Митрополит Гедеон (Докукин): «Идолопоклонство перед золотым тельцом стало возможным, лишь когда русских людей обезбожили»

От автора

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) Для верующих в советские годы слово «митрополит» звучало почти как небожитель – обладателей белых клобуков было всего несколько человек… Но как им, этим небожителям, жилось в Советском Союзе, в атмосфере полного непонимания, настоящего православного гетто? Они ежедневно оказывались перед нравственным выбором – необходимостью поступить по совести, не навредив Церкви Божией, десятилетиями живущей под большевистской оккупацией.

Одним из таких заслуженных иерархов, который вместе со своим народом познал и кнут и пряник, и Голгофу и славу, был владыка Гедеон, в миру Александр Николаевич Докукин (1929–2003).

Выходец из простой семьи донских казаков, сын «врага народа», выпускник Ставропольской семинарии, воспитанник Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), он возглавлял крупнейшие епархии Русской Церкви – Новосибирскую, а позже Ставропольскую.

В 1990-м году после кончины Патриарха Пимена был одним из кандидатов на патриарший престол.

Владыка Гедеон и Григорий Пенкнович. Ставрополь, 1999 г. Владыка Гедеон и Григорий Пенкнович. Ставрополь, 1999 г. С 1972 по 1990 год владыка служил епископом (позже архиепископом и митрополитом) Новосибирским и Барнаульским. Общая площадь епархии составляла свыше 3 миллионов квадратных километров с населением около 15 миллионов человек. Ему приходилось окормлять большую часть Сибири. За эти годы, когда в других епархиях храмы закрывались, ему удалось не только отстоять действующие храмы, организовать их ремонт и реконструкцию, но и открыть около 50 новых! По тем временам это было самое настоящее чудо. Неудивительно, что именно тогда святитель удостоился почётного народного звания «Владыка-строитель».

В гигантской Ставропольской и Бакинской (с 1994 года – Ставропольская и Владикавказская) епархии с 1990 по 2003 год под его началом было построено свыше 150 храмов. Он возродил Ставропольскую духовную семинарию, был её ректором и преподавателем.

Святитель удостоился почётного народного звания «Владыка-строитель

На Кавказе владыка митрополит прилагал много усилий по умиротворению, как он сам говорил, «огнедышащего региона».

Всюду, где он служил, – на Смоленской кафедре, в Сибири, на юге России, – владыка проявлял себя как неутомимый миссионер. За каждым богослужением он обращался к людям с проповедью, что в советские годы было отнюдь не правилом. В тот период проповедь была единственным способом донесения до людей евангельского слова, ведь невозможно было свободно приобрести даже Священное Писание.

Живое, простое и сердечное слово владыки Гедеона оставляло неизгладимое впечатление в памяти слушателей. Неслучайно его гомилетическое наследие стало темой нескольких научных работ.

С келейницей монахиней Елисаветой — современной мироносицей, преданно служившей тяжело больному Владыке в последние месяцы его жизни. Домовый храм архиерейского подворья. Ставрополь. С келейницей монахиней Елисаветой — современной мироносицей, преданно служившей тяжело больному Владыке в последние месяцы его жизни. Домовый храм архиерейского подворья. Ставрополь.

Он был человеком Церкви. Искренне любил Церковь и людей в Церкви. Особенно ревностно относился к совершению Божественной литургии. Его любовь к богослужению и молитве передавалась многочисленной пастве. После службы народ не спешил покидать храм, все ждали, когда добрый пастырь под пение: «Спаси, Христе, Христе Боже» выйдет из алтаря и благословит каждого.

Чувствуя горение его внутреннего светильника, его простоту и доступность, люди тянулись к нему. Нередко приходили пожилые прихожанки – без особой нужды, просто чтобы взглянуть на него и рассказать, какой сон они видели прошлой ночью. Святитель не ждал, когда у него попросят помощи. Сам испытав голод и нищету, он хорошо понимал, как непросто жилось его соотечественникам. Потому, терпеливо выслушав очередного посетителя, он протягивал ему деньги – и всегда просил помолиться о нём и о «мамочке Матроне».

