«Ты» или «Вы»?

Немного о механизмах вежливости и нахальства

Когда люди только входят в церковную жизнь, то первым делом задумываются над тем, как вести себя в храме. В частности, как общаться с другими верующими – прихожанами, священно- и церковнослужителями. Вскоре где-то, в каких-то брошюрах, в разговорах с другими прихожанами или паломнических поездках они читают и слышат призывы к простоте в обращении, рассуждения о том, что все мы – братья и сестры во Христе. И вывод: общаться надо исключительно на «ты».

Насколько это верно?

Приход к вере обычно сопровождается большой ревностью к благочестию: человек настроен исполнить все максимы христианства, взять любую предложенную Евангелием высоту. Но, по известному слову преподобного Серафима Саровского: «Добродетель – не груша: ее враз не съешь». Поэтому чаще всего новоначальные христиане усваивают не добродетели, а лишь какие-то внешние формы поведения, которые у них с добродетелями ассоциируются.

Надо отдавать себе отчет, что настоящая простота проистекает от истинного смирения. Про смирение же сказано, что оно «Божественно… и невыразимо словами». То есть смирение – это высочайшая добродетель. Похвально, очень-очень похвально стремиться к ней. Но мечтать достичь при начале пути – как минимум смешно.

Признаки простоты – незлобие и бесхитростность. А отнюдь не фамильярность, к которой нередко приводит слишком короткое обращение с людьми. Фамильярность же легко переходит в откровенную дерзость, каковая проявляется в наглости, нахальстве, хамстве и прочих пренеприятных видах поведения.

Чтобы приобрести незлобие, надо научиться почитать окружающих выше себя. Как же этого достичь, если не хранить почтительной дистанции с людьми?

Надо научиться почитать окружающих выше себя

В нашей культуре изначально для этого стали употреблять отчества. Отчество и само по себе «величало» («как тя звать-величать?») князей и бояр, но зачастую указывало еще и на славного предка. Постепенно для христианского общества стало важно употреблять отчество человека и потому, что это подчеркивало безусловную ценность законного брака.

Впрочем, в нашей традиции эта мера отнюдь не стремилась приобрести такой жесткой формы, как в средневековой Европе. Там человек, представляясь, говорил, например: «Я – Иоганн, сын Бруно из Ахена», но если был рожден вне брака, то, даже зная своего отца, говорил: «Я – Иоганн, незаконнорожденный из Ахена». Наш обычай стремился подчеркнуть ценность брака через обратное действие – упоминание отчества, причем незаконнорожденному могли записать отчество по крестному отцу.

Обращение на «Вы» появилось в русском языке довольно поздно, но очень быстро (по историческим меркам) вошло в обиход и прижилось во всех слоях общества. Думается, так случилось именно потому, что общество испытывало потребность в дополнительном способе установления уважительной дистанции с людьми. Ведь обратиться по имени-отчеству к незнакомому человеку невозможно, а почтительное обращение «барин» далеко не всегда уместно.

Конечно, из-за этих этикетных требований инородцы на Руси могли попадать в трудное положение: соединить в малознакомом языке падеж, род да еще и множественное число для выражения почтения – непросто. Да и отчества наши для иноязычного человека имеют пугающее количество суффиксов. Но кто ищет, тот находит: инородцы просто прибавляли к обращению на «ты» перевод своих собственных уважительных «приставок» («уважаемый», «почтенный», «господин» и т.п.), и любой русский видел, что имеет дело с человеком вежливым.

Почему же это правило русского языка не распространилось на наше обращение к Богу? Почему мы к Богу обращаемся на «Ты», а к людям – на «Вы»?

При обращении к Богу не работают все наши социальные условности; обращение это настолько личное и доверительное, что его не всегда можно сравнить даже с обращением к родителям. Ведь самые хорошие родители – всё же люди… А люди исполнены страстей и заблуждений, склонны к эгоизму, обидчивости и непостоянству, легко подвигаемы и вправо, и влево. Бог же – Отец наш Небесный – всеблаг и всеведущ и любит нас до крестной Жертвы. Поэтому есть христианские культуры, где и к родителям обращаются на «Вы»… а к Богу – на «Ты»!

