1990-е годы мы часто вспоминаем как «лихие», разрушительные, беспросветные, а один православный пастырь сказал, что эти годы надо канонизировать. Ведь именно в это время, невзирая на экономические трудности, мы стали свидетелями возрождения национального и религиозного самосознания нашего народа, возвращения исторической памяти, и в частности, – возникновения, воссоздания школ и гимназий, дающих духовное воспитание.
В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и по инициативе православно-просветительного общества «Радонеж» была основана православная гимназия «Крылатское». А по сути, возникновение этой школы – как и нескольких других православных, авторских школ – это социальный заказ родителей, поиск ими школы, максимально отвечающей вызовам времени.
Вначале это учебное заведение существовало как православные классы при школе № 1130 в Крылатском. Началось преподавание Закона Божия, в качестве учебного пособия было возвращено «Родное слово» Ушинского, появилась «Первая учебная книга по церковно-славянскому языку» – репринт, переизданный в Ростове-на-Дону.
Светская школа, в которой находились православные классы, не смогла обрести с ними взаимопонимание, и вскоре возникло самостоятельное юридическое лицо – Православная гимназия «Крылатское», а в 1998 году окончательно утвердилось и современное название – Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда для школы было выделено здание бывшего детсада, то сотрудница СЭС сказала: «Всё равно у вас ничего не получится, потому что я атеистка и коммунистка». А спустя некоторое время, конечно, поняла, что с серьёзными педагогами незачем ругаться.
Бессменный директор и духовник школы – протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское и строящегося храма Воскресения Христова в Новой Москве, педагог по первому образованию, выпускник МГПИ им. Ленина. Весьма ценны оказались в 1990-е годы для возрождающейся России принявшие сан военные, врачи, педагоги, ибо они задавали тон, сообщали цельное мировоззрение собиравшимся вокруг них людям, общему делу. Матушка Мария Махонина – завуч школы, некоторое время продолжала ещё работать заместителем декана в педагогическом институте, а сегодня ведёт методическую и организационную школьную работу.
Всё перевешивали вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться
Как и во всех школах, созданных в 1990-е г, учителя во многом использовали дореволюционный опыт. Преподавать пришли исключительно энтузиасты. У всех были за плечами философские факультеты разных вузов, институт им. Баумана и… отсутствие навыка работы в школе. Однако всё перевешивали глубокая вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться.
Первый год существования школы запомнился детям и учителям летним паломническим лагерем рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью, а уже осенью отправились в плавание по Волге на теплоходе «Иван Сусанин». На следующий год школа организовала паломнический лагерь рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью. Всем ныне уже выпускникам памятны поездки, когда юные паломники обошли с иконой Иоанна Богослова православные святыни Углича и Ярославля, участвовали в Божественной литургии в Толгском монастыре. Можно себе представить, как тогда, в 1990-е годы, отрадно и удивительно звучали церковные песнопения для иностранных туристов, случайно оказавшихся на экскурсии в монастыре.
За эти годы школьники часто посещали Покровский скит в Дивеево, Святогорский монастырь в Пушкинских горах, «тамбовский рай» святителя Феофана Затворника, Псково-Печерский монастырь, Киево-Печерскую лавру, Оптину пустынь. Они не просто ездили поклониться святыням, но всегда несли какое-то послушание, помогали обители. Эта сопричастность народной жизни, подлинной, а не той, которую нам показывают в телесериалах, даст этим детям глубокое понимание характера народа, исторического предназначения своего Отечества.
Сопричастность народной жизни даст детям понимание исторического предназначения своего Отечества
В гимназии, помимо общеобразовательных предметов, изучаются основы православной веры, церковнославянский язык, иностранные языки. Преподаватели, среди которых несколько кандидатов наук, участвуют в педагогических и научных конференциях, публикуются в академических и ведущих методических изданиях, составляют компьютерные тестовые программы, читают телевизионные лекции, работают переводчиками на международных конгрессах. Учитель биологии Александр Юрьевич читает курс в МГУ, ездит с лекциями по православной биоэтике по всей России, недавно с циклом лекций был приглашён в Абхазию.
В гимназии сегодня 140 учеников с 1 по 11 классы. Выдающийся педагог-практик Антон Макаренко убедился на практике, что директор школы должен хорошо знать всех учеников и их родителей. Нынешнее объединение пяти-семи городских школ под руководством одного директора уже показало, насколько это разрушительно для воспитания и образования школьников.
