Собибор

Имя этого лагеря смерти с недавних пор у всех на слуху, благодаря фильму Хабенского. Фабула: единственный удачный массовый побег из фабрики, организованной для упорядоченной и «практичной» утилизации живых людей, не входящих в категорию расово чистых. «Практично», то есть вырывая золотые коронки, состригая волосы, собирая пепел сожженных. Все ‒ для Рейха и его экономики. Абажуры, удобрения, золотые слитки… Оставим в стороне технические и режиссерские особенности фильма, все специфические «+» и «‒». Оставим это для тех, кто спорит о лентах, не особо взирая на суть показанного. Скажем нечто о смысле этого кино и о вихре возможных размышлений, поднятых ветром просмотра.

Как побеждается зло? Вооруженной рукой или молитвенным воплем к Всемогущему?

Первый вопрос. Как побеждается зло? Вооруженной рукой или молитвенным воплем к Всемогущему? Фильм дает оба варианта. Религиозные евреи читают молитвы хором, мерно раскачиваются, вместе говорят: «Аминь». Раввины в бараках возглавляют молитвенные собрания. Советские же евреи, из которых и Александр Печерский, не верят в подобный способ спасения. «Трясутся и молятся», ‒ говорит о них сквозь зубы главный герой. Его друзья вообще именуют религиозных узников «пархатыми». Советские, понятно, «не очень» религиозны. Кто учил их читать Тору и исполнять заповеди? Никто. Только обрезали и передали по наследству фамилию. На этом все их еврейство заканчивается. Но дело не только в этом. Та разновидность рафинированного и одобренного соответствующей идеологией зла, с которой они встречаются ежеминутно, может быть только физически уничтожена. Так они верят. В этой не очень религиозной вере они правы на 100 процентов.

Немцы ‒ не стихийные каратели. Они ‒ методичные и основательные убийцы, вооруженные особым мировоззрением, особой философией. Они практичны и беспощадны. Спорить с ними, взывать к совести, ждать жалости бесполезно. Взявшие меч должны погибнуть от меча, а не от чтения Торы, и советский еврей справедливо гневается на своих иностранных сородичей за их овечью покорность. Не только он. Ювелир, молодую жену которого отравили газом и сожгли, тоже проклинает своих единоплеменников за то, что они дышат пеплом своих сожженных родственников и трясутся за собственную жизнь.

«Небесная улица», Собибор, Польша, 1943 г. «Небесная улица», Собибор, Польша, 1943 г.
Еврейская покорность палачам ‒ это притча во языцех. Очень часто в истории Бог говорил отцам этих людей: «Вы согрешили. Несите кару и не пытайтесь освободиться. Я! Я один освобожу вас, а не рука ваша и не мышца ваша. Терпите кару за грехи свои и ждите избавления от руки Моей!» Вавилоняне сменяли филистимлян, немцы – римлян. А голос в крови оставался тем же, и поведение было идентичным. Этот голос справедлив. Он от небес, а не от земли и не от фантазий. Голос этот запечатлен в Священных книгах. Он вошел в кровь миллионов, в кровь многих поколений, именно этим и объясняются их опущенные руки, потухшие глаза и сомнение в возможности спастись. Не нам их судить. Нам справедливо кажется, что нужно бросаться на палачей, грызть их зубами, бить всем, что попадется под руку… Но не все из нас знают, что делает с человеком панический животный страх, что такое – хотеть выжить. Просто выжить. Любой ценой. И как вообще страшно столкнуться с бездушной машиной, работающей на уничтожение.

Александр Печерский Александр Печерский
Для спасения нужен советский еврей. Нужен тот, в ком этот голос крови ослаблен отсутствием религиозного воспитания. Нужен офицер с опытом боевых действий и навыками командования. Не раввин и не портной. Не ювелир и не сапожник. Не скрипач и не учитель физики. Офицер нужен. Он знает, что шансы малы и силы ограничены. Но он внутренне не сломлен и к бою готов. Моисей тоже был самым кротким из живущих на земле, однако драться умел и убить мог, если что. Обреченные аптекари и скрипачи Собибора обрели своего Моисея в лице советского офицера. Обрезанного, но не религиозного.

