Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Горожанка в деревне

Публикуемые ниже заметки менее всего относятся к разряду материалов, которые принято называть «Из опыта…» Это воспоминания многодетной мамы, у которой сейчас шестеро детей, о себе трехдетной и двух годах, прожитых в деревне. Но любые воспоминания – это всегда осмысление прожитого, а следовательно – и извлечение какого-то опыта. И как бы ни был индивидуален опыт конкретной жизни в конкретных условиях, он может быть полезен каждому.

Обитель

Мы приехали в деревню больше 15 лет назад, под Казанскую. В монастырском храме шла вечерняя служба и стояла потрясающая тишина. Такой тишины нет ни в одном городском храме даже тогда, когда на службе присутствуют всего два-три человека. А здесь были все монахини и послушницы, все деревенские бабушки, да еще и гости – мы, сходу внесшие в храм шумы трехдетной семьи. Потом нам придется учиться вести себя тихо-тихо, как положено. Потом придется привыкать к тому, что дети причащаются последними, а не первыми, как в городе. И что надо выходить из храма, если ребенок громко разговаривает (не дай Бог – кричит!) и утихомиривать его во дворе. А по монастырским меркам шум – это даже легкий шепот. В монастыре никому не приходит в голову прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы. Хочешь это сделать – приходи за пять минут до службы, пожалуйста.

В храме совсем нет электричества! И это вводит человека в состояние внутренней внимательности

А еще в храме горят только свечи – и на клиросе, и в алтаре, и на подсвечниках. Даже свои грехи на бумажке читают при свечке, да-да-да: в храме совсем нет электричества! И это создает совершенно удивительное настроение, вводит человека в состояние внутренней внимательности. Вот, кстати, исповедь там тоже особая: вспоминаются давно забытые грехи, льются покаянные слезы…

После службы нас пригласили в трапезную, мы поужинали, познакомились с матушкой-игуменией. Я почему-то думала, что она уже в возрасте, а она оказалась практически моя ровесница, как и остальные матушки. Это было очень приятное открытие. Но порядок трапезы, разные нюансы поведения – это было сложновато сначала усвоить. Например, семилетней дочке, которая была в теплом комбинезоне, сразу нашли юбку и надели ее прямо сверху на штаны. Было немножко странно и даже смешно. Но зато очень вразумительно. Сразу понятно, что девочкам тоже не положено ходить в брюках, не только женщинам. И в храме, и в трапезной нас встретила Казанская – большая, красивая. И каково же было мое удивление, когда и в домике, который нам выделили, тоже оказалась большая икона Казанской. А ведь это наша венчальная икона, благословение нашего первенца в роддоме, да и вообще первая икона у нас в семье.

О хлебе насущном

Сначала домик наш показался стылым и каким-то мрачным. Наверное, потому что в нем давно не жили. Мы истопили печь, но к утру избу выдуло напрочь: в полу оказались огромные щели. А окошки – из тончайшего стекла, не преувеличиваю – тонкости стекла лампочки. Первым делом наш папа перекрыл пол и утеплил все углы. Хорошо, что в дом была проведена вода, иначе вообще не знаю, как я смогла бы справляться со стиркой, готовкой и уборкой, когда муж уехал. А уехал он довольно скоро: нам просто нечего было бы есть, если бы он не работал. Ведь и молоко, и хлеб, и другие продукты нужно было покупать. Особенно большая проблема – купить в деревне овощи и картошку. Дело в том, что жители выращивают все сами, запасают на зиму, излишки к ноябрю уже проданы, а отдать нам и остаться самим без еды никто не собирался. Для начала мы скупили в магазине всю кабачковую икру в банках (до сих пор наша семья с нежностью относится к этому деликатесу). Соседка, сжалившись, продала нам ведро мерзлой картошки (видимо, она предназначалась на корм свиньям). Но тут внезапно из местного поселкового центра нам передали сумку сладчайшей моркови и отборнейшей свеклы! Оказывается, моя тезка Юлия, мама одного иеромонаха, узнала о нас и поделилась своим. Мир не без добрых людей!