Обращение человека к человеку регулируется аскетическими правилами: мы понимаем, как необходимо, но непросто сохранять благоговейное общение между нами, падшими людьми, во всём многообразии нашей социальной жизни. И мы пользуемся для этого любым удобным механизмом.

При обращении на «Вы» гораздо меньше вероятности впасть в панибратство и нарушить субординацию. Это условность, да – но условность полезная, помогающая не повреждаться ни нам, ни нашим собеседникам, ни обществу в целом.

Бесспорно, есть народы, где манера обращения принята самая короткая, и обществу это, по видимости, не вредит. Например, в США даже к уважаемым людям часто обращаются просто по имени, да еще и сокращенному до двух-трех букв. Но там и другая правовая культура: общаются панибратски – а подчиняются по-солдатски! В нашей же культуре от душевных повреждений предохраняют другие механизмы.

Мы видим, что и святые придерживались этого правила: в известной беседе с Мотовиловым преподобный Серафим обращается к нему не просто на «Вы», но «Ваше Боголюбие».

Преподобный Серафим обращается к Мотовилову не просто на «Вы», но «Ваше Боголюбие»

По опыту могу сказать: приходилось слышать в свой адрес «Вы» от людей самых сановитых и духовных – и митрополитов, и старцев, – и в этой деликатности сразу чувствовался большой духовный масштаб. Нет, конечно, попадая к отцу Кириллу (Павлову) в возрасте «молодо-зелено», я слышала ласковое «ты». Но помню письма, написанные моим друзьям-ровесникам рукою того же отца Кирилла или отца Иоанна (Крестьянкина): с расстояния обращаясь к малознакомому или незнакомому человеку, эти великие старцы писали «Вы». Хотя было очевидно, что их адресат несоизмеримо младше их и возрастом, и положением в церковной иерархии, и… да вообще – всем!

Итак, для духовного преуспеяния очень важно деликатное обращение с людьми. Оно допустимо и на «ты», да. Но требовать такого обращения как признака какой-то «простоты» – нелепо и неправильно.