Так что же? Не молиться вовсе? «Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой»? Так поется в русской версии Интернационала, и неужели так и есть? Не совсем. Сама история жизни Моисея, история странствования по пустыне говорит о том, что Моисей молился за народ во время битв, и его молитва приносила победу. Так было во время кровавой стычки с Амаликом, когда Моисей крестообразно распростирал руки на горе. То есть всегда нужны те, кто молится. Но нужны также и те, кто, пересилив себя и свои убеждения, берет в руки оружие. И те, и те нужны. «Научили вы евреев убивать», ‒ говорит в фильме мальчишка, потерявший отца, мать и сестричку. Слова эти он произносит над трупом только что им зарезанного фашистского офицера. И действительно, нужно было сильно постараться, чтобы музыканты и закройщики верхней одежды взяли в руки заточенное железо для того, чтобы убивать.

На одних молитвенниках далеко не уедешь, когда противостоит тебе бессовестная армия карателей, пьяных от крови и безнаказанности. Но и без веры, без молитвы, одним оружием никто никогда не добивался прочной победы. Побег – да, но основательная победа – нет. Все это весьма актуально для сегодняшнего дня.

Европа в межвоенное время воспитала, выпестовала фашизм. Чего только стоят фотографии членов Британской Королевской фамилии, выбрасывающих руки в нацистском приветствии. Как часто бывает, думали, что бешеный пес будет послушно ходить на поводке и кусать только по команде. Но пес вышел из повиновения и поводок перегрыз. Чтобы его уничтожить, понадобились сверхусилия многих народов, долгие годы войны и многомиллионные жертвы. Казалось бы, выводы сделаны и рецидив невозможен. Однако Европа опять, уже в XXI-м столетии, вскормила и воспитала фашизм в одной из бывших Советских республик. Для собственных интересов. Для личного пользования. И бешеный пес опять перегрыз поводок. Усмирять же его предлагают посредством демократических процедур: разговоров, дебатов, увещаний.

Советский еврей Александр Печерский, капитан Красной Армии, возникает из небытия, из мглы забвения и оживает на экране очень вовремя. Он предлагает единственно возможный выход из ситуации. Даже если бы он знал молитвы и был воспитан в традиции, он остался бы при своем подходе к решению задачи. Офицеры лагеря с кокардами в виде черепов с костями должны быть уничтожены. Вооруженная охрана лагеря ‒ тоже. Иначе они так и будут вырывать золотые коронки из челюстей своих обреченных жертв, чтобы родственники убитых из этого же золота делали для палачей цепочки и перстни. Пьяные от трофейного коньяка и от ежедневного упражнения в безнаказанной жестокости, они давно уже подписали себе по дюжине смертных приговоров, и Небо не оскорбится, увидев их кровь пролитой. Небо, напротив, может быть оскорблено толерантностью к людям, добровольно превратившимся в демонов.

