Как разговаривать с подростками

Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой

Родители подростков хорошо знают, как тяжело бывает с ребёнком в переходном периоде. Все методы воспитания, которые более-менее успешно применялись раньше, перестают работать. Что нужно знать о новом состоянии своего ребёнка и как эти знания применить на практике, рассказывает кризисный психолог Наталья Мотева.

Почему в переходном возрасте ребёнок становится сам не свой, что с ним происходит? Гормональные изменения – это понятно, но что в этот период происходит с его психикой?

– Для начала хочу сказать, что внешние факторы возрастного кризиса проявляются сильнее, чем в любом другом кризисе. То есть он самый сложный для психики: слишком серьёзные изменения происходят в этот период с человеком. Кризис пубертата можно сравнить разве что с кризисом трёх лет, когда ребёнок истерит, бросается на пол, бьёт по нему руками и ногами… И, как ни странно это прозвучит, но такое поведение – в пределах нормы. Тем не менее для родителей это всё равно стресс. На приёмах они так и говорят: «Это как будто не мой ребёнок, его как будто подменили. Что с ним произошло?»

Важно понимать, что такое кризис вообще. Возрастной кризис не подходит под определение «хорошо» или «плохо». В этот период потребности человека выросли и изменились, а возможностей для их удовлетворения он еще не обнаружил. И человека раздирает внутренний конфликт. В 3 года есть потребность – делать все самому, а как это организовать, он еще не понял. В 13–14–15 лет ребёнок утерял способность понимать, кто он, что ему надо, как вернуть состояние, которое было раньше. Подросток хочет, чтобы стало хорошо, а сейчас ему плохо. Все раздражают. «Кто эти люди? Где люди, которых я хочу видеть рядом? А эти люди хотят меня видеть рядом с собой? Я для них свой или чужой? Кто я? Какой я?» За всеми этими переживаниями у подростка не остаётся сил на общение с взрослыми, потому что взрослые много требуют от него. В переходном возрасте меняется ведущая деятельность, что само по себе довольно болезненный процесс. Если раньше ведущей деятельностью было познание нового, то в пубертат ею становится общение со сверстниками.

Подросток однажды просыпается и обнаруживает себя будто в чужом теле

Заметные физические изменения, появление вторичных половых признаков тоже тяжелы для осознания. Знаете фильмы, в которых люди меняются телами? Вот так подросток однажды просыпается и обнаруживает себя будто в чужом теле. Смотрит на свои руки и думает: «Неужели это мои? Это у меня такие страшные руки?» Я сейчас не придумываю – мне рассказывают об этом на консультациях сами подростки. «Я только недавно поняла, какой у меня страшный нос, я не хочу на улицу выходить». Взрослые часто грешат тем, что обесценивают эти переживания. «Да прекрати ты, у тебя скоро это пройдет». А современные дети острее реагируют на всё, что с ними происходит, чем даже поколение назад.

– В чём основное отличие современных детей от предыдущих поколений, с точки зрения психолога?

– Человек становится взрослым. Что это значит? Значит, он берет на себя ответственность, обязанности, и в результате у него появляются права. И это почти волшебство. У многих современных детей всё наоборот: они пытаются из бабочки сделать куколку. Хотят много-много прав и требуют их, не желая понять, что сначала должны быть обязанности, потому что так устроен мир. Чтобы полететь на самолете, нужно сначала заработать денег и купить билет. Таков закон.

Наталья Валерьевна Мотева, психолог Наталья Валерьевна Мотева, психолог – И это, безусловно, раздражает взрослых и ведёт к проблемам взаимодействия. Но всё-таки ведущую роль в общении играет родитель. Какие ещё ошибки допускают родители, помимо обесценивания переживаний ребёнка?

– Представим такую ситуацию. Ребёнок приходит домой, бросает портфель посреди комнаты. Он делал так в начальных классах, и мама относилась к этому снисходительно – ребёнок привык. А теперь мама смотрит на него, на здорового лба ростом 1 м 80 см, и он кажется ей взрослым человеком – а взрослый должен уже понимать, что не надо портфель посреди комнаты бросать. И мама начинает на него орать. Только он не взрослый, ему всего 13 лет. Мамина реакция кажется ему обидной и несправедливой, поэтому он в ответ что-то говорит. Мама возмущается – вот и готов конфликт.

– Как же выстроить мирную беседу?

– Не получится мирной беседы с подростком. Здесь я сделаю отступление и скажу, что мы говорим про ситуации, когда ребёнок стал более отчужденным, грубит и так далее. Потому что есть родители, которые говорят: «Да я вообще не заметила никакого переходного периода». Мы всё-таки про тех родителей, которые просят: «Ой, помогите, это какой-то кошмар».

