Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи — в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура — отдельная страница в истории изобразительного искусства.
До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных
жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной
крестьянской одежде, тем самым словно приближая
православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих
близких, соседей в контекст Евангельской истории.
Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по
сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская
деревянная скульптура связана еще с языческой традицией.
Но когда смотришь на скульптуры — так не
думается. Перед тобой — стремление мастеров не
создать идола вместо изображения Бога, а увидеть —
как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко
— посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны
суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.
Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.
>Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».
Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) — все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской художественной галереи около
400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из
основателей коллекции — Николай Николаевич
Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший
изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в
основном в северные районы Пермской области, результатом
которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли
погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые
приезжают любители искусства со всего мира.
Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта
Фото Валерия Заровняных.
Фото 1 - Ангел летящий из с. Сиринское
Фото 2 - Собор Архангелов. Из с. Губдор
Фото 4 - Богоматерь г. Пермь. XVIII в.
Фото 5 - Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее
Фото 6 - Положение во гроб. Из с. Нижний Шакшер
Фото 7 - Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы
Фото 8 - Христос в темнице. Из п. Пашия.
"делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям."
Если люди придавали ангелам и херувимам черты своих лиц, то, вероятно, они знали этих ангелов и херувимов в себе самих. Это высшая форма богословия, а не некое "внутреннее побуждение". И это и есть "реальное богословствование" и "реальная иконопись", а не некое "изучение иконописания" у кого-то из мастеров.
Другая не менее странная фраза:
"своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере"
Удивительно просто, как далеки бывают искусствоведы от понимания мистической и внутренней природы Православия. Их взгляд как будто очень внешний, сложнейшая мистическая внутренняя система Христа в темнице тут трактуется как некий "косный уклад жизни". Люди, проникшие в суть вещей, вдруг превратились под пером искусствоведа в людей с "СОБСТВЕННЫМИ(!) понятиями добра и зла". Давно такого не читал, честно.
"В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством"
Искать нужно не в "иконологии", которой нет там и в помине, поскольку в Перми вряд ли многие бывали в Риме, а в сути христанского делания, которое "ВИДИТ". Так и писали иконы раньше, потому, что видели ВНУТРИ себя, а не у кого-то в Риме.
В общем, статья спорная, честно.