Нацизм как идея живуч и заразен. Если у немцев он возродится вряд ли, то нет никакой гарантии, что иные народы и страны не соблазнятся его сатанинской теорией и практикой. Кстати, большое число выживших беглецов из Собибора собственноручно убили или, изловив, выдали немцам местные жители. То есть поляки, сами стонавшие под германским сапогом. И в какую еще шальную голову залетит и плотно засядет желание делить людей на высшие и низшие расы? Кого еще пленит (или уже пленила) эстетика факельных шествий и складывания костров из неугодной литературы? Ведь это все не только кадры хроники. Это и иллюстрация событий сегодняшнего дня.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Анафема гордыне: о фильме «Собибор» Анафема гордыне: о фильме «Собибор»
Александр Попов
Анафема гордыне: о фильме «Собибор» Анафема гордыне
О фильме «Собибор»
Александр Попов
Вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один – спасал, другой – губил. «Собибор» – притча о человеческом достоинстве, которое раскрывается лишь тогда, когда личность отдает себя без остатка, самоумаляется, стесняет свои интересы ради другого.
«Я видел, как расстреливают, много раз» «Я видел, как расстреливают, много раз»
Виктор Гладышев
«Я видел, как расстреливают, много раз» «Я видел, как расстреливают, много раз»
Начало войны глазами подростка
Виктор Гладышев
Никакой молитвы я не произносил, только наложил на себя крестное знамение. И вдруг смотрю: немец клонится к земле, и автомат его уже тычется стволом в землю. И слышу голос: «Витька, беги!»
22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить» 22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить»
М.И. Фролов
22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить» 22 июня 1941 года: «завоевать и уничтожить»
Михаил Иванович Фролов
Утверждение, что Германия в 1941 году нанесла «превентивный» удар с целью остановить «агрессию» СССР, – тезис фашистской пропаганды. Цель войны была иная. Гитлер говорил: «Нам не нужна ни царская, ни советская, никакая Россия».
Комментарии
Андрей22 июня 2019, 09:34
Фильм Хабенского не совсем соответствует событиям. Более ранняя версия с Роджером Хауэром более правдива и реалистична. Посмотрите ее тоже.
Сергий23 июня 2018, 00:57
Нет, конечно фильм надо смотреть. Может, не всем. Но ребятам 17-18 лет он просто полезен, даже необходим. Со времени советского кино ситуация в нашей стране и в мире очень изменилась. Родители, Вы не знаете своих детей. Они играют в компьютерные игры и смотрят ужастики очень жестокие, и фильм о концлагере не сможет сломать их психики. А вот то, что фашизм в мире возрождается - это факт. А в противовес ему нет сейчас поездок в прошлое, в Саласпилс, где можно было раньше показать школьникам барак с детской обувью разных размеров, с настриженными детскими волосами, с кусками кожи, которая шла на абажуры. Почти не снимаются фильмы о войне, о зверствах фашизма, о правде нашей жизни.
Иннокентий25 мая 2018, 16:48
Александр Печерский не был боевым офицером: только в сентябре 41-го писарь артбатальона стал делопроизводителем артполка и техник-интендантом 2-го ранга. С октября того же года по октябрь 43-го находился в плену.

