Как помочь старшему поколению прийти в Церковь?

Ответы пастырей

Как помочь нашим родителям – тем, кто значительно старше нас: мамам, отцам, бабушкам и дедушкам – прийти в Церковь? Ведь старшее поколение росло и формировалось при советской власти, когда атеизм был господствующей идеологией. Они уже укоренились в своем мировоззрении, в своих привычках. Им сложно прийти в храм, особенно в первый раз. Очень многие из них до сих пор относятся к Церкви с недоверием.

Но, с другой стороны, хорошо ли это, когда младшие пытаются учить старших, особенно в таких серьезных вопросах? Чем мы можем помочь, и как тут вообще быть? Стоит ли вести разъясняющие беседы, спорить и убеждать, или есть другой путь?

«Любая вера, навязанная силой, есть вера неверная»

Протоиерей Александр Авдюгин:

– Самое главное – не указывать верить, молиться, поститься и не советовать постоянно: «Делай, как я!» Аксиома: «Любая вера, навязанная силой, есть вера неверная» – не только для младших, она и для старших аксиомой остается.

Спорить – чревато: слишком много получим в ответ аргументов о более нравственном уровне общества того времени, когда росли и жили наши родители и бабушки с дедушками. Понятия об уважении к старшим, забота о младших, помощь больным и престарелым воспитывалась и поощрялась, как и образование со всеми его идеологическими отклонениями было тогда на высоком уровне.

Любовь «к отеческим гробам», к традициям и истории – аргумент, к которому старшее поколение прислушается

Но есть аргумент, к которому старшее поколение прислушивается: знаменитый моральный кодекс тех времен, если убрать из него идеологические построения, по сути своей хоть и наивная, но в общем-то верная калька основных библейских постулатов. Сумеем это объяснить – появится интерес; сумеем своим поведением и нелукавой искренностью стремиться к исполнению заповедей Божиих – заинтересованность перерастет в желание узнать, что это за вера такая.

Еще один аргумент, к которому старшее поколение всегда прислушается, – любовь «к отеческим гробам», к традициям и нашей истории.

Протоиерей Александр Авдюгин Протоиерей Александр Авдюгин

У меня есть знакомый молодой священник, который привлек в храм бабушку вкупе с дедушкой составлением генеалогического древа своего семейства. На вопрос деда, зачем он это делает, родственников расспрашивает, письма в архивы пишет, батюшка ответил: хочу за них молиться. Этого было достаточно, чтобы старики пришли в храм.

Именно личный пример веры, на традиции, культуре и истории наших предков основанной, как мне кажется, главный аргумент в апологетике со старшим поколением.

Если коротко, то: не будь навязчивым, а будь примером.

«Если ты недавно вступил в лоно Церкви, научись сперва сам»

Священник Валерий Духанин:

– Лично для меня этот вопрос долгое время был весьма болезненным. Дело в том, что я рос в обычной атеистической семье. Никто, ни родители, ни мы с сестрой не верили в Бога. В 1989 году, когда мне было 13 лет, мы с сестрой и еще двоюродной сестрой решили креститься. Нас, детей, никто не учил вере, да и креститься мы, дети, решили непонятно даже зачем, просто чтобы приобщиться какому-то таинственному действу, которое защитит, поможет. Но удивительным образом таинство Крещения изменило меня, открыло сердцу Бога, и я вышел из храма новым человеком, чувствуя внутри удивительный свет, радость и еще свободу. С тех пор моя жизнь резко поменялась, я ходил в храм и радовался, что обрел смысл жизни, уже не видел для себя никакого другого пути кроме служения Богу. И вот тут оказалось, что мои родители меня не понимают.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

«Зачем тебе это надо?» – говорили они мне, когда я собирался в храм в субботу и воскресенье. Они не видели никаких перспектив на этом пути. Церковная жизнь их пугала и вызывала недоумение, казалась пережитком прошлого. Впрочем, мне не мешали и не запрещали. А когда я поступил в духовную семинарию – это был 1993 год, – то оказалось, что преобладающее большинство семинаристов, насколько я помню, вышли из невоцерковленных семей. Наблюдался парадокс: дети обращались к Богу раньше родителей. Мне кажется, что сейчас эта разница несколько сгладилась.