Гимназия Иоанна Богослова имеет государственную аккредитацию и право выдавать аттестаты государственного образца. На мой вопрос, как дети, учащиеся в православной школе, «вписываются» в образовательный госстандарт, завуч школы Мария Махонина отвечает: «Государственный стандарт не предполагает стандарта содержания, он предполагает требования к условиям осуществления образовательного процесса, к структуре программы, к результатам обучения: чему ученик научится и будет иметь возможность научиться. Наши действующие стандарты созданы по модели болонской системы, похожи на программу международного школьного бакалавриата. Поэтому наш новый министр образования говорит о необходимости менять именно их содержание».
Непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах
Наверное, у всех, учившихся в советской школе, остались в памяти уроки литературы, где в той или иной мере учитель передавал нам через литературные произведения правду Божию. У наших учителей литературы было непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах, хранящая свой первоисточник – слово Божие. В гимназии Иоанна Богослова литературу преподаёт член Союза писателей и Союза журналистов Татьяна Сергеевна Шеханова, в прошлом – редактор в издательстве «Художественная литература». Со школьниками она ездит в Дом художника, театры, чтобы послушать художественное чтение Народной артистки России Антонины Кузнецовой: в прошлом году А. Кузнецова читала цикл из мировой литературы, в нынешнем году – цикл «Мой золотой век». А учиться искусству беседы, искусству слушать музыку гимназисты, её ученики, ездят на музыкальные циклы к Светлане Виноградовой. Это не просто музыковедческие беседы, а дар влюблять в музыку, объяснять путь к созиданию, рассказывать о жизни гениев – трудной, полной преодолений, подвигов. «Каждый концерт, подготовленный Светланой Виноградовой, – это и разговор по душам... нет, не с залом, а с каждым, кто в нем присутствует: от пятилетнего малыша до седовласых слушателей», – говорит Т.С. Шеханова.
Для школьников нередко организовываются встречи с писателями. Благодаря этому дети сами обращаются к творчеству, посещают Литобъединение в Славянском центре, которым руководит поэт и литературовед Ирина Георгиевна Панова. Творческие связи возникли у школы с Академией русской литературы, с Литературным институтом, где до недавнего времени проводились ежегодные совещания молодых дарований. Ребята участвуют в обсуждениях новых произведений, встречаются с поэтами и прозаиками, активно включены в культурную жизнь столицы и Зарубежья.
В этом году в гимназии выпущены три первые книги учеников (серию так и назвали «Первая книга гимназиста»): книга стихотворений десятиклассника Ильи Ермолкина, победителя и лауреата многих конкурсов чтецов и поэтов, книга романтических сказок одиннадцатиклассницы Анастасии Ветвицкой и книга детских стихотворений с рисунками выпускницы школы, ныне студентки художественного колледжа Елены Колоновой. «Кто знает, – говорит учитель, – может быть, эти первые опыты станут началом большого творческого пути. Бог наградил человека созидательной силой. Я уверена, что если человек – созидатель, он уже не станет разрушителем».
Многие из учеников гимназии, ныне успешно овладевающих курсом наук, пришли из частных и государственных школ. Это подтверждение того, что окружающая атмосфера, внутренний строй школы весьма важны. Здесь они развиваются в активном творческом режиме, включены в духовное и культурное поле гимназии.
Учитель Т.С. Шеханова уверена: «Литература учит градации чувств, мыслей, переживаний. Учит ответственности перед собой, своим родом и народом в целом. Учит мыслить и изъясняться не ущербно, а по-человечески – с уважением, любовью, милосердием к окружающим. Учит не считывать информацию, а чувствовать и понимать мир. Себя. Своих близких. Свой народ. Свою веру. И беречь это. И любить – деятельно и честно. Доблестно, как сказал один из моих учеников, Георгий Чиркин, который учится во втором классе. Это главная роль литературы, как и настоящего искусства в целом».
В последнее десятилетие значительно сократилось количество часов на изучение литературы в школе. Однако хочется верить, что, благодаря самоотверженности наших учителей, недальновидные реформаторы не смогут отлучить детей от желания мыслить, понимать прошлое и настоящее своего Отечества, характера своего народа, чему и учит литература. «Даже небольшие по объему произведения древнерусской литературы поражают ребят прежде всего ощущением монументальности, цельности характеров, весомостью слова, идеей деятельного милосердия и – абсолютной современностью. Обращаясь к размышлениям о национальном характере в современной литературе, мы тянем нити от “Слова...”, “Поучения Владимира Мономаха”, “Жития Сергия Радонежского” к образам Михаила Шолохова, Евгения Носова, Валентина Распутина, Владимира Крупина», – говорит Т.С. Шеханова.