Общим правилом для общения с малознакомыми и/или старшими – и по возрасту, и по социальному положению – должно быть обращение на «Вы». А переход на более короткие формы обращения можно совершать, лишь внимательно рассмотрев отношения с человеком. Короткие формы обращения в сложившейся русской культуре уместны далеко не всегда.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
инокиня Наталья -- Геннадию 4 декабря 2019, 21:02
Понимаю, на какую статью Вы ссылаетесь, но она не выдерживает критики. Сейчас модно под лозунгами патриотизма писать дерзкие глупости. Учтите: 1."Вы" во фразе "иду на вы" - древняя форма винительного падежа. То есть, "иду на вас". А "Вы" - современное русское - это именительный падеж. 2.Обращение "вы" в качестве личного местоимения 2-го лица ед.числа зафиксировано в рукописи XVI века - житии Серапиона Новгородского (Словарь русс.языка 11-17 веков): "Вы, господине, отпустили моего посла ни с чем". (задолго до Петра I) 3.Благой, в значении - добрый, хороший, приятный, красивый, прекрасный ("дела блага" - XII век). В значении - злой, свирепый, плохой, негодный ("благой слон" - XV век).
Геннадий 3 декабря 2019, 18:20
Местоимение "ВЫ" является привнесенным в Русский язык. Изначально оно являлось обращением главы семьи к приживалам и просителям и подчеркивало негативно-покровительствующее отношение. Потом, по неграмотности элиты, дворни и прислуги оно претерпело так называемую "инверсию" и так закрепилось. Так что использовать его нужно с осторожностью и как можно реже. Ведь в Русском языке оно ещё в древности использовалось как обращение к врагам, людям к которым нет доверия. Хотя в Русском языке таких парадоксов много. Есть в древнем языке слово "благой" Изначально оно имело значение "плохой, плохо выглядящий".
Дионисий30 ноября 2019, 03:46
в нашей русской культуре общения и обращением на "Вы" можно обидеть или задеть человека, и обращение на "ты" - порой возвышает, скажем так. Очень контекстуально всё. Когда ещё не знаком с человеком, дистанцию лишний раз подчеркнуть надо, уважение проявить - на "Вы" очень хорошо и уместно. Когда приятельские или дружеские отношения уже проглядывают, накоротке общаешься, тогда можно тыкать, но и то смотришь, порой по отчеству назовешь или "пан имярек" (мадам такая-то) - шутливо вроде, но и уважительно (если человек по возрасту или положению старше тебя). Самое сложное - когда человек по возрасту моложе, а по положению старше.
инокиня Наталья -- Анне Резе 29 ноября 2019, 04:4529 ноября 2019, 18:27
Нормальная форма приветствия священника - просьба о благословении. Но я как-то налетела на неадекватную реакцию священника, который начал куражиться на тему "на что тебя благословить, голова садовая?"))) Поэтому с незнакомым батюшкой можно поздороваться, не складывая руки под благословение, - просто слегка поклониться и сказать: "Благословите" Если он осенит Вас крестом - тогда сложить руки и принять благословение. "Благословите" с поклоном - обычная форма приветствия в старых монастырях. Монашествующие приветствуют так не только друг друга, но и мирян-богомольцев. Постоянные прихожане монастырей часто и между собой усваивают эту форму приветствия, и это хорошо - она древняя и почтенная.
Ирина29 ноября 2019, 08:45
Благодарю, благодарю, благодарю!
Анна Резе29 ноября 2019, 04:45
Здравствуйте,люди добрые. Спасибо Вам,матушка Наталья. Странно,что Ваша статья так возбудила некоторых посетителей сайта. Всё же понятно,если вникнуть в тему с добром в душе,со смирением. И немного тревожно,что "протестовали" люди образованные. Значит они пришли сюда искать возможность поругаться. Помоги им Боже. А Вы, матушка Наталья, будьте здоровы. Буду ждать новые статьи Ваши. Мне хочется знать,как здороваться со священником,когда его встречаешь на улице,когда подходишь к нему на исповедь в храме. Каждый раз одолевает смущение. Храни Вас Бог.
Читательница (Подмосковье) 28 ноября 2019, 17:16
инокине Наталье (28 ноября 2019, 09:35) Да, вся проблема в нас самих: слишком далеки мы от святости и собственными руками строим всяческие препоны на пути к ней. В церковнославянском языке нет личного местоимения «вы» в единственном числе. И в русском литературном языке его не было, пока Петр I в 18 веке, когда в аристократической среде говорить по-русски стало моветоном :) и в моду вошло подражание французскому этикету, не узаконил это холодное и "заражающее" людей гордыней обращение: «…Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих» (Д.И. Фонвизин, «Недоросль»).
инокиня Наталья Читательнице из Подмосковья28 ноября 2019, 09:35
