Светлана Ржаницына: Для чего иконописцу перезагрузка

«Если человек приносит фотографию иконы и просит сделать точную копию, мы говорим: а не лучше ли просто напечатать хорошую репродукцию?» – рассказывает иконописец Светлана Ржаницына, главный художник творческой мастерской «Соборъ». Иконописью она занимается с 1991 года. Мы поговорили с ней о том, можно ли писать иконы, не глядя в сам момент работы на образцы, как проявляется творческий подход в рамках традиции и что такое трепетность в иконе.

    

– Творчество и иконопись – совместимые понятия?

– Конечно! Когда нужно делать что-то творчески – это интересно любому художнику. Другое дело, что не всегда получается. Некоторые иконописцы постоянно предлагают в работах новые идеи, новые композиции, а некоторые – вполне уживаются в рамках традиции, канона, и внутри этого стараются сделать что-то творчески. Мне кажется, я больше отношусь ко вторым: у меня нет потребности делать что-то совсем новое, закрыв глаза на весь многовековой опыт, на школу. Даже композицию в иконах с повествовательным сюжетом (например, иконы праздников) я считаю лишним придумывать заново: уже сложились продуманные и удачные иконографические схемы. Странно отрицать то, что было раньше.

Бегство в Египет. Икона из праздничного ряда иконостаса Казанского храма в Мещерском 2019 г. Бегство в Египет. Икона из праздничного ряда иконостаса Казанского храма в Мещерском 2019 г.     

Но мне интересно, и когда художник пытается увидеть то, что было раньше, и как-то композиционно переосмыслить. У многих художников складывается свой собственный узнаваемый стиль. Например, как у румынских иконописцев – Иоанна Попа, Томаса Читука.

Икона св. Матроны Анемнясевской 2014 г Икона св. Матроны Анемнясевской 2014 г     

– Когда смотришь на церковное искусство художников начала XX века, например, в храме Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петербурге, задумываешься, как бы оно стало развиваться, если бы не революция. Тогда художники пытались осмыслить византийский, древнерусский опыт (частично забытый к тому времени), брали именно традиционные иконографии, но решали их другим художественным языком…

– Мне кажется, именно в художественном языке они исходили из своего художественного воспитания. Их опыт как раз и говорит нам о том, что нужно ориентироваться на древнее, но делать так, как ты умеешь, – это естественно для художника. Но потом у нас, в конце XX века, возникло желание полностью копировать древние образцы. Такой подход мне тоже непонятен: для чего полностью отметать всё, что мы умеем, в том числе в светской живописи?

Творчество – это не про разрушение, а про созидание

Но жизнь не стоит на месте, сейчас уже все по-другому, акценты смещаются. Например, один из ведущих преподавателей иконописного факультета Московской духовной академии, Александр Солдатов, активно говорит о важности творческого подхода. И это здорово. Ведь когда речь заходит о творчестве в иконе, никто не собирается приносить туда авангард, делать все совершенно иначе. Нет, творчество – это не про разрушение, а про созидание, и никакого авангарда, которого все так боялись, в настоящем церковном искусстве не появилось, зато появилось много интересных, по-настоящему творческих работ. А дальше пусть уже искусствоведы анализируют, что получается при творческом подходе в рамках традиции.

Икона св. Матроны Московской 2019 г Икона св. Матроны Московской 2019 г     

– Творческий подход как раз традиционен для искусства, как светского, так и церковного. Василий Суриков, преподобный Андрей Рублев – это же все про творчество, благодаря которому и был сделан шаг в развитии светского – в первом случае и церковного – во втором искусства. И этот шаг отнюдь не отрицал то, что было в прошлом…

– Меня творчески относиться к иконописи научили московские иконописцы, которые пришли в икону в 1970-е, 1980-е годы. Они говорили о том, что важно, изучив материал, просмотрев множество образцов, зная историю иконописи, работать уже не глядя постоянно в эти образцы, иконографические схемы, не срисовывая. Рисовать по памяти. Я стараюсь делать именно так. Когда передо мной множество фотографий образцов – это очень отвлекает, мешает цельному восприятию образа, сюжета, над которым работаешь.

Образ Богоматери Помощница в родах. Икона для перинатального центра в г. Норильске 2021 г Образ Богоматери Помощница в родах. Икона для перинатального центра в г. Норильске 2021 г     

Но это умение рисовать по памяти нужно тренировать. Как и в начале пути, иконописцу нужно копировать древние иконы, изучая пластику.

«Мне казалось, что иконопись – не мой путь»

– Работая над эскизами, разрабатывая тот или иной образ или сюжет, вы сейчас больше пишете не красками, а рисуете на графическом планшете, который подключатся к компьютеру. Так удобнее?

