Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина

Василик, Владимир Владимирович, протодиакон. Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 164 с. Василик, Владимир Владимирович, протодиакон. Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 164 с.
    

Автор новой книги издательства Сретенского монастыря «Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина» — протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Он раскрывает религиозный смысл творений А.С. Пушкина и при этом демонстрирует незаурядную эрудицию как в области святоотеческой мысли, так и русской, и европейской истории. Анализ отца Владимира как филолога глубок и основателен, легок и изящен. Книга предназначена для студентов духовных учебных заведений и филологических факультетов светских вузов. Она адресована и всем тем, кто интересуется историей и русской литературой.

В «Предисловии» доктор филологических наук, профессор Александр Николаевич Ужанков пишет, что эта книга ценна и важна для русского читателя не только тем, что Пушкин — «наше все». Гораздо важнее другое: Пушкин — наш учитель, друг, советчик и современник.

О. Владимиру удалось уловить тектонические движения русской истории и показать их связь с историей всемирной, сумел он также показать глубинный смысл всемирно-исторического процесса — борьбу Христа и антихриста и конечную победу Христа, за которой последует Страшный Суд. Антихрист может являть себя под разными личинами — Самозванца, Наполеона, но сущность его от этого не меняется: Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит (Ин. 10, 10). Лживость, лицемерие, цинизм, жестокость и дьявольская гордыня, стремление к безграничному и безраздельному господству — вот черты антихристовой власти. Именно таким, как показывает автор данной книги, является Самозванец в «Борисе Годунове», лишь на время прикрывшийся личиной благости, именно таким был и Наполеон — «тяготеющий над царствами кумир».

Большая заслуга автора состоит в изучении духовных причин революции в главе «Моцарт и Сальери». В первую очередь о. Владимир проводит параллель между Великой Французской революцией, отправлявшей на плаху поэтов и ученых, и Сальери, погубившим Моцарта: «Его убивает посредственность, представитель духовного третьего сословия, для которого непереносима аристократия духа». Причиной этого является извращенная идея социальной справедливости и стремления к равенству. На более глубоком духовном уровне автор наблюдает нравственный поединок между Моцартом и Сальери, типологически соотносимый с противостоянием Авель — Каин, Христос — Каиафа.

Особая заслуга автора состоит в рассмотрении наполеоновской темы — от сатиры времен войны 1812 года до пушкинских стихотворений. О. Владимир показывает эволюцию Пушкина от наполеоновского мифа, например, в стихотворении «Наполеон» (1821), до поздних сочинений, в особенности «Клеветникам России» (1831). Проникновенно глубоким представляется его следующее истолкование: «Русский народ-христоносец, подобно трем отрокам, не признает наглую волю всемирного тирана, сравнимого с царем Навуходоносором, входит в огненное испытание и побеждает императора-антихриста; и, как камень, отсеченный без рук (прообраз Христа), низвергает в бездну его “всемирное” царство, символизируемое “тяготеющим над царствами кумиром”, и своей кровью совершает искупление Европы и ее основных, коренящихся в христианском мировоззрении ценностей — свободы, чести и мира». Автор справедливо определяет деятельность Наполеона как антихристианскую — убийство миллионов неповинных людей, грабежи, осквернение храмов и святынь. Лживость и неутолимая жажда власти завершают образ императора-антихриста. Та европейская традиция, которая воспевала Наполеона и даже придавала ему черты Христа, может быть названа люциферианско-каинической. Она привела Европу и Россию к неисчислимым бедам и катастрофам: двум мировым войнам и ряду революций. Автор показывает, что наша мера всего — Христос и нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Желаем читателям пользы и радости от прочтения этой интересной и самобытной книги.

Содержание

А.Н. Ужанков. Предисловие

Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Тема антихриста и Второго Пришествия в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» и в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

«Моцарт и Сальери»: некоторые размышления над драмой А.С. Пушкина

Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века

«Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина

Книгу можно приобрести:

·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Моя первая исповедь Моя первая исповедь
В новой, обильно иллюстрированной книге издательства Сретенского монастыря автор стремится помочь юным христианам подготовиться к таинству Исповеди. Неспешно знакомясь с главами книги, читатель войдет в мир тех духовных и нравственных понятий, которые составляют существо христианской жизни, протекающей под руководством Православной Церкви.
Мужики, мужики… Мужики, мужики…
Протоиерей Андрей Ткачев
Мужчину Бог создал первым, жену — второй. Истина прописная, но важно приучить себя делать практические выводы из прописных истин... На мужчине должна лежать основная тяжесть внешней жизни, тогда как на женщину ложится тяжесть внутренняя, семейная. Можно сказать, что муж пахнет ветром (он трудится на внешних рубежах), а жена — очагом (на ней забота о доме).
Православный молитвослов и Псалтирь Православный молитвослов и Псалтирь
«Православный молитвослов и Псалтирь» содержит ежедневное утреннее и вечернее правило православного христианина; каноны, акафисты и последование ко святому Причащению; тексты Всенощного бдения и Божественной Литургии и Псалтирь. Молитвослов дополнен песнопениями из служб воскресных и будничных, песнопениями из служб на всякую потребу и молитвами на разные случаи жизни.
Сохраним душу живой Сохраним душу живой
Новая книга издательства Сретенского монастыря «Сохраним душу живой» митрополита Лимасольского Афанасия (Николау) — это сборник его бесед со своей паствой.
Знакомство для брака Знакомство для брака
Условия для успешного брака, или Как двум молодым людям лучше узнать друг друга, прежде чем на него решиться
Книга обращена ко всем молодым людям и девушкам, ответственно подходящим к самому серьезному выбору, который им предстоит совершить — выбору будущего спутника жизни, и их родителям. В Греции книга «Знакомство для брака» выдержала уже несколько изданий, и интерес к ней не угасает.
Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей
Рассказы людей, помнящих Великую Отечественную войну, голод и разруху, помнит наши победы и поражения, гонения на Церковь, возрождение послевоенной России, подвиги мучеников и исповедников православной веры, а также возрождение православной жизни в России в конце 80-х — начале 90-х годов.
Псалтирь Псалтирь
Давида пророка и царя песнь
«Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел.
Бог не оставит тебя Бог не оставит тебя
Архимандрит Андрей (Конанос)
В новой книге «Бог не оставит тебя» собраны беседы архимандрита Андрея (Конаноса) о Божественной литургии и таинстве Евхаристии, о молитве, о семье и воспитании детей, о радости и скорби, о том, как искать Бога везде и во всем.
Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства
Митрополит Берато-Влёро-Канинский Игнатий (Триантис)
Старец Амфилохий, будучи насельником монастыря св. Иоанна Богослова на острове Патмосе, основал два женских монастыря, вел активную просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность, на его попечении и окормлении состояли сиротские приюты, школы, благотворительные фонды.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×