Общайтесь с подростком так, будто это незнакомый человек. Такой новый интересный собеседник. Узнавайте его заново. Накопите силы, чтобы общаться с ним заботливо и внимательно. В чём тут трудность? Общение с действительно чужим человеком – горизонтальное, мы не несем друг за друга никакой ответственности. У чужого ребёнка есть родители, которые его накормят, напоят, это их проблемы, что он не учится в школе, и так далее. А ты можешь с ним просто разговаривать. Со своим ребёнком ты воспринимаешь всё через призму: «Я тебя кормлю-пою, а ты!..» Этот подход стоит осмыслить – и во время разговора с ребёнком оставлять за кадром свои к нему претензии. Своими переживаниями можно делиться с друзьями или обсуждать с супругом: «Вот хамло какое!», но в отношениях с ребёнком вести себя так, будто перед тобой сидит незнакомый интересный человек. У него есть своё мнение, к которому я прислушаюсь, даже если абсолютно с ним не согласен. «А почему ты слушаешь именно такую музыку? Что тебя в ней цепляет?» Аргумент « А вот я в твоём возрасте был другим!» вообще никому не интересен.

Как часто бывает? Ребёнок говорит: «Смотри, какой я видос нашёл, ха-ха-ха», а ты смотришь ему через плечо и говоришь: «Ну и фигня. Как ты это смотришь? Это же кошмар». Ты даже не попытался вникнуть, что там его заинтересовало. Нужно быть аккуратней с оценочными суждениями, потому что оценки могут полететь и в твою сторону: «Ты старпёр и вообще ничего не понимаешь». Я подчёркиваю четырьмя красными восклицательными знаками с двух сторон: уважать ребёнка – не значит во всём с ним соглашаться. Но форма высказывания должна быть максимально корректной.

Уважать ребёнка – не значит во всём с ним соглашаться. Но форма высказывания должна быть максимально корректной

«Материться при девушках – для меня значит то-то и то-то. Делать татуировки – в моём понимании это и это. А в твоём? Что для тебя это значит?» И слушаешь ответ – заинтересованно.

Не стоит ждать, что прежние отношения восстановятся в результате определенных действий в течение двух недель. Есть такая притча. Раньше у тебя была собака, ты знал, как с ней общаться, всё было привычно и просто. Но однажды ты приходишь домой – а там кошка. И она ведёт себя совершенно иначе! Встречает тебя не так; ты даешь ей еду, а она ещё подумает, подойти к ней сейчас или когда ты из комнаты уйдёшь. Это не значит, что так будет всегда! Через какое-то (продолжительное) время всё вернётся на круги своя. Если тебе удастся в этот период выжить.

А если не удастся?

– Ну, ты же взрослый – подумай, что ты можешь для этого сделать. Кто тебе в этом может помочь, чем ты сам себе можешь помочь. Почему я говорю, что важно выжить? Взрослому человеку, которого штормит, ты можешь сказать, что у тебя нет сил ему помогать. Ребёнку ты так сказать не можешь, потому что он зависит от тебя. Ты не можешь никуда его деть, поэтому тебе придется выживать с человеком, которого штормит. Которому плохо. И этот сложный период ребёнку необходимо прожить от начала до конца, прочувствовать, продумать. Нельзя стараться его ускорить. Бессмысленно упрашивать куколку быстрее превратиться в бабочку. Мы все знаем, что происходит с растениями и животными, которых пичкают гормонами роста, – их есть невозможно.

Как же тогда подростка воспитывать?

– Так же, как вы делали, когда ребёнок был маленьким. Мне очень нравится такой пример. Дети носят штаны не потому, что мы им велели носить штаны. Дети здороваются не потому, что мы им велели здороваться. Они видят, как ты относишься к миру, любишь ты свою работу или нет, интересно тебе выходить на улицу или нет, как ты относишься к тому, что тебе неинтересно. Дети считывают эту информацию бессознательно и воспроизводят её. Хотите, чтобы ребёнок вёл себя определённым образом? Ведите себя так сами.

Хотите, чтобы ребёнок вёл себя определённым образом? Ведите себя так сами

Если с ребёнком общаться искренне и с уважением, он постепенно усвоит себе то, что видит в родителях. Но нужно знать и помнить, что это произойдёт не через две недели после того, как ты начнёшь себя контролировать. Может пройти несколько лет, прежде чем ты увидишь плоды своих стараний. Один из подростковых протестов, которые готовят их к взрослой жизни, – протест против образа жизни родителей. «Как угодно, только не так, как вы». Поскольку он должен найти свой путь – это возрастная особенность. Даже если родитель – врач, который спасает жизни, подросток хочет сделать всё по-другому.

