Свет как явление русского пейзажа

О творчестве художника Николая Третьякова

Николай Николаевич Третьяков, художник Николай Николаевич Третьяков, художник

Мой собственный, субъективный признак оценки произведения изобразительного искусства – когда, впервые взглянув на него, я туда погружаюсь. Вот буквально – посмотришь, и ты уже там на мгновение, уже нет ничего вокруг. И в этот момент не думаю, как написана работа, какими художественными средствами пользуется художник… Осмысление идет уже потом. Если сразу анализ, значит, не легла работа. И какие достоинства ты потом ни отыщешь, анализируя, – все это будет исключительно «от ума», а произведение искусства все-таки лично для меня должно отзываться и в сердце. Стиль и прочее здесь, кстати, совершенно не важны.

Вот работы художника Николая Третьякова – отзываются сразу, начинают звучать внутри тебя, и только потом уже начинаешь думать и про мотивы, звучащие в творчестве, и про продолжение традиций русского пейзажа…

Первое общее впечатление от картин Третьякова – ощущение света. Мягкого, не слепящего и вместе с тем – пронзительного. И это при том, что далеко не всегда он пишет солнечный день. То есть свет в его работах мыслится не только как явление, связанное со временем суток, а как состояние, в принципе присущее русскому пейзажу, независимо от погодных условий и прочего.

«Кижи, конец зимы», 2022 г. «Кижи, конец зимы», 2022 г.

Одна из частых тем, к которой обращается Николай Третьяков, – пейзажи Русского Севера. Художник вспоминает, что впервые попал на Север, когда ему было года два – приехал на берег Белого моря вместе со своим отцом Николаем Третьяковым (в семье традиция – старшего сына обязательно назвать Николаем) – искусствоведом, который научил ценить русское искусство много поколений студентов ВГИКа и МГАХИ им. Сурикова, причем говорил он об этом искусстве именно с точки зрения верующего человека, христианина, не важно, дело происходило в 1970-е, 1980-е, 1990-е годы или в самом начале «нулевых». Своему сыну Николай Николаевич передал умение всматриваться в окружающее, видеть в нем глубинную красоту, отзвуки красоты мира Горнего.

Пейзажи Русского Севера у Третьякова – это прикосновение к неким основам жизни человека

Пейзажи Русского Севера у Третьякова – это прикосновение к неким основам жизни человека. Интересно, что его работы или безлюдны, или люди там маленькие, не главные вроде бы по сравнению с природой или архитектурой. Но они совсем не стаффаж, не изображаются заодно, просто так. И даже если в работах нет человека, они всегда – о людях, живущих и живших на этой земле.

Вот, например, пейзаж «Улица в деревне Кимжа. Март», где изображена Кимжа в Мезенском районе Архангельской области. В центре работы – поклонный крест, сразу обращающий на себя внимание. Этот крест был установлен на том месте, где когда-то стоял дом жительницы деревни, которая проводила на фронт во время Великой Отечественной пятерых своих сыновей. И ни один из них не вернулся…

«Улица в деревне Кимжа. Март», 2022 г. «Улица в деревне Кимжа. Март», 2022 г.

Еще один крест мы видим в работе «Обетный крест на Мезени» (2022): эта картина – напоминание обо всех, кто когда-то ходил в море. «Неслучайно в тех местах существует поговорка ‟Кто в море не ходил – тот Богу не молился”», – замечает художник.

В Кимжу он впервые приехал тоже с отцом, зимой, будучи студентом второго курса института, и настолько был потрясен этим местом, тем, насколько здесь сохранились не просто отдельные строения, а ансамбль целиком, что через полгода приехал уже сам, на летнюю практику. А потом вернулся туда спустя уже почти 30 лет… И увидел, что изменения времени в чем-то печальны (какие-то здания просели, например), а в чем-то очень благотворны – восстановлен храм. Но главное – тем же осталось ощущение величественности пейзажа…

«Обетный крест на Мезени», 2022 г. «Обетный крест на Мезени», 2022 г.

Особенно Николай Третьяков любит писать зиму. Зима подчеркивает ощущение первозданности, реальности пейзажа, стирает ощущение времени. В его работе «Кижи. Март» (2022) памятники архитектуры выглядят не просто талантливо собранными музейными экспонатами, а настоящей живой деревней.

«Ничем не заменишь дыхание жизни», – говорит художник

Третьяков пишет обязательно с натуры, в мастерской может доделать лишь небольшие детали. «Ничем не заменишь дыхание жизни», – говорит художник. Как-то он писал даже при -39 в Костромской области, согревая краски с помощью свечки. В итоге получилась картина «Крещенское утро» (2009) – мягкая по цветовому звучанию, с солнечными лучами, лежащими на сиреневатом снегу, наполненная хрустальной тишиной и покоем.

«Никольский скит на Валааме», 2003 г. «Никольский скит на Валааме», 2003 г.

Очень любит Николай Третьяков изображать Валаам – по его словам, нет места красивее. Он прочитывает его пейзажи как монументальную панораму («Спасо-Преображенский собор на Валааме», 2007), как какое-то личное воспоминание («День Кирилла и Мефодия», 2021), а порой, возвращаясь к одному и тому же месту, чуть иначе расставляет акценты. Так, в работе «Никольский скит на Валааме» (2003) он передает красоту церковной архитектуры, гармонично вписывающейся в окружающее пространство. В работе «Свет Валаама» (2021) – тот же Никольский скит. Но там действительно больше света, больше простора, здесь мы видим характерный для русского искусства (вспоминаются работы Исаака Левитана, и не только) мотив изображения воды, который не просто расширяет пространство картины визуально – оно делает его глубоким смыслово. Бескрайность неба, воды, трепетные деревья на Никольском острове, храм Николая Чудотворца – прекрасный здешний мир, который вновь очень зримо и явно напоминает нам о другом, о прекрасном Горнем мире.