Любовь владыки Гедеона к маме стала притчей во языцех. Его даже прозвали «мамин сибиряк»

Любовь владыки Гедеона к маме стала притчей во языцех. Его, 18 лет управлявшего Церковью Сибири, даже прозвали «мамин сибиряк». У кого-то такая привязанность вызывала ироничную улыбку, но в памяти у большинства соприкасавшихся с ним людей осталась умилительная и облагораживающая душу история отношений седовласого митрополита и старушки Матроны Григорьевны Докукиной. Удивительный, не книжный пример сыновней любви, глубокого почитания родителей, сыновнего смирения – это столь редкое, а потому столь трогательное явление в нашем непостоянном веке.

Православные греки-святогробцы, служащие в храме Гроба Господня, были удивлены и взволнованы, глядя на пожилого русского паломника-архиерея, во время Великого входа обливающегося слезами в сороковой день кончины своей мамы, 93-летней Матроны…

Беседа с митрополитом Гедеоном. Владикавказ, Храм пророка Илии, 1992 г. Беседа с митрополитом Гедеоном. Владикавказ, Храм пророка Илии, 1992 г.

Владыка ушёл в вечность 18 лет назад в возрасте 73 лет.

Идут годы, но люди из городов и весей, в которых ему довелось служить, хранят о нём благодарную память и молятся о вечном упокоении его светлой души.

Здесь представлены фрагменты наших многочисленных бесед с архиереем Божиим Гедеоном...

***

О полемике с коммунистами и родной маме

Владыка Гедеон с мамой Матроной Григорьевной Владыка Гедеон с мамой Матроной Григорьевной

– Владыка, в СМИ был опубликован ваш развернутый отзыв на брошюру лидера коммунистов Геннадия Зюганова «Вера и верность». Почему вы решили подробно проанализировать высказанные в ней мысли и вынести их на общественное обсуждение?

– Геннадий Андреевич пытается примирить коммунистическую идеологию с христианством. Но это путь в никуда. Апостол Павел говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14).

Большевики взорвали российское общество изнутри. Критикуя нашу современную действительность, Зюганову следует ответить на вопрос: кто привел Россию к современному позорному состоянию? Неужели он, доктор философских наук, не понимает, что сегодняшние трудности – это результат не нескольких последних лет, а многих десятилетий? Он легко снимает ответственность с коммунистов, предлагая взыскивать за все наши беды с Америки, с Запада в целом. Конечно, для многих властителей Запада место Бога занял доллар, но и в России уже немало склонившихся перед золотым тельцом, тех, для кого миллиарды, виллы, лимузины дороже слезы ребенка. Члены правительства пухнут от долларов, а народ – от голода. Но это идолопоклонство стало возможным лишь тогда, когда русских людей обезбожили. Безбожие породило бездуховность, бездуховность – безнравственность, преступность, нигилизм, алкоголизм и наркоманию, небывалую коррупцию в высших эшелонах власти. Все эти беды обрушились на нас после десятков лет целенаправленного разрушения Святой Руси, растления доброго русского народа. С сатанинским упоением газета «Правда» писала в 1922-м году: «Русь Святая! Где она? Нет ее, сгинула, пропала». Конечно, это были пустые надежды большевиков, память о Святой Руси не пропадала никогда, о чем свидетельствует сонм новомучеников и исповедников российских, но вред народному организму был нанесен огромный.

– В числе невинно пострадавших были и члены вашей семьи.

– Мой отец, смиренный труженик, не принимавший никакого участия в политической жизни, был невинно осужден и казнён без суда и следствия. Все мои родные братья и сестры погибли от голода, причем голода не случайного, а вызванного коллективизацией, когда у жителей деревни забирали последнее, насильно сгоняя людей в колхозы. В одночасье человек труда стал «кулаком», а его сосед-бездельник – гордо именоваться «пролетарием».

Трудно подобрать слова, чтобы описать страдания моей мамочки Матроны Григорьевны. Её, молодую вдову с тремя малолетними детьми, выгнали из дома, оставили без средств к существованию. Приходилось скитаться, не имея угла и пропитания.