Часто бывает, что подросток в разговоре всё опротестовывает. Почему нужно доказывать ему очевидные вещи? Что белое – действительно белое, а чёрное – действительно чёрное?

– Это очень полезно. Во-первых, вы сами прокачиваете навык критического мышления, а во-вторых, учите этому ребёнка. Вы анализируете поступающую информацию, ставите ее под сомнение, ищете аргументы для подтверждения своего мнения. Потому что мнение без аргументов – это оценочное суждение. В-третьих, вы тренируетесь оставаться эмоционально стабильным в ситуации неопределенности. Не смогли доказать своё мнение – и дальше как поступите? Возьмёте паузу? Начнёте орать? Так что разговор с подростком – очень полезный тренажёр. А дискуссия – лучший способ занять и развлечь ребёнка. Тебе нравится Моргенштерн? Объясни. Аргументируй.

Подростка надо учить формулировать. Когда он говорит «не хочу» – чаще всего он просто не может объяснить, что с ним происходит. Ему ещё и высказаться толком не дают, всё время критикуют. Родителю важно просто послушать своего ребёнка, не включая внутреннего критика, помогая ребёнку наводящими вопросами, без оценочных суждений. И отвечать ему искренне, что ты думаешь, что ты чувствуешь. «Не хочешь ходить в школу? Я верю, что тебя всё достало. Но я испытываю страх. Мне кажется, что теперь так будет всегда. Что ты теперь ничего не захочешь, и мы упустим время». Подросток тоже ведь не может понять взрослого, ему нужно объяснять вашу позицию.

– Вы упомянули, что подростку тяжело общаться с родителями из-за многочисленных требований с их стороны. Возможно ли соблюсти баланс – предъявлять требования, не нагружая ребёнка?

– В вертикальных отношениях, детско-родительских, приходится предъявлять ребёнку требования. Ты имеешь на это право. Осознавая это право, ты чувствуешь себя уверенней. Какое может быть требование? Любое. Например: «Я хочу, чтобы ты научился печь булочки». Тебе ребенок отвечает: «Я не хочу». – «Имеешь право. Я хочу. И я буду тебя учить печь булочки». Только надо запомнить, что таких требований к ребёнку может быть не больше трёх. А если это истощённый ребёнок или он находится в активном сопротивлении – то одно.

Требования к ребёнку у родителей есть в любом случае, но часто они носят размытый характер. Родители часто пытаются манипулировать детьми, а так лучше не делать. Нужно чётко формулировать что-то очень конкретное и узкое. Не «стань кондитером», а «научись печь булочки». Ещё важно декларировать, что родитель приложит максимум усилий, чтобы его требование было выполнено. Не просто заявит и будет ждать, что ребёнок сам всё сделает, а поможет ему, организует процесс.

Можно предъявить ему требование ходить в храм?

– Стоит ли заставлять детей ходить в храм, лучше обсудить со священником. С точки зрения поведенческой психологии, требованием может быть всё, что угодно. Важно, чтобы оно было чётко сформулировано. Одно дело – просто прийти в храм. Принести туда своё тело. Другое дело – прийти в храм с желанием, стоять там тихо, молиться, исповедоваться, причащаться… Это уже очень много требований. Предъявить можно только одно, а будет ли ребёнок делать что-то ещё – его выбор. Ты можешь поблагодарить его, если он сделал что-то большее – то, на что ты даже не надеялся. Не просто пришёл в храм, но ещё и исповедовался. «Спасибо тебе большое, именины сердца. Испеку пирог».

Как только ребёнок поймет, что ему безопасно, что родитель старается подстроиться к его изменениям, он станет спокойней. Я всегда говорю родителям на консультациях, что они не должны расстилаться перед своими детьми, но нам, как взрослым, важно взять на себя ответственность по организации условий проживания с подростком. Потому что сам ребёнок ничего организовать не может в условиях подросткового кризиса. Эта обязанность лежит на родителях.

