования."
Может сложиться впечатление, что есть некий центр-помощник, в котором такие дети только и способны пройти аттестацию. Нет. Проходят где угодно - как дистанционно, так и очно, в обычных школах - кто что выберет.
Екатерина22 января 2018, 13:06
Всё верно, но есть одно маленькое но. В этой семье оба - и муж, и жена - фанаты идеи домашнего образования и кладут на это свои жизни, оба. Не сомневаюсь, результат у них будет прекрасный. И с жилищными условиями, видимо, всё ок. Но как быть жене священника с пятью погодками, у которой муж дома отсутствует постоянно? Как быть семье с тремя детьми в однокомнатной квартире, где надо одному на скрипке репетировать, другому математику учить, а еще младенец хочет спать... или если есть полусумасшедшая бабушка дома, которую православные родители не могут сдать в дом престарелых. И так далее. Это примеры из реальной жизни. Но тем у кого есть нормальные условия - удачи, это хорошо, дело благое!
22 января 2018, 12:48
Здравствуйте! КБ - это не заочное образование.Занятия в группе проходят раз в неделю. Длятся ровно 3 часа.И все эти три часа родители обучаются вместе с детьми. Они вовлечены в сам процесс обучения. И это не домашнее образование,а семейное. И еще! В КБ есть и химия, и биология, и физика.

Lubov Bokova22 января 2018, 09:45
На днях была статья о том , какое зло детские сады, теперь вот о том, что в школу ходить тоже зло. Жду с нетерпением статьи про домашнее лечение детей.Лечиться ,учиться и рожать надо дома, а то вокруг одно неблагочестие и православные детки нахватаются всякой гадости. Все правильно и хорошо, одного не пойму:как многодетной маме все потянуть? Обучить старших, развивать средних, нянчить младенцев, а еще всех накормить,более-менее в чистоте дом содержать.Я правда не понимаю и искренне восхищаюсь женщинами, которые все это могут сами.
Катерина 22 января 2018, 01:14
О двух старших детях, закончивших школу, хотелось бы поподробнее.
Судя по описанию, подобное образование "заточенно" на гуманитарные науки. В то время, как стране требуются преимущественно технари (если, конечно, страна хочет скатиться на уровень Африки... тогда можно и без технарей обойтись). О точных науках (не ограничивающихся интегралами) пратически ни слова. О практических занятиях в лабораториях на уроках биологии и химии - тоже ни слова. Опять же и еженедельные занятия в группах уже
заочное образование. И называть его домашним некорректно. Тогда уж лучше и честнее образовывать частные православные школы с соответствующей программой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×