Уже и не помню точно, что я говорил своим родителям, но однозначно говорил, мне хотелось, чтобы и они восприняли эту радость – общение с Богом. Помню, как делился своими впечатлениями от прочитанного в Библии. А поскольку я стал читать Библию, как и всякую книгу, с первых строк, то есть с Ветхого Завета, то, не будучи еще достаточно воцерковленным, я с воодушевлением говорил о совершенно бесполезных в свете Нового Завета вещах, например о чистой и нечистой пище, чем только вводил своих родителей и бабушку в недоумение.

Сейчас я убежден: если ты сам недавно вступил в лоно Церкви, то не пытайся никого учить. Научись сперва сам. Мои слова на родителей, естественно, не очень действовали: они не ходили в храм.

Скажу честно, что у меня так и не возникло никакой методики по обращению к вере старшего поколения. Мне кажется это в каком-то смысле даже искусственным и неправильным. Если ребенок пытается учить родителей уму-разуму, то выглядит это просто дико. Для меня очевидно, что если дети обратились к Богу помимо родителей, то и тем более родители могут обратиться к Богу без навязчивости со стороны детей.

Повлиять может только добрый пример. Люди всегда тянутся к тому, что приносит им благо, пользу. И когда они видят на конкретном примере и осознают, что Церковь несет душе благо, тогда наступает переосмысление. Мои родители обратились к Богу помимо какой-то пропаганды с моей стороны.

Еще приоткрою секрет: когда я учился в семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, то регулярно, практически каждый день, ходил к преподобному Сергию. Каждый раз я нес с собой записку с именами родных людей и молился об их обращении к Богу, о спасении их душ. За то время, что прошло с тех пор, практически все родные действительно обратились к Богу. Но совершалось это как-то незаметно для глаз.

Сначала в храм пошла мама, стала исповедоваться, причащаться. Потом стал изредка ходить папа. Прошли годы, и получилось так, что родные нам люди построили храм блаженной Матроны Московской, храм тут же занял центральное место в жизни многих родных людей, а мои родители поселились прямо рядом с храмом, папа сам стал исповедоваться и причащаться, без чьих-то просьб и предложений. Также и бабушка, да и почти все – каждый по-своему, но к Богу пришел.

Самое главное – постоянная молитва о родных людях, молитва от сердца

Не думаю, что можно путем споров и дискуссий привести человека к Богу. Обращение к Богу – тайна человеческой души. Старшему нас человеку можно только по-доброму предложить, рассказать про Христа, про то, как жизнь в Церкви укрепляет и питает нас. Но самое главное – постоянная молитва о родных людях, молитва от сердца – она приносит плод.

Различие веры и неверия – это не просто разница мировоззрений, это различие двух внутренних состояний, опыта сердца. Одно сердце чувствует Божие присутствие, а другое – нет. Веру в Бога невозможно насадить в душе рассудочно-рациональным путем. Она обретается как откровение, как личная встреча с Богом, и тогда преображается сердце.

Если дети обратились к Богу раньше родителей, то это уже огромная духовная победа. Это намного лучше, чем когда обратились к Богу родители, а дети – нет. Обычно родители более трепетно вглядываются в то, чему посвятили себя дети, поэтому часто родители воспринимают от детей обращение к Богу.

Хочется вспомнить из истории. Когда на Руси распространялась православная вера, то особенно тяжело шли дела в Ростове Великом. Двух первых епископов выгнали. Третьим епископом был поставлен святой Леонтий Ростовский, но и ему не удавалось склонить местных жителей к вере, его тоже изгнали. Тогда он поселился возле Ростова и стал общаться с детьми местных жителей. Детей привлекала его доброта, а он говорил им о Христе, о спасении, затем крестил их, и после этого к вере стали располагаться и взрослые. Так обращение детей ко Христу стало началом воцерковления всего Ростова. Поэтому обращение к Богу именно детей прежде родителей – отрадное явление в жизни современной России. Через детей вера распространится на всех.