С психологом Натальей Мотевой
беседовала Анна Берсенева-Шанкевич

9 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья М. 22 ноября 2022, 14:45
Спаси всех,Господи!Спасибо автору, психологу,очень хорошая беседа.( Насчет детских садов конечно отдельная тема.Кто может как уже перенес на своей семье,а те кто может не отдавать детей в детский сад,и занимаются своими детьми сами, тоже очень правы.Повторяться не буду,согласна с авторами комментариев Солнышкиной и Татьяной, простите,может не все к.прочла,но в основном согласна.На примере моей семьи насчет детсада(я мама и бабушка):некоторые родители приводили своих детей недолечеными после Респир.заболеваний,в итоге внук и др.дети очень часто болели, (дома он редко болел).И у молодой воспитательницы своих деток еще не было,опыта тоже.То же происходит с 4 летним сыном моего племянника.)
Наталья М. 22 ноября 2022, 13:58
Доброго всем дня или др. времени суток. Автору спасибо. С Татьяной(9ноября,14.27. комментарий) аналогичная ситуация. И также вывод тот же.)
Татьяна22 ноября 2022, 13:52
Дорогая Солнышкина, я Вас понимаю. У меня тоже крик души:"Люди, любите друг друга, как заповедовал нам Христос!"
И.20 ноября 2022, 00:41
Солнышкина 18 ноября 2022, 23:30 "На уровне детского сада" означает на уровне детсадовского возраста, послушание как в 3-7-летнем возрасте, младенчестве, если так понятнее. И каются в грехах, а ошибки исправляют.
Солнышкина20 ноября 2022, 00:34
Дорогая Татьяна, спаси Вас Господи! Это крик души!)) В надежде, что другая какая-нибудь душа меня все же услышит. Может та что просто читает. Может та, что пока сомневается или еще не определилась, или просто вспомнит потом в нужный момент и может судьба какого-нибудь ребенка от этого будет чуть более легкой и радостной) Ведь возможность писать здесь комменты это тоже Воля Божья. Поэтому, делай что можешь, что совесть велит,а там дальше, как Бог даст.
Ирина19 ноября 2022, 00:28
Екатерине. Вставлю свои "пять копеек" о возрасте. В "Отцах и детях" нет трудных подростков. Самый младший из героев - Аркадий - окончил курс университета. В романе "Подросток" главному герою... 19 лет! Татьяне Лариной, когда она влюбилась в Онегина, было 17 лет (если следовать традиционному литературоведению, а не новомодным взглядам на 13-летнюю Татьяну и 12-летнюю Ольгу, собирающуюся замуж за Ленского. На всякий случай: именно потому Таню и везут на "ярмарку невест" в Москву, что она выходит из брачного возраста, и надо успеть выйти замуж, не оставшись старой девой). Поэтому считать этих героев трудными подростками в современном понимании ошибочно.
Солнышкина18 ноября 2022, 23:48
Причина по которой мы небольшой группой родителей собирались с психологом в 5 классе. Была, что один мальчик организовал детский чат с одноклассниками, дети переписывались, делились д.з. Потом родители некоторых стали там регулярно читать нецензурую брань, один ребенок другому присылал ссылку на порно со словами:семья это отстой а вот это круто! Мы тогда конечно дружно осудили этого мальчика и его родителей. А через два года, он выбросился из окна. Оказалось,тогда как раз его родители разводились и он это очень тяжело переживал.Видимо почему он так про семью писал.Кризис усилился и наложился на пандемию, сидение дома, за компьютером и все...Так что внимание к реб.в этом возр. не будет лишним
Солнышкина18 ноября 2022, 23:30
И.,/Дети растут и меняются, а вам комфортно их законсервировать на уровне детского сада/Если у вас паника от перемен/ вот ничего такого не писала,(тем более про сад!)) Вы говорите о норме поведения в подростковом возрасте? Думаю, да у многих наших современников это будут очень разные понятия. Но у православных в основных моментах, надеюсь, они все же совпадут. И тут возраст не будет оправданием, если ребенок хамит старшим в семье, отказывается помогать по дому, нецензурно выражается, курит или почти все свободное время проводит за компьютером. Да, если есть проблема ее надо решать сегодня и в первую очередь начать с себя, постараться увидеть свои ошибки в прошлом и покаяться в них.
Татьяна18 ноября 2022, 23:14
Дорогая Солнышкина, Вы всё правильно написали про детские сады. А тот кто другого мнения, того не переубедить комментариями. Мы часто хотим спасти всех вокруг нас, а про себя забываем. "Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся", - кажется так говорил Серафим Саровский.
И.18 ноября 2022, 14:03
Солнышкина, проблема в настоящем означает, что если вам сегодня не нравится поведение подростка, это проблема сегодня, сегодня и надо решать. И в первую очередь разобраться, действительно что-то неправильное в поведении есть или просто родителям стало неудобно от взросления ребенка. Дети растут и меняются, а вам комфортно их законсервировать на уровне детского сада. Вот и разобраться, кому к психологу: родителям, подростку или вообще никому. Если у вас паника от перемен, подростки подсознательно понимают, все, на вас больше нельзя полагаться и решают все сами. А вы выдумываете: это не мы, все чужие люди, и что же там в детском саду сделали, что он такой стал? А ничего, время пришло.