Старшие дети умерли. Как тут не сойти с ума? Только глубокая вера в Бога помогала ей и ободряла в страшных испытаниях. И она не озлобилась, за всех молилась, всех любила. Чтобы прокормить себя и меня, оставшегося младшего сына, она ногами месила глину с соломой. Я тоже помогал маме, а мне было всего 6 лет. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног…

Чтобы прокормить себя и меня, она ногами месила глину с соломой. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног

– Удивительно, что, несмотря такие тяжелые условия жизни, простая неграмотная Матрона Григорьевна с младых ногтей привила вам любовь к Церкви…

– Да, всё упование она возлагала на Промысл Господень: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него» (Пс. 63, 11). Когда наступал воскресный день или праздник, она всегда говорила: «Сашенька, пойдем в храм Божий, там плохому не научат». И её труды не пропали даром. В безбожные годы ей удалось воспитать меня православным христианином.

За целожизненный подвиг и особое смирение моя родительница, воспитавшая для Русской Церкви архиерея, указом Патриарха Алексия II к 90-летию со дня рождения была награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги.

– Что такое для вас мама?

– Мама – это Ангел Хранитель. Я сам уже седовласый старик, архиерей очень большой митрополии, но особо дорожу материнским словом и благословением. Когда я собирался ехать в отдаленные районы Северного Кавказа, где лилась людская кровь и слёзы, я звонил в Кисловодск: «Мамочка, благослови меня!» Старица Матрона благословляла – и все было хорошо и благодатно. Молитва матери созидает семью, здоровое общество и, в конечном счёте хранит страну. А сейчас многие молодые люди стесняются даже произнести слово «мама, мамочка». Само существование домов престарелых – это наш национальный позор. Знаю, что, например, в Армении такого нет. Я сам уроженец Кавказа, здесь пока сильна традиция почитания родителей и старших.

Когда мама ушла в вечность в 1997-м году, я, взяв благословение у Святейшего Патриарха Алексия II, совершил паломничество на Святую Афонскую Гору, где в разных обителях и келлиях просил местных молитвенников поминать новопреставленную старицу. А на 40-й день её преставления я совершил Божественную литургию в Иерусалиме на Святой Голгофе.

Мне её очень и очень не хватает. Всех своих пасомых прошу поминать её святое имя. И ты сотвори любовь: молись за мою незабвенную маму Матрону Григорьевну.

Участники хиротонии епископа Серапиона (Фадеева),1972 г. Крайний справа — епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон Участники хиротонии епископа Серапиона (Фадеева),1972 г. Крайний справа — епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон

– Вернемся к вашей полемике с Зюгановым. Как он отреагировал на ваши аргументы?

– Он написал, что Гедеон вложил камень в его протянутую руку. Не камень я вложил, а любовь Христову. И наше священноначалие меня в этом поддержало. Я – архиерей Русской Церкви и должен проповедовать правду Божию. К тому же ношу имя судии Израилева праотца Гедеона, – само его святое имя обязывает меня призывать наш народ, в частности, коммунистов, а они тоже дети Божии, к покаянию. Нужно помнить духовный закон – нераскаянный грех не имеет срока давности.

Я – архиерей Русской Церкви и должен проповедовать правду Божию

Коммунисты вместо сердечного раскаяния виновными в проблемах нашей страны объявляют кого угодно, только не вождей и идеологов собственной партии. Мы осуждаем фашизм, но коммунистическая политика по результатам своим принесла миллионам людей те же муки и кровь. Во всех бедах России Геннадий Андреевич обвиняет Ельцина, но ведь и Ельцин, который, к слову сказать, порвал свой партбилет во свидетельство всем, и другие лидеры реформ, – это воспитанники компартии.

Чем гордятся современные коммунисты? Красными галстуками или разрушенными храмами? А может, Русской Голгофой — Сибирью, где вся земля пропитана кровью мучеников, а я много лет был сибирским архиереем и знаю все это не понаслышке. Или эти бессмысленные БАМы, Беломорканалы и другие никому не нужные затеи, вроде искусственных морей, погубивших тысячи гектаров плодородного чернозема, и поворота рек, на которые ушли огромные силы и средства, а теперь Россия нищая, народ голодает, а все эти вавилонские башни коммунизма разрушаются, не принося никакой пользы, ухудшая и без того непростую экологическую ситуацию. Гордиться-то, выходит, и нечем.