Выпускники школы учатся в МГУ, МИФИ, МАИ, МАРХИ, МПГУ, МГИМО, Московском лингвистическом университете, Медицинской академии, Московской и Коломенской духовных семинариях, в православном Свято-Тихоновском богословском университете. Все школьные труды способствуют этому. Среди учеников есть призёры Всероссийской олимпиады школьников, других престижных конкурсов и олимпиад. Гимназия создала и свою олимпиаду – «Свеча России», которая ставит своей задачей приобщение школьников к богатой культурной и исторической российской традиции, воспитание патриотизма. В этой олимпиаде участвуют дети из разных городов России.
Выпускница гимназии Иоанна Богослова Елена Аркадьевна Осипова, ныне супруга священника и дипломированный славист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы, вспоминая о годах учёбы, говорит о том, насколько важно научить детей молиться, открыть для них существование духовного мира. Дорогим воспоминанием осталось и то, что, помимо поездок на Соловки, в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере, Свято-Успенскую Вышенскую обитель, на Каргополье, летом 2015 года учащиеся и педагоги школы вместе с её директором и духовником, протоиереем Сергием Махониным, посетили Республику Сербскую, Черногорию и собственно Сербию, побывав на ныне оккупированном, но по-прежнему не сломленном сербском Косове.
«Во время учёбы в школе учащиеся постепенно духовно возрастают, приобщаются к живительным истокам национальной культуры и традиции, что способствует формированию у них национального самосознания в духе славянского братства и единства, – говорит Е.А. Осипова. – Думается, что такой подход в образовании и воспитании прекрасно соотносится со словами выдающегося русского философа и мыслителя XX века И.А. Ильина, который в одной из своих работ подчеркивал, что в основе подлинного образования и воспитания лежит стремление пробудить в ребёнке духовное начало, сформировать из него “духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером”. И отец Сергий Махонин, духовник и директор школы, в своей статье “Образ учителя как духовная проблема” показал, что истинное образование подразумевает воссоздание в человеке образа Божия, и что “методика воспитания – это одновременно и методика спасения”».
Есть у православной гимназии Иоанна Богослова своя особенность – это открытость славянскому миру. Что позволяет, помимо прочего, более глубоко и трезво взглянуть и на западноевропейскую культуру, выявить лучшие её черты и особенности. А здесь есть на чём объединиться, особенно после тех ударов, которые приняла на себя православная Сербия на рубеже XX–XXI веков и какой пример стойкости веры она показала всему миру: и врагам Православия, и его хранителям.
В православных гимназиях, помимо европейских языков, как правило, изучается ещё новогреческий или сербский. Греческий – потому что от греков пришла наша вера, духовная и культурная традиция, отчасти где-то и общеевропейская. А почему сербский? Преподаватель сербского языка, председатель Общества русско-сербской дружбы, известный славист и переводчик Илья Михайлович Числов глубоко убеждён в том, что Сербия русскому человеку сегодня гораздо нужнее, чем Россия самой Сербии («Конечно же, здесь и сейчас, на данном, коротком отрезке истории, который, однако, странным образом совпал с рубежом веков, с концом второго и началом третьего тысячелетия христианской эры»). «Греки – наши общие учителя, – говорит Илья Михайлович, – сербы же показали нам, говоря словами великого русского философа Ивана Ильина (хорошо, кстати, знавшего эту братскую славянскую страну и ее народ), как можно и должно сопротивляться злу силой, как ратовать за веру православную – сейчас, в XXI веке, точно так же, как и во времена святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, Лазаря Косовского. Сербы и сегодня напоминают нам, что можно, оказывается, быть глубоко верующими православными христианами – и при этом людьми, исполненными национального достоинства, любить род свой славянский и отнюдь не чуждую нам европейскую культуру. Они никому не позволят унизить своё имя, как не позволят и чужакам говорить от их имени. Магия “общечеловеческих ценностей” на них не действует. Не только воинствующим либералам, но и псевдохристианам, экуменистам, сербы отвечают твердо и решительно: мы не дадим вам безнаказанно замахиваться на основы нашей народной жизни, на нашу историю и ее продолжение в дне сегодняшнем, ведь это – богодарованная реальность, а не плод людского тщеславия или воображения».
