Изучение истории своего рода: интересные идеи для детей и их родителей

Обилие информации в современном мире не уменьшает «иванов, не помнящих своего родства». Многие родители хотели бы узнать свою родословную и рассказать ее своим детям, но не знают, с чего начать. Некоторые педагоги через эту обширную тему могут познакомить детей с краеведением. Исследование истории своего рода и края, как и любая другая поисковая работа, – это непростая деятельность. Но очень плодотворная, интересная и благодарная.

Известная поговорка гласит: «Родители должны дать детям корни и крылья». Под «крыльями» увлеченные родители понимают высокий уровень образования, обеспечивающий ребенку успешный старт. А что делать с «корнями»? Так ли они нужны? И как можно познакомить ребенка (а заодно и себя) с историей своего рода и историей местности, в которой мы живем?

Обед на покосе. Река Шексна. Фото: С. М. Прокудин-Горский Обед на покосе. Река Шексна. Фото: С. М. Прокудин-Горский

***

Знакомство с историей своего рода, своего края и их изучение – интереснейший процесс. Это занятие может способствовать духовному обогащению ребенка, укреплению родственных связей, сближению. Поиск данных, как правило, очень продолжительный. Здесь сложно увидеть результат своей работы в ближайшем будущем, сложно даже спрогнозировать его. Но и эта особенность данного увлечения можно рассматривать как некий образовательный элемент: не все получается быстро и сразу.

Воспоминания о своих корнях с малышами уместно проводить, осуществлять через творческие занятия. Они напоминают современным взрослым и детям о повседневной или сезонной деятельности наших родных в недалеком прошлом. Даже если совсем нет навыков печь хлеб на закваске, ловить рыбу или же заниматься бортничеством.

Через изучение своей родословной можно прикоснуться к многочисленным областям знаний, к настоящему и неведомому. У многих со временем этот интерес становится образом жизни.

«А что я умею?..»

Обычно ранней весной, как только сойдет снег, я люблю в деревне на Родине ходить на речку. Сухая прошлогодняя трава, лед в низинках, теплый ветерок и тишина. Мне всегда на этой извилистой речушке вспоминаются мои предки. Ничего, кроме имен, о многих из них я не знаю. Не представляю, как они выглядели, чем и как жили. Но что я знаю наверняка, так это то, что они многое умели. Без магазинов, в самой далекой от городов глуши они полностью могли себя обеспечить: построить жилье, изготовить одежду и обувь, посеять, собрать и сохранить зерно, добыть и приготовить еду, содержать дом, животных. Они все это (и не только это) умели.

Нередко сама удивляюсь, насколько же мы сегодня беспомощны и неумелы по сравнению с нашими предками

И я всегда каждый раз спрашиваю себя: а я хоть что-то умею? Чему я научилась за этот год? И чему я смогла научить детей? Иногда, увы, нет вразумительного ответа.

Такие же вопросы я часто задаю себе после прочтения некоторых книг. А это я смогу повторить или воспроизвести? А здесь я бы как поступила? Нередко сама удивляюсь, насколько же мы сегодня беспомощны и неумелы.

Любое увлечение человека влияет на его образ жизни, откладывает отпечаток на его деятельность в свободное время, на выбор. Родители и педагоги, которые увлекаются краеведением или же занимаются им на серьезном уровне, нередко свой досуг и внеклассную (внешкольную) деятельность направляют в исследовательское и познавательное русло по этой теме. Вероятно, не интересующемуся человеку сложно это делать специально, но, если попробовать прожить хотя бы четверть (или год), прикоснувшись к своей истории, можно многое узнать. И о себе, и о своих детях (может, и некоторые интересы проявятся) или воспитанниках.

Мои прадеды по одной из линий были зажиточными крестьянами. И мне, зная это, хочется так же аккуратно, разумно и плодотворно вести свое хозяйство. Я действительно хочу этому научиться. Я осознаю, что, вероятно, и у них не все гладко и хорошо получалось. И не сразу. Я понимаю, что у них не было «пустого начала»: они с раннего детства впитывали в себя обычаи и традиции ведения крестьянского натурального хозяйства. Им не приходилось этому учиться по книгам и роликам в интернете. Трудовое воспитание велось с младенчества. Оно и не велось специально, таковы были условия жизни: дети видели и сами участвовали в выращивании злаков, овощей, их хранении и консервировании, в уходе за животными, изготовлении одежды, заготовке дров, сборе трав и грибов и прочих жизнеобеспечивающих занятиях.