Солнышкина18 ноября 2022, 13:43
Екатерина, да согласна, одного сидения дома недостаточно. И «трудотерапия» и разговоры «по душам» и уважение к старшим и приучение к чтению, а не к смартфону. Все это тоже важно. «Пахать на ниве воспитания» да, а зачем женщина-мать тогда нужна? Есть такая фраза, ставшая уже крылатой. Когда одна мама малыша пожаловалась старцу, что теперь не сможет посетить Киев и Иерусалим. А он ей, показывая на малыша:«Вот здесь тебе и Киев и Иерусалим!» То есть это самое важное святое дело для женщины, если она мать.
Екатерина18 ноября 2022, 07:54
А по поводу трудных подростков - были во все времена.Вспомним классику _. " Отцы и дети" ,"Подросток". Даже Татьяна Ларина,которой было 13 лет,когда она влюбилась в Онегина. Все было ,есть и будет.Спасибо автору за статью.От себя могу сказать- что посеяли,то и пожинаем.Я ,как мать подростка, разговаривая с православным психологом , поняла,что все,что имею- дело рук моих. Помоги Господи, дело рук наших исправить.
Екатерина18 ноября 2022, 07:46
Солнышкина
Воспитание в традиционной русской семье отличалось от современного домашнего. Девочка с семи лет сидела за прялкой,мальчик помогал отцу в поле или в ремесленной мастерской. Выйти просто так в гости или на улицу ,особенно девочке было непросто.Даже в гости нельзя было прийти без " урока". Трудовое воспитание в классической форме. Сейчас дети дома изнывают от скуки. В руках родителей - телефоны, а не прялки и косы.У меня есть разные примеры перед глазами - с садом и без. И выборка неоднозначная) .все зависит от понимания родителями возложенной на них ответственности и желания прямо - таки пахать на ниве воспитания. Не просто " дома сидеть" или " в сад отдать,там воспитают".
Солнышкина17 ноября 2022, 20:37
И.,/Вы исходите из того, что все родители любят своих детей и принимают обдуманные решения./Да, я на это надеюсь)) /А проблемы не в прошлом, а в настоящем/Вот именно, нужно в настоящем принимать такие решения, чтоб дать ребенку более лучший старт в моральном плане. Как говорится: Делай лучше, а хуже само получится. Это как родители, а как дети, да конечно, надо работать над собой не взирая на тот багаж, что мы получили в прошлом, но это не значит, что надо повторять ошибки нашего детства
Татьяна17 ноября 2022, 20:04
Спаси всех Господи!
Солнышкина17 ноября 2022, 17:09
Татьяна, помоги Господи! Господь творит чудеса, лечит детские души через родительское покаяние. Мои дети в сад не ходили и я ничуть об этом не пожалела, старший сейчас в переходном возрасте, средний приближается. У нас с детьми сохранились теплые, доверительные отношения, они делятся, спрашивают совета. Хотя конечно проблемы и ошибки тоже были и есть.
И.17 ноября 2022, 15:25
Татьяна, у Вас уже есть опыт, поэтому и проблем будет меньше. Господь управит.
И.17 ноября 2022, 15:21
Солнышкина, С каким бы багажом не вышли дети в жизнь, кроме реально аномальных случаев, каждый может изменить свою жизнь и отношение к багажу, кто с большими, кто с меньшими усилиями. Списать на трудное детство, нелюбовь родителей, сад, школу самое легкое: прошлое не исправишь, поэтому делать ничего не надо. А проблемы не в прошлом, а в настоящем. Если кто-то не хочет что-то менять в себе, это потому что не хочет учиться на 90% и «так воспитали» не более 10%. А Вы исходите из того, что все родители любят своих детей и принимают обдуманные решения.
И.17 ноября 2022, 15:18
Солнышкина, приведенный пример говорит о том, что из одной и той же ситуации люди делают разные выводы. Все новое начинается с эксперимента, сады появились как необходимость присмотра за детьми, пока мама на работе. Это случилось еще до революции, все страны невзирая на идеологию прошли этот путь. И все примеры мало что доказывают: один и тот же ребенок не может прожить две жизни в разных условиях, чтобы доказать, что только сад причина его поведения и отдаления от матери. Когда людям становится сложно справляться со своими проблемами, они начинают винить в этом других, так гораздо проще.
Татьяна17 ноября 2022, 11:14
Спасибо Солнышкино за цитаты. Я, к сожалению, не читала всех этих книг. И только из собственного опыта, делая ошибки поняла всё то о чём Вы пишите.
Татьяна17 ноября 2022, 08:42