С этого момента с нами стали происходить маленькие чудеса, которые всегда приводили детей в восторг и не оставляли нас без еды и радостей жизни. Потом постепенно быт стал налаживаться, а на следующий год мы уже вырастили свою картошку, свеклу и морковь.

Наш исход

Наш приезд произошел как раз на волне «исхода» православных горожан в деревню. Тогда много говорили о том, что нужно спасаться, а спасение видели в тишине и незамутненности деревенских просторов. Мне такая идея всегда казалась немножко наивной и странной даже. Во-первых, я никогда не жила в деревне – не было у меня ни бабушек, ни теток в деревне, поэтому я не была фанатом деревенского быта, в отличие от своего мужа. А во-вторых, мне всегда казалось, что от места жительства спасение совершенно не зависит. Очень мне нравилась тогда цитата про черные ризы, которые не гарантируют рая. Поэтому в деревню я лично ехала не за спасением. Мне очень хотелось помочь своему годовалому сыну, который получил родовую травму и соответственно – диагноз. Врачи советовали тишину, покой на свежем воздухе и натуральные продукты, а мы жили в то время на Волоколамском шоссе – можете себе представить, что там за воздух и какой покой.

Когда я ехала в деревню, я еще не решилась на переезд, хотела просто осмотреться. Но вот когда увидела монастырь, познакомилась с монахинями, я вдруг поняла, что здесь будет очень непросто, но и очень хорошо – сыну это должно помочь. Батюшка, взглянув на младенца, благословил причащать его за каждой службой, а службы в монастыре служились практически каждый день. Есть такие моменты в жизни, которые определяют потом ход событий на многие годы. Так было и здесь. Я очень поверила батюшке, как-то внутренне почувствовала, что надо так и сделать.

Уроки

Сначала мне помогали матушки из монастыря – приходили на часик-другой истопить печку, приготовить еду. Мы очень подружились, по-настоящему. Благодаря этому общению я как бы узнала монастырскую жизнь изнутри, столкнулась со всеми проблемами женского общежития, с монашеским подходом к послушанию и смирению. Даже и в семейной жизни этот опыт мне очень пригодился. Я совершенно четко поняла: Господь силен любое дело обратить во благо. Если только есть у супругов любовь со смирением.

Муж приезжал на недельку, максимум – две, а потом целый месяц, а то и больше мы были опять одни, и так два года. А когда приезжал, все время что-то улучшал, подправлял: чинил старую «ограду», провел в дом канализацию, построил баньку. За это время и старшие дети стали мне настолько хорошими и настоящими помощниками, мы так сблизились и сдружились, что понимали друг друга почти без слов. Мне не нужно было их «воспитывать», а тем паче наказывать. Но это ужасно не нравилось женщине, которую батюшка к нам подселил на время. Она приехала в монастырь с маленьким внуком и изо всех сил демонстрировала мне строгость воспитания, однажды даже отлупила мальчишку палкой. Было так жалко ребенка! Тем более что я чувствовала свою вину: женщина явно делала это «на публику», то есть для меня. Именно тогда я поняла, что строгость и жестокость – это два совершенно разных подхода к воспитанию. Строгость полезна, а жестокость может принести только отчуждение или протест. Я была очень рада, когда через какое-то время женщина нашла себе отдельный домик и ушла. Ну, а я получила такой совет от духовника:

Господь постоянно сводит нас с разными людьми не для того, чтобы мы просто развлеклись и поболтали. Каждый новый человек в нашей жизни должен нас чему-то научить. И если мы не захотим усвоить его уроки, Господь пришлет нам такого же по сути, но более «жесткого» по методам учителя. Так и надо отнестись к этой ситуации.

Я успокоилась внутренне и стала учиться жить с чужим человеком, которого я не люблю. Это гораздо труднее, чем с близкими и родными. Когда становилось особенно невмоготу, я просто уходила с детьми гулять в соседний лес или к речке. И эти прогулки открывали южному жителю красоту северной неброской природы.