Подполье в Собиборе было организовано задолго до приезда Печерского, ему было поручено технически организовать побег, назначив исполнителей убийств сс-манов. План ликвидации нацистов и организованного выхода из лагеря сорвался и, получив приказ "каждый спасайся сам, как может", люди рванули в лес через колючую проволоку и минное поле. Чуть позже, осознавая, что большой группой пробиться к еврейским партизанам Парчевского леса будет сложно, вооружил ещё двух из числа советских и,
Vyacheslav Yuryevich21 мая 2018, 07:28
Почему одни люди , такие как Печерский способны на Такой Подвиг , а другие нет ?!
Олег21 мая 2018, 04:25
Фильм как холодный отрезвляющий душ,сразу возвращает память
Наталия17 мая 2018, 08:36
По-прежнему не могу согласиться ни с Иоанной, ни с Катериной.Не знаю, смотрели ли они этот фильм. Если не смотрели,но при этом дают ему негативную оценку - это странно.В этом фильме нет ничего из того, что можно назвать "ударом молотком по голове" или "избытком сверхреализма с кровавыми подробностями".Поверьте, вы наговариваете на фильм, которого, судя по всему,и не видели.Это не тупой фильм ужасов,а качественное кино о силе духа и нравственном выборе.Вы же описываете его как второразрядный ужастик, что недопустимо. И симпатии автора статьи склонились не к "группе безбожников",а к действию, когда овечьей покорности недостаточно для спасения людей из ада концлагеря.И молиться, и действовать.
Прохожий16 мая 2018, 17:54
Узнав про этот фильм, прежде всего я решил прочесть о реальных событиях которым он посвящен в Википедии. Проведение параллелей между побегом и выходом евреев из Египта просматривается на мой взгляд и в том, что часть заключённых имея возможность бежать, предпочла остаться. В последствии оставшиеся были растрелены. Сходство в том, что иногда человек имея возможность избавиться от насилия (греха) сознательно выбирает остаться под его властью по видимому полагая, что спасение не гарантировано, а тут хоть какие-то условия. Увы как это случилось с оставшимися в конечном итоге грех приводит к смерти.
Ксения16 мая 2018, 12:40
Фильм К. Хабенского не понравился. У меня ощущение, или я что-то не то увидела в картине? Да и протоирей Андрей пишет, как нас воспитывали с детства-"Немцы ‒ не стихийные каратели. Они ‒ методичные и основательные убийцы, вооруженные особым мировоззрением, особой философией." Все обсуждают само явление фашизма, а в картине, как мне кажется, показано все с другой стороны. Каждый немец- как человек, со своим набором страстей и грехов: Несчастная любовь- ненависть, тщеславие, жадность и алчность, похоть. ЗАЧЕМ такая точка зрения показана режиссером? Зачем детям это? Неужели недостаточно просто знать? У людей с неокрепшей психикой эти страсти могут вызвать обратный эффект...
Светлана16 мая 2018, 12:30
Про фильм "Иди и смотри", снятый тем же Э.Климовым. Меня он в подростковом возрасте шокировал реалистичным живодёрством и акцентами именно на этом. Моральной составляющей я не очень вынесла тогда, разве только то, что Гитлер тоже был когда-то ребёнком.Не уверена, что мне надо было это смотреть. А вот,"В бой идут одни старики", "Они сражались за Родину", "Судьба человека", "На всю оставшуюся жизнь", "Чтобы помнили", "Проверки на дорогах","А зори здесь тихие" - да! Потому что они про человечность, это поражает больше всего и это остаётся в сердце. Вот таких фильмов бы хотелось сейчас. P.S. Вот перестали бы еще раскрашивать фильмы, Штирлиц от этого лучше не станет.
Иоанна_16 мая 2018, 12:18
Виктория, мой папа ребёнком пережил войну в оккупации, и именно в Белоруссии, и он мне много рассказывал, как и его брат, мой дядя, который был постарше. Никогда они не фиксировали моё внимание на жутких подробностях, а видели немало, как вы понимаете. Была среди моих родственников бабушка, которая ослепла после того, как на её глазах расстреляли её сестру. Но, видимо, эти простые люди имели больше такта и уважения к детям, чем современные пламенные воспитатели антифашистов. А соревноваться в том, кто посильнее ударит зрителя молотком по голове, чтобы его фильм назвали "сильным" - это достижение? По-моему, это конъюнктура. "Щекотите наши нервы"- без этого сегодня никто кино смотреть не будет
Светлана 16 мая 2018, 12:05
Заметила, что любые обсуждения исторических событий, тем более таких, приводят к тому, что начинают делить национальности. И начинается-кому от кого больше досталось, кто более героически себя вёл. Я буквально недавно осознала, что именно с национализма начинается вся вражда.Как только начинается национализм, заканчивается адекватность. Есть в этом что-то неправильное, ложь. Мне нравятся сдержанные, но такие проникновенные рассказы Ярослава Шипова, в том числе «Разве мальчик виноват?». Самое ужасное, что человек может потерять человеческое лицо. Есть фильм "Восхождение"(1976)-так сказано о человеке! А побоища, кровища, они для кого, для людоедов? Чтобы душу перевернуть надо другое.