Патриарх Алексий Первый (Симанский) с иподиаконами Константином Нечаевым, слева, будущий митрополит Волоколамский Питирим и справа Александр Докукин, будущий митрополит Гедеон Патриарх Алексий Первый (Симанский) с иподиаконами Константином Нечаевым, слева, будущий митрополит Волоколамский Питирим и справа Александр Докукин, будущий митрополит Гедеон

Это, конечно, не значит, что ничего доброго не происходило в России в XX веке, – немало было и достижений за эти десятилетия, но безумием было бы утверждать, что без руководства КПСС русский народ ни на что не способен, кроме плетения лаптей. Великие имена Пушкина, Менделеева, Попова, Столыпина, сотен и тысяч других светочей России, которые, слава Богу, не дожили до репетиции в отдельно взятой стране события, о котором святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в Откровении говорит: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9, 6). Слава Богу, что они не слышали высказывания вождя пролетарской революции Владимира Ленина, когда он отождествил интеллигенцию, душу нашей нации, с фекалиями.

– Но ведь путь покаяния открыт для всех?

– Конечно, нет греха непрощаемого, есть грех нераскаянный. Пока мы добровольно не изгоним из своего ума и сердца, из народного сознания демона большевизма, мы будем оставаться нераскаянными богоборцами.

Коммунисты, поднявшие руку на Русь и Святое Православие, не спешат в этом каяться, поклоняясь человеку, чьи останки не принимает русская земля. Сегодня руководящие посты занимают коммунисты с партийными билетами у сердца, которые не из Америки к нам приехали, а здесь родились.

Так что Бога отнял у России не Запад и не 10 лет назад, а коммунисты с начала XX века. Они толкнули Россию на разрушительный путь осуществления бесплодных идеалов. Море пролитой братской крови, бесчеловечный ГУЛАГ – все это несмываемым пятном остается на КПСС и на ее наследниках, а ведь КПРФ является наследницей КПСС.

Нельзя служить двум господам – Богу и Ленину. Вспомните слова Господа нашего Иисуса Христа: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6, 24). КПРФ, исключив призывы к богоборчеству из своего Устава, не перестала быть богоборческой организацией, по-прежнему губя души людей, за что губители будут отвечать на Суде Божием, а это гораздо серьезнее Конституционного или Верховного суда.

«Никодимовец»

– Вас называют «никодимовцем», воспитанником яркого иерарха митрополита Никодима (Ротова)…

– Меня можно назвать «птенцом гнезда Никодимова». Он постригал меня в монахи, это было 23 марта далекого 1966 года. Помнится, нарекая меня в честь праведного Гедеона праотца, владыка сказал, что сегодня «нужен новый Гедеон». И действительно, чем победил полчища мадианитян древний судья Израилев, живший за 11 веков до Христа? Не военной смекалкой, не силой оружия, не множеством воинов – с ним было всего 300 безоружных.

– «Меч Господа и Гедеона» (Суд. 7, 20).

– Да, сила Божия принесла израильтянам победу. Во всём уповать на всесильную помощь Отца Небесного и ничего не бояться, при этом быть мудрым и осмотрительным. Этому нас учит житие святого моего покровителя, этому учил меня мой дорогой авва владыка Никодим.

Во всём уповать на всесильную помощь Отца Небесного и ничего не бояться

Глубоко в душу запали слова, сказанные владыкой мне, новоначальному иноку: «Подвиг монаха в современном мире – это не уединение в келлии, не уход в пустыню, а, пребывая в мире, образом жизни своей помогать обезбоженному народу сохранить веру православную, чистоту Святой Церкви и единение».

22 октября 1967 по ходатайству владыки меня хиротонисали во епископа Смоленского и Вяземского. Помимо возглавившего хиротонию митрополита Никодима, в ней участвовали замечательные архиереи: архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх, архиепископ Новосибирский Павел (Голышев), епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), будущий митрополит, патриарший экзарх Белоруссии, и мой друг епископ Подольский Гермоген (Орехов).

На хиротонии моей присутствовала и моя благочестивая родительница, которая по-русски поклонилась владыке Никодиму в ножки и поцеловала их. А он в ответ поцеловал маму и тихо сказал: «Спасибо вам, матушка, что вы воспитали и подарили Церкви такого сына. Он ей очень нужен».

Будучи епископом Смоленским, а затем Новосибирским и Барнаульским, я часто приезжал к владыке и в Ленинград, и в Москву, чтобы получить совет и наставление. Надо сказать, что он относился ко мне очень ласково и по-доброму, как бы щадя меня. Когда я стал архиепископом, владыка, поздравляя меня, сказал: «Ты не верил в свое избранничество, а видишь, как устрояет Господь, – уже архиепископ, и митрополитом будешь. Дерзай и не ослабевай в трудах».