Пренебрегать ВНЕШНЕЙ формой почтения в отношениях с людьми без вреда для своей души могут только юродивые. Но это настолько высокий подвиг, что я не смею о нём даже рассуждать, не то чтобы претендовать хоть на какую-то толику его несения...
инокиня Наталья Елене 27 ноября 2019, 19:5428 ноября 2019, 09:30
Во фразе "почитать окружающих выше себя" слово "почитать" означает "почтительно считать"- и в этом значении слова мы призваны почитать выше себя поистине всех людей. А там, где говорится о конкретных категориях людей, речь о внешних формах почтения. Апостол Павел (Рим.) ясно говорит, что одной из гражданских обязанностей человека является почтительное обращение с людьми. Другое дело, что с некоторыми категориями людей - с нашими близкими, друзьями и приятелями - мы, по обоюдному соглашению, переходим на более короткие формы обращения. А ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ - да: "кому честь - честь"
инокиня Наталья Георгию 27 ноября 2019, 19:3528 ноября 2019, 08:48
В статье не утверждается, что обращение по отчеству является свойством только христианского общества. В статье развита мысль - почему в христианском обществе прижилась эта норма.
Читательница (Подмосковье)27 ноября 2019, 22:04
На мой взгляд, из мухи сделали слона. Я считаю, что зацикливание на этом вопросе – удел горделивых людей. Важны не обращения «Вы» или «ты» как таковые, а то, на чем они "замешаны". Можно обратиться к совсем незнакомому человеку на «ты» и при этом утешить его и согреть любовью, а можно и этикетное «Вы» сказать с пренебрежением, унизив человека.
Марина27 ноября 2019, 21:07
Большое спасибо. Согласна с автором, почему-то об этом почти не говорится. Рада что это тоже кого-то волнует. Я испытываю некоторый дискомфорт от "тыкания" в храме малознакомых людей, типа мы здесь все братья и сестры. Но тогда надо и относиться друг ко другу как к родным.
Елена27 ноября 2019, 19:54
Смущает шкала,по которой надо научиться определять как почитать окружающих выше себя. Не лучше ли бы было тогда почитать просто человека, независимо,от его положения,а себя определить в начале этой шкалы.
Георгий27 ноября 2019, 19:35
Небольшое уточнение: обращение по отчеству вовсе не является свойством именно христианского общества, если мы посмотрим на "Илиаду" (бронзовый век) - то там Агамемнон, посылая Менелая к воинам у кораблей с указанием сбора, также наказывает "Каждого мужа, Атрид, именуй по отцу и по роду" (песнь X, стих 65). Забавную трансформацию приобрела трансформация имени в арабоязычном сегменте, расширив элементы имени до 7 (русский перевод "Книги поучений" Кей-Кавуса (написанной в 1082-83г.), называемой также "Кабус-Наме", полушуточное замечание об этом во вступлении переводчика Бертельса, перевод и издание первой половины 50-х, издательство восточной литературы, кажется).
инокиня Наталья Игорю Лепестку27 ноября 2019, 19:31
Сразу замечу ошибку... "Обращаясь к Мотовилову, старец просто использовал привычный тому этикет..." -- а в чем Вы тут увидели ошибку? Просто или не просто, но преподобный использовал почтительную этикетную форму, обращаясь к богомольцу. Наверняка он использовал ее и в обращении со священноначалием. А то, что сестрам монастыря было благословлено общаться друг с другом на "ты", так, во-первых, на то они и сестры. А во-вторых, не знаю, в курсе ли Вы, насколько сильно проникало в тогдашние монастыри сословное разделение? Эта мера была призвана упразднить столь неподобающее положение дел.
инокиня Наталья -- Ольге 27 ноября 2019, 14:2727 ноября 2019, 18:38
Спасибо за яркое сравнение! Подзатыльники... надо запомнить)))
Ольга27 ноября 2019, 14:27
Благодарю автора, инокиню Наталью (Каверзневу) за освещение столь актуальной темы! Когда сталкиваешься с подобным, кажется, что только тебя волнуют эти вопросы… отрадно видеть, что это не так. Сама устала бороться с «тыканием», приходится смирять себя, смотришь уже на человека и видишь, что он не понимает. А как в ответ любят отвечать: «Будь проще»? Верно заметил автор, происходит подмена внутренней простоты на внешние формы , которые преподносятся с дерзостью, нахальством. Здесь, упомянули, что целенаправленное обращение на «ты» призвано вырабатывать смирение. Не согласна. Так можно далеко зайти (например, подзатыльники раздавать), а оправдывать тем, что это для смирения.
Ольга27 ноября 2019, 14:25
Тема обращения на «Вы» - сфера внутренней культуры, межличностных границ и уважения мнения другого человека, того, кого мы так любим по-христиански называть «братьями» и «сёстрами». Считаю, что нормы общения, как и нормы жизни в обществе созданы, чтобы поддерживать мирное взаимодействие. А переходить на «ты» можно, только спросив у человека разрешение. И, если Вам нравится к себе обращение на «ты», это не значит, что другой непременно хочет в ответ и к себе такое обращение допускать. К слову, этикет предписывает, что к каждому человеку, достигшему возраста 12 лет, полагается обращение на «Вы».
