Едва сегодня можно узнать в скромной улыбчивой прихожанке православного молитвенного дома в честь Покрова Божией Матери села Палевицы (Республика Коми) Татьяне Горшениной бывшую бизнес-леди и чемпионку Коми по шахматам 1987 года. Страшное ДТП, которое пережила женщина и ее шестимесячный сын, внесло свои коррективы в привычное течение некогда успешной жизни. И как в шахматной игре, когда одним ходом решается исход партии, так и в жизни от Татьяны вновь потребовалось верно определить цели, просчитать свои действия на несколько ходов вперед, увидеть перспективы и принять решение, спасительное для всех. А вот какое – мы поговорили об этом с Татьяной Горшениной, встретившись в летней беседке родного сельского дома моей собеседницы.
Начало пути
Родом моя собеседница из далекой Воркуты, где проходили ее детство и юность под знаком шахмат.
– Занималась шахматами серьезно с 10 лет при цементном заводе, где наряду со взрослой была организована и секция для детей. В 1987 году стала чемпионкой Коми в юношеской категории, а в 90-х годах уже играла за завод в составе взрослой команды, – вспоминает Татьяна.
Увлечение этим интеллектуальным спортом не раз еще поможет моей собеседнице найти выход из трудных жизненных ситуаций. Но все же свое будущее Татьяна свяжет с медициной. Окончив медучилище, она недолго, но все же поработает по специальности в городе Ухте, а потом…
– Начался весь этот развал в Союзе, в стране непонятно что творилось, людям зарплату не платили, а жить надо было на что-то. Вот я и ушла в коммерцию – сначала продавцом работала, потом свой бизнес начала развивать в городе Ухте, – продолжает Татьяна свой рассказ.
Возможно, все так бы и шло своим чередом в жизни моей героини, если бы не трагедия…
Катастрофа
– 15 лет назад вместе с полугодовалым сыном Кириллом мы попали в автомобильную катастрофу, – не сразу, но все же решила рассказать моя собеседница.
Мальчик, что называется, отделался легким испугом – несколькими царапинами, а состояние Татьяны было тяжелым.
– 10 лет я боролась за возможность просто нормально жить, перенесла много операций. С бизнесом пришлось расстаться – как и всякое свое дело, он требовал много сил и здоровья, а работать в другом месте не смогла. Так я осталась – инвалид II группы c двумя маленькими детьми на руках.
Защита Горшениной
Совет переехать на время в село Палевицы, чтобы восстановить свои силы и поправить здоровье, Татьяне дала знакомая Лидия Рубцова, родственники которой там жили. Свой скорый отъезд горожанка объяснила просто:
– Как бы я себя ни чувствовала, картошку посадить у меня всегда хватит сил, а с полным погребом «второго хлеба» мы сможем пережить трудные времена.
Сначала в Палевицах Горшенины сняли дом, а потом приобрели и свой. С тех пор миновало уже 11 лет.
«Ласкеровская компенсация»
– Какой домина! – не то чтобы восхищаюсь я, а скорее наоборот. Потому что вижу, что дом-то ветхий, а его половина, как мне показалось, и вовсе не пригодна для житья. Поэтому в распоряжении моих героев всего несколько комнат, где они и обосновались.
– Да, дом старый, ему 118 лет, – видя мое недоумение, объясняет Татьяна. – Это бывшее родовое гнездо Куклиных – старинной палевицкой фамилии.
– А каково это жить здесь, где столько поколений Куклиных выросло – рождались, жили, покидали этот свет? Атмосфера прежних жильцов ощущается? – интересуюсь.
– Мы православная семья, поэтому стараемся об этом не думать. Дом наш местный батюшка, отец Федор, освятил, и теперь здесь новый род появился – Горшениных. Мы планируем основать в этом месте свое гнездо, – твердо заявляет Татьяна.
Но вот с половиной дома, так называемым хозблоком, Горшениным пришлось расстаться – стала разрушаться.
Зато взамен появилось уникальное строение, которое на американский манер хозяева стали называть «асьенда». На самом же деле это смотровое помещение или площадка, откуда открывается удивительный вид на живописные Палевицы – одно из самых старинных и крупных сел Коми. Особенно хорошо в тот летний день нашей встречи была видна строящаяся в Палевицах деревянная церковь Покрова Божией Матери.
Под Покровом Божией Матери
– Подумать только, когда я переехала жить в Палевицы и стала посещать местный православный молитвенный дом, строительство новой церкви было только в планах, – рассказывает Татьяна. – А сейчас оно уже полным ходом идет!
