Деревенский дауншифтинг: выбор чудаков или задача государственной важности?

Согласно оценкам консультационной фирмы МакКинзи, которые были озвучены руководителем Сбербанка России Германом Грефом на проходившем в рамках Давосского форума деловом завтраке, количество безработных в мире к 2030 году в результате цифровизации возрастет с нынешних 200 млн. до 800 млн. чел[1]. Рост безработицы в 4 раза – пока, конечно, только пугающий прогноз. На самом деле точно неизвестно, когда, например, профессия водителя автомобиля уйдет в прошлое[2]. Когда бухгалтерский учет будет полностью поручен компьютерной программе, а вместо походов в школу ученики будут удаленно слушать урок перед монитором компьютера. Все же граница между человеческой свободой и тем, что человек решит поручить компьютеру и тем самым ограничить свою свободу, скорее всего, будет определяться опытным путем и постоянно меняться. И потому до конца нельзя точно сказать ни сегодня, ни завтра, где она будет проходить. Пока что речь идет о перенесении проблемы идеологами цифровизации в поле общественного обсуждения.

Еще в 1930-х годах Чарли Чаплин тонко выразил озабоченность бурным наступлением техники на человека в фильме «Новые времена». Сегодня большинство экспертов признает, что структурные изменения в результате роста цифровизации будут сопровождаться необходимостью массовой переподготовки работников. Это затронет, прежде всего, рынок труда в крупных городах. Очевидно, что такие структурные сдвиги будут происходить на фоне обострения экологического кризиса. По своим масштабам и угрозе человечеству экологический кризис вполне сопоставим с проблемой ядерной катастрофы, как справедливо отмечал академик Игорь Шафаревич в книге «Русский народ в битве цивилизаций»[3]. Жители крупных городов не только России, но и других стран страдают от низкого качества воды, вредных шумов, загрязнений воздуха, проблем с отходами на окраинах, продуктов питания с добавлением небезопасных для здоровья компонентов. Список проблем можно продолжить угрозами, которые несет городская преступность, терроризм (станции метро в Санкт-Петербурге теперь закрываются практически каждый день на проверку «бесхозных» предметов), и даже тем, как поставлено похоронное дело, когда площади городских кладбищ не хватает для захоронения тел без сжигания. Это имеет принципиальное значение для возможности выполнения христианской воли усопшего – быть похороненным в земле, а не кремированным. Например, ежегодно, по данным Петростата, в Петербурге умирает около 60 тысяч человек. Из них на кладбищах города хоронят порядка 10 тысяч – на свободные места (остальных либо кремируют, либо хоронят в родственные могилы). Причем процент кремации в Петербурге составляет порядка 70% – это один из самых высоких показателей в стране[4].

Именно в пребывании в мире с Богом, самим собой и природой состоит призвание человека

В перспективе возможно два главных фактора – переходный период в сфере занятости и экология постепенно приведут к снижению привлекательности городской жизни. Не только на сайте Православие.ру, где периодически появляются статьи о переезде из города в деревню, звучит тема сельского дауншифтинга. Телеканалы, популяризирующие экологически чистые продукты и жизнь в гармонии с природой, приобретают все большую популярность в развитых странах. Многие городские жители пытаются решить проблему смены образа жизни, переезжая в сельскую местность для создания экопоселений. Скорее всего, они поначалу не задумываются о библейском призвании человека быть частью Природы (ср. Быт. 1, 26). Но на самом деле именно в пребывании в мире с Богом, с самим собой и созданной Творцом природой и состоит призвание человека. Кроткие слова старца архимандрита Ипполита (Халина), записанные в интервью 1996 года, указывают на необходимость такой примиренности и говорят о высокой духовной ценности мирного устроения души[5]. Это ощущение как никогда остро переживается в кризисные времена. Возможно, мы находимся в самом начале эпохи, когда навыки сельской жизни, умение хозяйствовать на земле будут не менее ценны, чем профессиональные навыки жителей крупных городов.