ирина16 мая 2018, 08:15
Спаси Вас Господи ,батюшка.еще не решила буду ли смотреть фильм,но с интересом прочитала статью и высказывания на сайте.сколько людей-столько и мнений.но надо иметь свое.фильм правда очень тяжелый?
Катерина 16 мая 2018, 00:03
Был такой (к сожалению рано повесившийся) польский писатель Тадеуш Боровский, переживший всевозможные концлагеря и долго писавший на эту тему простые рассказы о быте. У меня есть толстенькая книга его произведений. Читаешь - и пропадают все иллюзии на тему какой-то особой героики концлагерей. Советую найти и прочесть. Скажу заранее- самые принципиальные и упрямые борцы за свободу там русские. Все остальные национальности просто пытаются выжить ЛЮБЫМ способом. Притом чувствуется, что автор вовсе не преувиличивает. Он ровен, бепристрастен и справедлив как к палачам, так и к их жертвам. Советую тем, кого эта тема волнует.
Катерина 15 мая 2018, 23:41
Насколько я поняла из объяснений батюшки, в фильме четко проходит раздел между Верой в Бога Единого и "по делам своим приемлю" (пусть и старозаветно выраженной), готовящиеся с молитвой взойти к Отцу Небесному с одной стороны и "ни Бог, ни царь и не герой" воинствующих атеистов, полностью забывших, что "без Меня не можете делать ничегоже"? При том, что автор фильма вместе с автором статьи склоняются в своих симпатиях ко второй группе безбожников? Мне вспомнилась по этому случаю история про Голду Меир, который выстроил свою армию и сказал, дескать, вот и Бог нам и не нужен. У нас вместо него наша армия. При этих слова часть армии рухнула в обморок. Это были верующие иудеи. Шок!
Катерина 15 мая 2018, 23:21
Не вижу никакой разницы между степенью жестокости в сценах насилия триллеров,компьютерных игр и подобных фильмов с как бы блЭгородными целями. И считаю все эти категории совершенно непригодные для детей. Понимаю чувства Климова, пытающегося показать пережитое им и его народом, но на мой взгляд художник в нем был задавлен трамвированной войной частью его личности. Он тупо бьет наотмаш по нервам практически неприрывными жуткими сценами(как-будто пытается освободиться). И больше ничего.Выдержать до конца, а потом еще время от времени ПЕРЕСМАТРИВАТЬ этот фильм... ну это на любителя подобных сцен пожалуй. И возьмем для примера классику В бой идут одни старики. Другой уровень!
Сергей Рымарев15 мая 2018, 13:41
Очень глубокая статья о том, как искореняется зло: молитвой или только физической силой. Но не будет силы без молитвы нашей и без молитвы всех святых на Небе, а наипаче новомучеников, пострадавших от сатанинской своры во время войны с фашизмом. Без Бога не до порога, так гласит народная мудрость. Не будет Божьей помощи - не будет и полной победы. Спаси, Господи о. Андрея и многая ему лета!
Наталия15 мая 2018, 12:43
Виктория, согласна с вами. К слову, страшнее фильма о войне, чем "Иди и смотри", я не видела. А в нем снимали детей, и главную роль играл подросток.
Виктория15 мая 2018, 11:12
Иоанна, в Советском кино были такие фильмы, как "Александр Невский" (там младенцев бросали живьем в костер), был фильм "Помни имя свое", был фильм "Иди и смотри". Вы их видели? Такие фильмы НЕОБХОДИМО показывать детям. Им необходимо такое потрясение, чтоб не появлялись у нас онижедети, как на украине
Наталия Ростова15 мая 2018, 09:50
Про "пощадите детей".Согласна с тем, что фильм "Собибор" детским неокрепшим умам смотреть не надо.Наверное,каждый родитель сам должен решить за своё чадо. Однако ж, вспомните фильм "Иди и смотри". Он тоже очень тяжёлый и без прикрас. И я помню, как в школе, после просмотра этого фильма, у нас был классный час на данную тему.А два года назад в нашей школе,где сейчас доучивается мой сын,собрали родителей в актовом зале,для просмотра док.фильма о наркоманах.Фильм тяжёлый. После просмотра вопросы. Присутствовал и батюшка. Я задала вопрос:" Детям нашим покажете?" Ответ:" Нельзя.Не разрешают психологи." Вот тоже, какие-то двойные стандарты...Наркомания- это плохо, но смотреть про это нельзя.
Наталия15 мая 2018, 08:17
Нет, Иоанна, не соглашусь. На меня эти знания в детстве никак негативно не повлияли, напротив, показали звериный лик фашизма и на всю жизнь заложили отвращение к этому явлению. Вообще обычно у вас жёсткие позиции, а здесь совсем иная.) Я полагаю, что моему ребенку будет полезно знать о пагубности расчеловечивания и о том, что даже в таких чудовищных условиях человек способен на самопожертвование и подвиг. К. Хабенский сказал, что его фильм для думающих людей от 12 лет и до бесконечности. Я говорю за себя и своего сына, вы же сама решаете за своих детей. Повлияет ли негативно на моего сына этот фильм - вы знать никак не можете. Я вижу, что нет.