Солнышкино всё правильно пишет про детские сады. Но в наше время очень часто родители не могут проводить с ребенком целый день. Ребенка отводят в детский сад. Если дома любовь, то она компенсирует негативные последствия системы детских садов. Так получилось, что мои старшие дети ходили в детский сад. Проблемы в подростковом возрасте были и есть. Я грешная делала и делаю много ошибок. Я раздражают, злюсь. А там где раздражение и злость, там нет Христа. Сейчас моя самая младшая дочь не ходит в детский сад. Может быть проблем в подростковом возрасте будет меньше. Но для меня не это главное. Как христианка, я хочу чтобы и мои дети следовали за Христом.
Солнышкина16 ноября 2022, 23:31
//«Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее..Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться// Цитаты из книги Т.Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным»
Солнышкина16 ноября 2022, 23:22
//Так же  крупнейший врач-педиатр, академик В. А. Таболин в своем выступлении на научной конференции говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле — эксперимент. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто и ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже//
Солнышкина16 ноября 2022, 23:14
//между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего — психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.«Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня.» «Для ребенка, — продолжал он, — необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».//
Солнышкина16 ноября 2022, 23:10
И., пример приведенный Вами ни о чем не говорит. Среди апостолов тоже один был предатель. А добиваюсь я того, чтобы родители, прежде чем принять такое судбоносное решение, очень хорошо подумали, ознакомились с авторитетными мнениями, желательно верующих педагогов, врачей, психологов. А не просто копировали опыт своего детсва(как правило грустный)
Татьяна16 ноября 2022, 20:44
Я просто делюсь своим опытом. А каждому самому выбирать как жить и как своих детей растить.
И.16 ноября 2022, 19:00
Татьяна16 ноября 2022, 18:20 Мне вот просто интересно, зачем перекосы в том, что вам не нравится, сравнивать с идеалами, которых редко кто достигает, в.ч. в том, что вам нравится? АлексадраII обучали по специальной программе, следовали распорядку дня и расписанию - дисциплинирует. И двух соучеников дали, одного как верхнюю планку, к которой надо стремиться, другого как средний уровень, ниже которого не опускаются или чтобы на фоне одаренного не чувствовать себя ущербным. Тоже дисциплинирует. А могли бы одного усердно обучать и не "травмировать психику" будущего императора.
Татьяна16 ноября 2022, 18:43
Лично я в детстве очень страдала в детском саду и в пионерских лагерях без мамы.
Татьяна16 ноября 2022, 18:20
Может я не о том. Но при слове "дисциплина" вспомнился директор пионерского лагеря из фильма "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён". Можно просто посмотреть этот фильм и настроение сразу повысится. Хорошо когда есть выбор домашнее воспитание или детский сад, лето с мамой в деревне или лагерь. Родители сами выбирают исходя из своих возможностей и сами отвечают за своих детей.
И.16 ноября 2022, 15:37
Солнышкина, разговор ни о чем. Все воспитатели и нянечки монстры? а обучающие программы дошкольного образования созданы специально для стирания личности? То что для Вас "команда" вообще-то имеет другое название - дисциплина. Знаете, семья семье рознь, просто вынуждаете напомнить: есть широко известная многодетная семья с домашним воспитанием и образованием, прославившаяся на всю страну одними скандалами. Однако только неумные люди на этом основании делают вывод о "вреде" многодетности и домашнего воспитания, остальные с сочувствием относятся к ребенку-жертве амбиций родителей. Одни могут дома воспитывать, другие нет. Каждый выбирает вариант по своим возможностям. Чего Вы добиваетесь?
Солнышкина16 ноября 2022, 00:13
«Детский сад не стирает личность и индивидуальность.» В том то и дело, что в очень нежном возрасте туда дети попадают и у многих стирает или почти стирает,(зависит от склада личности) человек потом долго себя ищет в жизни, не может самоопределиться и от этого затягивает с созданием семьи...А в школу ребенок идет в 7 лет, это уже сформированная личность и многое плохое к нему уже не прилипнет.
Солнышкина16 ноября 2022, 00:03
Если ребенок растет в многодетной семье, никаким социофобом он не будет, к тому же всегда можно посещать кружки, да и просто во дворе найти друзей ровестников, самим наладить общение с родителями и их детьми. На счет обойтись без сада сейчас многие на самом деле могут, но не хотят, многие мамы даже не работая водят туда детей. А тем, кто не может, но хотел бы, я думаю, стоит молиться об этом и Бог видя расположение сердца матери подаст такую возможность.
Солнышкина15 ноября 2022, 23:50