Божии люди

Иногда в наш домик подселяли какого-нибудь странника. Божий человек поражал своеобразием взгляда на мир

Это была галерея совершенно разных и, я бы сказала, причудливых человеческих образов. Например, иногда к нам в домик подселяли какого-нибудь странника. И этот Божий человек поражал своеобразием взгляда на мир или изумлял удивительной добротой не только по отношению к детям, но и к животным, птицам – всякой твари Божией. Например, он всегда носил с собой крошки для птичек и какие-то кусочки еды для бездомных кошек или собак. Была странница, которая в одну большую бутыль собирала воду с разных источников – понемножку – и перед трапезой пила обязательно несколько глотков этой воды, без этого есть не могла. Она явилась в 2000 году и объявила нам: «Ельцин ушел! Россия спасена!»

В обитель привозили самых разных несчастных людей: потерявшую память женщину, больных старичков, брошенных детей. Доживал свой век странник Василий, который еле ходил, ничего почти не видел – исходил всю Святую Русь (весь бывший Союз), за это не однажды сидел. Исповедник. Когда он стал немощным и вернулся на родину, местные мужики отнимали у него пенсию и пропивали ее, а Василия били. Так шло, пока он не поселился в монастыре. Монахини ухаживали за старичками, кормили их на общей трапезе, мыли. Одно время брали и детей-сирот на лето, чтобы оздоровить и подкормить – без всяких официальных бумажек. Сейчас так уже нельзя.

Деревня

Вообще в русском сознании монастырь всегда был и остается оплотом спасения, таким современным Ноевым ковчегом. Но парадоксально: для деревенских это было совершенно чужеродное явление – монахов не любили, к обители относились подозрительно, как к мракобесам – да-да, так и называли! Местные мужики – увы! – все поголовно были пьяницы.

Пришел батюшка с сестрами и стал молиться – и на моих глазах языки огня, направленные в сторону нашего дома, выпрямились!..

Напротив нас жил тракторист Николай. Он любил топить русскую печь, не закрывая заслонку. Часами сидел и смотрел на пламя. Однажды он так напился, что горящее полено выпало из печи и подпалило дом. Хорошо, что мужик проснулся вовремя и успел выскочить из избы. Сгорел и его дом, и соседний. Огонь готов был перекинуться и на наш, но пришел батюшка с сестрами и стал молиться, обходя наш домик крестным ходом. На моих глазах языки огня, направленные в сторону нашего дома, неожиданно выпрямились, и дом стал гореть строго вверх. Вообще пожар для деревянных домов – это самое страшное бедствие.

А были и исключения. Жил в деревне мужичок-умелец: распускал мешки из-под сахара, а из волокна плел венички для обметания снега или мытья галош – очень актуальный промысел, поскольку в деревне было всего два состояния дорог – снег и грязь. Через огромные лужи ходили по деревянным настилам, да и то не везде, а только там, где не ездил транспорт, а у каждой двери стояла лохань с водой, в которой обмывали сапоги или галоши, прежде чем ступить в ограду. Ограда – это весь двор с хозяйственными постройками, который покрывают одной крышей. Дело в том, что зимой снег может занести все постройки под самый конек, и тогда не пройдешь ни в туалет, ни к скотине.

Вся деревенская жизнь держалась на женщинах: они работали на тяжелых сельхозработах, держали скот, разводили огород. Некоторые особенно продвинутые выращивали в парниках даже помидоры и огурцы. Надо сказать, что в этой местности и яблоки сами не вызревают, не то что помидоры.

Коров держала даже местная продавщица Римма, принадлежащая к элите, так сказать. И каких коров! Таких красавиц я больше нигде не видала. Особенно поразили меня однажды своеобразные скачки: коровы испугались грома и помчались по дороге к своему дому на всех парах. Вот это было зрелище! Оказывается, они могут быть вполне грациозными и очень быстрыми.