– Да, это во многом тоже ручная работа, ведь я рисую на планшете вручную. Хотя акварель все-таки люблю больше. Но ты делаешь проект стенописи, где все элементы росписи нужно будит соединить в единое целое на стене. И даже если ты все нарисовал в акварели, всё равно потом приходится на компьютере всё соединять, а потом править, когда видишь, что где-то что-то не сочетается и так далее, но все акварельные тонкие нюансы пропадают. В итоге я поняла необходимость на этапе подготовки проекта полностью перейти на компьютерную графику.

Распятие.Икона из праздничного ряда иконостаса Казанского храма в Мещерском 2019 г. Распятие.Икона из праздничного ряда иконостаса Казанского храма в Мещерском 2019 г.     

Всё равно я не рассматриваю проект как готовое произведение. Хотя знаю иконописцев, у которых подготовительные эскизы – как готовые прекрасные работы. Но мне этот подход не близок, потому что ощущения – «все, работа полностью готова и сделана так, как хотелось бы» – художнику все равно трудно достичь даже в окончательном варианте уже на стене. Чего уж говорить об эскизах! Так что я воспринимаю проект как вспомогательную работу, которая всё-таки должна быть сделана качественно и красиво, но работать, прежде всего, на окончательный результат. А значит, нужно разработать, разобрать богословскую программу росписей, цветовое решение, масштаб… И этому очень помогает работа на компьютере.

Рождество Христово. Икона местного ряда иконостаса Рождественского храма в поселке Старый Сиг 2020 г. Рождество Христово. Икона местного ряда иконостаса Рождественского храма в поселке Старый Сиг 2020 г.     

– Вы как-то сказали, что, поступая в Московскую центральную художественную школу при Российской академии художеств, обещали Богу написать самую красивую икону. Откуда у советской девочки, хоть и верующей по-своему, но совсем не церковной, знание об иконе?

– Это не то что было знание. В детстве я видела иконы – они стояли у бабушки и воспринимались мной как что-то очень значимое. Но когда я стала учиться в МСХШ, в круговерти подростковой жизни забыла об этом своем обещании. Хотя про икону забыть в итоге не удалось, даже наоборот. Мы были первыми учениками Сергея Николаевича Андрияки. Он, горящий, тогда совсем молодой человек, водил нас в Третьяковку в зал древнерусского искусства и, показывая на иконы, говорил, что это – высшее, что может быть в искусстве. Про веру он нам не рассказывал – это не приветствовалось, но научил видеть красоту иконы. И мы стали понимать, что если писать икону, то не в живописном стиле, в котором тогда были расписаны многие храмы.

Когда после окончания школы я попыталась писать именно так, традиционно, у меня не получалось: для этого же нужны опыт и тренировка. Я пошла работать в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, чтобы быть поближе к византийской, древнерусской иконе. Моя работа в музее лично для меня была больше про понимание основ веры. Тогда во мне шла большая внутренняя работа по узнаванию богословия, церковной жизни, узнавание пути, по которому нужно идти верующему, и появление ответственности за свои ошибки на этом пути. То есть шло осознание себя, как христианки.

Роспись в нижнем храме в честь св. Пантелеймона в Усть-Курдюме.2012г Роспись в нижнем храме в честь св. Пантелеймона в Усть-Курдюме.2012г     

Потом началось и уже техническое изучение иконописи, и оно давалось мне нелегко: мы, живописцы, привыкли к быстрому результату. А в иконе – техника, этапность, неторопливость – все это имеет большое значение.

Одно время я думала, что мне не дано писать иконы

Одно время я думала, что мне не дано писать иконы, и даже поступила на музееведческий факультет РГГУ, тогда он назывался историко-архивный факультет. Мне казалось, что, может быть, моя дорога – заниматься искусствоведением, но, слава Богу, всё сложилось иначе.

– А когда вы поняли, что начало складываться?

– Икона у меня стала получаться, когда я в 1990-м году увидела икону, написанную моей подругой Мариной Борисовой, оренбургским художником. Это была копия, но написанная с долей художественности. Когда я увидела, что можно писать иначе, и получается хорошо, меня отпустило. Я начала писать иконы, и меня уже было не оторвать, и до сих пор это продолжается.

Роспись в Преображенском храме г. Сургута 2013г. Роспись в Преображенском храме г. Сургута 2013г.     

А потом прошел период неофитства, и всё пошло уже немного по накатанной, все было понятно, привычно. В такие моменты очень нужна перезагрузка – и в жизни, и в творчестве. А жизнь и творчество конкретного человека тесно связаны: личность всегда так или иначе проявляется в том, что человек делает профессионально.