Я знаю из рассказов папы и его сестры, моей тети, что их бабушка Ульяна прекрасно ориентировалась в лесу, имела интуитивное чувствование, чутье при нахождении выхода из леса. Неоднократно участвовала в поиске заблудившихся односельчан. Я же совсем редко бываю в лесу. И совсем в нем не ориентируюсь Лес, как большое биологическое гармоническое сообщество, как огромная зеленая масса, вызывает у меня благоговейный страх. При любом походе в лес или даже лесопарк я всегда вспоминаю о прабабушке Ульяне. За годы я более-менее смогла изучить видовой состав местной растительности, развиваю наблюдательность, стараясь замечать норы животных, гнезда птиц, но интуитивного чувствования лесного массива я не достигла. И даже пока не знаю, как мне к этому приблизиться. Возможно, это был ее дар, и просто так этому не научишься. Нужно и в лесу чаще бывать, и мудрость опытную иметь.

Ведение хозяйства

Много факторов влияет на ведение натурального хозяйства. Например, садоводство и огородничество зависят от погодных условий, удобренности почвы, сроков посева, качества семенного материала и пр. Мы, особенно жители мегаполисов, сегодня не задумываемся, как и когда посеять злаки, но изучение своей родословной очень помогает не только об этом подумать, но даже и попробовать хоть чему-то научиться, хоть что-то вырастить самому.

Изучение своей родословной помогает попробовать хоть чему-то научиться, хоть что-то сделать своими руками (испечь, вырастить)

А выпечка хлеба, пирогов? Много ли сегодня хозяюшек, которые могут похвастаться таким своим умением? Многие ли из нас могут выпечь подовый хлеб хотя бы в электрической духовке, не говоря уж о русской печи? Эти навыки постепенно уходят, рецепты теряются, забываются. Вспоминая наших прабабушек, большинство из которых жили и хозяйствовали в деревнях, мы можем сами и с детьми освоить азы хлебопечения, попробовать старые рецепты. Неслучайно так популярны сегодня марафоны по хлебопечению (такие, как «Хлебный замес»[1] и др.) и различные литературные сборники-альманахи (например, «Хлебная книга»[2]).

Очень полезно представить вместе с детьми, как хранить продукты без холодильника, как солить, квасить, сушить корнеплоды, грибы, травы. Я без своей электрической сушилки так и не смогла пока научиться сушить ягоды и травы. В деревенском доме или даже на чердаке (где положено сушить) у нас очень влажный воздух, и высушить что-то для долговременного хранения у меня еще ни разу не получилось. Недосушенные продукты и травы быстро портятся. Как же наши бабушки это делали?

Предметы быта и строения

Рассказывая о прабабушках и прадедушках, стоит опираться на возраст ребенка. Говорить надо то, что ему (им) было бы интересно, любопытно. Подробности, как правило, сначала не очень важны. А чаще всего их и нет, подробностей. К сожалению. Только имя и отчество в метрической книге. Тут-то, когда понимаешь, что совсем ничего не знаешь, начинаешь обращать внимание на предметы быта в музеях и на картинах, на описания бытовых процессов в произведениях русских и зарубежных писателей.

Каждая маленькая встреча с предметами старинного быта в книгах, музеях или фильмах надолго остается в памяти ребенка

Каждая маленькая встреча с предметами старинного быта в книгах, музеях или фильмах надолго остается в памяти ребенка. Да и взрослого тоже. Однажды, будучи в гостях в Перми, мы посетили художественную галерею. Маленьким детям не очень интересно было рассматривать картины. В одном из залов мы увидели полотно Василия Максимовича Максимова «Девушка у амбара». Тут пришлось вспомнить сказку «Колобок»: «По амбару помети, по сусекам поскреби». Так вот он, оказывается, какой – этот амбар, вот как выглядит эта хозяйственная постройка. И в нашей семье много-много лет назад, вероятно, были такие же постройки. Многим детям сложно понять и представить, как это может быть «много-много лет назад»? Тут, видимо, не следует углубляться в объемные рассуждения, а стоит выбрать самые простые и понятные слова для немногословного объяснения. Один раз скажем, спустя время еще напомним, найдем в книге нужные подходящие картинки – и постепенно все уложится.

