Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина

Василик, Владимир Владимирович, протодиакон. Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 164 с. Василик, Владимир Владимирович, протодиакон. Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 164 с.
    

Автор новой книги издательства Сретенского монастыря «Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина» — протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Он раскрывает религиозный смысл творений А.С. Пушкина и при этом демонстрирует незаурядную эрудицию как в области святоотеческой мысли, так и русской, и европейской истории. Анализ отца Владимира как филолога глубок и основателен, легок и изящен. Книга предназначена для студентов духовных учебных заведений и филологических факультетов светских вузов. Она адресована и всем тем, кто интересуется историей и русской литературой.

В «Предисловии» доктор филологических наук, профессор Александр Николаевич Ужанков пишет, что эта книга ценна и важна для русского читателя не только тем, что Пушкин — «наше все». Гораздо важнее другое: Пушкин — наш учитель, друг, советчик и современник.

О. Владимиру удалось уловить тектонические движения русской истории и показать их связь с историей всемирной, сумел он также показать глубинный смысл всемирно-исторического процесса — борьбу Христа и антихриста и конечную победу Христа, за которой последует Страшный Суд. Антихрист может являть себя под разными личинами — Самозванца, Наполеона, но сущность его от этого не меняется: Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит (Ин. 10, 10). Лживость, лицемерие, цинизм, жестокость и дьявольская гордыня, стремление к безграничному и безраздельному господству — вот черты антихристовой власти. Именно таким, как показывает автор данной книги, является Самозванец в «Борисе Годунове», лишь на время прикрывшийся личиной благости, именно таким был и Наполеон — «тяготеющий над царствами кумир».

Большая заслуга автора состоит в изучении духовных причин революции в главе «Моцарт и Сальери». В первую очередь о. Владимир проводит параллель между Великой Французской революцией, отправлявшей на плаху поэтов и ученых, и Сальери, погубившим Моцарта: «Его убивает посредственность, представитель духовного третьего сословия, для которого непереносима аристократия духа». Причиной этого является извращенная идея социальной справедливости и стремления к равенству. На более глубоком духовном уровне автор наблюдает нравственный поединок между Моцартом и Сальери, типологически соотносимый с противостоянием Авель — Каин, Христос — Каиафа.

Особая заслуга автора состоит в рассмотрении наполеоновской темы — от сатиры времен войны 1812 года до пушкинских стихотворений. О. Владимир показывает эволюцию Пушкина от наполеоновского мифа, например, в стихотворении «Наполеон» (1821), до поздних сочинений, в особенности «Клеветникам России» (1831). Проникновенно глубоким представляется его следующее истолкование: «Русский народ-христоносец, подобно трем отрокам, не признает наглую волю всемирного тирана, сравнимого с царем Навуходоносором, входит в огненное испытание и побеждает императора-антихриста; и, как камень, отсеченный без рук (прообраз Христа), низвергает в бездну его “всемирное” царство, символизируемое “тяготеющим над царствами кумиром”, и своей кровью совершает искупление Европы и ее основных, коренящихся в христианском мировоззрении ценностей — свободы, чести и мира». Автор справедливо определяет деятельность Наполеона как антихристианскую — убийство миллионов неповинных людей, грабежи, осквернение храмов и святынь. Лживость и неутолимая жажда власти завершают образ императора-антихриста. Та европейская традиция, которая воспевала Наполеона и даже придавала ему черты Христа, может быть названа люциферианско-каинической. Она привела Европу и Россию к неисчислимым бедам и катастрофам: двум мировым войнам и ряду революций. Автор показывает, что наша мера всего — Христос и нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Желаем читателям пользы и радости от прочтения этой интересной и самобытной книги.

Содержание

А.Н. Ужанков. Предисловие

Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Тема антихриста и Второго Пришествия в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» и в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

«Моцарт и Сальери»: некоторые размышления над драмой А.С. Пушкина

Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века

«Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина

Книгу можно приобрести:

·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Бог не оставит тебя Бог не оставит тебя
Архимандрит Андрей (Конанос)
В новой книге «Бог не оставит тебя» собраны беседы архимандрита Андрея (Конаноса) о Божественной литургии и таинстве Евхаристии, о молитве, о семье и воспитании детей, о радости и скорби, о том, как искать Бога везде и во всем.
Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства
Митрополит Берато-Влёро-Канинский Игнатий (Триантис)
Старец Амфилохий, будучи насельником монастыря св. Иоанна Богослова на острове Патмосе, основал два женских монастыря, вел активную просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность, на его попечении и окормлении состояли сиротские приюты, школы, благотворительные фонды.
В Instagram открылся аккаунт издательства Сретенского монастыря В Instagram открылся аккаунт издательства Сретенского монастыря
С новинками издательства московского Сретенского монастыря теперь можно познакомиться и в сети Instagram. Подписывайтесь на канал pravbooks и узнайте все о новых проектах издательства.
На пути к вечности На пути к вечности
Воспоминания духовных чад о периоде жизни отца Иоанна (Крестьянкина) после заключения, с 1955 по 2006 год
Основу книги об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) составляют воспоминания его многолетней духовной дочери Сусанны Валовой, более 50 лет находившейся под его духовным руководством. Ее повествование дополнено свидетельствами людей, сопровождавших пастыря в различных местах его церковного служения.
Там, где всё настоящее Там, где всё настоящее
Петр Давыдов
Герои рассказов — жители российской глубинки, миряне и священники. Истории, в которые они попадают, проникнуты христианским духом, наполнены юмором и примерами побед — больших и малых. У всех бывают трудности, даже беды, иногда суровые испытания, но унынию нет места в сердце христианина.
Я открываю храм Я открываю храм
Отличное познавательное пособие и для детей, и для взрослых, которые делают первые шаги в храме. А загадки и вопросы в конце каждого раздела делают чтение еще увлекательнее и помогают лучше запомнить прочитанное.
Нравственное благовестие апостола Павла Нравственное благовестие апостола Павла
Протоиерей Владислав Свешников
О чем бы ни шла речь в посланиях апостола Павла, сразу бросается в глаза, что все нравственные осмысленности и напряжения своих призывов апостол таинственно возводит к славе Христа, явленной в кресте, воскресении и вознесении.
Дохристианская Европа Дохристианская Европа
Протоиерей Владислав Цыпин
Фундаментальный труд известного современного церковного автора Владислава Цыпина, митрофорного протоиерея, профессора, доктора церковной истории, богослова, филолога и правоведа. Данное произведение представляет собой переработанный и сокращенный вариант первых трех томов серии «История Европы: дохристианской и христианской».
Легко ли быть владыкой? Легко ли быть владыкой?
Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)
Игорь Евсин
Владыка Симон (Новиков; 1928–2006) — митрополит Рязанский и Касимовский с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×