«Воспитание» отцов

Священнник Димитрий Шишкин:

– Мне кажется, в отношении старших родственников прежде всего нужно позаботиться о точнейшем и полнейшем исполнении заповеди о почитании родителей. Это относится и к дедушкам, бабушкам и прочим старшим родственникам. Потому что основанием проповеди о Христе, конечно, должна служить любовь. Тогда и слово наше, сказанное о вере, будет «приправлено солью», то есть духовно полно и содержательно. Это первое.

Священнник Димитрий Шишкин Священнник Димитрий Шишкин

Второе: не надо думать, что перемены в наших близких произойдут быстро и именно так, как мы этого ожидаем. Люди все разные, и в ком-то благословенная перемена сердца происходит легко и быстро, а в ком-то с трудом и медленно. В любом случае нужно дорожить свободой близкого человека и не насиловать его волю. Запастись терпением и доброжелательным уважением. А это значит: не морочить голову своими бесконечными нотациями, «не считать себя чем-либо, будучи ничто» (ср.: Гал. 6: 3). Учиться больше слушать и служить, а не умничать и вразумлять.

Можно и нужно рассказывать о вере родным, но делать это надо с тактом, а не нарочито поучая

Конечно, можно и нужно рассказывать о своей вере родным и близким, но делать это нужно с тактом, а не нарочито, с «просветительской» целью, что может вызывать только раздражение в отце и матери, которые сами тебя учили говорить когда-то, а теперь ты пытаешься их чему-то учить. И пусть ты тысячу раз правильные слова говоришь, но если нет простоты и доверительности, если эти слова не исходят от полноты сердечной жизни – то остаются одни буквы.

Сердце человека исцеляет только Господь, надо помнить об этом. А значит, нужно молиться с болью за своих неверующих или невоцерковленных родственников и самому быть живым и истинным христианином. Подтверждать проповедь свою личным примером, помня, что «нет слова, которое было бы мудрее дела» (святой Марк Подвижник).