Максимов Василий Максимович (1844–1911). Девушка у амбара. 1874. Холст, масло. Местонахождение – Пермская государственная художественная галерея Максимов Василий Максимович (1844–1911). Девушка у амбара. 1874. Холст, масло. Местонахождение – Пермская государственная художественная галерея

При таком своеобразном время от времени погружении становится очень заметен контраст между нами сегодняшними и нашими предками-крестьянами. Те по образу своей жизни вынуждены были быть людьми созидающими, творящими. Сегодня же подчас назидается и прославляется совершенно противоположное. Но если потреблению различных благ цивилизации учиться не надо, то умению хоть что-то сделать своими руками – этому еще надо поучиться.

Сословия

Конечно, не у всех предки были крестьянами, но у большинства из нас – да. У кого-то в роду были медики, священники, ремесленники, работники железных дорог, лесники, купцы и торговцы, помещики, сотрудники учебных заведений и др. И изучать историю этих сословий тоже интересно. Более того, в таких случаях есть надежда, что можно найти их фотографии и официальную информацию в газетах, официальных документах, книгах и отчетных журналах того времени. А также у краеведов, в местных библиотеках или на многочисленных интернет-ресурсах.

Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода. [Осень 1909 года]. Фото: С. М. Прокудин-Горский Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода. [Осень 1909 года]. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Здесь можно прикоснуться к таким областям жизни, которые крайне сложно представить маленьким детям. Например, жизнь лесника, смотрителя железнодорожной станции или кузнеца. Мы не видим этого, как правило, в повседневной жизни. Особенно в городской. Здесь большим подспорьем могут оказаться

  • физические карты местности (смотрим, где возможно были прадедушкины лесные угодья или дорожная станция, где он был сотрудником или разнорабочим, знакомимся с планом местности, рассматриваем ближайшие реки, дороги, села и города),
  • старинные фотографии (даже не относящиеся именно к нашей семье, но на которых запечатлен тот род деятельности, который нам нужен),
  • художественные картины (на тематических сайтах можно встретить много подборок и по профессиям, и по жанрам, а в музеях подходить к отдельным полотнам, заранее подготовившись),
  • короткие интересные рассказы и даже стихи (Г. Скребицкий, П. Бажов, Е. Пермяк, Д. Ушинский, Л. Толстой, Н. Некрасов, русские народные сказки и др.).

Рассматривая основу любой трудовой деятельности, можно совершить настоящие учебные погружения. При желании и вовлеченности родителя или педагога.

Военное время

При просмотре домашних фотографий можно обратить внимание на военные снимки. И рассказать детям, кто, где и когда на них запечатлен. Медали и военная форма многое могут рассказать о родном солдате или офицере. И это интересно не только мальчикам. Начать можно с фотоизображений и кратких воспоминаний, а продолжить в любом из направлений:

  • интернет-ресурсы (ОБД Мемориал, Память народа, Подвиг народа),
  • детские энциклопедии о военной технике, обмундировании и оружии,
  • изучение военных стягов, орденов и наград, предметов снаряжения,
  • запросы в военно-исторический архив.

Сегодня существуют алгоритмы исследования военного пути солдата, с ними можно ознакомиться на тематических сайтах и форумах.

Исследование военной темы можно приурочить к 9 мая. Посвятить обсуждению военной поры некоторое время в апреле и затем в мае участвовать в акции «Бессмертный полк». Эти народные шествия уже давно стали символом памяти наших воинов. И хотя мы не все и не всегда достойны памяти павших, пусть это будет маленькой каплей нашего долга перед ними. В этот день (и не только) можно посмотреть фотографии, исполнить выученную заранее военную песню всей семьей, покормить птиц, поучаствовать в посадке лесных насаждений (они как раз проводятся примерно в это время) или сделать любое посильное доброе дело в честь своих родных воинов. В детских садах и школах тоже, как правило, уделяется большое внимание этому важному и памятному дню. Эти мероприятия обязательно помогут и родителям, и педагогам еще больше укрепить связующие ниточки между нами сегодняшними и нашими корнями.

Еда

Хлеб – это, конечно, отдельная тема. Его наличию всегда придавалось огромное значение. Много пословиц, сокровищ народной мудрости, сложено об этом продукте.

А многие ли из нас могут сами сделать творог? Сварить сыр? Сбить сливочное масло или выжать подсолнечное? А многие ребята, ввиду возраста, даже пока и примерно не знают, из чего эти повседневные продукты питания изготавливаются и какова технология их приготовления. Поэтому изучение своей родословной, попытка вникнуть в глобальные процессы, прикоснуться к повседневной жизни своих предков – это огромное поле для деятельности, творчества и освоения различных знаний на практике. Это занятие очень объединяет детей и взрослых, позволяет передать опыт, способствует заведению или продолжению традиций.