В 1913-м г. из 174 млн. чел. населения Российской Империи жители городов составляли 15 %, или всего 26 млн. чел., и, соответственно, 148 млн. чел. составляло сельское население. В 2013-м г., при общей численности населения России 143 млн. чел., доля городских жителей составила 74 %, или около 106 млн. чел[6]. Сегодня мы имеем почти обратную пропорцию городского и сельского населения по сравнению с началом XX в. Земля остается важнейшим источником развития и роста народонаселения России. Земельные ресурсы позволяют удвоить население и сделать его сопоставимым по численности с населением США (около 325 млн. чел. на 2018 г.). В этом смысле долгосрочная программа освоения заброшенных сельских территорий могла бы стать частью программы переподготовки для специалистов профессий, которые в ближайшие десятилетия будут испытывать давление на рынке труда в результате роста цифровизации. Конечно, речь идет в первую очередь о тех людях, кто хотел бы сочетать жизнь на земле и подработку в городе или полностью жить и работать на земле.

Размышляя о целесообразности такого взгляда на проблему, необходимо прежде всего оценить значение земельных ресурсов для роста народонаселения и сельского производства. В качестве аргумента приведем выдержки из документов, разработанных в 1942-м г. специалистами Института сельского хозяйства и политики Берлинского университета в рамках Генерального плана «ОСТ». Важнейшая цель, которую ставило перед собой руководство фашистской Германии после победы над СССР, заключалась в обеспечении производства сельхозпродукции и роста немецкого народонаселения на завоеванных территориях. Например, согласно документам плана для области колонизации в 364 тыс. кв. км., предлагалось создать 36 опорных пунктов и три административных округа в области Ленинграда, Херсонско-Крымской области и Белостока. Необходимое количество немецких переселенцев оценивалось в 5,65 млн. чел. Запланированные к заселению области должны были быть очищены от примерно 25 млн. чел. Запланировано создание поселенческих хозяйств площадью 40–100 га, а также крупных сельскохозяйственных предприятий с площадью как минимум 250 га[7]. С немецкой педантичностью в другом документе Института оценивалось необходимое количество переселенцев для новых территорий площадью 330 тыс. кв. км. Планировалось переселить из Германии 12,21 млн. чел. (из них 2,86 млн. – крестьяне и занятые в лесном хозяйстве) и создать 360,1 тыс. сельских хозяйств. Запланированная к заселению область должна была быть очищена от приблизительно 30,8 млн. чел. Расходы на осуществление плана были оценены в 144 миллиарда рейхсмарок[8].

Исторические документы показывают серьезность, с которой фашистские стратеги относились к поставленной задаче. При общей численности населения Германии в начале войны около 70 млн. чел., только по этим двум документам из плана ОСТ планировалось переселить на завоеванные территории около 18 млн. чел., или примерно четверть населения Германии на тот момент. При этом коренное население СССР общей численностью около 55 млн. чел. по этим двум территориям заселения подлежало истреблению. Такие расчеты могли быть экономически оправданы только в том случае, если население захваченных территорий полностью замещалось переселенцами из Германии и их потомками в долгосрочной перспективе, за счет роста рождаемости.

Потери русского народа в результате войн, социальных потрясений восполнялись за счет сельских жителей

Из сравнения размещения населения между городом и деревней в начале и конце XX в. можно сделать вывод о том, что потери русского народа в результате войн, социальных потрясений восполнялись именно за счет сельских жителей. В настоящее время этот ресурс полностью исчерпан. Городская модель жизни семьи на ограниченной жилой площади не может дать того прироста населения, которая позволила бы стабильно увеличивать его численность. Восполнение дефицита за счет миграции несет обществу угрозу утраты культурной и религиозной идентичности, что хорошо видно на примере европейских городов. Поэтому актуальность сельского дауншифтинга для городских жителей имеет не только личное измерение на уровне семьи, как попытка решить проблему экологии и расширения профессиональных навыков, но и важнейшее государственное значение для роста народонаселения.