Наталия Ростова27 ноября 2019, 11:28
Саше. При чём тут богатство людей? Это зависит от воспитания, но никак не от количества денежных знаков в кошельке. А вот в Вашем комментарии наравне с негодованием стоит и превосходство - типа, ну я-то точно не такой...
Игорь Лепесток27 ноября 2019, 11:19
Не согласен с автором! Сразу замечу ошибку в примере о прп Серафиме! Обращаясь к Мотовилову, старец просто использовал привычный тому этикет, действуя в апостольском духе "для всех быть всем". А устав старца для созданной им обители запрещал обращение на "вы". Подобное обращение - лишняя "прокладка" в общении, не всегда она содействует установлению искренности.
инокиня Наталья Луке27 ноября 2019, 08:52
К конструктивной критике отношусь более чем положительно. Думать - заметил кто-то из авторов этого портала - значит учитывать возможные возражения. А самому все их учесть сложно. 1.Усмирение себя,при невежливом обращении окружающих,может быть и можно считать аспектом данной темы,но в общем-то - это отдельная большая тема. 2.Есть масса людей, с которыми мы не находимся на одной служебной лестнице, и, однако, они несомненно старше нас по социальному положению. Каким-то ориентиром при этом служит значимость деятельности человека для общества, но, в целом, то, кого считать старше себя, коль скоро он не является нашим прямым начальником, как раз и оставлено на рассуждение нашего смиренномудрия))
Андрей Юрьевич27 ноября 2019, 01:41
"Ты" или "Вы" зависят от контекста и ситуации. В каждом сообществе, конечно, свой "устав", но выводить за правило - везде и всегда обращаться с окружающими на "Вы" - надуманно. Тем более, не понятно, причем здесь "смирение" и почитание окружающих "выше себя"? Просто такая манера хорошего тона, общепринятая условность: с незнакомыми, старшими по возрасту, с начальниками - на "Вы". И, соответственно, ответ в таких случаях обычно тоже на "Вы". Но когда также с друзьями и родителями, - уже странновато... Оптинские старцы молились научить их просто и разумно держаться с каждым. Значит, обращаться к окружающим нужно так, чтобы никого не смущать и не обижать. По обстановке!
Яна27 ноября 2019, 00:01
Спасибо!Так давно ждала статью об этих обращениях и ПОЛНОСТЬЮ согласна с матушкой!У меня был опыт, когда люди малознакомые переходили на "ты'(ещё просили чтобы к ним обращались на ты) с целью побыстрее нарушить личные границы и полюбопытствовать!
Людмила26 ноября 2019, 22:58
"А можно я буду называть Вас на "Ты"? "Вы" я говорю только тем, кого знаю и уважаю..." - с такой просьбой обратился ко мне однажды посетитель нашего учреждения. Я не стала возражать.
Лука26 ноября 2019, 21:14
Ничего против здравого сохранения дистанции с помощью обращения на "вы" и по имени отчеству не имею. Однако уважаемый автор немного перебарщивает с морализаторством, а не затронул при этом важный аспект: проявление смирения, когда к тебе обращаются на "ты". И ещё было бы очень интересно узнать поподробнее, что подразумевалось под "старше по социальному положению"? Может быть, имелось в виду по служебной лестнице? Но тогда сдедовало бы исправить. Простите, если критикой задел.
Читательница (Подмосковье)26 ноября 2019, 17:00
Все зависит от того, кто, кому и когда «тыкает». Бывает, что обращение на «ты» воспринимается и как нечаянная радость. )
Анна26 ноября 2019, 14:04
Матушка Наталья, как приятно Вас читать! Помоги Вам, Господи! Такой хороший русский язык без новомодных вкраплений, такое мягкое и в то же время убедительное увещевание. Такое не часто встретишь даже и на этом сайте. Спасибо Вам!
Татьяна26 ноября 2019, 13:43
"Зачем мы перешли на ты... За это нам и перепало на грош любви и простоты, - а что-то главное пропало...." Булат Окуджава (из песни "Зачем мы перешли на ты...")
Саша26 ноября 2019, 10:13
Поддержу с удовольствием! Это веяние последних лет, особенно богатых людей ,общаться на ты,коробит!! Они появляются на приходе , посещают службу и все им обязаны везде пропускать, на клирос, а Алтарь и везде они на ,, Ты’’, особенно их жёны,! Сокращают дистанцию панибратством! Есть у нас одна... со всеми матушками на ты, а в сущности мы им не нужны!
Елена26 ноября 2019, 08:10
Полностью согласна с автором статьи. Просто коробит, когда в храме обращаются на "ты". Иногда и священники себе это позволяют, не смотря на большую разницу в возрасте. Но, к счастью, чаще все-таки слышишь "вы".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×