И.,аналогия неуместна.«там взаперти не сидели» вот именно, детвора носилась по всей окрестности,дети жили одной большой семьей(!)на свободе на природе,общались,дружили с кем хотели и все(!)взрослые относились к ним как к своим.К тому же все были православные духовная обстановка в таких коллективах была более менее благоприятной.А кто не хотел общаться мог вполне остаться дома, помогать маме или отцу по хозяйству или просто в одиночестве побыть,это тоже полезно,как мы читаем в житиях многих святых. Теперь же ребенок вынужден 5 дней в неделю,с утра до вечера,находиться в закрытом помещении хочет он того или нет,под присмотром чужой тети где все по режиму и по команде.Ничего не напомоминает?
Татьяна15 ноября 2022, 16:27
Можно долго рассуждать о методах воспитания. У каждого метода есть плюсы и минусы. Самое главное, мне кажется, ставить во главу Христа, а все остальное приложится. И надо помнить, что прежде всего родители отвечают за своих детей перед Богом, а не чужие люди и коллектив.
И.14 ноября 2022, 19:12
Татьяна13.11.2022, 14:07 Дистанция и неуважение вовсе не синонимы. С кем-то вы же держите дистанцию как раз с целью показать уважение. И вы ошибаетесь, что ничего не знаете о родителях 19в. - источник русская и зарубежная литература во всем ее многообразии, начиная с художественной классики. Тогда родители были уверены, что все делают во благо детей, сейчас тоже. Тогда одни методы за благо принимали, сейчас другие. Формы проявления уважения тоже могут меняться.
И.14 ноября 2022, 18:16
Солнышкина, и не надо путать Божий дар с яичницей) Коллективные формы выживания (с общины из семей не всегда связанных кровным родством) органичны для нас, вынуждают считаться не только с родней. Россия была крестьянской страной(85% населения), там взаперти не сидели,не охраняли детей от общения с соседями, "детский сад" без воспитателей. А вы все время противопоставляете коллектив и семью. Можно пестовать детей дома и получить социофобов при таком подходе. Вокруг оглянитесь, многие сейчас себе могут позволить обойтись без детских садов? А тут страшилки одни. Детский сад не стирает личность и индивидуальность. Как везде, люди соприкасаются, но не перемешиваются, так и там - никаких "яичниц".
Елена13 ноября 2022, 16:22
Димитракису: и к православному сайту это тоже имеет значение, как будто у православных детей нет, либо они все православные в квадрате!
Татьяна13 ноября 2022, 14:07
Честно говоря, я не знаю какие были родители в 19 веке. Наверное, надо сейчас делать, то что мы можем и что соответствует Евангелью. И мне кажется, что нужно уважать любого человека. Ведь человек - это образ Божий.
И.12 ноября 2022, 14:14
Татьяна, вам не кажется, в 19в. родители были другие? то, что для современных родителей "проблема", для них вообще не существовало? Здесь привели наглядный пример, что "воспитанные дома" (притом чужими людьми) дети просто уезжали в учебное заведение и не видели родителей, а родители их. Все "кризисы" проходили вне дома. Но то, что у всех без исключения слоев и сословий существовала эта дистанция, воспитывалось уважение к старшим, в присутствии которых не только говорить без их разрешения, но и присесть, подросткам в голову не приходило, неоспоримый факт. Дело не в том, где воспитывали, а как воспитывали. Никакой "демократии" в семье не было. А вот в учебных заведениях именно в 19в. появилась
Татьяна11 ноября 2022, 21:33
Мои дети ходили в детский сад. Наше отношение к детям, как к детям, а они к нам относятся как к родителям, а не как к друзьям. Но проблемы в подростковом возрасте были и есть.
Солнышкина11 ноября 2022, 18:54
Община состояла из семей, а точнее из их глав. Не надо путать Божий дар с яичницей. Семья это дар Божий, а коллектив д. сада это когда ее (семью)"разбили" "вылили" детей всех в одну "ёмкость", "перемешали" и "поджарили")) Не даром Богом благословлены границы, чтоб грех одного народа не перетекал в другой. Также и семьи каждая заражена своим грехом. И дети не посещавшие д/с хотя бы до школы многое из того, что им знать не надо не узнают, если они растут в верующей семье. По поводу панибратства соглашусь с Вами. Но все таки некое послабление в подростковом возрасте надо делать, в обмен на доп. обязанности например.
И.11 ноября 2022, 02:24
Солнышкина 10.11.2022, 18:21 А что такое община Вы знаете? Это тот же коллектив. И для Руси всегда была характерна территориальная община, а не кровно-родственная как в Западной Европе. У всех знакомых (семьи разных национальностей, дети сады посещали) подростковый период проходят без бунтарства, если в семье дистанция соблюдается между поколениями: друзья - ровесники, родители и все старшие - авторитет, без заигрываний в "друзей". А если вы хотели быть другом, а не родителем, растили "друга", то с вами и общаются как это принято в дружеской подростковой среде. Это не бунт, это "равноправие". Жаль поздно "прозреваем", когда уже шишки набиты под влиянием новомодных веяний и поезд ушел.