Способность русского крестьянина жить на земле со своей большой семьей исторически закрепилась в укладе трудового крестьянского хозяйства. Выдающийся русский экономист-аграрник Александр Чаянов в книге «Организация крестьянского хозяйства» (1925 г.) отмечал, что крестьянское трудовое хозяйство не ставит перед собой цели извлечения прибыли, в отличие от классического капиталистического хозяйства фермерского типа. Цель крестьянского трудового хозяйства состоит, прежде всего, в поддержании трудо-потребительского баланса, то есть в нахождении такого соотношения тягостности труда и его результатов, которое обеспечивает покрытие издержек хозяйства и сохраняет возможность его существования. В переводе на современный язык, крестьянин чем-то напоминает современного фрилансера, который планирует свое рабочее время, исходя из необходимого напряжения труда, в свободном графике. «Семья в результате затраты годичного труда получает единый трудовой доход и соизмеряет свои усилия с получаемым материальным результатом. Говоря иначе, мотивацию хозяйственной деятельности крестьянина мы принимаем не как мотивацию предпринимателя, получающего в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а, скорее, как мотивацию рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы»[9].

Именно эта причина делает крестьянское хозяйство более устойчивым, по логике Чаянова, по сравнению с классическим капиталистическим хозяйством, цель которого заключается в извлечении прибыли. Капиталист отказывается от деятельности на земле в сходных с крестьянином условиях. Напротив, крестьянин готов ее продолжать. То есть, несколько упрощая эту мысль, основная задача крестьянина состояла в обеспечении своей большой семьи, в которую могли входить и его дети, и родители-старики. Понятно, что в правильно организованном крестьянском хозяйстве возникали излишки сельхозпродукции, которые включались в доход крестьянина. Россия в начале прошлого века была крупнейшим экспортером сельхозпродукции в Европе. Кстати говоря, рост промышленного производства первой советской пятилетки, как отмечал академик Игорь Шафаревич, был в том числе обеспечен выручкой от сельхозэкспорта[10] , так как до массовой коллективизации в стране продолжали успешно работать десятки тысяч крестьянских трудовых хозяйств.

Большая крестьянская семья – это основа, без которой разговор о жизни на земле теряет смысл

Одно из важнейших мест в книге Чаянова занимает тема крестьянской семьи. Большая крестьянская семья – это основа или данность, без которой разговор о жизни на земле теряет всякий смысл. Он прослеживает закономерности развития семьи и влияние количества работающих на устойчивость хозяйства и его способность к росту. Например, в приводимой Чаяновым статистике по Рязанской губернии средняя численность крестьянской семьи составляла 6,5 чел.[11]. Если посмотреть статистику по Рязанской области в наше время, то с 2000 г. сельское население сокращалось темпами более 10% ежегодно. Лишь в 2011-м году убыль населения стала менее 10% и к 2016 г. составила 7%. Число занятых в сельском хозяйстве, по данным Госстата, с 2003 по 2014 год сократилось на 31 тыс. чел., или 42 %: с 74 тыс. чел. до 43 тыс. На 7,2 тыс. браков в 2016-м году приходилось около 4,8 тыс. разводов, т.е. 67 % браков распадается[12]. В основе этой печальной картины, наряду с нравственными проблемами, – и отсутствие в настоящее время в России экономической модели развития, которая могла бы стимулировать создание сельских поселений для семей, заинтересованных в ведении трудового хозяйства. Можно возразить, что современное сельхозпредприятие нацелено на высокую производительность труда, новые технологии, и это обеспечивает основной рост производства. В качестве положительного примера в той же Рязанской области можно назвать СПХ «Воскресение». Но, конечно, нельзя сравнивать среднее трудовое хозяйство в распоряжении семьи из 10 чел., площадью 10–15 га, начала века и, например, одно из ведущих хозяйств рязанской области – СПХ «Воскресение», где обрабатывается несколько тыс. га. Речь идет о разных целях. Создание крупных хозяйств может быть выгодно экономически, но они не решают проблем, о которых говорится в этой статье. Проблема семьи – это, прежде всего, проблема нравственного воспитания народа. В 2017-м году в России сделано 836 тыс. абортов. Из них 7,5 тыс. случаев приходится на девочек 14–17 лет, почти 62 тыс. женщин сделали аборт впервые, 6 тыс. абортов у женщин, больных ВИЧ[13]. Если суммировать аборты ВИЧ и малолетних, то мы получим 13,5 тыс., или 22 % от общего числа абортов, в группах с очевидной нравственной деформацией. Это своего рода плата за отсутствие крепких семей, отсутствие воспитания. Для сравнения – в 2014-м году в США сделано 652 тыс. абортов[14], при общей численности населения 325 млн. чел. Прирост населения в США составляет 1,5 млн. в год, плюс около 1 млн. чел. за счет миграции[15].

