Борисоглебский, 4 ноября 2004 г.
Крестный ход вокруг стен монастыря совершается каждое воскресенье. |
Ровно десять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в Борисо-Глебском монастыре.
Сегодня праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. После литургии архиепископ поздравил всех присутствовавших. Труды игумена Иоанна (Титова) были отмечены наградой Ярославской епархии.
Преподобные Феодор и Павел были первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба.
К началу XVI века монастырь стал одним из самых крупных. И ныне поражают его размеры и мощь... Протяженность монастырских стен более 1 км, а их высота более 10,5 метра. Два высоких надвратных храма с севера и юга и 14 башен придают стенам вид грозной крепости.
Но еще надежнее, крепче камня, был и остается дух обители. Историки И. Е. Забелин и А. Д. Нечволодов, давая определение значения Борисо-Глебской обители, выразились следующим образом: "На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой..."
Связь монастыря с праздником Казанской Божией Матери прослеживается с XVII века. Сегодняшнее празднование Казанской иконе установлено в память о победе народного ополчения под предводительством гражданина Минина и князя Пожарского над польско-литовскими захватчиками в 1612 году. Именно в это время подвизался в монастыре преподобный Иринарх Затворник.
Его советам и предсказаниям внимал Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошел до самой Москвы, спас ее от погибели и навеки оставил славный след в истории.
В 1612 году верные сыны русского народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский приняли от преподобного медный крест и благословение на поход в Москву. Перед крестом преподобного Иринарха ополченцы клялись одолеть врага, исполнить свой долг - защитить родную землю.
Келья преподобного Иринарха. |
Босой, в рубище (сорочке из конского и свиного волоса), он молил Бога за всех обиженных и несчастных, за порабощенное Отечество. Спал преподобный 2-3 часа в сутки, сидя на березовом комле, к которому он приковал себя двадцатисаженной цепью весом более 4 пудов.
Даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. "Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел", - сказал после посещения затворника Ян Сапега и не велел трогать обитель.
Вериги преподобного Иринарха во время крестного хода может одеть любой желающий... |
Умирая, преподобный Иринарх сказал опечаленным ученикам своим: "Я ухожу от вас телом, а душою с вами буду неразлучно". И к этому прибавил: "Если кто начнет притеснять сию обитель мою, свыше данную от Бога, то пусть их судит Бог и Матерь Божия". И ещё больше стал изливаться поток чудотворений и исцелений на людей, с верою к нему обращающихся.