Православный календарьПравославный календарь
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.

Пермская скульптура

Как крестьяне видели Бога

Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи — в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура — отдельная страница в истории изобразительного искусства.

До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.

    

Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одеж­де, тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории. Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой традицией. Но когда смотришь на скульп­туры — так не думается. Перед тобой — стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога, а увидеть — как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко — посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.

Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).

Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:

«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.

>Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».

В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».

Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.

Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) — все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.

Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из основателей коллекции — Николай Николаевич Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.

Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта

    

    

    

    

Фото Валерия Заровняных.

Фото 1 - Ангел летящий из с. Сиринское

Фото 2 - Собор Архангелов. Из с. Губдор

Фото 4 - Богоматерь г. Пермь. XVIII в.

Фото 5 - Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее

Фото 6 - Положение во гроб. Из с. Нижний Шакшер

Фото 7 - Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы

Фото 8 - Христос в темнице. Из п. Пашия.

Оксана Головко

Источник: Фома.Ru

19 декабря 2013 г.

Рейтинг: 8.5 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
adres220 декабря 2013, 01:26
Мда. Странных фраз полно.

"делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям."

Если люди придавали ангелам и херувимам черты своих лиц, то, вероятно, они знали этих ангелов и херувимов в себе самих. Это высшая форма богословия, а не некое "внутреннее побуждение". И это и есть "реальное богословствование" и "реальная иконопись", а не некое "изучение иконописания" у кого-то из мастеров.

Другая не менее странная фраза:

"своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере"

Удивительно просто, как далеки бывают искусствоведы от понимания мистической и внутренней природы Православия. Их взгляд как будто очень внешний, сложнейшая мистическая внутренняя система Христа в темнице тут трактуется как некий "косный уклад жизни". Люди, проникшие в суть вещей, вдруг превратились под пером искусствоведа в людей с "СОБСТВЕННЫМИ(!) понятиями добра и зла". Давно такого не читал, честно.

"В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством"

Искать нужно не в "иконологии", которой нет там и в помине, поскольку в Перми вряд ли многие бывали в Риме, а в сути христанского делания, которое "ВИДИТ". Так и писали иконы раньше, потому, что видели ВНУТРИ себя, а не у кого-то в Риме.

В общем, статья спорная, честно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Оксана Головко

Новые материалы

Выбор читателей

×