Специфика сербской национальной традиции – единство веры и крови, единство национального, расового и духовного. И сербы не видят в этом никакого противоречия. Они считают, что такое двуединство не только не ослабляет христианскую веру в народе, но, наоборот, усиливает ее, потому что подобная «теория и практика» идет ещё от святого Саввы, который, созидая национальную церковь, первым делом заменил трех епископов-иноплеменников тремя сербами. Со времён святителя Петра Цетинского, который вёл православный народ в бой против турок с мечом в одной руке и с крестом в другой. Мученическая смерть православных христиан на Косове в 1990-е годы (так погибали и прежние косовские мученики – с мечом в руке, на поле, политом не столько сербской, сколько турецкой кровью) свидетельствует о неизменной судьбе сербского народа – хранить свою веру «даже до смерти».
Педагог И. М. Числов замечает, что в основном дети занимаются сербским языком по желанию родителей (а иногда и по послушанию). Между тем именно от таких детей чаще всего и бывает толк, а вовсе не от тех, кто с показным энтузиазмом (и чисто прагматическими целями) кидается на «экзотику» – возможность выучить редкий язык. Ни у преподавателя, ни у самих устроителей школы не вызывает сомнения, что специалисты по сербскому языку сейчас востребованы, но при этом – настоящие специалисты, понимающие, что такое сербская традиция, а не скороспелые «продукты современного мира». События трёх последних десятилетий показали, что сербы в настоящее время нам ближе, чем все остальные зарубежные славянские народы вместе взятые; вспомним хотя бы, как откликнулось наше общество на войну в бывшей Югославии, на агрессию США и НАТО.
«В любой европейской культуре, несмотря на то, что история – процесс апостасийный (имею в виду культуру прежде всего западных народов), мы находим какие-то достоинства и должны уметь донести их детям, чтобы они это ценили, понимали и умели даже на неправославную традицию (та же английская литература, германский эпос и немецкий романтизм, античное наследие) посмотреть православными очами. А уж коли речь идёт о сербской православной традиции, то здесь нам точно есть чему поучиться», – говорит И.М. Числов.
Им предстоит противостоять веку сему с его материализмом и холодом безбожия
Перед самой Пасхой 2016 г., а также в апреле 2017 г. в Сербском посольстве в Москве и на других площадках в Москве, как всегда при поддержке Общества Русско-Сербской дружбы и Союза писателей России, прошёл Международный конкурс поэзии – дети исполняли песни на сербском языке, литературные произведения русских и сербских классиков. Выступали и ученики гимназии Иоанна Богослова. «Молюсь преподобному Сергию: // Пошли своих иноков в Сербию…» – звучали стихи из детских уст, и с отрадой думалось: эти дети уже сегодня – защитники культурного, исторического, духовного пространства России и славянского мира. Даже в Барнауле зажёгся светлый огонёк сербской культуры: в 2016 г. педагоги прислали на конкурс видеозапись выступлений детей на сербском языке. Поклон этим учителям, делающим благое дело, выходя за рамки предписываемых программ и собственных сил. Сегодня, когда Сербия едва ли не единственный союзник России в Европе, эти объединяющие посылы необходимы…
Обучение в школе Иоанна Богослова, как и для всех учащихся православных гимназий, в конце мая завершается торжественной литургией и вручением аттестатов в Храме Христа Спасителя. Накануне этого события духовники школ соборно служат молебен у раки преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В прежние времена воины, перед тем как отправиться на битву, испрашивали благословения у Преподобного. Так, гимназисты испрашивают благословения на дальнейшую учёбу, понимая, что им предстоит противостоять веку сему с его материализмом, холодом безбожия, а зачастую и с откровенным и даже агрессивным богоборчеством.
На вопрос, кого вы воспитываете в своей школе, отец Сергий Махонин говорит: «Православный спецназ – людей, которые, приходя в любую среду, понесут слово Божие, свет Христовой веры». Эту будут не только священники, но и учителя, врачи, учёные, менеджеры, инженеры, способные думать сначала о благе Отечества и народа, а потом уже о своем собственном благополучии, быть самоотверженными, честными и ответственными на выбранной стезе.
///К сожалению, во Владимире православная школа нам недоступна - стоимость обучения - около 30 000 в год.
«1990-е годы мы часто вспоминаем как «лихие», разрушительные, беспросветные, а один православный пастырь сказал, что эти годы надо канонизировать».
Это – ложь. У преподобного Серафима Вырицкого были противоположные и пророческие слова:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла».
(Продолжение в следующем комменте.)