Попытка прикоснуться к повседневной жизни своих предков – это огромное поле для деятельности и творчества

Сбор и сушка грибов, ловля рыбы – это и сегодня неплохое подспорье, позволяющее разнообразить свой обычный пищевой рацион. К тому же эти занятия – чудесное время прикосновения к природе, воспитание терпения, наблюдательности и усидчивости. Такие часы на свежем воздухе, особенно если родителя позаботятся о плотном и сытном перекусе, на долгие годы остаются в памяти детей. Тут уместно спустя некоторое время прочитать рассказы о природе, рыбалке Г. Скребицкого, Е. Пермяка (особенно «Первая рыбка»), К. Паустовского, В. Бианки и др. Особо увлеченные натуры могут познакомиться с чудесными книгами Дм. Зуева («Времена года», «Дары русского леса») и С. Аксакова («Записки об уженье рыбы»). Эти неторопливые повествования, успокаивающие, гармоничные, очень настраивают на походы в лес, на речку. Их можно читать и перед поездкой, и после нее. Раз наши прабабушки и прадедушки регулярно занимались лесным промыслом, неплохо бы и нам иметь об этом представление. Тем городским ребятишкам, у которых нет возможности близко познакомиться с деревенской жизнью, труднее все это представить. Тут уж на помощь могут прийти регулярные прогулки в лесопарках и вдохновение родителей на получение настоящих практических знаний: и лодкой научиться управлять, и рыбу поймать и приготовить, и съедобные грибы найти и на зиму сохранить.

Хочется привести здесь отрывок из книги Петра Сигунова «Лесное счастье»[3], рассказывающий о том, что для многих «тихая охота» была основным средством заработка. А в некоторых регионах нашей страны и сейчас мало что изменилось.

«Доходный промысел.

Дремучие российские леса способствовали у нас процветанию “тихой охоты” в громадных размерах. Целые семьи с наступлением сезона оставляли дымные избы, навешивали на спины большие глубокие корзины, брали в руки палки для ощупывания груздей под перегноем опавшей листвы и “исчезали” до холодной осени. Эти “лесные люди” жили исключительно сбором грибов. Они строили себе балаганы, шалаши и выходили из чащобы только за тем, чтобы сбыть свой товар скупщикам, поджидающим их на опушке.

Особенно славились богатым промыслом Олонецкая, Вологодская, Ярославская и Костромская губернии. Местом лучших в России боровиков считалось село Белый Никола в девяти верстах от Кинешмы. Длинные караваны телег, нагруженных свежими, солеными и сушеными плодами леса, направлялись осенью из этой маленькой столицы грибного царства к губернским и уездным центрам.

Крестьяне села Белый Никола занимались почти исключительно собирательством. Жили они вольготно и в достатке, ибо за какие-нибудь две недели семья, состоящая из девяти человек (4 взрослых и 5 детей), выручали не менее 200 рублей.

Государство облагало население грибным налогом по 50 копеек с души за сезон. Чтобы представить, как широко было поставлено грибное дело у нас, в России, достаточно указать, что эти гроши приносили казне полмиллиона рублей в год»[4].

Пчеловодство

Атлашкина Елизавета (1879– 1966). Пасека. Холст, масло. 40х51 см. 1926. Местонахождение – Национальный музей Республики Марий Эл им. Тимофея Евсеева Атлашкина Елизавета (1879– 1966). Пасека. Холст, масло. 40х51 см. 1926. Местонахождение – Национальный музей Республики Марий Эл им. Тимофея Евсеева

из наших предков были пчеловодами. Это еще одна из интереснейших областей нашей жизни. Пчелы – удивительные создания. Работая с ними, ухаживая и наблюдая, пчеловод прикасается к некоей тайне, к особому действию создания меда – наиполезнейшего продукта – из цветочного нектара. Здесь можно рассказать и о колодном пчеловодстве, о бортничестве, и о современных ульях. Любопытными как для взрослых, так и для детей могут оказаться видеоролики об этом и даже об ульях в больших пластиковых бутылках. Сегодня развивается и такое направление. Возможно, оно окажется очень перспективным и в плане сохранения пчелиной семьи, и в минимизации болезней пчел и развития патогенной флоры в ульях.

Рассматривание подборок жанровых картин, прочтение познавательных книг (например, Ф. Райхенштеттер, Х.-Г. Деринг «Как живет пчелка»[5] или букинистическое издание «Мед и пчелы» Н. Шабловского[6]), посещение ярмарок, где можно попробовать мед прямо из сот, просмотр видеороликов от современных пчеловодов – такие действия помогут ближе познакомиться еще с одним ремеслом и очень расширить кругозор.