Проблемы семьи, таким образом, переносятся в центр внимания. Очевидно, что современная семья и по численности, и по составу, а главное – по физической выносливости вряд ли способна к тяжелому сельскому труду. Воспроизвести в точности тот уклад сельской жизни, который был в России прежде, современным городским переселенцам, скорее всего, не удастся. Но искать формы жизни на земле, к которым могли бы адаптироваться заинтересованные городские жители, не только можно, но и необходимо. Это один из мягких вариантов развития, в рамках которого могли бы появиться крепкие многодетные семьи. Если фашистская Германия планировала потратить 144 млрд. рейхсмарок для сельскохозяйственного освоения русских земель, что по тому курсу соответствовало около 300 млрд. советских рублей, то, очевидно, в этом был смысл не сиюминутной экономической отдачи, а роста народонаселения и сельхозпроизводства.

Священник Александр Позов
кандидат экономических наук, доцент

11 апреля 2018 г.

[1] Деловой затврак Сбербанка на Давосском форуме 25 января 2018 г.: «Технология искусственного интеллекта меняет компании и экономику: приобретения и угрозы» Видео с 58 минуты https://youtu.be/Fzxxhrp5nlU?t=3370

[2] www.interfax.ru/world/604324 INTERFAX.RU – 19 марта 2018 г. автомобиль Uber сбил насмерть человека, находясь в автономном режиме, сообщает газета TheNewYorkTimes. Как отмечается, это первое известное ДТП с гибелью пешехода на дорогах общего пользования, в котором участвует беспилотный автомобиль.

[3] Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. – М.: Институт Русской Цивилизации. С. 812.

[4] РБК: Смертельные перспективы: Где будут хоронить петербужцев? https://www.rbc.ru/spb_sz/08/02/2016/56b877b69a79471346dc8bf6

[5] Интервью старца архимандрита Ипполита (Халина) ГТРК КУРСК: https://youtu.be/pWbD4h7HYIU?t=41

[6] «Российская Газета», статья «…Чем в тринадцатом году» https://rg.ru/2013/01/14/god.html

[7] http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=330%D0%A0%C2%B1%D0%A0%C2%BB%D0%A0%C2%B5%D0%A0%D2%91%D0%A0%D0%85%D0%A0%C2%B5%D0%A0%C2%B5%D0%A1%E2%80%9A

[8] Там же.

[9] Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. – М.: Экономика, 1989. С.203–204.

[10] Могла ли индустриализация быть осуществлена без уничтожения традиционного индивидуального трудового крестьянского хозяйства – основы русской деревни? На этот вопрос ответ частично был дан жизнью. Индустриализация не только могла быть осуществлена, но уже осуществлялась в середине 1920-х годов с большой скоростью (29). Уже в 1927-м году объем промышленной продукции превысил довоенный на 23,7%, в том числе по тяжелой индустрии – на 33,6%. В 1926–1927-м годах начинается строительство 16 крупных электростанций, в том числе Днепрогэса. В 1926-м закладываются 7 новых угольных шахт, в 1927-м – 16. Строятся Керченский металлургический завод, несколько медеплавильных заводов, Риддеровский (будущий Лениногорский) полиметаллический комбинат, Мариупольский трубный завод, Ростовский завод сельскохозяйственных машин и т. д. Были заложены Сталинградский тракторный завод и Кузнецкий металлургический. Все это делалось на основе экспорта хлеба, который давала деревня, несмотря на постоянное вторжение в ее жизнь власти, находившейся под воздействием идеологических догм. Цит по. Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. – С. 683.

