Мы продолжаем цикл статей по семейной аскетике. В предыдущих публикациях обсудили подготовку к созданию семьи. Теперь поговорим про момент создания семьи. Недавно одна моя знакомая ласково спросила 30-летнего внука: «Алеша, когда же ты женишься?» Внук озадачил бабушку встречным вопросом: «А зачем?»
Давайте разберемся. В чем богатство нашей жизни?
Алеша живет с родителями. Отец и мать о нем заботятся, любят. Он где-то на стороне «тусуется», родители в это не вмешиваются. У Алеши ощущение, что так будет всегда.
Я желаю этой семье всяческого благополучия на долгие годы, но будем реалистами. Через 10 лет родители Алеши вряд ли смогут его обеспечивать всем необходимым. Готов Алеша обслуживать себя сам и помогать пожилым отцу-матери? Дальше. Если через 20 лет бабушка и родители умрут, кому Алеша будет нужен? Кто его будет любить?
Человек богат настолько, насколько много людей его любит, – к такой формуле пришел протоиерей Феодор Бородин. Батюшка обосновывает формулу в том числе и соображениями бытовыми: если у вас в перспективе маленькая пенсия, но вы детей вырастили с любовью, тогда любящие вас дети не дадут вам влачить полунищее существование.
Применим формулу богатства и любви к Алешиной жизни. Сейчас его любят мать и отец, слава Богу. К богатству своей теперешней жизни он может добавить еще богатство, которое останется с ним и через 20 лет. Как? Полюбит девушку, она ответит ему любовью, создадут семью. Поженятся, то есть свою любовь засвидетельствуют перед людьми. Создание настоящей семьи сейчас немыслимо без регистрации брака.
Мы не ради канцелярской печати в ЗАГС приезжаем, а свидетельствуем родственникам, знакомым (на свадьбе) и властям (в ЗАГСе): «Мы будем жить как муж и жена. Не играем в ‟дочки-матери”, ‟жених и невеста”, ‟поживем вместе, потом разбежимся”, а по-взрослому решаем свою судьбу». Скажут: можно жить вместе, радоваться, и не обязательно жениться.
На одном Интернет-обсуждении «гражданских браков» одна решительная женщина прокомментировала ситуацию так:
«Мужчины по природе своей – собственники. Если он тебя любит, он отведет тебя в ЗАГС. Заявит: ‟Это моя жена. Точка”. Если он жениться не хочет, тогда другое дело. Живя с тобой, он ищет другую женщину, которую будет любить».
Посещение ЗАГСа не гарантирует создания крепкой семьи, но отказ от посещения обнаруживает, что настоящей любви нет
Неприятные слова, но в чем-то справедливые. Посещение ЗАГСа не гарантирует создания крепкой семьи, но отказ от посещения обнаруживает, что настоящей любви нет и семью создавать не хотят. Это на языке дел, а на языке слов можно петь про вечную любовь, это всё фальшивые песенки.
После ЗАГСа мы – муж и жена, мы запрещаем себе рассматривать других людей как потенциальных невест и женихов. И это аскетическое правило делает нашу жизнь богаче, а не ущербнее.
Вот такой ответ на Алешин вопрос. Дай Бог Алеше повзрослеть, к сокровищу родительской любви прибавить богатство супружеской любви и любви своих детей. Тогда через 20 лет он не останется у разбитого корыта.
Не вдвое сильнее, а втрое-вчетверо
В наши дни требуется апология брака пополам с аскетикой. Добавлю еще соображения по поводу, зачем жениться. Женитьба – это средство против одиночества, которое остро ощутимо в перенаселенных городах, в наших однодетных семьях.
После женитьбы возникают новые возможности общения. Хорошей жене можно доверить то, чем не поделишься с другом. Причем у жены будет женское видение ситуации. То есть обсуждение с женой объемнее, не такое однобокое. Женясь, мы расширяем свое жизненное пространство, свое понимание жизни. Зрение становится стереоскопическим, бинокулярным, мы смотрим на мир своими глазами и глазами жены.