Гармония

Мы остановились на тропе и услышали… как падает лист. Сначала услышали, а потом увидели

А сколько было счастливых моментов! Никогда не забуду 1 сентября в нашем лесу. Все деревенские пошли в школу, а мы – на прогулку. В лесу нас поразила небывалая тишь. Вот еще вчера он был полон гомона птиц, шума деревьев, движения ветвей, и вдруг сегодня он замер, затих. Притаился. Мы остановились на тропе и услышали… как падает лист. Сначала услышали, а потом увидели. Такое настоящее кино: тихо и плавно, раскачиваясь лодочкой в прозрачном воздухе, слетает с дерева желтый лист. Т-с-с-с! И я приложила палец к губам, дети замерли на секунду и сами застыли, пораженные. А потом Катя-восьмилетка специально начала топать и шуметь. Я позже поняла, что она ОТТЕНЯЛА тишину. Помните, как Ежик и Медвежонок носились по осеннему лесу? Оказывается, и дети этот эпизод хорошо помнят, даже малыш, которому было всего три года! Вообще старшие дети вспоминают деревню как лучшее время жизни.

Еще помню морозную ночь, когда я возвращалась по уснувшей деревне домой из монастырской бани, где в тот день была стирка. Я с усилием тащила за собой санки с горкой мокрого постельного белья, под ногами хрустел и искрился снег, а небо казалось усыпанным замороженным хрусталем. Я вдруг поняла, что надо просто остановиться, застыть, замереть, чтобы не нарушать гармонии мира. Чистота линий была такая, что невольно рисовалась в небесах Снежная королева, а сама я ощущала себя почему-то не отважной Гердой, но замерзшим потерянным Каем над ледяной головоломкой…

Хлопоты

Расписание жизни в деревне все два года было таким: подъем в шесть утра (последнее время еще и кормление младшего сына – он у меня родился в деревне), приготовление завтрака детям, если нет службы, и поход в храм, если служба есть. Очень тяжело было довести двух-трехлетку до храма, потому что на ногах он стоял неустойчиво, а нести его на руках было нереально: он висел на шее неподъемным камнем. Особенно тяжко было в беременном состоянии. В результате малыш на полпути шлепался в лужу (а в деревне лужи не высыхали даже летом), и нам приходилось либо возвращаться домой, если чистой одежды с собой не брали, либо переодевать его в монастыре, если сменка, испачканная накануне, успела высохнуть и была предусмотрительно прихвачена с собой. Стирать приходилось вручную. То еще удовольствие. В душе я проклинала «эту грязь», на что неизбежно слышала любимое монастырское: «Разве это грязь? Это просто земля мокрая!» Воодушевляло ненадолго – ровно до того момента, как сын падал в очередную лужу.

После службы мы шли домой. Это было уже около 12. Монастырские службы долгие. Мне нужно было быстро истопить печь, заложить туда чугуны с едой и позаниматься со старшими уроками (они были на домашнем обучении). После обеда у детей полагался сон. Я бы и сама рада была поспать, но первое время приходилось использовать горячую воду, пока печь ее греет и она есть в обилии. И постирать то, что малыш успел испачкать. Было огромным облегчением, когда муж привез мне стиральную машину и бойлер, провел в дом канализацию и сделал теплый «городской» туалет. Матушка-игумения пришла как-то к нам в гости и поразилась: «Да у вас прямо московская квартира здесь!» Конечно, со всеми бытовыми приборами и подросшими старшими детьми стало гораздо легче жить. Я смогла оценить по достоинству тишину и спокойствие деревенской жизни, размеренность труда, незатейливость быта. Я полюбила русскую печь и освоила лежанку на полатях. Что уж говорить о чудесной неспешной службе в монастыре и тихой молитве… Но тут родился четвертый – и хлопот прибавилось.

«Все по силам»

А распорядок дальше был такой. Вечером – опять служба. Батюшка не причащал младенцев, если они не были на вечерней и приходили к «Отче наш» утром. Чтобы причаститься, надо было приходить на вечернюю и к Херувимской утром.

Вообще служба и молитва – это были главные занятия в монастыре, все остальные бытовые дела делались постольку поскольку. Мне кажется, будь батюшкина воля, он бы и совсем хозяйство отменил. Что логично. Монастырь изначально и задумывался не для того, чтобы вести образцовое хозяйство, а для усердной молитвы.