Уже возведены стены, сооружены фронтоны, в центральной части храма сконструирован переход под восьмерик. Над притвором положено начало четверика, в котором будет колокольня. Как выяснилось, строительство новой церкви началось благодаря активному участию в жизни прихода и моей собеседницы.
– Строительство храма – это великий труд и огромные средства, – с пониманием дела объясняет Татьяна. – Церковь, как правило, строится на пожертвования, но какие-то средства удалось заработать и нашей небольшой общине. Так, несколько лет во дворе моего дома находилось подсобное хозяйство прихода, а это две коровы, 10 быков и куры. Нам пришлось учиться ухаживать за скотиной, попробовали себя в роли пастухов и доярок.
Кроме этого, во дворе Татьяны стояла артель рабочих, занимавшихся валкой леса от прихода, да еще мои герои и картошку сажали для общины.
И хотя позже пришлось отказаться от такой помощи – моя собеседница вновь перенесла операцию и серьезную болезнь дочери – тем не менее:
– Тогда мы сумели заработать и начать строительство храма!
«Бог знает, что нам нужно»
– Как же вам за короткое время удалось стать настоящей сельской жительницей? – продолжаем беседовать с Татьяной.
– Просто я живу, зная, что Бог нас любит и поможет все сделать так, как нам нужно, – улыбается женщина.
В наследство от такого деятельного участия в жизни прихода Горшениным остался небольшой сельхозгородок, в котором сегодня поселились уже их собственные питомцы.
– Гуси, куры, кролики, табун коз, – перечисляет Татьяна.
Теперь мою собеседницу не пугает густонаселенное жителями подворье – ведь она уже всему научилась!
Жизнь жительствует
Заглядываю в гости к козам. Марта и Анька – взрослые особи – продолжили щипать сочную травку. «А вот две хулиганки», – так представила хозяйка двух козочек, родившихся недавно. Оставив шалости, они буквально замерли с приходом гостей. Козел Ванька всячески старался выразить свое удовольствие и гостеприимство и все пытался попробовать пришельцев на вкус.
– Старшее поколение наших коз родом из села Куратово, – рассказала Татьяна, – специально ездили туда за ними, зная, что все село занимается их разведением. Скоро ожидаем и увеличения семейства. Будем готовить уже их на продажу.
Если козы – полноправные хозяйки в своих «квартирах», то жилплощадь вместе с курами в хозяйстве Татьяны Горшениной делят кролики. Получается как бы многоквартирный дом: на первом этаже – куриное царство, а верхний занимают клетки для кроликов.
– Есть ли особенности содержания серого братства? – интересуюсь у Татьяны.
– Нет! Разве что кролики едят 80 раз в день, – уже со знанием дела рассказывает бывшая горожанка. – Кормим их травой, комбикормом, который попробовала разводить водой. Так стало гораздо легче, потому что животным, как оказалось, теперь не требуется много воды для питья.
Татьяна рассказывала, а в это время в каждом уголке двора Горшениных «кипела» жизнь: куры настойчиво стремились клюнуть меня; словно хозяева, по двору расхаживали гуси. Так и хотелось воскликнуть: «Жизнь жительствует!»
В какой-то момент нашего путешествия по подворью Татьяны Горшениной могучие красивые птицы вдруг распрямили белоснежные крылья и с невероятным шумом устремились по дорожкам сельхозгородка.
– Фотографируйте скорее! – командует Татьяна. – Вам повезло сегодня увидеть танец гусей.
Удивительно мне было наблюдать за Татьяной: она, несмотря на нелегкий труд по содержанию такого большего количества питомцев, еще и замечает красоту мира, который, кстати, создала сама. Однако, по мнению моей собеседницы, животные – это не только большой труд, но и утешение:
– Они ведь все понимают, а когда тяжело – жалеют, – делится Татьяна. – Это придает силы.
«Эндшпиль»
Двор чудес Горшениных привлекает большое количество туристов.
– Вся городская детвора, на лето приезжающая в Палевицы, ходит к нам в гости, чтобы наблюдать за животными, как в зоопарке, – смеется Татьяна.
Но не только своей фауной удивляют Горшенины, но и флорой. И пусть пока опыт по выращиванию на Севере дынь и арбузов оказался неудачным для них, зато гордостью этим летом стали огурцы, помидоры, растущие в самых простейших тепличках, которые изобрел и соорудил Кирилл.
Покидала я гостеприимных Горшениных, а сама думала о том, как участие в судьбе малого сельского прихода помогло моим героям выстоять и научило их всему необходимому, чтобы выжить в сложных условиях: «Бог нас любит и поможет все сделать так, как нам нужно», – вспомнилось еще раз сказанное Татьяной…