Катерина 14 мая 2018, 22:09
Заглянула в Гугл. Показ этого фильма начался в Германии. Для зрителей категории 16+ между прочим. FSK 16.
Катерина 14 мая 2018, 22:00
Избыток сверхреализма, кровавых подробностей притупляет восприимчевость.Советские послевоенные режисеры прекрасно понимали это и справлялись с поставленной ими задачей иными, художественными средствами, через чувство сотрадания зрителя жертве, а не через механическое перечесление жестокостей в стиле Мазоха.
Петр14 мая 2018, 21:13
А что за страсти вокруг фильма кипят? Таких фильмов о холокосте на "цивилизованном Западе" десятки снимают (все эти "списки Шиндлера" и т.п.). Это необходимый атрибут и доказательство "толерантности". Снять фильм о том как русские солдаты освобождали евреев из немецких концлагерей это сейчас мовитон. А такие - пожалуйста...
14 мая 2018, 20:53
Только посмотрели фильм, я не согласна с автором статьи по одной простой причине; не надо анализировать и давать оценки ситуации в которой Вы никогда не были и Слава Богу, кто там кому молился и что было в душе у главного героя, Вы откуда знаете что у него было в душе, Господь один ведает, не надо вот этого. После этого фильма лучше помолчать и подумать: А как я живу на этой Земле!
НН14 мая 2018, 20:27
Галина14 мая 2018, может и так; но ЖИЗНЬ "доппустила" кадры сожжения людей в Одесском Доме профсоюзов. Это не фильм, это НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ! Ваши дети этого не знают, не видят и знать не хотят? А в фильме как раз можно сказать, пощадили всех... Вы знаете конец этой истории? Настоящий, не киношный? Так вот, в живых после побега осталось порядка 20 человек, а оч. многих сознательные польские граждане ДОБРОВОЛЬНО ловили и убивали или немцам сдавали. В фильме ПРАВДА, но ЩАДЯЩАЯ. Мой папа, гонявший бандеровцев в 1946г, до конца жизни не мог говорить о тех зверствах, которые творили эти звери. А теперь бандеровские внуки и правнуки продолжают их дело. Этого тоже нашим детям знать не надо? Сомневаюсь.
Иоанна_14 мая 2018, 20:02
Наталья! Одно дело знать, и совсем другое - видеть на экране. Я поражаюсь, какие эксперименты наши люди готовы ставить над своими детьми! Какие последствия для психики вашего ребёнка будет иметь этот просмотр, может быть, через много лет - не можете оценить ни вы, ни тем более сам ребёнок. В крайнем случае сходите одна, и ВЫ, ВЗРОСЛАЯ, решите, надо ли это видеть вашему чаду. Ведь поразившая воображение картинка остаётся на всю жизнь, и забыть по своему произволению то, что человек однажды видел, он не может.
Вадим К.14 мая 2018, 18:47
Воспитывать детей, показывая картины, от которых взрослые за миг становились седыми, что это, как не безумие. Да и к тому же, если делать это постоянно можно достигнуть одного из двух: сумасшествие или тот самый привыкший ко всему садизм. Надо не воображение поражать, а сокрушать душу. Но это вправду требует настоящего искусства.
Наталия14 мая 2018, 18:28
Галина и Иоанна_, мы на этот фильм ходили вместе с сыном, ему 13 лет, он сам выразил желание пойти. Я предупредила его, что фильм тяжёлый, и в нем будут жестокие сцены. Но сын и раньше знал о нечеловеческих издевательствах фашистов и предателей над узниками, о морении голодом,пытках, выкачивании крови у детей и утоплении новорожденных. Я в детстве тоже многое знала из указанного. Мою психику это не покалечило никак, у сына - тоже. Фильм ему очень понравился, не раз с ним его обсуждали. Он его прекрасно понял, как и то, что главное в этой ситуации - остаться человеком и насколько отвратительно расчеловечивание. Так что моему ребенку от просмотра была однозначная польза.
тамара14 мая 2018, 17:45
Не пощадите детей,а правильно их воспитывайте,чтобы они сами потом такое не творили!!!!! Не закрывать глаза надо,а,наоборот,открывать их ещё пошире и объяснять,показывать и ещё ,и ещё раз рассказывать!!!! Никогда не надо прятать голову в песок!!!! А то расплата всегда придёт!!!!