[11] Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. – М.: Экономика, 1989. С. 216.

[12] ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts /ryazan/ru/statistics/population/

[13] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#

[14] Abortion Surveillance – United States, 2014, https: //www.cdc.gov/mmwr/volumes/66/ss/ss6624a1.htm

[15] http://countrymeters.info/ru/United_States_of_America_(USA)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Печаль русской деревни: светлая или смертная? Печаль русской деревни: светлая или смертная?
Прот. Алексий Новиков
Печаль русской деревни: светлая или смертная? Печаль русской деревни: светлая или смертная?
Священник Алексий Новиков
Если в современной глухой деревне есть хоть один самостоятельный мужик, деревню можно назвать живой!
О чем на самом деле свидетельствуют данные социологии? О чем на самом деле свидетельствуют данные социологии?
Андрей Рогозянский
О чем на самом деле свидетельствуют данные социологии? О чем на самом деле свидетельствуют данные социологии?
Андрей Рогозянский
Скептически отзывающиеся о роли Русской Православной Церкви сегодня, муссирующие тему «номинальных православных», совершают подлог. Рассмотрим, как некорректно проведенные опросы и интерпретация полученных данных искажают реальную картину.
«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка»
Наталья Прокофьева
«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка»
Наталья Прокофьева
Как участие в строительстве храма помогло бывшей предпринимательнице справиться с последствиями автокатастрофы и научило жить в условиях села.
Комментарии
Наталия15 апреля 2018, 16:48
Сельское население стремительно стареет и вымирает. Как следствие школы и детсады пустуют, их закрывают. За ними закрывают медпункты и аптеки. Но зато процветают разнообразные "наливайки". Еще 20 лет назад трудно было представить в селе женщину- алкоголичку - это была редкость. Но сейчас это уже никого не удивляет. На первый взгляд можно сказать - пусть становятся фермерами, раз нет работы. Но! тот кто знает наше законодательство изнутри, тот скажет, что для фермеров у нас одни препятствия. Государство поддерживает только крупный бизнес, владельцами которого, на поверку, оказываются сами министры, губернаторы и члены их семей. О фермерстве только говорят, на деле же им ставят палки в колеса
Наталия15 апреля 2018, 16:39
Согласитесь, что работа, занятость для человека, для семьи - это очень важно. С приходом рыночной экономики развалились колхозы с их бестолковой организацией труда. Но им на смены пришел крупный сх бизнес с его современными технологиями и самое главное - ему не нужно столько работников. Современная техника плюс агрохимия делают свое дело. Теперь нет нужды принимать на работу столько комбайнеров, трактористов и т д. Более того фирмы уже привозят своих специалистов и не берут на работу местных. Фермы, как убыточные, закрыли. Подавляющее большинство жителей села остались без работы. Фактически людям нечего делать. Молодежь бежит из села, остаются старики да алкоголики, которых все больше.
Наталия15 апреля 2018, 16:29
Друзья, кто то из вас работал в современном сх предприятии? Видел сх бизнес изнутри? Наблюдал, как он влияет на жизнь сел и деревень? Как вообще меняется жизнь деревни с приходом новых сх компаний? Я работаю в такой компании уже давно и за многие годы пришла к выводу, что для села это несет скорее вред, чем пользу. Я живу в Украине, но думаю, что у нас с вами ситуация в сх одинаковая. Раньше были колхозы, которые давали работу всем жителям села, потому что направлений было много - и растениеводство, и сады, и пасеки, и фермы разных специализаций. Конечно, такое "разнообразие деятельности" далеко не всегда было экономически выгодно, но тем не менее, оно обеспечивало крестьян главным - работой
Раузалия15 апреля 2018, 04:43