Владыка в день 70-летнего юбилея. Ставрополь, кафедральный Андреевский собор Владыка в день 70-летнего юбилея. Ставрополь, кафедральный Андреевский собор Жизнь владыки Никодима, по человеческим меркам, была краткой, он ушёл 5 сентября 1978 года, в масштабах же истории 49 лет – и вовсе миг. Но не числом прожитых лет определяется значение человека, а делами, совершенными им.

Положение Церкви сегодня нельзя сравнить с периодом 1950–70-х годов ХХ века. Власти хотели и имели возможность закрыть все приходы, монастыри, духовные школы. Молодое поколение даже не может себе представить реалии того времени. Свое великое миссионерское служение в нашей стране митрополит Никодим совершал в годы, когда атеизм являлся государственной идеологией. Нужны были невероятные силы, чтобы противостоять этому шквалу ненависти. Владыка Никодим не боялся восстающих на Святую Церковь демонических сил, и Господь везде и всюду был с ним.

– Именно владыка Никодим спас от закрытия родную и для вас Ленинградскую духовную академию…

– Да. Это сделал он, её выдающийся выпускник и благодарный сын. С его мнением вынуждены были считаться агрессивные антицерковные силы, и даже всесильный тогда ленинградский уполномоченный Г. Жаринов. Когда возникла угроза упразднения «Журнала Московской Патриархии», то его редколлегию по просьбе священноначалия возглавил митрополит Никодим, и журнал был сохранен для миллионов верующих, как единственный в то время источник религиозного просвещения.

Я горжусь тем, что я «никодимовец»

Владыка, собиравший и объединявший всех нас, одновременно и учил примером своего беззаветного служения Матери-Церкви, как надо осуществлять это служение в условиях воинствующего атеизма. Он растил «никодимовцев», и я горжусь тем, что я «никодимовец».

Митрополит Никодим – удивительный, редкий феномен. Сын нецерковных людей становится монахом, священником, богословом. Кто его воспитывал, кто из его окружения мог научить его истории Церкви, у кого он мог научиться так богословствовать? Это чудо, это загадка. Сам Господь не по годам умудрил его.

О прославлении старца Феодосия

Преподобный Феодосий Кавказский Преподобный Феодосий Кавказский – Одним из наиболее ярких ваших деяний на Ставропольской кафедре было прославление в лике местночтимых святых преподобного Феодосия Кавказского.

– Слава и благодарение Богу за это чудо!

Ещё в 1962-м году я, в ту пору еще протоиерей, по просьбе многочисленных верующих отслужил первую общественную панихиду на кладбище в городе Минеральные Воды на могилке почитаемого старца иеросхимонаха Феодосия, в миру Фёдора Фёдоровича Кашина.

– Вас ведь могли моментально лишить регистрации…

В день перенесения мощей преподобного Феодосия в Покровский собор г. Минеральные Воды. 1998 г. В день перенесения мощей преподобного Феодосия в Покровский собор г. Минеральные Воды. 1998 г. – Вот, ты знаешь об этом, хотя ещё совсем молодой. А многие уже не помнят такое страшное явление, как институт уполномоченных по делам религий, это государственное око в Церкви. Священнику за пределами храма нельзя было показываться в облачении, даже в подряснике. Какие там панихиды на кладбищах! Содержание проповедей пытались контролировать. Мы были в плену у врага 70 лет, как древние евреи у вавилонян. От уполномоченного зависело всё – лишение регистрации сегодня равносильно запрету в священнослужении. Но по молитвам старца Феодосия Господь закрыл глаза тогдашних государственных чиновников, и я беспрепятственно продолжил своё служение.

Видя многочисленные посмертные чудеса, исцеления и непрекращающееся народное почитание, я, как правящий архиерей Ставропольской митрополии, 11 апреля 1995 года благословил перенести святые мощи преподобного в храм Архангела Михаила посёлка Красный Узел и совершить акт его местного прославления.

Мы были в плену у врага 70 лет, как древние евреи у вавилонян

– Не могу забыть 8 августа 1998 года, когда в день памяти святого Феодосия вы крестным ходом из Красного Узла перенесли его мощи в специально построенный Покровский собор в Минеральных Водах.