История сегодня

А как сохранить сегодняшнее время? Время бежит стремительно, и вчерашний день – это тоже уже история. Те, кто пытается вести хронологические записи событий в своей семье, делают это по-своему, по-разному.

Как сохранить сегодняшнее время? Один из способов – создание большого плаката формата А2 или А3 с фотографиями за прошедший год

Один из способов, особенно интересных для дошкольника и вообще домочадца любого возраста, – это создание большого плаката формата А2 или А3 с фотографиями за прошедший год. Год может быть календарным или от одного дня рождения к другому. Я распечатывала самые памятные и интересные фотографии и аккуратно наклеивала их на ватман. Если белый цвет фона кажется скучноватым, то бумагу можно предварительно раскрасить, а уж потом клеить. Можно делать такой коллаж отдельно для каждого ребенка и родителей, а можно на всю семью. Здесь могут быть и фотографии из поездок, и встречи с родными, интересные занятия, где ребенок сам своими руками что-то мастерит, памятные события. А в центр можно поместить удачное фотоизображение просто с милой улыбкой.

Некоторые родители каждый год делают фотокнигу. Так, наверное, более долговечно. И на полке могут красиво стоять красочные книги, оформленные в едином стиле. Тут – кому что нравится. Главное – делать это ежегодно. Времени занимает немного, а дарит теплые воспоминания и улыбки. Как же потом спустя годы любопытно и интересно рассматривать эти самодельные плакаты, видеоролики, книги и другие памятные изделия! А если это делать вместе с детьми – выбирать фотографии или видео, печатать/относить в фотоателье, монтировать, наклеивать, обводить, дарить братьям/сестрам/бабушкам, – то память о сохранении значимых событий уходящего года останется надолго. И малышу или школьнику еще интереснее рассматривать то, в изготовлении чего он принимал самое непосредственное участие.

Современный архив может состоять не только из фото- и видеоматериалов. Это могут быть и памятные, дорогие сердцу вещи, поделки, грамоты/медали, камешки и пр. Одной небольшой коробки хватит. Лишь бы там действительно были важные вещи.

А при наличии больших пространств в квартире или деревенском/дачном доме можно создать и небольшой собственный музей. У нас в деревне на отдельной полке в предбаннике есть, например, несколько деревянных колодок для изготовления обуви разных размеров (какая все-таки высокая квалификация была у наших предков), кресало для получения огня (кто из нас сегодня сможет добыть огонь без спичек?), часть прялки, большой кованый ключ и железный угольный утюг. Эти вещи, просто собранные в одном месте, напоминают нам о не таком далеком прошлом, полном ежедневной тяжелой физической непростой работы.

Знакомство с краеведением

Во многих городах есть отличное начинание – составление и издание книг и пособий, рассказывающих именно о данной местности. В «Азбуке Красногорья» (Московская область)[7] перечень достопримечательностей составлен по алфавиту. Изучить достопримечательности Костромы вместе с детьми можно по квест-буку Е. Миронец[8]. Путешествовать по монастырям Москвы помогут «Находилки» от М. Пономаревой[9], с историей Троице-Сергиевой лавры познакомит издание Т. Тимофеевой «Осада»[10]. Можно предположить, что в каждом городе есть подобные книги или пособия. По Тамбову, например, мне очень понравилась рабочая тетрадь для студентов[11]. На ее основе можно выбрать темы для изучения, составить маршруты путешествий. Такие наработки можно использовать как канву для своих исследований, не привязываясь к конкретной местности. То есть тетрадь-то по Тамбову, а ее некоторые вопросы можно смело отнести к любому другому городу.

Сложно оценить, насколько такие издания популярны у детей. Но можно утверждать, что они необходимы всем родителям, воспитателям и педагогам. Для того чтобы кратко и доступно рассказать ребятам любого возраста о городе или поселке, в котором они живут, нужно и самим заранее поинтересоваться, когда он образовался и почему имеет такое название. В честь кого названа та или иная улица и чему посвящен каждый отдельный памятник (если мы время от времени проходим мимо него).