Народ вернется в случае,если жизнь в городе станет в тягость и то при наличии регулярного дохода.Во-вторых напрасно мечтать о больших семьях:Семья из 3-4 человек не в состоянии содержать большое хозяйство: затраты на заготовку кормов,фуража не по силам.Покупать или нанимать очень дорого.Как раньше работали,сейчас вообще не реально.В советское время либо совхозы в счет зарплаты обеспечивали или же путем простого воровства. Люди выходят на пенсию и изводят хозяйство,излишки вообще не куда реализовать. Перекупщики в наглую уже какой год держат на одном уровне цену и обвес сверх меры,я вдова и у меня крадут овец.Нет никакого просвета.
Александр13 апреля 2018, 21:28
Нужно создавать сельско-хозяйственные предприятия, строить дома, приглашать на работу желающих и выращенной продукцией кормить наших граждан и отказываться от импортных товаров. Но тут нужна поддержка государства, начать хотя бы с малого, хоть где-то подобное организовать. А просто переехать одному в деревню - не вижу смысла, хочется приносить пользу другим, созидать, чтобы и другие жили.
Андрей13 апреля 2018, 15:24
Если человек не платит законных налогов или, например, уклоняется от службы в армии, то в силу вступает уголовный кодекс. Вопрос же о научно-техническом прогрессе, то есть способности государства гарантировать безопасность личности и имущества, а также возможность честно заработать на пищу и жильё, сводится к силовому удержанию выбравших злое людей в рамках правового поля. Наказание злодею должно быть неотвратимым и праведным, будь тот хоть внутренним, хоть внешним. Повторюсь: а сами то люди готовы к такому духовно?
Читательница (Подмосковье)-Андрею13 апреля 2018, 13:43
Дауншифтинг - «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей». С чего даун-шифтеры будут платить налоги, если они не ставят цели заниматься ремеслом ради удовлетворения потребностей общества, а производит что-то лишь в пределах собственных потребностей? Нет прибыли – нет налога с нее. То же с НДС. Остается только налог с недвижимости, сдаваемой в аренду.
Андрей13 апреля 2018, 10:08
Уважаемая читательница из подмосковья, если человек платит налоги и несёт все установленные законом повинности, включая службу в рядах вооружённых сил, то чего же более? Ремёсла то разные бывают, кто земледелец, кто гончар, кто кузнец, кто мореплаватель или воздухоплаватель, а иной стражник или воин. Каждому нужны соответствующие его способностям условия и технологии, отсюда и разница в укладе жизни, но земное странствование дано человеку для осуществления выбора между добром и злом. Те из рода человеческого, что не хотят понуждать себя к добродетели не могут существовать, не озлобляя других людей. Это корень, а прочие экономические моменты вторичны.
Андрей13 апреля 2018, 08:35
Вот и прозвучал классический уклад жизни горожанина: усадьба с приусадебным хозяйством, садом, огородом и кое-какой скотинкою, а основной источник дохода - ремесло. В древности народ жил в километре от кремля, а сейчас подальше, но и возможности транспорта возросли. Современные технологии позволяют обеспечивать частный дом электричеством, водою и теплом за счёт солнца, ветра и грунтовых вод, особенно если температура не опускается зимою ниже -25 градусов, а далее на север возрастает роль печки. Главное, что мегаполисы должны раствориться в малых городах и сёлах, тогда орда чиновников, управленцев да торговцев исчезнет в виду ненадобности, но готовы ли сами люди к такому образу жизни духовно?
Читательница (Подмосковье)12 апреля 2018, 23:57
А кто будет «двигать» НТП, если начнет прогрессировать уход в д/ш? Или мы хотим стать отсталой страной с традиционной экономикой?! Выращивание картошки и поросят для себя – это хорошо, но есть же и общегосударственные нужды! Живя в обществе, нельзя думать только о себе. Духовность предполагает жизнь и для блага общества. Дохристианский Пифагор был прав: «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость». «Жизнь ради себя», «отказ от чужих целей» - не должны осуществляться в ущерб общегосударственным интересам - особенно в непростое сегодняшнее время.