Алексей14 мая 2018, 16:08
Христос воскрес! В детстве отец учил давать сдачу, не бояться защищать друзей, драться. но предостерегал не драться с дураками. Ты его и на лопатки положил и нос разбил, ты сильнее, но он опять встает и дерется. в фильме Собибор я узнаю в гл.герое характер моего отца, нелогичного русского. Те тору читают, немцы сильнее, Бог попустил а гл.герой не понимает, поднимается с грязи и в бой. Красиво. Спаси Господи.
Максим М.14 мая 2018, 15:40
Спаси Господи! Недавно задумался и старался прочесть и узнать побольше про идеи национал-фашизма. Ожидал увидеть что-то новое, но увы - все одно и то же, та же башня Вавилонская, устроить на земле жизнь без Бога. Верхушка подонков правит, все остальные признаются чистыми или нет и планово уничтожаются, чтобы "освободить" землю. Господь милостив, поэтому показывает, чем все кончается. Жизнь без Божией Любви - добровольный ад на земле, хождение во тьме, гордыне, а потом неизбежный конец. Фильм не смотрел, но собираюсь. Спасибо батюшка, заинтересовали.
Иоанна_14 мая 2018, 14:51
Нельзя активировать животные струны человеческой натуры! В советском кино это очень хорошо понимали. У психики, особенно неокрепшей детской психики, свои законы, свои защитные механизмы. Если их сломать, можно человека на всю жизнь покалечить. Если ещё учесть современные технические возможности, то здесь и взрослый может сдвинуться по фазе. Кто этого не понимает - мне страшно за ваших детей (если они у вас есть).
Анна14 мая 2018, 12:04
Про "пощадите детей". Преступно замалчивать подвиги, мучения, пытки мучеников. Опуская подробности, мы как бы говорим: да не хотим мы знать как вы страдали, потому что детей жалко, потому что расстраиваться не хотим, чтобы не тошнило нас. А ведь они это реально пережили, им было больно, им было не скрыться. Молодогвардейцев из шахты поднимали седыми, Зоя Космодемьянская, Вера Волошина и тысячи тысяч. Они прошли через это ради нас, а мы теперь знать не хотим? наших деток пощадите? Наши детки такое творят и друг над другом, и над животными, и над нами. Так пусть видят, как отвратительна жестокость и что бывает потом. И помнят, что люди пережили, чтоб они жили, чтобы не повторилось.
Иоанна_14 мая 2018, 11:26
Галина: /Искусство не может быть жестоким. ПОЩАДИТЕ ДЕТЕЙ.// Полностью согласна! Не смотрела (и не собираюсь) этот фильм, но у Кончаловского есть кадр, когда на протяжении нескольких минут спокойно, методично избивают женщину сначала ногами, потом дверью, всё крупным планом, без перевода камеры. ЭТО ИСКУССТВО? Нет! Это профнепригодность, беспомощность режиссёра вызвать катарсис художественными средствами.
Елена14 мая 2018, 11:04
"Небо, напротив, может быть оскорблено толерантностью к людям, добровольно превратившимся в демонов."
Галина14 мая 2018, 10:00
Фильм тяжелый, детям и подросткам смотреть нельзя. Так много в нем жестокости, ужаса.Категория 12+. Кто пропустил?! Искусство не может быть жестоким. ПОЩАДИТЕ ДЕТЕЙ.
Катерина 14 мая 2018, 09:14
Из Бвбьего Яра тоже был побег
Катерина 14 мая 2018, 08:37
Боевые группы, охотящиеся на русских самодержцев и администрацию. Отель Царь Давид, взлетевший на воздух со всей британской администрацией (коронная операция, завершившая террористические акции этих боевых групп 30х и части 40х созданием своего государства, вырвали таки). Уж этих-то никак нельзя приписать к не знающим Тору? Поведение этого молодого государства и потом, и сейчас явно не фонтан. Так что верущие молитвенники-иудеи были отнюдь не так и правы.
Наталия14 мая 2018, 07:47
Спасибо, отец Андрей. Тяжёлый и умный фильм, к которому не раз мысленно возвращаешься. Хорошее кино, благодаря которому возникает желание больше узнать об этой истории, Александре Печерском, почитать и обсудить. Однозначно Константин Хабенский не зря снял этот фильм, за что ему и поклон.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×