Но в семье с тремя-четырьмя детьми быт занимает столько места и времени, что устранить его не получается. Было действительно трудно совмещать монастырские порядки и семейный уклад. Например, когда родился младший сын, я практически не успевала вычитывать утреннее и вечернее правила (в монастыре они состоят кроме утренних и вечерних молитв еще и из трех канонов и ежедневного акафиста). Когда поздним вечером, покормив и уложив детей, я становилась на молитву, слова в голове путались и кружились, правило затягивалось. Но едва я ложилась спать, не успевая порой заснуть, как младенец просыпался на следующее кормление. А заснуть после этого мне уже долго не удавалось. Сон был нарушен. Промучившись до утра, я поднималась невыспавшаяся, туго соображающая.

Плохо было то, что после родов я долго не могла ходить в храм, а монахини к нам не приходили уже помогать: приехала мама мужа, и считалось, что мне помощь не нужна. На самом деле в тот период мне больше нужен был духовный совет и поддержка, чем просто помощь по хозяйству. И, как это обычно бывает в такие периоды, муж тоже никак не мог вырваться к нам – столько работы навалилось, что почти два месяца мы его не видели. Крестины малыша все откладывались, мое состояние ухудшалось, пока не достигло в точности такого, как у героини советского фильма-сказки: «Что воля, что неволя – все равно». Видимо, накопилась усталость, мозг отключился, тело выполняло привычные функции «на автомате»: кормить малыша, готовить еду, проверять уроки, укладывать спать… Не знаю, заметно ли это было окружающим в деревне. Но когда муж наконец приехал и увез нас в Красногорск, моя подруга воскликнула: «Что с тобой, солнечная Юлька?! Ты перестала улыбаться!»

«Читай акафист, как улучишь минутку. Когда надо идти, отложи книжку и вернись опять, когда сможешь»

В Красногорске я поделилась своей проблемой с духовником. Он мягко разрешил все мои муки: «Не нужно тебе пока читать каноны, читай только молитвы на сон и утром». – «А акафист?» – «С акафистом сделаем так: открой книжку и начинай читать, как улучишь минутку. Когда надо идти, оставь книжку открытой и вернись опять, когда сможешь». – «А если я не успею до вечера?» – «Ну, сколько успеешь! Все по силам, все по силам».

Так я и сделала. Сон наладился, силы появились, мозги прочистились. И я наконец-то поняла, что не нужно нам взваливать на себя бремена неудобоносимые.

Жизнь и так дает свои испытания, проверяет на прочность. Живи тихонько, не надрывайся, и будет все хорошо. Монахам – монашество, мирским – мирское правило.

Так и надо жить. Недаром же эти пути разделены. Очень большую ошибку совершают те, кто пытается все совместить, – так можно надорваться и физически, и психически.

Конечно, бывают, наверное, исключения, сугубые подвижники, но надо честно признаться, что это не мы. И все-таки, как бы немощны мы ни были, как бы тяжело ни приходилось в какие-то моменты, опыт жизни в деревне – это источник какой-то чистой, я бы сказала – экстремальной веры. В глухих местах ты приобретаешь – ни много ни мало – возможность общения с Богом. В минуту крайней опасности, в минуту напряжения всех сил тебе внезапно открывается опыт помощи Божией как чуда, и это трудно выразить обычными словами. Но так и есть.

Юлия Комарова

31 марта 2016 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2832 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дарья20 мая 2017, 15:27
спасибо Вам большое! Научиться бы такому оптимизму, спокойствию и любви к людям. И...смелости стать многодетной мамой, беременна вторым ребеночком, но хочу много детей, боюсь лишь, что не сможем дать всем достаточно внимания, любви, помощи в будущем.
Спаси и сохрани Вас, Господи! Всего Вам наилучшего!
Игорь20 апреля 2016, 20:37
Чистый, красивый, искренний рассказ!
Ксения17 апреля 2016, 22:46
Дорогая Юлия, спасибо за Ваши рассказы-воспоминания. Читаю с интересом, т.к. тоже мама (правда, у меня всего один ребенок). После прочтения светло на душе становится. Буду рада продолжению, т.к. Ваш опыт вдохновляет и собственное нытьё даже самой себе уже кажется неприличным. Такое вот воспитательное действие от Ваших рассказов. Кроме того, читать просто интересно. Так что еще раз спасибо. Не оставляйте Ваших трудов в этом направлении. Бог Вам в помощь!
Юлия Комарова 6 апреля 2016, 16:17
Дорогие мои читатели! Все-все! Спасибо вам ещё раз за такие теплые и добрые слова в мой адрес!

