Урок

Морган Вестлинг. Сельская школа. 1879 Морган Вестлинг. Сельская школа. 1879
    

Как часто за внешними событиями и явлениями мы не замечаем иного, духовного измерения. А ведь именно оно, а не мельтешащее внешнее движение жизни является главным. Но иногда эта внутренняя глубинная сторона проступает со всей очевидностью, и ты останавливаешься и начинаешь понимать, и каяться, и благодарить Бога за жизненный урок.

В данном случае слово «урок» подходит как нельзя лучше, потому что история моя – из школьной жизни. В пятом классе у моей дочки Гали ввели новый предмет со страшной аббревиатурой ОДНКНР. В переводе на человеческий язык это звучит как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По сути этот предмет является продолжением предмета ОРКСЭ – «Основы религиозных культур и светской этики», который преподается в начальной школе.

В отличие от ОРКСЭ, ОДНКНР – дисциплина совсем расплывчатая, у нее нет конкретной темы, и, полистав учебник, думаешь: а… зачем?! Зачем тратить время на «эту ерунду», когда этого самого времени у моего ребенка катастрофически не хватает: общеобразовательная школа, музыка и спорт. Причем, уверяю вас, это ее собственный выбор, а не наши родительские амбиции.

Узнав, что введение курса ОДНКНР лишило детей урока географии, мой муж, мягко говоря, пришел в немирствие духа, а попросту – возмутился. «Все, что здесь декларируется, может привить только семья, на уроке это просто пустой звук, – говорил он, листая учебник. – Если девчонки еще и будут это читать, то мальчишки – ни за что. И это вместо географии – предмета, который формирует картину мира, которым можно увлечь по-настоящему!»

Действительно, наш сын, который учится в той же школе на два года старше, не на шутку увлекся географией, потому что у них – великолепная учительница с нестандартным мышлением. Например, одним из заданий было – написать песню на географическую тему, с чем дети отлично справились. Но сын и его одноклассники не попали под ОДНКНР: когда они были в пятом классе, этот предмет еще не ввели.

Изрядно повозмущавшись, мы с мужем успокоились: оказалось, что дочка в силу расписания в музыкальной школе как раз на урок ОДНКНР не попадает. В четверг ей нужно было уходить после четвертого урока, а этот урок был пятым. Она сама договорилась с учительницей, что будет сдавать ей письменные задания. На этом и успокоились. И забыли.

Зайдя в электронный дневник ближе к концу триместра, я увидела две двойки по ОДНКНР, поставленные после нескольких пятерок. Оказывается, дочка последние три недели в силу увеличившейся нагрузки просто забыла о злосчастном предмете. Поплакав над двойками – что делать: девчоночья слабость, – Галя сделала все задания, и мы вместе пошли к учительнице.

Понятно, что я шла возмущенная. Дочка – отличница, она старается. Зачем же трепать ребенку нервы? Неужели нельзя ограничиться предупреждением? Конечно, я не собиралась ругаться, а шла, чтобы извиниться, но внутренне кипела.

Мы встретили учительницу в коридоре. Она была немолодая, шла, довольно сильно прихрамывая на одну ногу. Традиционное учительское каре, дешевая косметика. Она улыбнулась вполне дружелюбно:

– Не хотела ставить двойки, но с нас спрашивают. Все отметки должны быть вовремя выставлены в электронный дневник, а у меня не было Галиной тетради.

Извинившись за «такое упущение», мы вручили ей тетрадь. В триместре по ОДНКНР у дочки вышла четверка – первая «не пятерка» за все школьные годы.

После новогодних каникул наше расписание изменилось, Гале не нужно было уходить по четвергам с ОДНКНР.

– Может, все равно будешь уходить домой? – коварно предложила я. – Лучше в это время отдохнешь или уроки поделаешь…

Но дочка не согласилась, потому что после ОДНКНР был урок истории, который она любила и хотела посещать.

С тех пор каждый четверг меня ждал увлекательный рассказ о том, что мальчики сотворили на уроке ОДНКНР: то они играли в мячики-попрыгунчики, то плевались жвачкой, а то попросту дрались, и учительница никак не могла их разнять. Девочки при этом занимались кто чем, в основном сидели в «ВКонтакте» или «WhatsApp» и переписывались друг с другом.

Иногда в Галиных рассказах слышались нотки сожаления. «Мальчики так над учительницей издеваются! – говорила она. – Все-таки это уж слишком, так нельзя».

Как-то поздно вечером, приехав из музыкальной школы после генеральной репетиции перед выступлением на конкурсе, дочка села делать задание по ОДНКНР. Она что-то писала, что-то рисовала. Несколько раз я звала ее ужинать, еда остывала, муж и сын были голодными и потому сердитыми. Но Галя сидела и корпела над тетрадью, настаивая, что «сначала доделает уроки, ешьте без меня».

Мы поужинали, Галя все сидела над тетрадью, время приближалось к полуночи. Завтра нас ждал тяжелый день – музыкальный конкурс.

– Сколько можно сидеть над этой ерундой! – наконец возмутилась я. – Сдала бы что-то, лишь бы отделаться. Что это за предмет такой, чтобы столько времени тратить на домашнее задание?!

Конечно, я была неправа. Нельзя учить ребенка халтурить – ни при каких обстоятельствах. Но сердце мое обливалось кровью: дочке не оставалось времени на сон, хоть на какой-то отдых.

– Мама, ты не понимаешь, – спокойно ответила Галя. – Все пренебрегают учительницей, а мне ее жалко. Я делаю это для нее.