«День Кирилла и Мефодия», 2021 «День Кирилла и Мефодия», 2021

Третьяков нередко изображает храмы на возвышенности – это тоже лейтмотив русского искусства (например, работы Михаила Нестерова). И часто – в удалении. Это не просто топографическая фиксация пейзажа, наиболее правильно выбранная точка композиции и так далее. Храм здесь и как маяк, указатель пути. Причем пути не только вдаль, но и вверх («Гора Голгофа». 2012).

«Вид на Московский Кремль в летний вечер», 2022 г. «Вид на Московский Кремль в летний вечер», 2022 г.

В своих пейзажах Третьяков совмещает величественность (природы, архитектуры) и вместе с тем некоторую камерность. Все его пейзажи соразмерны человеку, они не подавляют его и не растворяют. Внешний мир так же уютен для человека, так же благорасположен нему, как теплое обжитое пространство деревенского дома. В пейзажах Третьякова так же легко «присутствовать», как и в написанных им интерьерах. Художник не раз писал интерьеры деревенского дома, куда летом обязательно уезжает с семьей. Писал своих детей в этих интерьерах, московских детей, которые воспринимаются органичной частью этого не-городского мира. На картине «На Светлой неделе в деревне» (2014) девочка завороженно всматривается в огонь в печи, так же, как всматривались ее сверстницы и 100, 200, 300 лет назад… Эта работа перекликается с картиной «Бабушкины сказки» Валентина Сидорова (2007) – трогательным образом детства, тем, что все это – про настоящее тепло и настоящую жизнь.

«На Светлой неделе в деревне», 2014 г. «На Светлой неделе в деревне», 2014 г.

«Дети, настоящие то есть дети, то есть дети людей, должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своем, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут», – писал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя».

Вот чего не встретишь среди работ Третьякова – так это московских городских пейзажей. За исключением Кремля. Современный урбанистический пейзаж не интересует художника. И не потому, что современный, а потому, что дисгармоничный, слишком уводящий от Вечности в профанную сиюминутность… А вот красоте Кремля художник не перестает удивляться. Он писал и продолжает писать его с разных ракурсов, снаружи и внутри. «Вид на Московский Кремль с Москвы-реки», 2003, «Вид на Соборную площадь Московского Кремля», 2004, «Теремной дворец Московского Кремля», 2010. И всегда художник изображает не просто историю, и уж тем более категорически не реконструирует прошлое. Он пишет живую жизнь, наше настоящее, которое просто неразрывно связанно с прошлым, составляет с ним единое целое. Такой подход дает возможность художнику прикасаться уже и к другой категории – категории Вечности. Потому ее отзвук присутствует практически во всех работах Николая Третьякова.

«Теремной дворец Московского Кремля», 2010 г. «Теремной дворец Московского Кремля», 2010 г.

О художнике:

Николай Третьяков родился в 1962-м г. В Москве. В 1985-м г. окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. В 1992–1996-м стажировался в студии творческой живописи Российской академии художеств под руководством академиков А.П. Ткачева и С.П. Ткачева. Работы художника находятся в собрании Российской академии художеств, Липецком областном Художественном музее и в частных собраниях.

Оксана Головко

8 февраля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Голос воробья во вселенском хоре Голос воробья во вселенском хоре
Марина Бирюкова
Голос воробья во вселенском хоре Голос воробья во вселенском хоре
Что такое творчество?
Марина Бирюкова
Творчество – это чудо, которое творит с тобою, грешным и несовершенным, Творец «небу и земли».
Художник Дмитрий Белюкин: «Имею честь принадлежать к когорте художников-реалистов» Художник Дмитрий Белюкин: «Имею честь принадлежать к когорте художников-реалистов» Художник Дмитрий Белюкин: «Имею честь принадлежать к когорте художников-реалистов» Художник Дмитрий Белюкин: «Имею честь принадлежать к когорте художников-реалистов»
Сама Русь, словно бесконечная, неодолимая временем река, плывет на выставке Дмситрия Белюкина от холста к холсту, проникая в сердце смотрящего.
«Мир Третьяковых всегда был обжит и одушевлен» «Мир Третьяковых всегда был обжит и одушевлен»
Памяти Николая и Ирины Третьяковых
«Мир Третьяковых всегда был обжит и одушевлен» «Мир Третьяковых всегда был обжит и одушевлен»
Памяти Николая и Ирины Третьяковых
Такие люди – это всегда целый мир, Вселенная – здесь можно жить, спасаться. У них, несмотря ни на какие габариты тесных советских квартир, было всегда очень просторно. Дышалось легко – это был воздух свободы.
Комментарии
Ольга18 февраля 2023, 20:56
Потрясяюще светлые картина
Яна (Jana W)12 февраля 2023, 15:26
Спаси Вас Господи!
H11 февраля 2023, 01:30
Потрясающе красиво! Божией помощи талантливому художнику Николаю!
Любовь 8 февраля 2023, 08:50
Спаси Господи! Какое чудо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×