– То, что у вас есть теоретическое образование, наверняка помогает вам в работе?

– Конечно, я всегда интересовалась и продолжаю интересоваться современной иконописью, течениями современной иконописи, творчеством конкретных иконописцев. И дипломная работа моя в институте, кстати, была на тему современной иконописи. Его до сих пор можно найти в Интернете, хотя я сама перечитывать боюсь – мне кажется, там много наивного, детского. Потом я стала осторожнее в оценках, ведь они часто бывают субъективными, личностными. То, что мне не нравится сегодня, может заинтересовать меня завтра.

– Вы говорите про перезагрузку. А в какие моменты она наступает?

– Если перезагрузка не наступает по моей инициативе, значит, она наступит, но уже по инициативе Сверху. Вроде все хорошо, дети растут, ты работаешь, а потом – вдруг какие-то неприятности. Или у детей, или по работе в мастерской, или кризис среднего возраста. Тебе нужно остановиться, подумать, многое переосмысливать.

Перезагрузка бывает важна и в том, что касается веры

Перезагрузка бывает важна и в том, что касается веры. В свое время мне было сложно ее обрести, я долго шла к ней, и когда обрела – была большая радость. Потом долгое время я относилась к этому формально: есть вера – и слава Богу. А потом поняла, что веру можно потерять, и нужны собственные усилия, чтобы удержать её, особенно в наш материалистический век. Даже в нашей церковной жизни важно переосмыслять свое отношение к обрядам. Было время, когда казалось, что у нас слишком много обрядности, какие-то большие молитвенные правила, а главное же – что в сердце. А потом пришло понимание, что всё неслучайно, и форма очень поддерживает содержание, и все традиции нашей Церкви – важны, помогают. Те же молитвенные правила, если не произносить их формально, питают душу.

Роспись Казанского храма в Мещерском 2019 г. Роспись Казанского храма в Мещерском 2019 г.     

Сейчас перезагрузка у меня происходит именно в творчестве. Вообще, очень важно всю жизнь ощущать себя учеником, постоянно учиться и – не бояться пробовать что-то новое. Несмотря на то, что мы очень зависим от заказчиков, от сроков, если ты не пытаешься к каждой работе подойти по-новому, с новой стороны, то она не получается. Мне очень нравятся строчки псалма «…новую песнь воспою Тебе» (Пс. 143, 9), так даже называлась наша выставка. Новизна в нашей работе должна быть всегда, не обязательно в плане формы, но – в подходах.

В иконе важна глубина. Если ты ставишь перед собой только формальные задачи, глубины не получится.

Перезагрузка, наверное, необходима не только в конкретные периоды жизни, а каждый день. Не зря же, кстати, в молитвенном правиле говорится о том, что нужно каждый день воспринимать как последний.

«Мы не пишем копии»

– Когда вы начинали вхождение в иконопись, с какими столкнулись трудностями? Есть ли они у современных молодых иконописцев?

– Я воспринимала то время, когда стала писать иконы, как огромное счастье, так что сложностей не было, по крайней мере так мне казалось. Может быть, это был даже слишком восторженный период: иконы стали получаться, дети растут. Сложности были из тех, с которыми сталкиваются все мамы: как уделить должное внимание детям и как это совместить с творческой работой. Меня поддерживали советы друзей, чье мнение мы очень ценили, например, семьи иконописца Александра Соколова и художницы Марии Вишняк.

Что касается иконописи, сейчас думаю, что, возможно, тогда мне не хватало именно школы, долгих тренировок, слишком многое давалось легко. Сейчас я все это стараюсь возместить. А у молодых иконописцев, мне кажется, сегодня, наоборот: перебор этих самых тренировок, копирований, строгих требований к стилистике, и они начинают унывать.

– Копии нужны в период учебы. Но если заказчик просит написать копию?

– Мы отказывались и отказываемся. Если приходит человек, приносит фотографию иконы и просит сделать один в один, мы говорим, а не лучше ли просто напечатать хорошую репродукцию – и дешевле, и точнее.

– Вы говорите, что всё давалось легко. Но ведь у вас был опыт труда академической школы, с бесконечным рисованием крыночек, набросками и так далее.

– Да, эти крыночки мне помогли, но все-таки в иконе больше техничности, орнамента. Орнамент – вообще сложная составляющая иконы, все время есть риск переусердствовать с ним. Я считаю, что художник, которому легко удается найти баланс, – просто гений, для меня всегда это непростой момент. Мне хочется добавить орнамент, и я, как смелый человек, добавляю, а потом начинаю переживать, не лишний ли он.