Читательница (Подмосковье)12 апреля 2018, 23:55
Неприятные слова «дауншифтеры» и «фрилансеры» - западные ветры делают свою работу. А что будут отдавать обществу д/ш? На чьи средства они будут получать услуги ОМС, бесплатное образование, социальные пенсии? Как я понимаю, совмещать работу на благо общества и труд в деревне для прокорма своей семьи (а настоящий дауншифтинг не предполагает работу сверх потребностей семьи), невозможно, т.е. источником дохода д/ш в денежном выражении (на одном натуральном продукте им не прожить) может быть лишь сдача в аренду свободного жилья в городе. Хорошо еще, если такие рантье платят налоги государству.Но ведь это бывает в исключительных случаях! Паразитизм рантье и духовность - «две вещи несовместные».
Владимир Диаконов12 апреля 2018, 17:54
Я городской. В прошлом году довелось попробовать жить в деревне. Понравилось. Однако, есть свои нюансы. Чтобы иметь хозяйство, надо в этом деле понимать, мозги нужны. Сделал что-то не так, скотина дохнет и все дела. В этом году буду пробовать на новом месте, ближе к своему городу ростову-на-Дону, все-таки есть еще работа и в городе. В прошлом году жили намного дальше. Сейчас минут сорок ехать до центра города. Пока скотину заводить не будем, прошлой осенью посадили садовые деревья. Сейчас надо усадьбу обустроить. Потом огород обустроим.
Арина12 апреля 2018, 16:40
Дауншифьинг любой, включая сельский, для тех, у кого есть постоянный источник дохода. До крестьянского труда ему как от Земли до другой галактики. И надо учиться жить в тех условиях, которые есть, перестать ностальгировать по давно ушедшему, тем более что все мечты и представления, а как оно было на самом деле никто из ныне живущих уже не знает, на себе не испытывал.
Дмитрий Собриевский12 апреля 2018, 11:54
Рабочим вариантом для реализации этой глобальной задачи видится понятные рядовому (!) гражданину механизмы налогообложения и законодательство в этой сфере. Бесплатное комплексное обучение. Государственная адресная помощь (если не обязанность) в создании инфраструктуры в зоне поселений: дороги (хотя бы поддерживаемый круглогодично грейдер), электричество, газ(!), школы, мед. пункты. Понятное лесное законодательство в сфере лесопользования.
Хочется отметить, что сегодня на фермерских (да и не только) форумах основной совет для начинающих — источник параллельного, не фермерского дохода.
Христос Воскресе!
Дмитрий Собриевский12 апреля 2018, 11:44
Дорогой о. Александр, молите нашего Господа, что бы супружницы наши были готовы хотя бы для разговора на затронутую Вами тему.
Не очень понятен смысл публикации планов третьего рейха и мыслей автора 1925 года в контексте этой статьи. Система налогообложения и взаимоотношений с властью сейчас выстроена таким образом, что кроме как предпринимательского уклада хозяйствования других понятных и рабочих вариантов не наблюдается. Возможность реализации «излишков» является ключевой для всех сегодняшних фермеров и сам факт существования крестьянского хозяйства упирается в эту возможность.
Андрей12 апреля 2018, 09:02
На самом деле наибольшего внимания заслуживает прозвучавшее здесь определение об ограничении свободы человека: "Все же граница между человеческой свободой и тем, что человек решит поручить компьютеру и тем самым ограничить свою свободу, скорее всего, будет определяться опытным путем и постоянно меняться." Не вызывают споров рост интенсивности информационного потока и усугубление немощи естества, но кто имеет право попирать свободу воли и разум человека? То есть снижение интенсивности информационных, финансовых, транспортных и прочих потоков путём возвращения и исконным укладам жизни необходимо для гарантии права быть человеком, но что делать с контролирующими те потоки дармоедами?
Катя11 апреля 2018, 23:28