Ко всему прочему, жениться – значит существенно укрепить свои позиции. Объединяя усилия, муж и жена становятся сильнее не в 2 раза, а в 3–4 раза. Проверено много раз! Аналогичная выигрышная ситуация наблюдается в настоящей дружбе, в удачном литературном соавторстве.
Объединяя усилия, муж и жена становятся сильнее не в 2 раза, а в 3–4 раза
Библия называет жену помощницей мужу, которая соответствует ему: от жены муж получает именно ту помощь, которая нужна. И он для жены опора. Муж и жена нужны друг другу. Для любого человека важно чувствовать себя нужным кому-то. Это вдохновляет в трудные дни жизни, прибавляет сил.
На Венчании звучат слова из Библии о пути человеческой жизни: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене, и будут два одна плоть» (Быт. 2, 18). Одна плоть, то есть один человек, состоящий из двух личностей, – такими мы становимся в законном браке. Суррогаты брака, «обманки» не дают этого эффекта.
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке. Они крепко держатся друг за друга. По этому поводу иеромонах Макарий (Маркиш) дает яркий образ. Через бурную реку в горах невозможно перейти поодиночке, какой бы сильный ты ни был. Мощный поток воды сшибает с ног, под ногами скользкие валуны. Тогда люди образуют плотный круг, цепко держат друг друга. И устойчивая человеческая «многоножка» форсирует поток. Если кто-то споткнулся о камень, и его сносит прочь, ближайший сосед его поддержит. И они дойдут до победного конца. Так и с браком.
Смысл Венчания
Мы женимся, чтобы начать настоящую семейную жизнь, обогатить свою жизнь супружеской любовью. А для чего венчаться? Чтобы украсить свадьбу красивым традиционным церковным обычаем? Нет, венчаемся мы для того, чтобы наша семья стала чем-то большим – малой Церковью.
Что такое малая Церковь, домашняя Церковь? Тема большая, сейчас мы коснемся ее кратко.
«Большинство христиан о своих семьях как о домашних Церквах даже не думают, проводят дома время, свободное от сна и приема пищи, в бытовой суете или, еще хуже, в виртуальной реальности, совместной домашней молитвы почти ни у кого нет», – пишет протоиерей Константин Островский[1].
Вот одно из отличий малой Церкви от просто хорошей семьи – совместная домашняя молитва, общение семьи с Богом. Если двое или трое собраны во имя Господне, посреди них пребывает Сам Христос. А где Христос, там всё преображается, в том числе и семейная жизнь.
Одно из отличий малой Церкви от просто хорошей семьи – совместная домашняя молитва, общение семьи с Богом
Регулярная молитвенная жизнь в Церкви особым образом упорядочена. Христос благословил иерархическое устройство общины: архиереи, священники, диаконы, монахи и миряне. Каждый молится, служит Христу на своем месте, неся свое служение.
В малой Церкви Христос в центре, Он – Архиерей. Семья строится иерархически, это помогает малой Церкви жить слаженно. Отец возглавляет семью, его служение подобно священническому. Это заметно на семейной молитве, на семейном совете, где отец имеет самый значимый голос. При этом решения в православной семье стараются принимать в духе Христовых заповедей. Все мы под Богом ходим.
У матери задача – помогать отцу, ее служение уподобляется служению диакониссы. «Якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже Христос возлюби Церковь» (Еф. 5, 24–25), – апостол на Венчании призывает к жертвенной христианской любви и соблюдению иерархического принципа.
Дальше по семейной иерархии идут дети, начиная со старших. Они – как прихожане. К архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1990-е гг. приехал священник, который занимался широким кругом приходских вопросов в ущерб семейным обязанностям, в семье у него начались проблемы. Отец Иоанн объяснил священнику истину семейной аскезы:
«Твои первые прихожане – это твои дети. Если ты их забросишь, тогда твоей активности на приходе грош цена».