Иванна Иванович, простите, нет благословения называть монастырь.

Ирина Гавриленко, да, слава Богу за всё!
Виктория 5 апреля 2016, 23:38
Просто запредельное мужество!
Так стыдно стало: я с тремя детьми в обустроенной квартире не справляюсь с бытом.
Спасибо Вам за Вашу откровенность и Ваш опыт.
Ксения 4 апреля 2016, 22:23
Вот это даааа... С тремя, а потом с четырьмя в деревне без удобств! Я бы и с одним не смогла! Я собственно и не могу.
Для меня жизнь автора статьи - это какая то недосягаемая планка!!! Как до космоса....
Елена 4 апреля 2016, 21:57
Спасибо, Юля! Очень душевно, тронута до глубины души!
Нина 3 апреля 2016, 15:06
Спасибо. Ваши рассказы-луч света в темной царстве. Пишите побольше.
Аля Бабушкинская 3 апреля 2016, 14:21
Через терни и трудности путь к очищению души. Для детей хороший старт ,ориентир в жизни. Разве это не земной подвиг во Славу Божию? Самое главное для родителей сделать "заклад" для детской души в сторону Господа, в сторону православной матушки-Церкви , а там все пойдет своим чередом, с помощью Господа нашего и Матери Божьей. Доброго Вам здоровья и всей Вашей, храни Вас Бог!!! Статья понравилась, как будто я побывала с Вами в деревне, в лесу, даже на службе в храме. Спасибо.
Ольга 3 апреля 2016, 13:38
Юля, огромное спасибо за рассказ! Такое ощущение, что сама побывала в этих местах. Восхищает Ваше терпение, вера и оптимизм! А еще приходит на ум, какую важную роль в этой истории играет муж, хотя он постоянно как бы "за кадром", но совершенно понятно, что без него бабоньке с тремя детьми в деревне совершенно невозможно прожить (да и не только в деревне :)) Многая лета!
Владимир 2 апреля 2016, 21:14
Спасибо большое за вашу статью. Да хранит Господь вашу семью. Продолжайте писать,у Вас Юлия несомненно есть дар.
Михаил 2 апреля 2016, 17:15
Деревню надо восстанавливать и с нуля. Наши президенты,заисключением Путина всё пустили по ветру.Вот и сейчас тоже думаю уезжать в деревню. А посмотрите какие продукты в магазинах.Православным такое , даже свежее не желательно кушать.Дай Боже нам твоим рабам восстановить сельское хозяйство.
Галина И. 2 апреля 2016, 10:27
Хорошие, искренние, простые и светлые рассказы. Слава Богу за вас, Юлия, т.к. вы неукоснительно исполнили заповедь Божию, данную женщине через святого апостола Павла: "Спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2:15). Слава Богу за вашего мужа и за всю вашу благословенную Богом семью! Храни вас Господь! Спасибо вам! Прости нас и помилуй, Господи.
Иванна Иванович 2 апреля 2016, 02:23
Простите, а можно узнать название местности и монастыря?
Елизавета 1 апреля 2016, 22:45
Спаси вас Господи, Юлия
и всю вашу семью!
Очень интересные у вас статьи,
с удовольствием читаем-
вдохновляют очень!
Людмила М. 1 апреля 2016, 10:27
Спасибо за рассказ,Юлия!
Человеку городскому очень трудно привыкать жить в деревне.Тем же ,кто всю жизнь там живет
легче,конечно .Они с детства привыкли к труду тяжелому к огородам,живности,нехватке воды и прочим бытовым трудностям.А тут ещё дети,да ещё и храм посещать надо.
Вы просто героиня ,я б там и свалилась наверное.Помню себя только ,что новоиспеченную мать одного малыша -все время на ходу засыпала,очень неспокойный был до года.(И в городе жила со всеми удобствами)
Марина Жердева 1 апреля 2016, 00:15
