В Москве, в Центральном Доме работников искусств, открылась выставка «Образы Родины», на которой представлены работы Александра Трофимова (1927–2000) и Андрея Горского (1926–2015).
А.П. Горский «Рассвет над Москвой»
Последние несколько лет принято говорить о поисках национальной идеи, идут дискуссии, какой она должна быть. Творчество Горского и Трофимова – очевидный пример этой самой идеи, деятельно и внутренне понятой, глубоко пропущенной через себя. Это не про лозунги и громкие слова, а про личное и дорогое.
Творчестве Горского и Трофимова – не про лозунги и громкие слова, а про личное и дорогое
Объединила выставка этих мастеров не случайно. Оба – оставившие свой след в российском искусстве уважаемые художники: Александр Трофимов – заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор; Андрей Горский – народный художник России, академик РАХ. Оба – друзья с детства, вместе избравшие путь художника, вместе поступившие в Московскую среднюю художественную школу, уехавшие с ней в эвакуацию в первые годы Великой Отечественной, затем – окончившие МГХИ имени В.И. Сурикова. Они всю жизнь продолжали оставаться друзьями… Но главное (и это понимаешь в том числе на выставке, когда видишь их работы рядом) – они были близки по духу, по отношению к своей творческой задачи, при том, что каждый из них – яркий, самобытный мастер.
Оба художника – продолжатели традиций русской реалистической школы. А русский реализм – это не просто стиль. Глубинно, духовно он связан именно с русской иконой. И поэтому, кстати, так органично смотрится рядом с другими прекрасными работами художников образ Богородицы с Младенцем, написанный Горским с фрески Дионисия: «Интерьер церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, центральная апсида», 1961. Через это иконное видение, через понимание красоты мира Небесного художник смотрит и на мир здешний. И отражает его средствами изобразительного искусства.
А.П. Горский «Интерьер церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, центральная апсида», 1961
Это сохранялось даже тогда, когда все, что связывалось с церковным искусством, находилось под риском уничтожения. Как рассказывает сын Трофимова, художник Дмитрий Трофимов, Александр Сергеевич через всю жизнь пронес болезненное воспоминание из детства – как везли по Москве обломки разрушенного Храма Христа Спасителя…
А.С. Трофимов. «Голубая весна», 1970
Совсем не случайно художники оказались среди организаторов Комиссии МОСХ по охране памятников истории и культуры в середине 50-х годов прошлого века, а также среди тех, кто изо всех сил поддерживал в 1960-х годах идею Золотого кольца России. Причем поддерживали и своими работами: изучали, изображали то, что нужно сохранять, демонстрировали современникам бесценные сокровища, доставшиеся им в наследство.
А.С. Трофимов «Суздаль. Михали. Церковь Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра», 1974
Нам, живущим сейчас, может показаться, что мир уходит из-под ног, все нестабильно… Но ты видишь замечательные работы прекрасных художников, смотришь на даты написания и понимаешь, что писались эти работы в совсем не спокойное время: Великая Отечественная, послевоенные годы и позднее, когда все, связанное с верой, мягко говоря, не приветствовалось. Но от работ художников веет невероятной мощью, им было за что держаться. Значит, и нам есть, и мы сможем, тем более что нам в наследство оставлены такие работы, такое искусство.
Древние памятники не только вдохновляли художников, но и давали силы идти дальше, работать, жить. А еще они смотрели на все не глазами постороннего зрителя. Изображаемое ими – не просто «объекты для творчества», а личное, дорогое, то, за что они чувствовали личную ответственность – сохранить, передать дальше.
Показывая историю в своих работах, художники словно передают ее нам дальше, одновременно уже делая историей и то, что было их современностью.
А.П. Горский «Церковь в деревне Проскурниково», 1947
Творчество Трофимова и Горского – не просто пример русской реалистической школы, а именно – школы московской, с упором на живописность, на цвет, на работу с натуры, на пленэре, со стремлением поймать состояние изображаемого, но при этом сказать, зафиксировать значимое.
А.С. Трофимов «Собор Бориса и Глеба. Кидекша», 1970
Трофимов идет через сиюминутное – к глобальному, говорит не просто о радости момента, а о радости, ценности жизни в целом
У Александра Трофимова во многих работах присутствуют явные черты импрессионизма. В них есть и яркое солнце, и голубое небо, и сияющий золотом купол, ярко охристые деревья («Голубая весна», 1970; «Ясная Поляна. Кочаки. Некрополь Толстых», 1976), есть меняющиеся состояния природы («Ясная Поляна. Вечер на реке Воронке», 1977), контрасты теплого и холодного… Но черты импрессионизма – именно стилистические, внешние. По смыслу он идет через сиюминутное – к глобальному, говорит не просто о радости момента, а о радости, ценности жизни в целом. Даже в, казалось бы, лаконичных и сдержанных (но не по цвету) пейзажах («Собор Бориса и Глеба. Кидекша», 1970).
А.С. Трофимов «Ясная Поляна. Кочаки. Некрополь Толстых», 1976
У Горского в некоторых работах колорит более сдержанный, в традициях, скажем, Александра Серова. Потому нередко он изображает ненастную погоду, и это придает запечатленному на картине величественное звучание («Церковь в деревне Проскурниково», 1947). Есть у него и нестеровское прикосновение к образам старины – в современности («На академической даче им. И.Е. Репина. Галя в березках», 1985).
А.П. Горский «На академической даче им. И.Е. Репина. Галя в березках», 1985
Конечно, оба художника – прекрасные рисовальщики, и это видно, когда смотришь их работы.
Выставка называется «Образы Родины», но я бы сказала, что в итоге создается именно образ Родины, общий, глубокий, прекрасный, разносторонний, но неизменный в самом главном, основополагающем.
А.П. Горский «Без вести пропавший, 1946 год», 1965
То, что выставка открылась на Светлой седмице, придает ей особое значение. Просто как-то точнее понимается, что сами художники, которых уже нет с нами, участвовали в ее открытии. И их искусство – настоящее, живое…
Выставка продлится по 24 апреля 2023 года по адресу: Москва, ул. Пушечная, 9/6, стр.1.