Ксения10 ноября 2022, 21:33
Зачем на православном сайте писать советы психолога, без упоминания Нового Завета, Посланий Апостолов, учения Святых отцов. Если это нужно - найду в любом месте интернета, в этом проблем как раз и нет, быстро накидают подобные советы..
Димитракис10 ноября 2022, 19:45
Спасибо! Только к православному сайту какое это имеет отношение?
Татьяна10 ноября 2022, 19:04
Как интересно, у всех разные взгляды на нашу историю. Но самое главное, что происходит сейчас в наших семьях. Об этом и статья. А без любви нам не обойтись. Нужно постараться понять близкого человека. А если не получается понять, то пожалеть. Когда я начинаю жалеть человека, то перестаю сердиться и в чём то его обвинять. И человеку от этого становится легче. И устанавливается мир, который очень важен в семье.
Солнышкина10 ноября 2022, 18:31
Знаю несколько примеров из жизни, где дети не посещавшие д.с. подростковый возраст прошли мягче чем их сверстники, всегда считали для себя святым делом помочь родителям, в последствии раньше чем их ровестники создали крепкие семьи. В итоге родители думают, что облегчают себе жизнь сдавая ребенка в д/с, а на деле все проблемы перекидывают в будущее
Солнышкина10 ноября 2022, 18:21
Согласна с теми психологами, которые утверждают, что детские сады это эксперимент по уничтожению семьи. Вместо братьев и сестер коллектив, вместо родителей чужие взрослые. Родители для маленького человека это боги, их власть безгранична в его представлении, они его защищают, заботятся и любят безмерно. И вдруг они эту власть передают чужим взрослым, в чужом доме. И в итоге там ребенок проводит больше времени чем дома, отрываясь от семьи от семейной обстановки. Потом для этого ребенка в подростковом возрасте так же важнее становится коллектив, друзья, чужие взрослые,интернет, который пестрит «приколами», в том числе и над родителями. Архи важно то что закладывается на подсознании в детстве
Ирина10 ноября 2022, 14:32
Ирине: думаю, что причина отсутствия бунтарства в подростковом возрасте в патриархальной России заключалась во многих факторах: другой уклад жизни, многодетность гораздо больше трех детей, где дети занимались с малых лет друг с другом, гораздо больше физического труда и скромное житие. Не было столько взращено личного эгоизма, не было столько разводов и много чего не было. Поэтому подростки были другие. Недавно в метро увидела, как молодой парень аккуратно ставит у столба пустой выпитый пакет из под сока. Жестом даю понять, что так делать не нужно. Подошел ко мне: спросила, что мешает донести мусор до ведра. Ответ был: пусть ставят мусорные контейнеры. Моя логика такая.И заткнул музыкой уши.
Татьяна10 ноября 2022, 12:07
Ирина, мне кажется, ответ в том, что дети в 19 веке воспитывались дома. Даже дворянские дети если шли в гимназию, то с 14 лет. Но вернуть всё назад мы не можем. Значит надо искать выходы в наших условиях.
ЖЖ10 ноября 2022, 07:46
В 19-ом веке протестовать против родителей было невозможно: в 10-12 лет большинство подростков отправлялись "в люди", хоть бедный, хоть богатый. Горького с 11 лет отправили работать (мальчик при магазине и т.п.). Дворянских девиц часто отправляли в институты благородных девиц, дворянских мальчиков в кадеты, в пансионы с проживанием и обучением: Пушкин с 12 лет в Лицее (а это по-современному хороший интернат), Достоевский с 13 лет в пансионе Чермака, Цветаева с 11 лет в заграничных пансионах... и т.п. В большинстве уч.заведений, даже в гимназиях - телесные наказания. Родителей они видели лишь на каникулах.
Солнышкина10 ноября 2022, 00:35
Довелось общаться с детским психологом, нам родителям еще даны были такие советы:несколько раз в день обнимать своего ребенка-подростка, осторожно, но вести беседы на тему изменения физиологии причем эти беседы ведет родитель того же пола и дает примерно такой посыл, что все изменения это совершенно нормально, «ты у меня совсем взрослый/взрослая». Чтобы ребенку легче было самому себя таким подросшим принять.
Ирина 9 ноября 2022, 18:04
Вообще меня всегда волновал вопрос, почему подростковые кризисы миновали подростков века, скажем, 19-го? Если почитать художественную литературу, то никакого сопротивления родителям, протеста и скандалов не было. И среди дворян, и среди крестьян, и среди купцов, и среди духовенства. Физиология-то и психология человека не изменилась... Пока нигде не встречала ответа.
Татьяна 9 ноября 2022, 14:27
Полезная статья. Подростковый период - это терпение и любовь. Как бы не было тяжело. Со старшей дочерью столько дров наломала. Надо стараться любить подростка в любой ситуации. Кроме родителей его никто так не поддержит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×