Удивительно, что при прогнозе роста численности безработных гайдаровцы в нашей стране предпринимают некоторые полумеры для увеличения рождаемости и некоторые усилия для увеличения пенсионного возраста и даже об улучшении медицинского обслуживания, качества продовольствия. Некоторое противоречие есть в прогнозах и рекламируемых действиях. Либо прогнозы неточны, либо действия. Одним словом, обстановка в Россти становится вме более хаотичной
Ольга11 апреля 2018, 23:05
Дмитрий Конышев, помоги Вам Господь! В наше время на свою корову может решиться, наверное, только крепкий труженник.
Павел Ватолинский11 апреля 2018, 20:24
Крестьянину плевать на город - именно потому, что труд его запредельно тяжёл, и отдавать за гроши плоды своего труда ... не по "рыночному". В нашей деревне с инсультом слёг последний тракторист. Всё. Деревни больше нет. Чаянов пишет именно о том, что крестьянин не готов работать более чем надо, для прокорма себя и своих. Ибо дальше работать смысла действительно нет, затрат много - а выхлопа мало.
Старый быт действительно не вернуть, да и не надо. У нас тут были фермы на сотни бычков. Их обслуживало 5 человек с техникой. Повторить. Считайте, у этих пяти есть жёны сидящие дома с детьми. Таких комплексов, Бычковых, Рыболовных/Прудовых, Пчеловодных натыкать по России можно сколь угодно много.
священник Алексий Новиков11 апреля 2018, 13:27
Сердечно вас благодарю, дорогой отец Александр! Воистину воскресе Христос!
Андрей11 апреля 2018, 12:26
Во-первых, любой человеческий мозг мощнее всех вместе взятых компьютеров и суперкомпьютеров мира чуть ли не на 80 порядков. Во-вторых, развитие компьютерной техники ограничено банальным температурным барьером, будь то хоть микросхемы на основе кремния, хоть квантовая техника. Более того, компьютер не обладает свободою выбора и умением распоряжаться знаниями, но действует по заранее заложенному в программное обеспечение алгоритму. Кстати, даже не пытайтесь алгоритмизовать работу хотя бы машиниста на железной дороге, со всеми её техногенными, атмосферными и геофизическими воздействиями, о многих из которых наука пока даже не догадывается. Не там экономисты ищут дармоедов однако, совсем не там.
Катя11 апреля 2018, 11:53
Наивно полагать, что сельские жители напрочь лишены стремления к прибыли и комфорту. Книга Чаянлва вышла в 1925 году? Чьим интересам она была удобна? Интересам большевиков, отсюда и соответствующие выводы. Сравнение нынешней жизни с планами фашистов это крепко! Но даже фашисты строили национальную эконлмику, наднациональный бизнес еще только развивался. Либеральные власти России сейчас не всегда служат ее национальным интересам, судя, например, по действиям ЦБ. Без субсидий деревню не поднять, хотя построение именно крупных агрохолдингов очень вероятно. Но даже если случится ошибка либералов и деньги на развитие села будут выделены, то они могут... потеряться по пути из Москвы, бывало такое
Дмитрий Конышев11 апреля 2018, 10:18
Вчера купил первую корову в нашей семье за последние 3 поколения )))
Вячеслав11 апреля 2018, 09:16
Чаянов то конечно молодец, академик. Но целью хозяйствования является выживание крестьянской семьи. НЕ хочу работаю, хочу не работаю, а пашу и рву жилы, а если есть возможность, то эксплуатирую наемников и они рвут жилы. И если есть возможность получить прибыль- крестьянин её обязательно получит. Непонятно чем отличается наш кулак от западного фермера... Всё же реалистичней надо смотреть. Идилии когда крестьянин любил царя-батюшку, помещицу-матушка и в церковь ходил всем селом постоянно никогда не было. Крестьянин жесткий и хитрый единоличник, он не отсыпет зерна просто так, он задерет ту цену, за которую сможет продать, и плевать ему на голодный город и на армию и т.д.
Татьяна Иванова11 апреля 2018, 07:28
От имени семьи дауншифтеров - спасибо и низкий вам поклон!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×