Подготовил Юрий Пущаев

8 февраля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Адам, Евица и Милица. Ничего особенного. Просто – христианство Адам, Евица и Милица. Ничего особенного. Просто – христианство
Петр Давыдов
Адам, Евица и Милица. Ничего особенного. Просто – христианство Адам, Евица и Милица. Ничего особенного. Просто – христианство
Петр Давыдов
«Здесь, в Призрене, творилось такое! – говорит Адам. – Сербов убивали. Насиловали. Оскверняли церкви. Насмотрелся я на это, и появился у меня протест в душе. Этот протест и привел меня в Православие, а потом уже – к Евице и Милице: надо же было помочь!»
Люди за спиной Люди за спиной
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди за спиной Люди за спиной
Протоиерей Андрей Ткачев
Умерли твои родители или живы, они – за спиной твоей. Это читается по чертам твоего лица, по голосу, по твоим привычкам и склонностям, короче, по той тысяче мелочей, которой пахнет живой и конкретный человек.
Визит Визит
Олег Лазарев
Визит Визит
Рассказ
Олег Лазарев
«А я мать свою не люблю, – сказал Александр, – хотя я у нее всегда ненаглядный был. Без матери лучше. В начале лета приезжала, так еле сбагрил. Немало крови попортила… Друзья у меня теперь вместо мамки».
Комментарии
наталья19 февраля 2018, 10:50
Здравствуйте! меня зовут Наталья,я делаю первые шаги в Христианстве, стараюсь по силам держать все посты, недавно с мужем, открыли слон красоты, по воле Божией, прямо на против Храма, что собственно и послужило на такой ответственный шаг.мы находимся в деревушке, и в салоне, я и администратор, и мастер, и директор, по Воскресениям, салон открываю позже, так-как Литургию не пропускаю, а в субботу, исхожу от записей, не всегда могу быть на вечерней.Сейчас в первую неделю, естественно хочется побывать на чтении Андрея Критского, но не могу бросить салон, и в тоже время, чувство совести мучает, ведь все что имею, это только благодаря ГОСПОДУ.как быть?
Михаил17 февраля 2018, 10:11
Благословите Батюшка ! Расскажите ,почему Нафанаил не был призван в Апостолы, ведь его признал и возлюбил Господь ( Ин.1,43-51). Спаси Вас Господи
Людмила16 февраля 2018, 22:26
Очень нужная актуальная публикация. Спасибо! у меня вопрос к священнику Духанину:" разве можно подавать записки о некрещённых" Возможно его родители были крещённые и не шли в церковь по каким-то своим соображениям.
Анастасия12 февраля 2018, 15:44
Наталье. Не отчаивайтесь. Нам надо сразу и сейчас. Молитесь дальше . Я смотрела передачу по телеканалу Спас Мой путь к Богу. Женщина была еврейка. Они пришли к Господу.Она рассказывала, что очень переживала, что отец никак не приходил ко Христу. Что только не делала своими силами. Никак. А он уже был старенький и уже в больнице. И тут ей кто-то знакомый дал совет, там в передаче он приводится , но я не запомнила точно. Что-то вроде возложить все на Господа. (лучше посмотреть этот сюжет, он в архиве, наверняка, есть, очень поучительный). И не помню как уж точно, но ее батюшка всей душой , осознанно пришел ко Христу за 8!!! дней до смерти. И там еще интер.продолжение. Силен Бог Христианский.
Елена10 февраля 2018, 21:57
Всё правильно написано. Но, что делать, если родители уже старые и больные, и осталось им совсем не много. И тем не менее, продолжают упорствовать в своих заблуждениях. Когда совсем не осталось времени? Знаю, надо молиться. Молюсь за них. Но ничего не происходит. Разговор тоже не получается. Просто опускаются руки.
т. 9 февраля 2018, 21:16
Какой же болезненный этот вопрос, когда с родителями нет согласия в самом главном вопросе жизни - вопросе веры и неверия. Иногда думаешь, что между нами пропасть непреодолимая. Иногда думаешь, что, не имея собственных детей, сердце начинает невольно воспринимать родителей, как заблудившихся или безпечных детей. А иногда немирность в сердце такая после соприкосновения наших внутренних миров... Давно уже стараюсь никаких разговоров о Церкви и вере не заводить с родителями. Наверное, это, на самом деле, такие уроки, которые надо усвоить, такое житейское послушание. Или это сама я такая христианка никудышняя... но с таким настроем и до отчаяния недалеко. Остается одно: Слава Богу за всё.
Анна 9 февраля 2018, 14:38