Как стыдно мне стало! Ведь, возмущаясь предметом, я ни разу не подумала о человеке, который его преподает…

Мне стало стыдно. Как стыдно мне стало! Ведь, возмущаясь предметом ОДНКНР, я ни разу не подумала о человеке, который его преподает. Что привело эту женщину в школу? Почему она преподает именно этот предмет? Впоследствии выяснилось, что хромота ее – это результат автомобильной катастрофы, в которой погиб ее единственный сын.

Больше я ничего не говорила про предмет ОДНКНР до самого конца года, а Галя иногда, но уже не каждый четверг, рассказывала о проделках мальчишек.

После последнего урока ОДНКНР дочка вернулась со своей законной годовой пятеркой и маленьким мешочком вкусных конфет.

– Представляешь, мама, – сказала она, – учительница каждому дала на прощание конфеты, и всем мальчишкам, которые ее обижали, тоже. Она не стала им мстить и ставить плохие оценки. А всем поставила четверки и пятерки. Раздавая конфеты, она каждого назвала по имени. А ведь многие мальчики за весь год так и не выучили ее имя-отчество. Я видела, как у Севы горели уши, им всем было стыдно. Мне кажется, они бы хотели попросить у нее прощения. Просто стеснялись друг друга…

– Ничего, они потом еще вспомнят это… – сказала я.

Такой духовно-нравственный урок не получишь из учебников и книг. Какое, оказывается, сокровище таилось за грубой и отталкивающей аббревиатурой ОДНКНР. Как мне стыдно за свое критиканство, которое не видит дальше собственного носа. А Господь приходит к нам через живое человеческое сердце, умеющее любить.

Мы живем напротив школы. И я вижу иногда через окно фигурку маленькой сильно прихрамывающей женщины. И каждый раз, глядя ей вслед, я мысленно прошу у нее прощения за свое пренебрежение и жестокость. Да сохранит ее Господь и даст ей силы преподавать детям главные уроки жизни!

Анастасия Горюнова

11 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Какова должна быть воспитательная роль школы? Какова должна быть воспитательная роль школы?
Ответы пастырей
Какова должна быть воспитательная роль школы? Какова должна быть воспитательная роль школы?
Ответы пастырей
Если ваш ребенок пошел в школу, то это в любом случае скажется на его воспитании, либо школа будет вам помогать, либо мешать.
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Алексей Комов
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Беседа с Алексеем Комовым, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы»
Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем школьники, им всё интересно, у них не загублена живая жилка познания. И важный момент: наша программа дает возможность для позитивной социализации, а не негативной, как в школе.
«Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”» «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”» «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”» «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”»
Московская школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 2017 году отмечает свое 25-летие
Ирина Ушакова
Эти дети уже сегодня — защитники культурного, исторического, духовного пространства России.
Комментарии
Кира18 сентября 2018, 14:55
Трогательная история, но, на мой грешный взгляд, весьма неоднозначная: безусловно, учительница - добрая душа, жаль ее, но разве хороший учитель должен быть жалок? Настоящий профессионал умеет вызвать уважение и самых худших из учеников, заинтересовав их и самым скучным предметом. И не верю я, что о традициях народов России нельзя рассказать ничего любопытного. Прошу простить мне, если мое мнение покажется резким, не хочу никого обидеть.
Евгений17 сентября 2018, 23:29
В моем отрочестве именно учительница по литературе и русскому рассказала нам о Боге, призналась, что ей стыдно, что раньше приходилось вести уроки атеизма. А учитель ОБЖ, "настоящий полковник", искренне хотел, чтобы мы выросли настоящими людьми. Теперь моя школа носит его имя.
Поминайте наставников ваших...
Александр14 сентября 2018, 10:26
Вообще-то учитель - мужская профессия.
Елена13 сентября 2018, 23:12
Дорогая Анастасия,спасибо за рассказ-покаяние!
Из личного опыта знаю, как Бог открывает истину "устами младенца".
Пишите! Всех благ от Господа!
Hola12 сентября 2018, 14:32
Спасибо за рассказ! Живой пример выполнения заповедей Господа в повседневной жизни
ирина12 сентября 2018, 14:14
трогательный рассказ,дети разные-одни жестоки,другие тонкие душой.
Неонилла12 сентября 2018, 12:29
Спаси Господи! Какой замечательный урок всем нам. И как же не хватает в школах таких учителей...
Сергей12 сентября 2018, 10:27
Поразительно! Дочь совершает более духовно зрелый поступок, чем её мама. Галя делом доказывает своё доброе расположение к учительнице, а мама ограничивается "мысленным прошением прощения..."
Екатерина11 сентября 2018, 16:27
А у нас к сожалению в нашей сельской школе этих придметов нет! А я считаю что это очень важные уроки! При этом у нас в селе большой действующий старинный храм и даже воскресной школы нет.очень жаль!а детей и молодежи у нас в селе много!и получается что нет в селе центра духовной культуры...
Анна11 сентября 2018, 13:36
Очень хороший рассказ. Есть над чем подумать. Только грусть возникает еще и оттого, что мало хороших профессионалов в школах. При всей духовной составляющей самой истории - увы, дети целый год непонятно чем занимались на уроке...
Вячеслав11 сентября 2018, 13:31
Спасибо. Не спеши осудить.
Екатерина11 сентября 2018, 13:14
Директора школы надо по головке погладить.
Светлана11 сентября 2018, 11:05
Благодарю за рассказ! До слез. Арх.Иоанн (Крестьянкин) говорил, что "жизни учит сама жизнь".
Ксения11 сентября 2018, 08:40
Спаси Господи! Все понравилось, кроме дешёвой косметики. Простите
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×