– Бывает, что образ не получается?

– Думаю, это происходит очень часто. Думаешь, что вот, сейчас я напишу, и всё получится, а потом видишь, что не получилось так, как хотелось бы. К этому нужно относиться смиренно, но нельзя смиряться полностью. Нужно все равно изо всех сил стараться, чтобы образ получился. Важно писать благоговейно, понимая, кого ты пишешь. Если ты начинаешь меньше молиться в силу разных обстоятельств, чувствуешь, что и выражение не такое получается. Иконописцу очень важно всё время ощущать себя перед Богом.

Иконописцу очень важно всё время ощущать себя перед Богом

– Как-то в интервью вы сказали, что если человек, который пишет икону, отходит от молитвы, то в иконе исчезает трепетность. Что это значит?

– Это высказывание относится как раз к моему сегодняшнему периоду жизни и творчества. Раньше как раз в моих работах трепетности было меньше, в иконах было больше объема, тяжести. Не то, что бы я мало молилась, но молитва была более дерзкая, если можно так сказать.

Собор Всех Святых 2015г Собор Всех Святых 2015г     

С возрастом ты меняешься, жизнь перестает восприниматься как сплошной праздник, ты понимаешь, что вокруг – много несчастий, что настоящая, Вечная жизнь начнется там, за порогом смерти. Об этом знают все христиане, но в молодости эта мысль находится на втором, третьем плане, а с годами выходит на первый, становится все менее теоретизированной. И сейчас я больше стала ценить трепетность, благоговейность в иконе. И, мне кажется, это то, что ищут в ней верующие люди, далекие от иконописи. Ведь в церковь часто люди идут за утешением…

– Сейчас идут споры среди иконописцев, что важнее в иконе: красота, богословские смыслы, аскетичность образа, следование традициям, новаторство и так далее. Как считаете вы?

– Главное в иконе – чтобы это был молитвенный образ, перед которым было легко молиться. Я сейчас во время работы ориентируюсь на людей, которые приходят в храм. Именно в плане их душевных потребностей. Они могут ничего не понимать в искусстве, но икона должна быть сделана качественно с точки зрения профессиональных требований. Важно, чтобы икона приносила радость молящимся.

А что касается того, важнее форма или содержание, мне кажется, это должно выступать в единстве. И кстати, те иконописцы, что активно проповедуют только красоту в иконе, создают при этом смыслово-глубокие образы, а те, кто говорит о субъективности красоты и важности смыслов, пишут эстетически красивые иконы.

– Мастерская «Соборъ» поддерживает разных иконописцев – по стилю, художественной манере. А как быть с этой разностью при росписи храма, то есть в едином пространстве?

– Мы всегда старались и стараемся, чтобы и в общей монументальной работе художник не терял личностного видения. Конечно, важно, чтобы было общее цветовое решение и масштаб, тогда и стилистика начинает смотреться цельно. Так же работал с бригадой Александр Соколов, так же работает Александр Лавданский, когда нет такого «я – руководитель проекта, значит, делайте все, как я». Можно создать единое художественное пространство, не забивая творческие устремления художников, не делая их своими подмастерьями.

Со Светланой Ржаницыной
беседовала Оксана Головко

23 июня 2021 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Иконописец Владимир Ермилов: «Икона устрашает, и это естественно» Иконописец Владимир Ермилов: «Икона устрашает, и это естественно» Иконописец Владимир Ермилов: «Икона устрашает, и это естественно» Иконописец Владимир Ермилов: «Икона устрашает, и это естественно»
Иконописец, как ребенок, видит предметы не искаженными перспективой и цветом, а в первозданном состоянии: небо всегда синее, листва зеленая. Да и вообще в иконе нет источника света. Все предметы сами излучают Божественный свет.
Тиражи, мода – и глубокие образы Тиражи, мода – и глубокие образы
Протоиерей Николай Чернышев
Тиражи, мода – и глубокие образы Тиражи, мода – и глубокие образы
Протоиерей Николай Чернышев о современном церковном искусстве и о том, понимаем ли мы его
Начинать надо с кропотливого изучения, а не с желания сделать так, как тебе хочется. Если не будет иконописной школы, то неизвестно, появится ли в иконе образ Божий или все ограничится фантазиями художника.
«Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы «Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы
Иконописец Лариса Узлова – о достижениях и проблемах современной иконописи
«Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы «Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы
Иконописец Лариса Узлова – о достижениях и проблемах современной иконописи
Оксана Головко
Если кризис и имеет место, в момент, когда я работаю, он отступает. Настоящий кризис для меня – когда я не могу писать иконы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×