– Это была «летняя Пасха». Свыше 70 000 паломников со всей России и из-за рубежа собралось на это торжество в 50-ю годовщину кончины блаженного старца (а он почил в 1948-м году).

Многоцелебные мощи преподобного старца Феодосия Кавказского Многоцелебные мощи преподобного старца Феодосия Кавказского – Владыка, мои друзья из Владикавказа хранят маленький фрагмент деревянного гроба преподобного, уже много лет он благоухает, причём каким-то необычным запахом, его сложно сравнить даже с самыми изысканными духами...

– Подобных свидетельств у нас сотни и сотни. Люди, страдающие от неизлечимых недугов, страждущие от духов нечистых, – все получают помощь от многоцелебных мощей и священных реликвий этого удивительного святого, нашего земляка. От юности он возлюбил Христа, принял монашеский постриг на Горе Афон, а потом много десятков лет был святогробцем, молился за Землю Русскую в Иерусалиме, на Гробе Христовом. В период большевистского безбожия вернулся в родные Минводы и принял подвиг юродства. Мы сегодня очень нуждаемся в молитвенном ходатайстве святого Феодосия, просим его, чтобы он умирил мир на огнедышащем Кавказе, соединил все живущие здесь народы любовью Христовой.

Мне тоже довелось ощутить на себе силу молитв преподобного. После того как я перенёс его мощи в величественный Покровский собор, в моё сердце вошла гордость. Тогда меня посетил Господь – я захворал, сильно поднялся сахар, пришлось лечь в больницу. С собой я взял масло от лампады, горящей над мощами святого Феодосия, и стал помазывать себя – руки, ноги, чело. В палате врач меня застал за этим занятием: «А что вы делаете?» Объясняю ему: «Помогаю врачам». Буквально в ближайшие дни уровень сахара в крови восстановился, и общее состояние полностью нормализовалось. И теперь я повторяю слова псалмопевца: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18).

«Осетия занимает в моём сердце особое место»

– Наша с вами первая встреча произошла в марте 1991 года в Ильинском храме города Владикавказа. Знаю, как вы любите посещать Осетию, беседовать с местным населением и духовенством. Вы хорошо знаете историю осетинского народа...

– Осетия-Алания занимает в моём сердце особое место. В свое время в Ленинградской духовной академии я защитил кандидатскую диссертацию «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». С молодых лет знаю, что предки современных осетин – аланы – на несколько столетий раньше Руси приняли святую христианскую веру. На этой земле проповедовало пять апостолов. Их труды позже дали обильные всходы, когда возникло великое и славное Аланское государство и Аланская митрополия, которую возглавляли поначалу греческие архиереи. Позже нашествия Чингисхана, Тамерлана, персидского шаха Аббаса уничтожили это государство, следы которого остались по всей Европе.

Сегодня осетины возвращаются к исконной вере далёких предков – Святому Православию.

Митрополит Гедеон встречает Святейшего Патриарха Грузинского Илию Второго в аэропорту Владикавказ. 1997 г. Митрополит Гедеон встречает Святейшего Патриарха Грузинского Илию Второго в аэропорту Владикавказ. 1997 г.

Владыка в последние годы жизни в рабочем кабинете. Ставропольское епархиальное управление Владыка в последние годы жизни в рабочем кабинете. Ставропольское епархиальное управление Ты вспомнил Ильинский храм – там погребена подвижница благочестия старица Анастасия, почитаемая всеми горожанами как покровительница Владикавказа. В 1997-м году я принимал во Владикавказе Блаженнейшего Патриарха Грузии Илию II, уроженца Владикавказа. Он пожелал при моём сослужении отслужить панихиду на могиле блаженнопочившей старицы, и потом поделился воспоминаниями о своих родителях Георгии и Наталии Шиолашвили, которые были с ней лично знакомы. После кончины Анастасии Андреевой на её могилке группа прихожан Ильинского храма, в том числе мама Патриарха Илии, были очевидцами явления Божией Матери, явившейся в неизреченном свете.