Спаси Господи такая уже дорогая Юленька.С радостью увидела ваш новый рассказ и медленно,с удовольствием прочитала его.Очень светло,выразительно,образно вы пишите. Такие яркие картинки.Да и очень информативны ваши рассказы. В школьные годы все лето проводила в деревне у бабушек.Поэтому ваш последний рассказ очень близок. У нас в Саратовской области тоже грязь после дождя была непролазная,но как же дух русской деревни мне остался дорог!!! Бедным городским нашим детям не хватает этого природного простора.Но в вашей деревне ещё и монастырь!!! Да,трудный,но бесценный ваш опыт жизни в потерявшейся на бескрайних российских просторах деревне.Благодарю,что поделились им на бескрайних просторах интернета.
Светлана/Фотиния31 марта 2016, 22:34
Добрый вечер!
Читаю уже третий ваш рассказ. Наконец до меня дошло!Вы - оптимист! Это редкость. К таким людям тянуться. От них питаются силами. Это тоже, своего рода, дар. И даже в рассказе вы умудряетесь им поделиться. Это такая сила. Конечно же, хотелось бы, чтобы вы продолжали писать. А ещё из этого рассказа стало понятно, что я, например, даже "пороха ещё не нюхала". Я тоже городской житель и для меня жизнь в деревне - подвиг.
И всё же... переживания радости зимнего вечера, падающего листа и прочего, что связано с природой и не только с природой, а и с тем сокровенным,что так деликатно обозначено, всё это есть.
Бывают истории от которых сидишь и плачешь, даже если радостные. А, прочитав эту, ловлю себя на мысли, что даже сейчас продолжаю улыбаться во всю ширь. Я же говорю, это дар - дарить другим лёгкость и радость. Спасибо!
т.31 марта 2016, 19:31
Юлия, спасибо огромное! Светло и радостно от Ваших рассказов.
Татьяна31 марта 2016, 19:25
Юлечка, солнышко, спасибо вам за ваши теплые, светлые, оптимистичные рассказы. Я уже пенсионерка, а у молодежи ваши рассказы ,по-моему, должны вызывать желание следовать вашему примеру многодетной семьи. Безумно жалею, что у меня только одна дочь. У вас настоящая семья, да без проблем не бывает, но после преодоления проблемы Господь обязательно дает утешение. Радости вам, мира в душе, а мы ждем с нетерпением новых рассказов!
Лев Гавриленко31 марта 2016, 19:24
Юля! Это мой сын Лев, а я Ирина. Вообще, очень здорово пообщаться с человеком, который тоже идёт к Богу, ищет Его. Почувствовать родную душу. Нас мало, к сожалению. Но мне очень нравится девиз Роберта Скотта "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" Не дать себе погрязнуть в суете, забыть, для чего мы здесь.
Лев Гавриленко31 марта 2016, 18:55
Юлечка, это точно так - крест нужно брать какой Бог даёт, а не наваливать сверху - не сдюжить. Я тоже горожанка, 18 лет в деревне прожила, а родной она мне не стала. А как тяжело было, всего не перескажешь, домой вернулась - как не бывало всех этих лет. Но я верю, что Господь меня таким путём вёл, через тернии к звёздам. Дай Бог нам каждому сказать на пороге смерти , что бы не случилось в жизни, как Иоанн Златоуст - "Слава Богу за все!"
Галина31 марта 2016, 18:21
"В монастыре никому не приходит в голову прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы". Как хорошо! К сожалению, у нас в городе об этом приходится только мечтать. Больше всего я хочу молиться в храме, но увы, это получается так мало и нечасто. Поэтому, хотя и давно воцерковленная, в храм хожу не всегда: во время службы постоянно ходят, толкаются, разговаривают,поверх голов молятся на иконы на стенах. Хорошо, если чтецы внятно и громко молятся или читают. Но когда еле слышно, или бегом да неразборчиво,да картавят,то ничего не поймешь, как ни напрягаешься. Стоишь просто так. Поэтому предпочитаю чаще молиться дома, в тишине, что бы там ни говорили об особой благодати в храме- это не срабатывает, когда нет молитвы. И каюсь: раньше я не ходила в храме во время службы и не ставила свечи, а сейчас смело расхаживаю: чем я хуже или лучше других? Прости меня, грешную,Господи.