Постепенное изучение родной местности можно начинать с собственного дома и продолжать по обычным маршрутам на занятия, в садик или школу, в дом творчества или поликлинику. Я выросла в маленьком поселке, где, кажется, и посмотреть-то нечего. Домов всего около тридцати. Но и у него есть история:

  • здесь есть и старая водонапорная башня, где мы когда-то лазили с другими детьми (здесь можно обратить внимание на варианты водообеспечения в прошлом, устройство башни);
  • еще небольшой липовый парк с системой прудов и полуразрушенными или перестроенными строениями, оставшимися от бывшей графской усадьбы (здесь, если это уместно и есть интерес, можно кратко вспомнить историю XIX–XX веков, переломные годы; можно рассказать, как сажают деревья и ухаживают за ними, как ведется уход за непроточными прудами);
  • внутри поселка есть обмелевшая речка (учим названия) и плотина на другой реке (схематично или подробно знакомим с устройством плотины);
  • Дом культуры носит имя нашего земляка – работника завода и поэта. Ежегодно здесь устраиваются литературные чтения в его честь с торжественным декламированием написанных им стихотворений и чтением своих собственных (тут можно узнать, что такое рифмы, и попробовать придумать свое стихотворение).

В любом населенном пункте и прилегающей округе обязательно есть какие-то особенности, отличия, не говоря уже о крупных городах, некоторые из которых имеют почти 1000-летнюю историю. Неспешное ее изучение, от малого к большему, постепенно духовно обогащает и взрослых, и детей. Все в жизни очень взаимосвязано, особенно прошлое с настоящим и будущим.

***

В статье кратко изложены некоторые аспекты поиска информации о своих предках и их занятиях. На основе этих ключевых моментов увлеченный родитель или педагог может организовать свое исследование или составить свой план, исходя из возраста детей. Все полученные и найденные знания предлагается подкрепить практическими действиями (поход в музей, тематические экскурсии, выпечка хлеба, посадка деревьев, сев и сбор урожая и пр.), которые помогут

  • познакомиться с некоторыми навыками и усвоить их,
  • освоить некоторые виды деятельности, отдельные из которых сегодня практически забыты.

Изучение истории своего рода и края – это занятие не имеет завершения

Изучение истории своего рода и края – это занятие не имеет завершения. Мы сегодня хоть и живем настоящим, но опираемся на прошлое. Трудно жить без корней.

Большинство наших предков были людьми созидающими. Таковы были и условия жизни. Для выживания, развития и обеспечения автономности нашим ближайшим родственникам еще 100–200 и более лет назад приходилось быть смекалистыми, наблюдательными, творческими и трудолюбивыми. А мы сегодня можем быть созидаюшими?

Ольга Сунцова

22 сентября 2023 г.

[1] Хлебный замес. Марафон по хлебопечению // https://vk.com/hlebnyimarafon

[2] Хлебная книга, Русский лад. – М.: Издательство «Перо», 2023.

[3] Сигунов П.Н. Лесное счастье. Ленинград: Детская литература, 1974.

[4] По К. Серебрякову, из книги 1914 года.

[5] Райхенштеттер Р. Как живет пчелка. Познавательные истории. Издательство Энас-книга, 2020.

[6] Хлебный замес. Марафон по хлебопечению // https://vk.com/hlebnyimarafon

[7] Азбука Красногорья. Красногорск, 2021.

[8] Миронец Е. Интересные прогулки по Костроме. Квест-бук. Кострома, Издательство «КОПИР», 2016.

[9] Пономарёва М. Проект Находилки. Паломничество вместе с детьми // http://project4508863.tilda.ws/

[10] Тимофеева Т.Н. Осада. В глубь веков с 4 «Б», или Как мы узнали об осаде Троице-Сергиева монастыря в XVII веке. Издательство Свято-Троицкая Сергиева лавра (СТСЛ).

[11] Двужилова И.В., Слезин А.А. История Тамбовского края. Рабочая тетрадь для студентов. 2-е изд., Тамбов: Издательство Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Илья24 сентября 2023, 20:18
Отличная статья, много интересных идей!
Татьяна 22 сентября 2023, 10:44
Когда мы 4 года назад приехали жить в деревню, у нас не было электричества. Продукты чтобы не испортились клали в ведро и опускали в колодец, яблоки сушили на печке. Косилки у нас сначала тоже не было. Муж косил косой, а мы траву сгребали. Прокормиться землёй в холодной Тверской области сложно, нужно зарабатывать деньги. И если применять современные технологии, то остаётся больше времени и сил на работу, да и на детей.
Игорь22 сентября 2023, 05:02
Всё это хорошо,но нас скорее всего скушает цифра.Работать на земле и руками тяжело.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×