– Впервые за многие десятилетия безбожия вы благословили открытие в Северной Осетии мужской и женской монашеской общин…

– Долгое время на территории нашей Ставропольской и Владикавказской митрополии не было ни одного монастыря, открыть их нам никак не удавалось. Благодарение Господу, пославшему нам молитвенника, афонского старца архимандрита Ипполита (Халина). Он на Кавказе никогда не был, но очень любит эту землю, благочестивый осетинский народ. Он передал нам волю Божией Матери – в древней Осетии-Алании должен быть мужской и женский монастырь. И не только две обители. Наступит время, и вся горная часть Алании, как и в древности, будет в монастырях. Я человек не святой, но почитаю святых людей и очень благодарен батюшке Ипполиту за его любовь и заботу о нашей митрополии.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ,постриженик митрополита Гедеона, совершает панихиду на его могиле в день памяти — 21 марта. У Андреевского собора города Ставрополя Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ,постриженик митрополита Гедеона, совершает панихиду на его могиле в день памяти — 21 марта. У Андреевского собора города Ставрополя Многие жители Северного Кавказа, чада моей митрополии, в том числе осетины, посещают этого старца в городе Рыльске в монастыре Святителя Николая. Очень и очень многие люди получают по его молитвам помощь в самых разных жизненных обстоятельствах и исцеления от тяжёлых недугов. Он подготовил для осетинских монастырей первых послушников – будущих монахов, за что ему великая благодарность и низкий поклон.

Верю, что в наступившем таинственном третьем тысячелетии от Рождества Христова народ благословенной Алании, все жители богохранимого Кавказа будут пребывать в мире с Отцом Небесным и друг с другом.

Сейчас моё единственное желание – в мире и покаянии живот свой скончати. Но пока книга моего земного бытия не закрылась, буду день и ночь молить Начальника Жизни нашея, чтобы Он сохранил нашу Матушку Россию от всякого зла.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молитва как родительский труд Молитва как родительский труд
Иерей Анатолий Савчук
Молитва как родительский труд Молитва как родительский труд
Беседа с иереем Анатолием Савчуком о преодолении родительского отчаяния
Когда говорят, что всё пропало, я не тороплюсь поддаваться панике: Святая Русь всё еще жива.
«Дедушка» «Дедушка»
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
«Дедушка» «Дедушка»
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
Татьяна Веселкина
– Это митрополит Иоанн говорит, – услышала я, и владыка назвал меня по имени. Я потеряла дар речи . Как человек, не знающий, кто звонит, мог назвать меня по имени?
Что мы строим? Что мы строим?
Священник Димитрий Шишкин
Что мы строим? Что мы строим?
О русском чутье и европейской цивилизации
Священник Димитрий Шишкин
Старец Паисий говорил: «Когда материальные блага не распределяются по-евангельски, их распределяют при помощи ножа». Несоответствие уклада «христианского» государства и действительного христианства – вот истоки русского бунта.
Комментарии
Людмила 7 августа 2021, 21:51
Царствие Божие замечательному человеку митрополиту Гедеону и воспитавшей его мамочке Матроне! Его мудрое слово так актуально сегодня!
Инга асеева 7 августа 2021, 09:44
Спасибо за такой своевременный материал о митрополите Гедеоне! Слышишь голос настоящего архиерея! Как верно написано, нам в Русской Церкви сегодня нужен «новый Гедеон»!
Марина Илларионова26 июля 2021, 16:46
С большим удовольствием прочитала статью Григория Пенкновича о митрополите Гедеоне. Интересный материал и хороший литературный слог. Благодарю сердечно! Вечная память истинному пастырю - митрополиту Гедеону!
Нина Хорунжая25 июля 2021, 18:41
Замечательный материал о митрополите Гедеоне! Спасибо большое! Многого ещё не знаем о православии Святой Руси. Да поможет нам всем Господь Бог в познании сего!
Анна24 июля 2021, 13:13
Спасибо! Истинное служение и любовь! Вечная память митрополиту Гедеону!
Валерий23 июля 2021, 22:46
Большое спасибо за материал, посвящённый достойному и мужественному человеку, доброму пастырю митрополиту Гедеону! Вечная ему память!
Любовь23 июля 2021, 07:57
Дмитрию. Да в девятнадцатом ли? Слава Богу, сейчас мы идём в храм по зову души, а не по принуждению.
Дмитрий21 июля 2021, 09:49
«Но это идолопоклонство стало возможным лишь тогда, когда русских людей обезбожили.» Все так. Вот только произошло это событие уже в 19 веке. Достаточно прочитать классиков литературы - Достоевского, Чехова и др. Большевики всего лишь подвели итог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×