Алексей31 марта 2016, 16:15
Спасибо, Юлия! Помощи Божией и здоровья Вашей большой семье!
Сергей31 марта 2016, 16:01
Прекрасная "мягко отрезвляющая" статья. Сколько "московских православных" мечтают о деревенской пасторали. Обжитые деревни без храма и монастыря это беда. Пьянство переходящее в бытовой бандитизм и хулиганство - обыденное явление современной "живой" деревни. А пустынные места, освящённые храмом или монастырём так сильно угнетают своим безлюдьем, что после жизни в оживлённом месте - люди не выдерживают. Мой знакомый игумен "тихого монастыря" говорил, что привыкал к "зимней тишине" три года, после жизни в большом монастыре.
Надежда31 марта 2016, 15:41
Юля, ваши строки, как глоточки чистой-чистой воды, хочется наслаждаться ими медленно, не торопясь. Спасибо.
Алексей31 марта 2016, 14:48
Спасибо!
Юлия Комарова31 марта 2016, 14:48
Спасибо читателям! Кристина, вы очень хороший вопрос задали. Детям маленьким, конечно, тяжело стоять "как свечечкам", поэтому от мамы на монастырских службах требуется больше терпения и внимания к ним. Мне довольно часто приходилось с младшим малышом просто выходить из храма и давать ему возможность пошуметь, попрыгать. Но зато он чётко знал, что в самом храме никак нельзя нарушать тишину. Мы с ним договорились: он берёт меня за руку и сжимает - значит, он хочет выйти. И мы выходили. Но я старалась его всегда побыстрее в храм вернуть, рассказывала, какое важное дело там совершается, как ангелы там летают... В общем, дети очень это чувствуют. А со старшими проще, конечно. Правда, шестилетний Гера часто засыпал на службах)
Светлана Петрушина31 марта 2016, 14:26
Юлечка, спаси Бог! Благодарю Вас за солнечные лучики Вашей души!
Кристина Беличенко31 марта 2016, 13:35
Прекрасная статья! Бесценный опыт! Вопрос. Как находится на службе в храме с маленькими детьми, чтобы они стояли, как свечечки, молча?
ТАМАРА31 марта 2016, 12:42
Юля,как радостно снова встретиться с Вами и Вашими детками.Читать Ваши воспоминания-это такое доброе и тёплое чувство.Спаси и сохрани,Господи,всю Вашу семью.Пишите,с нетерпением ждём.
Ольга31 марта 2016, 12:33
Юлия, спасибо за ваши рассказы. Жесткие, конечно, требования предъявлялись вам и вашим детям в монастыре, но и помощь от насельников была. Хорошо, что этот период жизни в деревне вспоминается вами позитивно и не привел к необратимым последствиям как, к сожалению, бывает.
Пишите о вашем опыте еще. Это очень ценно и познавательно.
анна31 марта 2016, 10:47
Юлия, добрый день! Спасибо за хорошие, позитивные статьи! У меня трое детей. Второй ребенок- инвалид. Врач говорит родовая травма, но онои , наверно, бывают разные. Что за диагноз ставили врачи вашему ребенку? Можете ответить на мейл....annatmrrnd@mail.ru
Анастасия31 марта 2016, 10:17
Да..я то же с 4 детьми так пыталась подвизаться,кроме срыва нервного ничего не добилась.Много у нас в России наносного,много покланяемся букве закона! Слишком строго в монастырях,при отсутствии повсеместно опытных духовников ! После 70 лет Безбожия...тыкаемся как слепые котята! А Господу надо наше любящее сердце и покаяние!
Мария31 марта 2016, 09:07
Юлия, спасибо за интересный рассказ! Рады встретить новую статью и еще немного узнать вашу семью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×