Отец Иоанн подчеркивал, что во время Венчания муж берет на себя перед Богом «обет и бремя быть главою семьи»[2]. Не всегда этот обет исполняется, бремя порой малодушно перекладывается на жену. Порой жена из страсти любоначалия вырывается на позиции главы семьи, манипулирует мужем и детьми.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Порой мы вообще забываем о том, что семейная жизнь – спасительный подвиг, тогда старец напоминает:
«Твое сердце склоняется к семейной жизни – и это подвиг, как и монашество, если еще не сложнее. Ведь ответственность здесь не только за себя, но и за супругу, за чад. Но надо решаться. Без подвига нет спасения»[3].
На Венчании жена тоже дает обеты – любви, верности и послушания[4]. Обет любви предполагает многое: мы не только имеем чувство любви, но и понуждаем себя к делам любви. Настоящая любовь всегда деятельная, а не «эмоционально-теоретическая».
Мы не только имеем чувство любви, но и понуждаем себя к делам любви
Мы мало задумываемся на тему обетов при таинствах, хотя об этом говорили духовные наставники святоотеческого уровня, например, святитель Игнатий (Брянчанинов). Где приносится Богу обет, там требуется исполнение обета, то есть аскеза.
Церковь на Венчании молится о муже и жене: о верности и умении видеть и понимать всё (целомудрие); о том, чтобы дал Бог хороших детей (благочадие), которые бы радовали родителей; о том, чтобы старости маститой достигнуть и видеть внуков; о том, чтобы в доме был достаток и можно было делиться с нуждающимися; о том, чтобы семья была сохранена в испытаниях, как семейство Ноя в ковчеге. На брак призывается сугубое Божье благословение, «яко Твоя воля есть законное супружество».
Старец Иоанн объяснял символику таинства:
«При Венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет… всё бежим от креста, данного Богом, и тянемся к самовольному»[5].
Радости и горести семейной жизни у мужа и жены – общие. Здесь действует своя математика семейной жизни. Общая радость умножается, становится утроенной радостью. А общая горесть делится пополам, ее легче переносить. И эта горесть для семейного человека делается спасительной. От спасительного креста, благословленного Богом в таинстве Брака, не надо бежать. Не стоит тянуться к самовольному кресту, пусть даже он представляется человеку благочестивым желанием монашествовать или разумным желанием создать новую, более счастливую семью.
Готовимся – участвуем – храним благодать таинства
Посмотрим на таинства Христовы еще раз, с точки зрения аскетической. Начинаем мы всегда с аскетической подготовки к таинству, затем идет наше участие в таинстве, после чего ставится аскетическая задача – хранить благодать таинства, давать благодати действовать в нашей жизни.
Часто люди считают, что во время таинства от них требуется выполнять, что батюшка скажет, подождать, пока он помолится, послушать приятное пение хора и речитатив протодиакона. Далеко не все заботятся об основательной подготовке к таинству и хранении благодати венчанного брака. А потом говорят: «Мы венчались, и что толку? Всё равно развелись».
Во время таинства Венчания мы призваны отложить житейские попечения, молиться о создании домашней Церкви
Нашу подготовку к таинству Брака мы в общих чертах обрисовали в статьях про семейную аскезу. Добавим, что в приходах перед Венчанием предусмотрены еще подготовительные беседы со священником. Пожалуй, к духовной подготовке можно отнести благочестивый обычай наших дней: жених и невеста незадолго до Венчания очищают душу таинством Исповеди и укрепляют себя таинством Причастия[6].
Во время таинства Венчания мы призваны отложить всякие житейские попечения, молиться вместе с батюшкой о создании домашней Церкви. Мы приносим обеты таинства и просим у Христа мудрости и сил исполнить эти обеты. Просим, чтобы семья нам была во спасение. Происходит освящение нашей домашней Церкви, то есть семьи. Передают, что старец Алексий Мечёв уточнял церковно-семейный образ: в домашней Церкви приделы освящены во имя святых покровителей мужа, жены и детей[7].
Вот Венчание совершилось, Господь дал и дает нам благодать для устроения семейной жизни. Нужно хранить благодать и возрастать в благодати. Именно благодатная сила Христова будет проникать до сердца мужа и жены и связывать их воедино, распространяться на детей и родственников, устремлять семью к вечной жизни вместе.