Испробовано всё: и генеалогическое древо, и моральный кодекс строителя коммунизма. А воз и ныне там... Но для меня это не прошло даром, я набралась опыта духовной жизни, на многие вещи стала смотреть по-другому. Неверие близких сыграло роль "тренера", закалило в духовной борьбе со своими страстями, стимулировало мой интерес к духовной литературе, научило надеяться на Бога больше, чем на людей. Такие вот бесплатные миссионерские курсы. Бог знает, может, это их такая милость ко мне, и они за это тоже помилованы будут? Слава Богу за всё!
Анна 9 февраля 2018, 07:35
Эти советы хороши только с теми близкими, которые изначально высоконравственны. Вот с ними сработает сказанное: "Когда они видят на конкретном примере и осознают, что Церковь несет душе благо, тогда наступает переосмысление". А как быть, если твои родные - воинствующие атеисты, которые при любом упоминании кем-либо о Боге начинают производить страшную хулу на Него? Как быть, если им плевать на все нравственные нормы и твоя нравственность вызывает у них отвращение? Как быть, если благом для них являются только деньги и здоровье? Церковь не даёт таких благ, и для своих близких ты становишься ещё более отвратительным - занимаешься бесполезным делом. Мне кажется, тут остаётся только молиться...
Наталия 9 февраля 2018, 00:57
А для меня боль - наш некрещеный отец. Молюсь за него третий год, даю милостыню, даже небольшой пост держала ради того, чтобы он уверовал. И говорила с ним мягко и ненавязчиво. Даже внук молился о крещении дедушки, прикладывались с этой молитвой к деснице Иоанна Крестителя. И все абсолютно бесполезно. Я пришла к выводу, что кого Бог призовет, тот и уверует. Сказано же, что спасется меньшинство. Нам, видимо, не повезло. К сожалению, не могу быть личным примером безупречной веры, а все вышеперечисленное не помогает. Очень боюсь ослабления веры, если папа, не дай Бог, умрет некрещеным. Несмотря на это, все равно продолжаю молиться. Не знаю, что ещё нам можно сделать.
Евгений 8 февраля 2018, 19:22
В общении с людьми старших поколений порой очень трудно затрагивать тему бытия Божия, веры в Бога. Чувствую очень жёсткую грань, которая, как я убедился, связана с атеистическим воспитанием наших отцов, дедов и прадедов в советском государстве. Часто со стороны старших проявляется просто нежелание говорить о Боге, поясняемое аргументом "мы росли в другое время, нас так воспитали". Почему же тогда миллионы людей, которые выросли в Советском Союзе, всё же пришли к вере? Например, моя пожилая тётушка. Их разве не воспитывали тоже по-советски? Никакой возраст не отменяет свободы воли человека и способности к познанию (за исключением разве что людей с повреждённым рассудком). "Нас так воспитали
Наталия 8 февраля 2018, 16:46
В период неофистства эти советы трудно исполнить - вера и любовь переполняют, хочется делиться со всеми, особенно ближними. Часто это выглядит навязчиво - они-то не разделяют моего мнения. Но мне очень помогли советы в период моего обращения к Богу о том, что близких нельзя привести к Богу насильно - только молитвой и изменением себя. Я это твердо понимала в отношении супруга и ребенка-подростка. Ни разу я их не заставила идти со мной в храм, но тихонечко молилась о них, носила домой разные книги. И вот, с Божьей помощью, мои любимые муж и сын пришли к вере, стали ходить со мной в храм. Супруга я уже проводила в Вечность - и так рада, что он полюбил Христа всем сердцем.Жаль, с мамой сложнее.
Ирина 8 февраля 2018, 15:16
Спасибо.Такие беседы очень нужны и полезны.Моим родителям по 80лет, о Боге, церкви не хотят слышать, даже иронизируют, злятся, когда говоришь о вере.Что это?
Владимир Степанов 8 февраля 2018, 13:41
Прихожанке: Не переживайте за знакомую - как сказано в Книге Откровения, холодный атеизм лучше тёплой веры. Узреть Его не могут большинство людей, нам не дано понять Его замыслы
Прихожанка 8 февраля 2018, 12:44
Одна моя знакомая(пенсионерка),когда ее сократили на работе,делилась этой бедой со мной.Как могла я ее утешала,при том сказала,что вот теперь она может и в храм на службу сходить,за детей,внуков помолиться,то в ответ услышала страшные(на мой взгляд)слова-"А что мне дал Бог?".Я была просто шокирована-"Как что?ВСЕ-и детей и работу высокооплачиваемую ,и возможность поездить мир посмотреть(все это в бытовом смысле)и много что другого".Молюсь за нее очень давно и на проскомидию подаю за нее ,но вот такая реакция.Хотя к мощам Матронушки Московской она все-таки ездили,до конца не осознавая,что святые угодники за нас,грешных,Богу молятся и Господь ,по их молитвам,помогает нам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×